Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере как магистральное направление Союзного строительства

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» на портале #Добрососедство мы продолжаем публиковать материалы, направленные на развитие добрососедских правовых отношений в юридической сфере России.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной материал, который предоставил наш постоянный автор, профессор, доктор юридических наук Морозов Павел Евгеньевич о политике в социально-трудовой сфере в Союзном государстве  Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

 

Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере как магистральное направление Союзного строительства

Большое значение для развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь имеют 28 согласованных программ интеграции.

Особо хотелось бы обратить внимание на 28 магистральное направление Союзного строительства-«Проведение согласованной политики в социально-трудовой сфере», которое  подразумевает, прежде всего,  «выработку единых подходов по гармонизации законодательства в части трудовых отношений».

Следует отметить, что трудовое законодательство РФ и РБ отличаются в этом вопросе, ввиду чего целесообразно найти общий подход.

Суть  различий состоит в следующем.

По Трудовому кодексу РФ( ТК РФ)  отношения предмета трудового права подразделяются на трудовые и иные непосредственно связанные с ними.

Градации трудовых отношений на индивидуальные и коллективные в ТК РФ нет

В свою очередь, по Трудовому кодексу РБ( ТК РБ)  трудовые отношения подразделяются на  индивидуальные и коллективные, чего нет в ТК РФ.

Дело здесь заключается в том субъектом индивидуальных трудовых отношений является работник, а коллективных – коллектив работников, профсоюз, объединение работодателей.

Полагаем, что  общий подход будет состоять в том, чтобы либо признать в Союзном государстве существование индивидуальных и коллективных трудовых отношений по примеру Республики Беларусь либо отказаться от подобной классификации по примеру Российской Федерации.

В ТК РФ  имеется определение трудовых отношений( статья 15): «Трудовые отношения- отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором»

В данной дефиниции нет никакого упоминания о коллективных трудовых отношениях; сами по себе трудовые отношения носят исключительно индивидуальный характер.

В Трудовом кодексе Республики Беларусь указывается, что представительные органы работников и нанимателей как стороны коллективных трудовых отношений вправе участвовать в коллективных переговорах и выступать инициатором коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению соглашения или коллективного договора (статья 356).

Кроме того, каждая сторона коллективных трудовых отношений имеет право направить другой стороне письменное требование о проведении коллективных переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, которые другая сторона обязана начать в семидневный срок.

Таким образом, представляется, что для достижения целей 28 интеграционной программы требуется найти общий подход к пониманию трудовых отношений.

 

Морозов П.Е., профессор, доктор юридических наук

Вернуться назад Версия для печати