Совершенствование законодательства: Вопросы теории и практики

Тезисы к семинару: «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции мигрантов в современной России» в МДН

 В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» на портале #Добрососедство мы продолжаем публиковать материалы, направленные на развитие добрососедских правовых отношений в юридической сфере России.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной документ, который предоставил наш постоянный автор, профессор, доктор юридических наук Морозов Павел Евгеньевич «Совершенствование законодательства: вопросы теории и практики», который он предоставил к семинару: «Столичная реальность и миграционное законодательство», который прошел в Московском доме национальностей 24 сентября 2021 г. в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции мигрантов в современной России»,

Материалы о семинаре были размещены на сайтах:

 Московского педагогического государственного университета:

- http://mpgu.su/anonsyi/seminar-migracionnaja-politika-i-voprosy-adaptacii-i-integracii-migrantov-v-sovremennoj-rossii/

- http://mpgu.su/novosti/specialisty-mpgu-organizovali-obsuzhdenie-migracionnoj-realnosti-zakonodatelstva-i-adaptaciju-detej-priezzhih/ ;

Московского дома национальностей

https://mdn.ru/report/seminar-stolichnaya-realnost-i-migratsionnoe-zakonodatelstvo-v-ramkah-proekta-migratsionnaya-politika-i-voprosy-adaptatsii-i-integratsii-migrantov-v-sovremennoj-rossii ;

Государственного университета управления

https://guu.ru/news_ru/96439/

Международного альянса Трудовая миграция

http://ialm.ru/news/srmz/

 Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ.

17 ноября 2020 года был принят Приказ ФАДН России N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации", в котором формулируется, что в сфере кадровой политики рекомендуется обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной миграционной политики, в соответствии с профессиональным стандартом специалиста в сфере национальных и религиозных отношений, утвержденным приказом Минтруда России от 2 августа 2018 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в сфере национальных и религиозных отношений".

Сущность данного вопроса состоит в следующем.

В Законе г. Москвы от 22.10.2008 N 50 (ред. от 16.12.2020) «О муниципальной службе в городе Москве» нет никаких указаний на необходимость применения профессиональных стандартов, что мы рассматриваем как существенный недостаток данного нормативного правового акта, который требует своего исправления.

По нашему мнению, все определяется теорией вопроса, которая также оказывает влияние и на Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в этом нормативном правовом акте также отсутствует упоминание о профессиональном стандарте).

В чем причина?

В науке трудового права и науке муниципального права нет единого подхода к правовому статусу муниципального служащего.

Так, первая точка зрения состоит в том, что муниципальный служащий не является работником, так как осуществляет служебную деятельность, которая отличается от трудовой деятельности работника. Главное отличие - реализация своих обязанностей в рамках муниципальной службы. Иными словами, сторонники этого подхода считают, что нельзя приравнивать служебную деятельность к трудовой деятельности.

Данная концепция, в принципе, и отражена в Федеральном законе от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Законе г. Москвы от 22.10.2008 N 50 (ред. от 16.12.2020) «О муниципальной службе в городе Москве».

Следовательно, профессиональные стандарты в сфере муниципальной службы не могут применяться.

Вместе с тем, все не так однозначно. Дело в том, что муниципальный служащий заключает трудовой договор, а, следовательно, по Трудовому кодексу РФ является работником, ввиду чего к его деятельности может быть применён профессиональный стандарт (вторая точка зрения).

Полагаем, что требуется внести поправки в Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.05.2021) "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закон г. Москвы от 22.10.2008 N 50 (ред. от 16.12.2020) «О муниципальной службе в городе Москве», указав в них, что деятельность муниципального служащего может регулироваться и профессиональными стандартами.

Морозов П.Е., профессор, доктор юридических наук

Вернуться назад Версия для печати