Мигрантов предлагают лишать родительских прав за отказ учить детей

Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев предложил лишать родительских прав мигрантов, которые не отдают своих детей в школу. «Вообще-то у родителей кроме прав есть обязанности, они должны обеспечить своих детей образованием. Если в России принято, что все дети имеют образование, то они должны это сделать, если нет, то, извините, на мой взгляд, вплоть до лишения родительских прав», – сказал Фадеев по итогам рабочей поездки в Калужскую область.

Инициативу обсуждают наши эксперты и читатели.

 Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Согласно Семейному кодексу те родители, которые уклоняются от выполнения своих обязанностей, могут быть лишены родительских прав. Это уклонение может выражаться в отсутствии заботы о здоровье, развитии и обучении ребенка. С точки зрения законодательства эта норма распространяется и на граждан России, и на иностранных граждан, проживающих на нашей территории. Согласно статье 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются теми же правами и несут те же обязанности, что и граждане России. Исключение составляют случаи, установленные федеральными законами или международными договорами. Несовершеннолетние иностранцы в качестве отдельной категории не выделяются, поэтому права и законные интересы детей защищаются независимо от гражданства. Право на образование в нашей стране также гарантировано независимо от национальности, языка и происхождения. Получение общего образования согласно Конституции является обязательным.

Если ребенок не ходит в школу, то родителей могут привлечь к ответственности. Но чаще всего речь идет об административном штрафе. Лишение родительских прав – это крайняя мера, которая применяется редко, в исключительных случаях и только по решению суда. Ведь согласно Конституции материнство, детство и семья в России находятся под защитой государства. Список оснований, по которым лишают родительских прав, установлен Семейным кодексом. Но даже они не всегда становятся основанием для положительного решения суда. Поэтому теоретически лишать родительских прав мигрантов, не обучающих детей, можно и на основании действующего законодательства. Однако на практике это маловероятно без изменений в миграционном законодательстве.

 Евгений БУНИМОВИЧ, заслуженный учитель России, председатель Комиссии по образованию Московской городской Думы:

– Что мне кажется важным в этом заявлении – что изменилась психология в обществе. Раньше я всеми силами добивался, чтобы детей мигрантов брали в школы, потому что не все школы хотели это делать. А сейчас речь о другом. Но неизменным остается то, что все дети должны учиться, а родители несут за это ответственность. Я только совершенно не понимаю, почему здесь разделяются граждане страны и мигранты. Если ребенок не учится, не идет в школу, то все равно, из семьи мигрантов он или из семьи граждан России. Органы опеки должны заняться этим вопросом, поставить эту семью на внимательный учет и помогать. Нужно сделать так, чтобы дети в школу ходили.

Хочу сказать, что есть отдельные страны, например Германия, где кроме ограничения родителей в правах есть специальная позиция ограничения прав в области образования. И здесь нет никакой разницы между гражданами страны и детьми мигрантов.

И еще я считаю, что лишение родительских прав – мера абсолютно исключительная. Главная задача органов опеки – прежде всего помогать, контролировать, а не замещать собой прокуратуру.

 Геннадий САРАЕВ, уполномоченный по правам ребенка в Карелии:

– Согласно Конвенции о правах ребенка, Конституции России, Закону «Об образовании в РФ» все дети имеют право на образование, это не свобода выбора родителя – отправить в школу или нет! Это бесспорное право, за соблюдением которого стоит государство. В случае если родители ребенка по какой-то причине лишают его этого права, они должны быть привлечены к ответственности, и не важно, граждане они России или трудовые мигранты, временно находящиеся со своими семьями в нашей стране. Право ребенка должно быть защищено, а любой находящийся на территории России должен знать, что будет привлечен к ответственности за нарушение прав детей.

 Елена БАЧЕВА, сопредседатель Большого семейного совета Пермского края:

– Конечно, закон есть закон. И не важно, ты гражданин России или мигрант, дети твои должны учиться, получать образование. Но лишение родительских прав использовать нужно в крайнем случае. Эти люди едут к нам не от хорошей жизни. В чужой стране тяжело и взрослому, а каково ребенку?..

На мой взгляд, не стоит спешить наказывать родителей-мигрантов за то, что их дети не ходят в школу. Надо прежде всего выяснить причины. Порой у ребенка нет приличной одежды, его одолевает страх при мысли переступить порог незнакомого учреждения. Незнание языка осложняет обучение.

В зарубежной практике такие дети обучаются в обычном классе, но рядом с ними находится переводчик. Если у ребенка проблемы со здоровьем – еще и социальный работник, плохо адаптируется к новой среде – присутствует психолог. В нашей стране нет такой возможности. Поэтому, прежде чем спрашивать и наказывать, необходимо создать соответствующие условия, при которых ребенок родителей-мигрантов получит не только хорошее образование, но и полюбит нашу страну, сохранит на всю оставшуюся жизнь самые добрые впечатления от ее людей. А в перспективе, возможно, даже прославит новую Родину своими успехами и достижениями.

 Татьяна РАССОЛОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №1 Великих Лук, Псковская область:

– Я против того, чтобы родителей лишали родительских прав из-за того, что дети не ходят в школу. Если родители не алкоголики и не наркоманы, не ведут асоциальный образ жизни, как можно отобрать у них детей, а детей лишить семьи?!

Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети маленькие, ничего не понимают, что они быстро все забудут, ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути, только стараться не думать о том, что с ними случилось.

Это искалеченные судьбы. Решать проблему надо по-другому. В Законе «Об образовании в РФ» есть и семейное образование. Каждый случай индивидуален, необходимо разбираться и оказывать помощь, разъяснять таким родителям все, что необходимо.

 Ольга Н., учитель русского языка и литературы, Воронеж:

– Считаю, что отлучать ребенка от родителей можно только в самом крайнем случае. Если из-за того, что родители не отдают ребенка в школу, отбирать у них детей, будет только хуже и для родителей, и для самих детей. Они вырастут обозленными, разочарованными, может быть, даже решат мстить всему миру за свое несчастное детство. Зачем идти на такое? На мой взгляд, с родителями надо работать. В цивилизованном обществе другого пути нет, надо разговаривать, убеждать, стараться повлиять на таких родителей, возможно, даже как-то простимулировать их, чтобы они ассимилировались в наше общество, раз уж приезжают к нам жить.

 Ольга Т., преподаватель, Великий Новгород:

– Семь лет назад я прописала у себя семью мигрантов и сама устроила их ребенка в школу и поликлинику. Сделала это из милосердия, сейчас у этой семьи все хорошо. Вопрос о непосещении учебных заведений детьми мигрантов очень сложный. Причин у этого явления может быть много: проблемы с пропиской, даже временной, задержка в оформлении вида на жительство, невысокий уровень знания мигрантами русского языка. Но есть и такие родители, которые намеренно не отдают детей учиться, являясь уже гражданами нашей страны. Нужно информировать родителей уже на уровне миграционных служб, что лишение родительских прав и изъятие ребенка из семьи, если он не посещает школу, происходит на основании законов РФ, и это применимо не только к мигрантам, а ко всем жителям нашей страны.

В таком случае родители нарушают право ребенка на получение образования. Конечно, для временного ограничения родительских прав и тем более их лишения нужны веские причины. И такие случаи бывают: ребенок живет в будке сторожа и недоедает, проводит время на стройплощадке с отцом, мерзнет, не учит язык, не получает медицинскую помощь. Вопрос об ограничении или лишении родительских прав родителей независимо от того, как они стали жителями нашей страны, должен решать суд, рассматривая каждый случай отдельно.

 Алевтина Д., учитель русского языка, Нижегородская область:

– Проблема обучения детей мигрантов, особенно недавно приехавших и не адаптированных, на мой взгляд, стоит очень остро. И я как учитель вижу, насколько она актуальна даже для нашей школы. О столичных и говорить нечего. Нет программы обучения, нет программы адаптации и мягкого вхождения семей в социум. Отнимать детей у родителей – это дикость! К нам просто никто не поедет из страха потерять детей. Надо родителям помогать, нужны специалисты вроде тех, которые работают в европейских и Скандинавских странах. Только такой подход обеспечит успешное решение больной проблемы.

https:

Вернуться назад Версия для печати