Заключение на Указ В.Путина «Об обеспечении межнационального согласия»
Россия

В первые же дни своего президентства Владимир Путин подписал ряд указов, касающихся самых разных аспектов социально-экономической жизни страны. 

Одним из них стал Указ «Об обеспечении межнационального согласия», включающий следующие основные постановления: 

- подготовка предложений об образовании при Президенте Российской Федерации совета по межнациональным отношениям; 

- разработка стратегии государственной национальной политики Российской Федерации; 

- подготовка согласованных с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в т.ч. по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень «100 книг»); 

- разработка комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу; 

- введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов; 

- подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации. 

В самом деле, ситуация с межнациональными отношениями в России очень напряженная. Высок уровень ксенофобии, активизировались экстремистские националистические группы разного толка. Регулярно приходят сообщения об убийствах и избиениях мигрантов. Издается огромное количество шовинистической литературы, способствующей усилению межнациональной и межрелигиозной розни. Неурегулированность миграционной политики, большое количество нелегальных мигрантов, отсутствие мер адаптации мигрантов — все это повышает напряженность в отношениях местного населения с мигрантами. 

Указ Президента направлен на разрешение этих проблем, и, как результат, на улучшение межнационального климата в стране. Не вызывает сомнений необходимость образования при Президенте Российской Федерации совета по межнациональным отношениям и разработки Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Межнациональные отношения – необычайно важный вопрос, от которого в конечном итоге зависит будущее многонационального российского федеративного государства. Их совершенствование и лечение застарелых болезней межнациональной политики требует принятия системного комплекса мер в самых разных сферах: в законодательстве, в миграционной политике, в образовании, в правоохранительной системе, в местном самоуправлении. Соответственно, в решении этих вопросов должны принять участие самые разные ведомства. 

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В настоящее время все федеральные и местные ведомства, занимающиеся вопросами межнациональной политики, действуют разобщенно, нередко принимая взаимоисключающие решения. Стратегические цели и задачи межнациональной политики не определены; вопросы решаются, исходя из сиюминутных нужд, часто по принципу срочного "затыкания дыр". Единый Совет по межнациональным отношениям и единая Стратегия государственной национальной политики призваны скоординировать работу различных ведомств, способствовать разработке разных аспектов межнациональной политики, исходя из единого стратегического плана, обеспечить системность решаемых задач». 

Постановление о подготовке перечня "100 книг" для самостоятельного изучения школьниками, несомненно, направлено на решение той же задачи – через литературу, историю, духовный опыт разных поколений воспитать у школьников взаимопонимание в межнациональных отношениях. Однако этот пункт поднимает слишком много вопросов. В существующей концепции предполагается, что школьники будут читать эти книги самостоятельно и вопросы по ним будут включены в экзамены. Но кто и по каким критериям будет определять, какие произведения войдут в обязательную программу, а какие предназначены для самостоятельного чтения? Ведь выбор книг – дело очень субъективное. Особенно спорным представляется новое положение, зафиксированное в постановлении – о привлечении религиозных организаций к составлению перечня книг. Естественно, Русская православная церковь предложит включить ряд книг по христианской тематике или проникнутой христианским духом. Не означает ли обязательное чтение таких книг в средней школе вмешательством церкви в дела государства, от которого она отделена? Далее, ведь тогда имеют право рекомендовать книги для прочтения католики, иудеи, протестанты, буддисты, мусульмане. Ясно, что всех этих книг школьники прочесть не смогут – не спровоцирует ли это конфликт между религиозными организациями? Да и нужно ли вообще привлекать религиозные организации к составлению перечня книг? И что понимается под "общественными организациями"? Они могут исповедовать совершенно разную идеологию, и школа, опять же, может стать полем битвы между ними. 

Очевидна необходимость разработки перечисленных в Указе Президента мер по предупреждению межнациональных конфликтов, которые уже подчас приобретают массовые и опасные формы. Новым в Указе является требование разработки мер по "пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу". Безусловно, многие криминальные группы сформированы по национальному признаку, и это обстоятельство является немаловажным для оперативно-следственной работы, предупреждения и раскрытия преступлений. С другой стороны, излишнее педалирование этнической принадлежности преступников создает негативное отношение населения к данной этнической группе, повышает уровень межрелигиозной напряженности. Чтобы избежать этого, ранее неоднократно предлагалось даже избегать упоминания в прессе национальности преступников. Но шила в мешке не утаишь, и представляется, что излишняя щепетильность в данном случае может пойти только во вред. Другое дело, что населению надо прививать культуру, разъяснять простейшие вещи: в любом народе встречаются преступники, и по преступной группе нельзя судить об этносе в целом. 

Вызывает полемику введение экзамена по истории России для трудящихся-мигрантов. Если введение экзаменов по русскому языку и основам законодательства РФ может быть оправдано, так как связано непосредственно с жизнью и деятельностью мигрантов на территории РФ, то зачем им изучать историю России, не ясно – тем более, что при общем кризисе образования и науки подавляющее большинство коренных россиян сами практически ничего не знают про историю России. И как справедливо полагают эксперты, введение экзамена лишь резко усилит коррупцию – малообразованные эмигранты, плохо знающие русский язык, с экзаменом по истории уж точно будут иметь большие проблемы, и все дело закончится взятками преподавателю. Еще больше вызывает критику оговорка о необязательности сдавать экзамен высококвалифицированному специалисту – им знать историю России необязательно, а вот строителям и сантехникам почему-то – обязательно. 

Наконец, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации – требование бесспорное, но требующее одновременно выполнения целого ряда условий по облегчению регистрации, создания надлежащих условий для труда и жизни легальных мигрантов. 

В целом указ Президента представляется своевременным и важным, но по ряду пунктов требует дальнейшей серьезной проработки.

Директор МБПЧ Александр Брод

 

- подготовка согласованных с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в т.ч. по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения (перечень «100 книг»);

- разработка комплекса мер, направленных на совершенствование работы органов государственной власти Российской Федерации по предупреждению межнациональных конфликтов, включая создание эффективных механизмов их урегулирования и проведение системного мониторинга состояния межнациональных отношений, а также на активизацию работы по недопущению проявлений национального и религиозного экстремизма и пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу;

- введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов;

- подготовка проектов нормативных правовых актов, направленных на усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации.

В самом деле, ситуация с межнациональными отношениями в России очень напряженная. Высок уровень ксенофобии, активизировались экстремистские националистические группы разного толка. Регулярно приходят сообщения об убийствах и избиениях мигрантов. Издается огромное количество шовинистической литературы, способствующей усилению межнациональной и межрелигиозной розни. Неурегулированность миграционной политики, большое количество нелегальных мигрантов, отсутствие мер адаптации мигрантов — все это повышает напряженность в отношениях местного населения с мигрантами.

Указ Президента направлен на разрешение этих проблем, и, как результат, на улучшение межнационального климата в стране. Не вызывает сомнений необходимость образования при Президенте Российской Федерации совета по межнациональным отношениям и разработки Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. Межнациональные отношения – необычайно важный вопрос, от которого в конечном итоге зависит будущее многонационального российского федеративного государства. Их совершенствование и лечение застарелых болезней межнациональной политики требует принятия системного комплекса мер в самых разных сферах: в законодательстве, в миграционной политике, в образовании, в правоохранительной системе, в местном самоуправлении. Соответственно, в решении этих вопросов должны принять участие самые разные ведомства.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «В настоящее время все федеральные и местные ведомства, занимающиеся вопросами межнациональной политики, действуют разобщенно, нередко принимая взаимоисключающие решения. Стратегические цели и задачи межнациональной политики не определены; вопросы решаются, исходя из сиюминутных нужд, часто по принципу срочного "затыкания дыр". Единый Совет по межнациональным отношениям и единая Стратегия государственной национальной политики призваны скоординировать работу различных ведомств, способствовать разработке разных аспектов межнациональной политики, исходя из единого стратегического плана, обеспечить системность решаемых задач».

Постановление о подготовке перечня "100 книг" для самостоятельного изучения школьниками, несомненно, направлено на решение той же задачи – через литературу, историю, духовный опыт разных поколений воспитать у школьников взаимопонимание в межнациональных отношениях. Однако этот пункт поднимает слишком много вопросов. В существующей концепции предполагается, что школьники будут читать эти книги самостоятельно и вопросы по ним будут включены в экзамены. Но кто и по каким критериям будет определять, какие произведения войдут в обязательную программу, а какие предназначены для самостоятельного чтения? Ведь выбор книг – дело очень субъективное. Особенно спорным представляется новое положение, зафиксированное в постановлении – о привлечении религиозных организаций к составлению перечня книг. Естественно, Русская православная церковь предложит включить ряд книг по христианской тематике или проникнутой христианским духом. Не означает ли обязательное чтение таких книг в средней школе вмешательством церкви в дела государства, от которого она отделена? Далее, ведь тогда имеют право рекомендовать книги для прочтения католики, иудеи, протестанты, буддисты, мусульмане. Ясно, что всех этих книг школьники прочесть не смогут – не спровоцирует ли это конфликт между религиозными организациями? Да и нужно ли вообще привлекать религиозные организации к составлению перечня книг? И что понимается под "общественными организациями"? Они могут исповедовать совершенно разную идеологию, и школа, опять же, может стать полем битвы между ними.

Очевидна необходимость разработки перечисленных в Указе Президента мер по предупреждению межнациональных конфликтов, которые уже подчас приобретают массовые и опасные формы. Новым в Указе является требование разработки мер по "пресечению деятельности организованных преступных групп, сформированных по этническому принципу". Безусловно, многие криминальные группы сформированы по национальному признаку, и это обстоятельство является немаловажным для оперативно-следственной работы, предупреждения и раскрытия преступлений. С другой стороны, излишнее педалирование этнической принадлежности преступников создает негативное отношение населения к данной этнической группе, повышает уровень межрелигиозной напряженности. Чтобы избежать этого, ранее неоднократно предлагалось даже избегать упоминания в прессе национальности преступников. Но шила в мешке не утаишь, и представляется, что излишняя щепетильность в данном случае может пойти только во вред. Другое дело, что населению надо прививать культуру, разъяснять простейшие вещи: в любом народе встречаются преступники, и по преступной группе нельзя судить об этносе в целом.

Вызывает полемику введение экзамена по истории России для трудящихся-мигрантов. Если введение экзаменов по русскому языку и основам законодательства РФ может быть оправдано, так как связано непосредственно с жизнью и деятельностью мигрантов на территории РФ, то зачем им изучать историю России, не ясно – тем более, что при общем кризисе образования и науки подавляющее большинство коренных россиян сами практически ничего не знают про историю России. И как справедливо полагают эксперты, введение экзамена лишь резко усилит коррупцию – малообразованные эмигранты, плохо знающие русский язык, с экзаменом по истории уж точно будут иметь большие проблемы, и все дело закончится взятками преподавателю. Еще больше вызывает критику оговорка о необязательности сдавать экзамен высококвалифицированному специалисту – им знать историю России необязательно, а вот строителям и сантехникам почему-то – обязательно.

Наконец, усиление административной и уголовной ответственности за нарушение требований миграционного законодательства Российской Федерации – требование бесспорное, но требующее одновременно выполнения целого ряда условий по облегчению регистрации, создания надлежащих условий для труда и жизни легальных мигрантов.

В целом указ Президента представляется своевременным и важным, но по ряду пунктов требует дальнейшей серьезной проработки.

www.antirasizm.ru

Вернуться назад Версия для печати