Как трудовую миграцию изменил коронавирус?

Вопросы миграционной политики ЕАЭС, в контексте внедрения новых правовых положений и цифровизации процессов по развитию единого рынка труда обсудили участники онлайн конференции: «Работа без границ: Новые особенности трудовой миграции  стран  ЕАЭС», прошедшей на дискуссионной онлайн площадке Клуба региональных экспертов КР «Пикир».

Было отмечено, что трудовая миграция играет важную роль в поддержании общественно-политической и социально-экономической стабильности Кыргызстана, как и ряда других стран. Однако, пандемия коронавируса, начавшаяся в начале 2020 года, в значительной мере повлияла  на процессы трудовой миграции, в том числе оказав и положительное воздействие, послужив импульсом для пересмотра подходов к рынку труда Евразийского экономического союза.

Как отметил сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков, за январь-май этого года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го объем денежных переводов трудовых мигрантов в Кыргызстан увеличился на 41 процент, что, по мнению эксперта, связано в первую очередь с увеличением числа авиарейсов из республики в Россию, на которую приходится большая часть трудовых потоков из республики.

- Процессы трудовой миграции не просто стабилизировались, но и перешли в новую реальность. Думаю, это связано с тем, что российская сторона пошла навстречу кыргызским властям. На уровне президентов и премьеров были достигнуты договоренности по увеличению числа авиарейсов. В этом году Россия расширила авиасообщение с КР, нарастив число полетов. Несмотря на третью волну коронавируса, кыргызстанцы могут приобретать билеты в Россию, пользуясь удобным приложением «Путешествую без COVID-19», что является одной из важных наработок Евразийской экономической комиссии. Кроме того, сегодня у кыргызстанцев фактически нет конкуренции со стороны граждан других стран ЦА. И важную роль в этом играет не только участие республики в ЕАЭС, но и фактор русского языка, которым кыргызстанцы хорошо владеют. Благодаря этому, многие наши трудовые мигранты, не смотря на локдауны в крупных городах РФ весной прошлого года, не просто находили себе работу, но и могли выбирать, где им выгоднее работать, - отметил эксперт.

По его словам, снижается уровень нелегальной миграции: одним из факторов, который снизит нелегальную миграцию, стал запуск проекта «Работа без границ», который позволяет людям через смартфон искать работу в странах ЕАЭС.

Первый секретарь посольства КР в РФ Акылбек Абдылдаев подчеркнул, что проект «Работа без границ» является важным шагом в совершенствовании миграционных процессов в рамках системной работы, которая проводится в ЕАЭС.

- К принятию этого проекта страны ЕАЭС шли с 2019 года. В Кыргызстане он также рассматривался на стадии его проработки. Целью проекта, в котором задействованы национальные системы пяти стран евразийской интеграции, является создание поисковой системы для получения доступа к информации о вакансиях и многого другого, - отметил дипломат.

Более подробно о сервисе «Работа без границ» рассказал помощник председателя коллегии ЕЭК Мирлан Омуралиев.

- Подготовка проекта велась в течение года, его официальный запуск во всех странах союза состоялся 1 июля 2021 года. Основной его целью мы ставили оказание содействия ускорению процессов свободного передвижения трудовых ресурсов в рамках ЕАЭС, расширение возможностей поиска работы для граждан союза, как и возможностей поиска персонала на свободные рабочие места и вакантные должности для работодателей. Т.е. внедрение цифровых инструментов должно вывести взаимодействие на рынке труда ЕАЭС на новый уровень, - сообщил представитель ЕЭК.

По его словам, важной особенностью проекта является то, что у соискателей появляется возможность получения информации о вакантных должностях, как внутри своей страны, так и за ее пределами – во всех пяти странах ЕАЭС.

- Вся информация, предоставляемая сервисом, сертифицирована. Сервис предлагает только проверенные вакансии, которые проходят предварительную идентификацию через уполномоченную организацию, которая являясь оператором внутри стран союза, может удалённо сконтактироваться и проверить всю информацию. Также предусмотрены мероприятия по созданию сервисов в рамках цифровой системы не только по трудоустройству граждан, но и их дальнейшему сопровождению. Это будет целая экосистема, где уже запущенный проект, будет лишь одной ее частью. Предусматривается  появление новых пользовательских сервисов, например, таких как электронный трудовой договор. Также предусмотрена информационная поддержка пользователей и применение искусственного интеллекта для аналитики этих вещей, - рассказал Мирлан Омуралиев. 

В свою очередь депутат ЖК КР Евгения Строкова отметила, что какие бы условия не создавали для трудовых мигрантов в рамках ЕАЭС, миграционные проблемы должны решаться, прежде всего, внутри стран исхода.

-  Я всегда стою на том, что миграционная политика начинается не за пределами, а внутри каждой страны. Наше нынешнее руководство во время выборов обещало, что за два года мы не просто уменьшим, а практически ликвидируем миграцию. Но, к сожалению, я пока не вижу абсолютно никаких изменений. Рынок труда у нас по-прежнему «мёртвый». И меня очень беспокоят выступления некоторых моих коллег, которые предлагают расширять список стран для трудовой миграции, чтобы наши люди могли работать не только в России или Казахстане. Это выглядит, как будто мы хотим превратить свою страну в инкубатор для обеспечения поставок трудовой силы в другие страны, - подчеркнула парламентарий.

Она также высказалась по поводу массовой драки между мигрантами из стран Центральной Азии, произошедшей 12 июля в Москве возле станции метро «Кузьминки».

- Я считаю, что вина за конфликт между кыргызскими и таджикскими мигрантами полностью лежит на руководстве и Кыргызстана, и Таджикистана. Власти двух стран, преследуя исключительно свои личные интересы, не решают политические вопросы, тем самым вовлекая в страшный негатив, во взаимную ненависть друг к другу два народа, которые веками жили рядом, - добавила Евгения Строкова.

О положении задержанных за драку в Москве кыргызстанцев рассказала сотрудник посольства КР в РФ Жаркынай Галиева.

- Участвовавшие в ней граждане были подвергнуты административному аресту на 15 суток, сейчас они содержатся в специальных приёмниках. Решение относительно их дальнейшего пребывания в России будет принимать российская сторона. Посольство принимает все необходимые меры, чтобы оказать им помощь и поддержку. На эту неделю у нас назначено посещение задержанных кыргызстанцев. В данное время нами ведутся переговоры относительно их дальнейшего нахождения на территории России, т.к. здесь они находятся под нашей защитой, - сообщила она. 

Представитель посольства также дала информацию, относительно граждан Кыргызстана, находящихся в России нелегально. 

- Сегодня на территории России нелегально находится некоторое количество граждан Кыргызстана. На заседании ассамблеи СНГ 16 апреля этого года первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой сказал о том, что их около 115 тысяч. Пока вопрос их депортации не рассматривается, потому что указом президента РФ им предоставлена возможность до 30 сентября этого года обратиться в территориальные отделы МВД РФ по миграции и легализовать свой статус. Сейчас посольством Кыргызской Республики в Российской Федерации ведётся работа информационно-разъяснительного характера с тем, чтобы эти граждане смогли воспользоваться такой превосходной возможностью, - добавила Жаркынай Галиева.

В свою очередь руководитель экономической группы посольства РФ в КР Ренат Аглиуллин отметил, что Россия нуждается, прежде всего, в трудящихся, с высокой квалификацией свободно владеющих русским языком, поэтому у трудящихся из Кыргызстана больше возможностей для трудоустройства в РФ.

- Сервис «Работа без границ» позволит упростить процесс трудоустройства, сделает его более прозрачным и надежным, и позволит повысить мобильность граждан в рамках ЕАЭС, и снять сохраняющиеся ограничения. Несмотря на то, что пандемия и связанные с ней вынужденные ограничительные меры серьезно повлияли на возможность людей выезжать за пределы своего государства, сегодня есть основания полагать, что перемещение граждан на пространстве ЕАЭС будет восстанавливаться, чему способствует вакцинация, а также запуск программы «Путешествуем без COVID», - отметил дипломат.

Тот факт, что, несмотря на принятие инициатив по переходу на цифровые платформы, страны ЕАЭС не добились основной задачи – уравнять по основополагающим заложенным при создании союза принципам граждан, осуществляющих деятельность на территории любого из пяти государств, с правами граждан этих государств для создания единого рынка труда, отметил эксперт совета по вопросам миграции при спикере ЖК КР Улан Шамшиев.

- Существует много факторов – разность в доходности и емкости экономики, в экономическом потенциале всех стран и т.д. Поэтому сколько бы мы ни говорили о том, что каждое из государств на национальном уровне старается снизить уровень миграции, приостановить отток трудоспособного населения репродуктивного возраста, эти процессы будут продолжаться. И наша задача – создать комфортные условия для пребывания наших граждан, обеспечить защиту их прав и интересов, создать паритет, чтобы прием иностранных рабочих для принимающих стран был экономически выгодным, в то же время гражданам было выгодно и безопасно осуществлять трудовую деятельность, - подчеркнул эксперт.

Он также обратил внимание, что сегодня трудовая миграция включает целую сферу предпринимательской деятельности – институт посредничества.

- Проблемы в этом направлении невозможно решить только лишь на уровне двусторонних договоренностей. Мы сейчас разрабатываем законопроект по регулированию деятельности таких объектов на территории Кыргызстана. Но решение этих задач бессмысленно без достижения консенсуса с принимающей стороной. На пространстве ЕАЭС ключевым игроком выступает Россия, поэтому необходимо учитывать мнение госорганов, субъектов экономической деятельности с российской стороны, т.е. эти задачи нужно решать совместно. Тем более, что миграция затрагивает не только экономические аспекты, но и вопросы безопасности, трансграничных процедур, общественного, межнационального и межэтнического взаимодействия. В ЕАЭС принимаются решительные меры по упрощению определенных процедур, но зачастую к трудовой миграции применяются только экономические регуляторы, что не совсем правильно, - добавил Улан Шамшиев.

Говоря о Кыргызстане, он подчеркнул, что сегодня структура трудовой миграции из республики – это поставка низкоквалифицированной рабочей силы, и изменить ее хотя бы до уровня средней квалификации в ближайшие пять лет вряд ли получится.

- Сегодня наша основная задача выработать рабочие и действенные механизмы, которые позволят изменить данное положение дел, - добавил эксперт.  

К теме не экономических факторов трудовой миграции в своем выступлении обратился и  доцент кафедры политологии и политического управления факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ, кандидат политических наук Михаил Бурда.

- Нужно нивелировать риски межнационального, межкультурного общения, потому что менталитет российской молодежи и молодых людей из стран Центральной Азии, которые составляют основную массу трудовых мигрантов, очень сильно отличается. Считаю, что нужно проводить разъяснительную работу в рамках предподготовки мигрантов, прежде всего,  в странах исхода. Но и в России нужно предпринимать действия с целью повышения адекватного восприятия культуры и обычаев приезжающих граждан, чтобы россияне перестали негативно относиться к внешним мигрантам. И с точки зрения восприятия мигрантов в обществе, и сточки зрения привлечения их к трудовой деятельности необходимо уходить от дифференциации, не должно быть дискриминационных моментов. Но, вместе с тем, и приезжающие должны помнить, что «в чужой монастырь со своим уставом не лезут», поэтому они тоже должны проявлять лояльность и разделять определённые правила, которые существуют в российском обществе, - уверен эксперт. 

О том, что сегодня Россия интенсивно модернизирует миграционное законодательство во многих отношениях, в том числе в области контроля и учета, рассказала экономист, заведующая сектором Центра постсоветских исследований НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова (Москва) Елена Кузьмина.

- У России есть потребность в трудовых мигрантах, и это показал коронавирус. Хотя в наших СМИ больше говорилось, например, о строителях или рабочих в сфере сельского хозяйства, я соглашусь, что есть очень большая потребность в специалистах высокой квалификации. Когда мы говорим о Кыргызстане, речь тоже не идет только о строителях или работниках сферы услуг. Я могу сказать по своей районной поликлинике, что примерно треть врачей там — люди с кыргызскими фамилиями, - сказала эксперт.

Она сообщила, что на данный момент на общественное обсуждение вынесен предложенный МВД законопроект, касающийся процессов миграции, в том числе и в части трудовой миграции.

- В документе предлагается определить три вида пребывания: краткосрочное, долгосрочное (свыше 90 дней) и постоянное. Также предпринимаются попытки создать электронный документ мигранта, что упростит как контроль миграции, так и возможности работы для трудовых мигрантов на территории России.  Это позволит вывести из тени определенную часть людей, которые прежде не могли этого сделать. При обсуждении темы трудовой миграции нельзя забывать о детях и молодежи. Она отметила, что с 1 сентября в России вносятся изменения в законодательство по образованию, в том числе связанные с учебой граждан стран ЕАЭС в РФ, где им предоставляются определенные послабления и большие возможности, - подчеркнула Елена Кузьмина.

Продолжил тему член Общественного совета при МВД России, доктор политических наук, профессор Государственного университета управления Владимир Волох.

- Подготовленный Министерством внутренних дел РФ проект федерального закона, касающийся порядка въезда и пребывания иностранных граждан в России, который заменит закон «О правовом положении иностранных граждан», касается не только трудовой миграции, но большой блок в нем посвящен именно этому направлению. Без современных цифровых коммуникаций невозможно эффективно управлять процессом миграции, в том числе и трудовой, поэтому предусматривается, что будет создан электронный кабинет работодателя, электронный кабинет самого работника, где будут собраны все необходимые данные, которые позволят во многом уйти от нелегальной миграции. Задача вносимых изменений – сделать правовое поле миграции понятным всем сторонам, а не только специалистам, - отметил эксперт.

Он также обратил внимание на необходимость развивать механизмы организованного набора, подчеркнув, что это направление в будущем должно стать одним из ключевых в сфере трудовой миграции.

- На сегодняшний день у России подписано два межправительственных соглашения об оргнаборе – с Узбекистаном и Таджикистаном. Я полагаю, что сегодня, в условиях выхода из ситуации угрозы коронавирусной инфекции, это направление должно стать основным, т.к. имеет массу преимуществ, прежде всего потому, что позволяет мигрантам заранее знать, к какому работодателю они едут, какими будут их условия труда и быта и т.д., - подчеркнул Владимир Волох.

Он также отметил значимость указа президента РФ о продлении до 30 сентября этого года, так называемой, миграционной амнистии.

- Многие правозащитные организации правильно оценили этот шаг, как гуманитарный, т.к. он дает мигрантам неурегулированным правовым статусом возможность в течение этого времени его урегулировать, потому что до бесконечности такая ситуация не может продолжаться, - напомнил профессор.

По его словам требует пристального внимания и вопрос о правовом положении детей мигрантов.

- На последнем заседании совета при президенте России по межнациональным отношениям я отметил, что в ряде случаев правовое положение детей мигрантов в российском законодательстве не всегда урегулировано, и этот пробел нужно исправить. Президент РФ Владимир Путин дал поручение соответствующим органам провести работу в этом направлении, учитывая, что вопросы, связанные с правовым положением детей мигрантов, крайне важны, - добавил Владимир Волох.

На проблемы детей мигрантов обратила внимание и  экс-замминистра образования КР, эксперт по гуманитарным вопросам Умутхан Тыналиева.

- По данным МВД РФ, в 2020 году на территории страны зафиксировано пребывание более 800 тысяч несовершеннолетних иностранных граждан, при этом в систему российского школьного образования включены только около 140 тысяч детей. Учитывая данную проблему, президент Владимир Путин дал поручение соответствующим ведомствам  провести учет находящихся в России детей иностранных граждан. Также он поручил определить оптимальное соотношение числа учащихся вместе граждан России и иностранцев, которое будет способствовать адаптации последних и при этом  не навредит эффективности учебного процесса. Т.е. была поставлена задача при комплектовании групп в детсадах и классов в школах, исключить преобладание детей иностранных граждан в общеобразовательном учреждении, - напомнила эксперт.

По ее словам, в России маловероятно появление школ, полностью укомплектованных детьми мигрантов, т.к. в отличии от городов США и Западной Европы в российских городах нет так называемых «гетто» или анклавов, где преобладает население мигрантов с низким социальным статусом.

- На мой взгляд, реализацию данного поручения президента России можно отнести к реализации программы « Работа без границ», с одной стороны, цифровой учет детей мигрантов дает реальную статистику, и соответственно контроль, с другой стороны, открывает доступ к образованию, независимо от финансовых возможностей мигрантов. Сегодня детей мигрантов, особенно в РФ можно рассматривать как часть образовательной миграции, и в дальнейшем как потенциальных абитуриентов в российские вузы с возможным потенциалом высококвалифицированных специалистов на российских предприятиях. Поэтому проблема доступа и получения качественного образования для детей мигрантов в РФ в этом году определена как функция государства, - сказала Умутхан Тыналиева. 

О том, что трудовые мигранты не являются конкурентами для россиян на рынке труда России, рассказал председатель комиссии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Юрий Московский.

- Общее число иностранных трудящихся в России до пандемии составляло 2,3 млн человек, сейчас их примерно 1,7 млн человек. Можно посчитать, сколько это в процентах по отношению к общему числу трудящихся – это примерно 1,2%, а в некоторых городах и того меньше. В Москве порядка 600 тысяч человек легально работающих иностранных граждан, во время пандемии к ним добавились порядка 68 тысяч иностранных студентов вузов, которым разрешили работать. Есть еще и нелегально работающие, которые либо вообще не оформляются, либо по договору получают одну, а фактически другую зарплату, не платя при этом налоги, но такая же ситуация наблюдается и с российскими гражданами, - отметил эксперт.

По его словам, за последние 15 лет ситуация с миграцией значительно изменилась, и хотя постепенно решаются те или иные вопросы, сохраняется масса других проблем, которые, однако, не стоит преувеличивать, равно, как и преуменьшать. 

- России нужны иностранные трудовые мигранты, но и эти страны исхода нуждаются в рынке труда России. Мы-то справимся с дефицитом, но приостановление миграции из стран ЦА приведет к социальной катастрофе в этих странах. Некоторые эксперты говорят, что они, мол, поедут работать в Южную Корею или Турцию, или еще куда-то. Но это проще сказать, чем сделать. Да идет борьба за трудовые ресурсы, но и борьба за рабочие места идет. Поэтому тут интерес обоюдный, а потому и проблемы нужно решать в двустороннем порядке, а не перекладывать их друг на друга, - подчеркнул Юрий Московский.

Говоря об изменениях российского миграционного законодательства, он обратил на необходимость устранить норму, по которой за два административных правонарушения следует выдворение иностранного гражданина из России.

- Эту норму нужно отменить, потому что это наносит вред и России, и двусторонним отношениям, и людям. Наказание за преступление должно соответствовать самому преступлению, это азбука юриспруденции, - добавил эксперт. 

В свою очередь эксперт по вопросам миграции из Кыргызстана Джами Аширов расширил список проблем отсутствием нормального взаимодействия между трудовыми мигрантами и работодателями.

- Сейчас много говорится о том, что есть дефицит кадров, но при этом строительные компании не всегда этично и правомерно относятся к иностранным рабочим. Не редко встречаются случаи, когда работодатель не выплачивает рабочим зарплату. 78% мигрантов встают на юридический учет в фирмы-однодневки. Изменилось законодательство, у мигрантов требуют ИНН и СНИЛС (Страховой номер индивидуального лицевого счёта), при этом налоговая служба не выдает ИНН, потому что компании, где работают иностранные граждане, зачастую не платят налогов. Начало цифровизации выявляет много проблем, решение которых потребует длительного времени, - отметил Джамип Аширов.

По наблюдениям политолога из Нижнего Новгорода Павла Данилова, сегодня трудовые мигранты работают не только на низкоквалифицированных позициях.

- Все мигранты разные во всех отношениях, и в личностных, и в профессиональных, и в плане подхода к работе, разные отрасли, где люди пытаются занять себя. Как правило, кыргызстанцы выигрывают конкуренцию в связи со знанием русского языка, но есть среди них и те, кто вообще не знает русского языка. Я заметил, что люди, которые не хотят ассимилироваться, которые остаются в своих анклавах, что на мой взгляд, является проблемой, не имеют какого-то профессионального роста и развития. Те же, кто готов интегрироваться в российское общество, добиваются успеха, - уверен эксперт.

О миграционной ситуации в Казахстане рассказал руководитель ОФ «Мир Евразии» (Казахстан) Эдуард Полетаев.

- У нас существует определенная проблема в миграционной статистике, она у нас «плавает», поэтому сложно проанализировать, сколько граждан иностранных государств находятся на территории Казахстана. По данным на январь 2021 года, в нашей стране находились около 35 тысяч граждан из Кыргызстана, около 200 тысяч из Узбекистана, и 15 тысяч из Таджикистана. Гражданам ЕАЭС не требуется разрешение на работу в Казахстане, для остальных зарубежных специалистов определяются квоты, сейчас их число снизилось на 40%. Сейчас по квотам работают около 15 тысяч иностранцев – в основном это экспаты, высокооплачиваемые специалисты на совместных предприятиях, из них 25% граждане Китая, - рассказал эксперт.

При этом он отметил, что Казахстан – это не только страна приема мигрантов, но и страна экспорта трудовых ресурсов, объемы которого с каждым годом растут.

- До пандемии Казахстану была присуща, так называемая, маятниковая миграция. Граждане из приграничных с Россией населенных пунктов выезжали работать в Российскую Федерацию вахтовым методом, или же находились на российской территории в течение рабочей недели, а на выходные возвращались к себе домой, что не позволяло точно отражать их в статистике. Сейчас, в связи с закрытием границ, это направление миграции очень пострадало. Я полагаю, что в ближайшие несколько лет у нас обострится проблема безработицы, и Казахстан присоединится к Клубу центральноазиатских государств, экспортирующих свою рабочую силу за рубеж. Сейчас же растет зарубежная миграция, например, в несколько раз увеличились потоки в Южную Корею, - добавил Эдуард Полетаев.  

Продолжил тему другой казахский эксперт Шавкат Сабиров, который отметил, что власти Южной Кореи даже вынуждены применять специальные меры к казахстанским нелегалам. Эксперт также обратил внимание на непрекращающийся отток граждан из Казахстана.

- Порядка 70 тысяч выпускников школ ежегодно выезжают в Россию для учебы, большинство из них получает российское гражданство и не возвращается назад, - сказал он. 

При этом он считает, что пандемия коронавируса отдалила страны ЕАЭС друг от друга, продемонстрировав, например, разность в уровне цифровизации. 

- Возьмем для примера процессы, связанные с вакцинацией. В Казахстане  паспорт вакцинации был запущен в сервисе электронного правительства, т.е. каждый, кто получил прививку, получает электронный сертификат, который в той же России не принимается, т.е. казахстанцам даже вакцинированным «Спутником V» необходимо сдавать ПЦР-тест, чтобы въехать в РФ. Максимум, что сегодня могут предложить россияне Казахстану с нашим уровнем цифровизации, это приложение «Путешествуй без COVID», в котором можно просканировать ПЦР код, что с точки зрения уровня цифровизации в РК, больше похоже на издевательство. Что касается Кыргызстана, там документ о вакцинации – это вообще листок бумаги, на котором данные о вакцинации написаны от руки, - добавил Шавкат Сабиров.

На еще один немаловажный вопрос трудовой миграции, касающийся освещения в средствах массовой информации, обратила внимание профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Института РАНХиГС при президенте РФ, главный редактор журнала «Вопросы национальных и федеративных отношений», доктор политически наук Шукран Сулейманова.

- Необходимо, чтобы межнациональные, межконфессиональные и миграционные вопросы нужно правильно освещать, чтобы они были эффективными. Нужно доносить до аудитории, что мигранты – такие же люди. Для мигрантов важно, чтобы их знакомили с законами и традициями страны въезда не только по приезду, но и до их выезда из своей страны. В этом плане также велика роль местных СМИ, - уверена эксперт.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

pikir-klub.kg

Вернуться назад Версия для печати