Давно вынашиваемые Казахстаном планы увеличивать экспортные перевозки нефти в обход России и Белоруссии остаются в лучшем случае планами. И это объективно. Издавна налаженные маршруты через РФ и РФ-Белоруссию – трубопроводные, железнодорожные с примыкающими к ним портами – обеспечивают минимальные эксплуатационные, экономические издержки, как и минимальные политические риски. Тем самым укрепляются именно совместные позиции России и Казахстана на общемировом рынке нефти. Что подтверждается и двусторонним соглашением о продолжении долгосрочного сотрудничества в транспортировке нефти, подписанным в ходе визита Владимира Путина в Астану в конце ноября.
Между тем казахстанская сторона, учитывая политический климат в отношениях Запада с РФ, периодически анонсирует те же планы по обходу РФ. Министр энергетики страны Алмасадам Саткалиев заявил в конце ноября, что «существует заинтересованность в постепенном увеличении объемов поставок казахстанской нефти в направлении трубопровода Баку – Тбилиси – турецкий порт Джейхан». Причем нефтетранзит здесь «может вырасти с 1,5 млн тонн сейчас до 20 млн т в год». Однако казахстанский министр предусмотрительно поясняет: это произойдет «по мере увеличения добычи в стране», но в какие же сроки – не уточняет.
Нефтяной сегмент в стоимости казахстанского экспорта – без учета нефтепродуктов – не менее 40%. В обозримой перспективе снижения этой планки не предвидится. Поэтому долгосрочная надежность, расстояние и экономическая выгодность транзитных/экспортных маршрутов имеют стратегическую значимость для Астаны (как и для всех стран-нефтеэкспортеров). А эти критерии характерны, прежде всего, для традиционных маршрутов.
В казахстанском Минэнерго недавно подвели итоги 10 месяцев с. г. по экспортной транспортировке нефти. Оказалось, что не менее 80% ее объема проходит через Россию (и РФ-Белоруссию), и по имеющейся информации ощутимого сокращения этого объема не запланировано. Более того: планируется нарастить нефтяной транзит – в основном трубопроводный – через терминалы Ленинградской области, что частично осуществляется.
Так, по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) – через Новороссийск перекачено около 46,3 млн тонн. В 2022-23 гг. заявлялось, что 10 и даже 15% КТК-объема намечено переориентировать в ближайшие годы на нефтепроводы Баку-Тбилиси-порт Супса (Грузия) и Баку-Тбилиси-Джейхан. Чего не произошло, по крайней мере, к настоящему времени. А перекачка казахстанского сырья через Супсу не возобновляется с 2022 г.
При этом Казахстан планирует частично перенаправлять «новороссийский» транзитный объем не к портам Грузии или Турции, а к балтийскому порту РФ Усть-Луга. По информации главы департамента по транспортировке АО «КазТрансОйл» Абая Бейсембаева, это «планируется в случае ухудшения ситуации в акватории Черного моря». По ряду неофициальных данных, периодически транзит на Усть-Лугу уже реализуется.
По участку Атырау – Самара перекачено до 7,2 млн тонн, затем этот объем включился в нефтепроводы к нефтяным портам РФ в Ленинградской области (Усть-Луга, Приморск, Высоцк). И к артерии «Дружба» – в направлении на Германию через Белоруссию – Польшу. Точнее, в восточную Германию было направлено 1,2 млн тонн: в 2025 году ожидается перекачка по этой артерии не менее 1,5-1,7 млн тонн при запросе со стороны Германии примерно в 2,5 млн. тонн.Ещё пример: морская (каспийская) транспортировка нефти из порта Актау достигла 3,1 млн тонн, но 65% из них отправлено в порт Махачкала (с последующей доставкой к Новороссийску и балтийским портам РФ). При том что в турецкий Джейхан ранее планировалось направить до 2,2 млн тонн в текущем году. Госэнергетическая компания Азербайджана (SOCAR) сдерживает стремление Казахстана сократить транзит нефти через Россию. Не столько из-за недостаточной мощности нефтепроводов через Азербайджан-Грузию, сколько потому, что казахстанское сырье содержит высокую долю серы. Это снижает эксплуатационную надежность трубопроводов, что, по оценке Reuters (29 ноября с. г.), «тоже ограничивает усилия Астаны снизить зависимость от транзита через РФ».
Примечательно также, что пока нет официальных данных о транзите казахстанской нефти (по Каспию, затем по железной дороге) через Батуми в текущем году, хотя с 2008 г. владелец батумского нефтетерминала – АО «КазТрансОйл».
Более того: казахстанская нефть – опять же через РФ – по «Дружбе» перекачивается и в Чехию, хотя официальные данные об этих объемах пока не озвучиваются Москвой, Астаной и Прагой. Чешский премьер Петр Фиала еще в конце апреля 2023-го, обращаясь к Касым-Жомарту Токаеву, заявил вполне предметно, что «Казахстан является очень важным поставщиком нефти в Чехию, потому имеются большие возможности для сотрудничества в этой сфере». Пояснив, что «нам необходимо повысить собственную энергобезопасность, а ваша нефть может стать ключевым фактором для решения этой задачи».
Отметим также, что по-прежнему отсутствует риск вторичных санкций Запада против Астаны за взаимосвязи с РФ и Белоруссией по нефтетранзиту. Этот фактор подтверждает высокую заинтересованность западных «партнеров» в казахстанской нефти, подчеркнем, независимо от маршрутов ее перевозки. Тем более что, по официальным казахстанским данным, свыше 60% объема казахстанского нефтеэкспорта, включая КТК-поставки, приходится (в целом) к настоящему времени на Турцию и на участвующие в антироссийских-антибелорусских санкциях Италию, Испанию, Нидерланды, Румынию и Францию.
Словом, для экспортных поставок казахстанской нефти ее транзит через Россию (и частично через Белоруссию) имеет бессрочную стратегическую значимость. Так что периодические декларации Астаны о предстоящей переориентации этого продукта на обходные маршруты предназначены, скорее всего, для соблюдения баланса «многовекторности».
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться