Россия и Оман на пути к стратегическому партнерству

В 2023–2024 гг. в отношениях Султаната Оман и Российской Федерации произошли значительные позитивные изменения, что позволяет охарактеризовать этот период как прорывной в развитии двустороннего взаимодействия. На фоне поворота России «на Восток» и введения односторонних санкций со стороны западных стран, Маскат становится для Москвы потенциальным стратегическим партнером. Уже сейчас можно констатировать, что связи между двумя государствами приобретают стратегический характер. В свою очередь, Россия для Омана становится важным элементом в реализации диверсификации внешней политики султаната и укреплении его многовекторного подхода.

Конечно, не должно быть иллюзий по поводу сохранения тесных отношений Омана с рядом западных государств, прежде всего с США и Великобританией, но зависимость от них не стоит переоценивать. Пекин и Нью-Дели давно стали ключевыми торговыми партнерами Маската, с которыми наращивается также военно-политическое взаимодействие, уравновешивающее западное влияние в стране. В текущих условиях оно продолжает снижаться ускоренными темпами, особенно на фоне событий в Газе, которые вызвали резко негативную реакцию среди подавляющего большинства оманцев не только в отношении Израиля, но и в отношении Запада в целом. Данная ситуация существенно отличается от положения в соседних государствах Персидского залива, где антизападные настроения также присутствуют, но не получили столь широкого распространения.

Великобритания, прежде важный партнер Омана, должна быть обеспокоена в связи с заявлением анонимного официального представителя султаната о том, что поддержка Соединенными Штатами израильской операции в Газе с октября 2023 г. превратила «Великобританию в одну из самых ненавистных стран в мире» для простых оманцев наряду с США.

Обреченность на многовекторность

Многовекторный подход Омана отражает трансформацию внешнеполитических приоритетов султана Хайсама бен Тарика, который стремится более последовательно выстраивать «незападный» вектор развития внешней политики Маската, несмотря на давление Вашингтона, Лондона и Брюсселя. Однако это нельзя назвать исключительно современной тенденцией оманской политики, Маскат и ранее был нацелен на проведение более самостоятельного внешнеполитического курса, что имеет глубокие исторические корни.

Оман представляет собой уникальное государство, единственную страну в мире с доминирующим ибадитским населением. Именно ибадизм, третье и отдельное от суннизма и шиизма направление ислама исповедуют представители правящего дома, политическая и религиозная элита султаната. Этот фактор предопределяет необходимость выстраивания особых отношений как с суннитскими и шиитскими соседями, с которыми исторически существовали напряженность и конфликты, так и поиска баланса в отношениях с ведущими мировыми державами, включая европейские страны, США, Китай и Индию.

Так, вопреки расхожим стереотипам, как уже подчеркивалось выше, в Омане широко распространены антибританские настроения, в основе которых лежит не только современная война в Газе, но также историческая память о войне между Султанатом Маскат, который поддерживали британские войска, и Имаматом Оман, теократическим государством ибадитов во внутренних районах страны, который был уничтожен Маскатом при помощи британцев в 1958 г. Тогда британские бомбардировщики и подразделения SAS сыграли решающую роль в победе султаната над имаматом, после чего страна получила название Султанат Оман.

Оман еще при правлении предыдущего султана Кабуса бин Саида стремился диверсифицировать свои связи в области безопасности, несмотря на сохранение тесных контактов с Лондоном и Вашингтоном. Так, во время войны в Дофаре против марксистских повстанцев в 1970-е гг. султан неожиданно для британцев, на тот момент главных союзников Маската, пригласил в страну императорские иранские войска. В 1970-е гг. политика шаха Ирана Мухаммада Резы Пехлеви стала вызывать растущее недовольство США и Великобритании, особенно в связи с его амбициями занять их место в качестве региональной державы. В этот период 65-я иранская воздушно-десантная бригада неожиданно прибыла в Оман и оказала помощь королевской оманской армии в подавлении коммунистического восстания в Дофаре. Это решение султана Кабуса было направлено на снижение зависимости страны от британской и американской военной помощи. В результате иранские императорские войска остались в Омане после подавления мятежа.

Однако после исламской революции 1979 г. отношения Ирана и Омана ухудшились, а иранские «коммандос» покинули султанат. В этот период султан Кабус стремился найти новые точки опоры в регионе, включая сближение с режимом Саддама Хуссейна в Ираке, который претендовал на региональное лидерство, развязав войну с Ираном. В 1980 г. Оман был готовы заключить с Ираком военный пакт и разместить иракскую военную базу. При этом предполагалось, что иракские самолеты и вертолеты будут ее использовать для ударов по танкерам с иранской нефтью и иранским базам на островах в Ормузском проливе. Однако утечка информации сорвала эти планы, и западные партнеры Омана оказали давление на султана, вынудив его отказаться от соглашения, несмотря на прибытие иракских военных в султанат.

Несмотря на временное потепление отношений с Израилем, примером чего стал визит премьер-министра Б. Нетаньяху в Оман, Маскат занял одну из наиболее жестких пропалестинских и антиизраильских позиций среди всех арабских государств Персидского залива в контексте событий в Газе. Это сопровождалось серьезным охлаждением в отношениях Омана с Западом как с основным спонсором израильской агрессии. В частности, верховный муфтий Омана шейх Ахмад бин Хамад аль-Халили открыто выражал поддержку ХАМАС, называя его бойцов моджахедами, а если речь шла о погибших, то шахидами, в то время как Израиль — «агрессорами и оккупантами», для борьбы с которыми, по словам муфтия, должен объединиться весь исламский мир. Его поддержка также распространялась на союзников ХАМАС — Иран, «Хезболлу» и «Ансар Аллах». Он был единственным представителем стран Персидского залива, который публично выражал соболезнования не только убитым лидерам ХАМАС, но и погибшему в результате израильского удара генеральному секретарю Хезболлы Хассану Насралле. Халили написал в посте в социальной сети X, что он также поддерживает «джихад хуситов» и призвал «весь братский йеменский народ сплотиться вокруг этого великого религиозного принципа в поддержку угнетенных и преследуемых наших братьев [в Палестине]».

Верховный муфтий — не единственный высокопоставленный деятель Омана, который заявлял о геополитических сдвигах и критически высказывался о политике стран Запада. На встрече в Москве в декабре 2023 года наследный принц Омана Зиязин бин Хайсам Аль-Саид заявил о поддержке позиции президента России Владимира Путина в отношении необходимости создания нового, справедливого мирового порядка, свободного от доминирования Запада и двойных стандартов в экономических отношениях.

Таким образом, Оман давно пытается «играть в свою игру», выстраивая собственные региональные альянсы, которые могли бы уравновесить как арабских суннитских соседей, так и западное влияние, а заодно шиитский Иран. Поэтому в стране могут одновременно появляться британские и китайские военные объекты, а Маскат может позволить себе проводить военные учения с США, Ираном, Китаем и Россией, прежде поддерживать тайные связи с Израилем. Несмотря на обвинения со стороны США в содействии поставкам оружия хуситам, Оман закрыл свое воздушное пространство и порты для использования западными союзниками в операциях против движения «Ансар Аллах» в январе 2024 г.

При правлении султана Хайсама бен Тарика Оман продолжил укреплять взаимодействие с Россией, Китаем и Ираном, стал теснее сотрудничать со своими соседями — Королевством Саудовская Аравия, Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром, в том числе в тех сферах, которые и определяют политику этих государств как многовекторную и национально ориентированную.

Наиболее показательна позиция Султаната по вопросу специальной военной операции на Украине. На вопрос французской газеты Le Figaro, «совершили ли русские ошибку», глава МИД страны Бадр бен Хамад бен Хамуд Аль-Бусаиди ответил: «Мы этого не говорим, иначе мы бы застряли в обвинениях, что не позволит нам двигаться к прекращению этой войны». Также в отличие от своих соседей, Маскат воздержался от участия в т. н. «саммите мира», который состоялся в 2024 г. в Швейцарии.

Об интенсификации контактов между Россией и Оманом в период проведения СВО свидетельствует первый с 2016 г. визит главы МИД России Сергея Лаврова в Маскат и визит его коллеги из Султаната в Москву в июле 2023 г., который проходил в рамках переговоров «Россия — Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива (ССАГПЗ)». В сентябре 2023 г. в Маскат прибыла российская делегация во главе с тогдашним секретарем Совета безопасности России Н. Патрушевым, в нее входили как представители силовых ведомств, так и Госкорпорации «Росатом» и Центробанка. В декабре того же года Москву посетил наследный принц султаната, министр спорта Зиязин бен Хайсам Аль-Саид, встретившись с президентом России Владимиром Путиным. В мае 2024 г. в Москве по приглашению Совета Федерации побывал председатель Госсовета Омана Абдулмалик Аль Халили. В июне Оман стал страной — почетным гостем Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), где присутствовала его представительная делегация. В сентябре 2024 г. состоялся официальный визит Председателя Консультативного совета Султаната Оман Халеда бен Хиляля Аль-Маавали в Россию по приглашению Председателя Государственной Думы В. Володина. В октябре 2024 г. президент Путин пригласил султана Хайсама посетить Москву.

Военно-политические аспекты

В рамках своей многовекторной политики Маскат продвинулся значительно дальше ближайших соседей из ССАГПЗ, развивая не только экономические и политические, но и военные связи с такими оппонентами Запада, как КНР или Иран. Для России также открываются перспективы активизации этого направления сотрудничества как в двустороннем, там и в многосторонних форматах, включая возможное взаимодействие в рамках треугольников Россия — Иран — Оман и Россия — Китай — Оман.

В конце октября 2024 г. флоты России, Ирана и Омана провели трехсторонние военно-морские учения IMEX (IONS) 2024 в Индийском океане, направленные на укрепление коллективной безопасности в регионе и развитие многостороннего сотрудничества. Прежде Маскат и Тегеран на ежегодной основе проводили совместные военные маневры, последние из которых состоялись в декабре 2023 г.

Маскат также стремится уравновесить западное военное присутствие в стране, позволяя и государствам — членам БРИКС использовать свою инфраструктуру в военно-политических целях. Так, в октябре 2023 г. президент США Джо Байден был проинформирован о планах Китая создать военно-морскую базу в Омане. Как отмечают западные аналитики, инвестиции Китая в экономическую зону Дукм в султанате могут помочь Пекину в создании там стационарного военного объекта. Использование порта американским и британским флотом, по их мнению, не должно помешать подобным планам Поднебесной. Здесь они приводят пример Джибути, где китайская военная база также соседствует с американской и французской. Показательно, что наряду с Джибути китайские военные корабли наиболее часто посещают оманский порт Салала, расположенный примерно в 480 км к юго-западу от Дукма. Хотя формально решения о базировании ВМФ НОАК на Салалу не было озвучено, в отличие от Джибути, этот объект можно считать таковым де факто.

Индия, еще один член БРИКС, также получила доступ к порту в Дукме для его использования в интересах индийских ВМС. Оман — единственная страна в регионе Персидского залива, с которой все три вида вооруженных сил Индии проводят регулярные двусторонние учения и штабные маневры. Кроме того, государство также оказывает критически важную оперативную поддержку индийским военно-морским антипиратским миссиям в Аравийском море.

В связи с этим Россия также могла бы предпринять усилия для организации в Омане точек для захода кораблей ВМФ и логистических центров двойного назначения. Для России, тесно взаимодействующей как с КНР, так и с Индией, необходимо развивать собственную транспортно-логистическую инфраструктуру в дружественных странах, включая Оман. По мнению российских экспертов, это имеет особую значимость в свете того, что западные владельцы портов и других объектов в третьих странах нередко препятствуют приему судов, связанных с Россией.

Кроме того, в перспективе Оман может превратиться для России в запасную площадку для поддержания российского политического присутствия в Африке на фоне турбулентности после падения режима Башара Асада в Сирии, где находятся российские базы. Оман имеет значительное влияние в Восточной Африке, что может быть использовано в интересах России для укрепления двустороннего сотрудничества и достижения взаимной выгоды.

Россия, Оман и МТК «Север-Юг»

Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества России и Омана может стать создание транспортно-логистических сетей, в том числе и в рамках реализации российско-иранского проекта МТК «Север-Юг». Россия рассматривает Оман как перспективного партнера и возможность входа на рынок стран Персидского залива, оцениваемый в 2 трлн долл., об чем, в частности, заявлял министр экономического развития РФ Максим Решетников в ходе бизнес-диалога «Россия — Оман» на площадке ПМЭФ в июне 2024 г. По словам главы МИД Омана Сайид Бадр бен Хамада Аль-Бусаиди, Маскат находимся в процессе оценки экономической жизнеспособности и потенциала коридора «Север-Юг» и не исключает подключения к нему в будущем.

В то же время даже без формализованного участие в этом проекте султанат мог бы извлечь из его реализации пользу для себя, а для России — открыть новые возможности использования этого транспортного маршрута. Прежде всего, следует обратить внимание на особое геополитическое положение Омана, которое связывает арабские монархии залива, Йемен, Иран и страны Восточной Африки. Таким образом, Оман мог бы быть естественным продолжением маршрута «Север-Юг» с учетом наличия лишь узкого Ормузского пролива, отделяющего султанат от ИРИ. Поэтому в перспективе возрастет роль сухопутных маршрутов, которые идут через Оман в Йемен, затем через узкий Баб-аль-Мандебский пролив и далее в страны Африки.

Кроме того, речь может идти о запуске регулярных судоходных линий, строительстве и реконструкции портов для обслуживания грузоперевозок между Ираном и Оманом в интересах России и, наконец, создании в султанате сети железных дорог с их продлением на территорию Йемена. В Омане осознают ту роль и место, которое Маскат может сыграть в развитии коммуникаций, транспортных маршрутов между Африкой и Евразией, в том числе поэтому и предпринимают активные усилия для урегулирования йеменского конфликта.

Министр транспорта Омана Саид бин Хамуд Аль-Маавали на переговорах с Ираном в мае 2023 г. уже объявил о готовности частного сектора Омана инвестировать в логистику и портовые зоны в Иране, а также упомянул о необходимости реализации Ашхабадского соглашения о торговле между Оманом и Центральной Азией через Иран. В этот контекст бы вполне вписывались и российские инициативы «Север-Юг», по поводу чего также могли бы быть проведены дополнительные трехсторонние переговоры и консультации. В частности, могли бы быть рассмотрены совместные с Ираном и Оманом проекты развития порта Шахид Раджаи, к использованию которого уже проявлял интерес Оман.

Также важно отметить перспективное экономическое партнерство между Оманом и Восточноафриканским сообществом (EАС), опирающееся на исторические связи и культурное наследие. Это сотрудничество открывает новые рынки для оманской продукции, в то время как Оман становится ключевыми воротами для экспорта стран EAC на Ближний Восток. В этом контексте подключение султаната к проекту «Север-Юг» также может привести к активизации торговли России с Восточной Африкой по этому маршруту.

Восточноафриканское сообщество с населением более 283 млн человек и ВВП 312 млрд долл. предлагает значительные инвестиционные возможности в таких секторах, как сельское хозяйство, промышленность, туризм и возобновляемая энергия. Партнерство направлено на снижение тарифов, упрощение таможенных процедур, защиту инвестиций и развитие инфраструктуры, что будет способствовать диверсификации экономики Омана и стимулировать развитие промышленного и сельскохозяйственного потенциала стран EAC.

Кроме того, исторически сложившиеся связи Омана и Восточной Африки, основанные на многовековом (с VII–XXII вв.) присутствии оманской диаспоры в регионе, играют важную роль в развитии современных экономических отношений между Оманом и ЕАС. Так, например, в Танзании, Кении и Бурунди оманская диаспора обладает политическим потенциалом благодаря своим богатым возможностям и высокой численности населения. В Бурунди экономический статус диаспоры, выражающийся в наличии различных видов бизнеса, может позволить ей заниматься лоббированием. В Танзании и Кении оманская диаспора активно участвует в бизнесе, особенно в таких городах, как Занзибар и Момбаса, где их экономическая деятельность укрепляет местные сообщества и открывает возможности для сотрудничества.

Таким образом, Россия и Иран, выстраивая трехстороннее сотрудничество с Оманом, в том числе и через неформальное вовлечение султаната в проект «Север-Юг», могут рассчитывать на Маскат в качестве связующего звена для продолжения торговых маршрутов в Восточную Африку. Для Москвы это также имеет значение для укрепления своего политического присутствия в Африке. При том, что Оман действуя на этом континенте исключительно в собственных интересах и опираясь на исторические предпосылки, может быть заинтересован в гармонизации своих шагов по укреплению своего влияния в Африке с Россией.

Также следует обратить внимание на возможность запуска трехсторонних транспортно-логистических инициатив между Оманом, Пакистаном и Россией. Потенциал такого сотрудничества между Оманом и Пакистаном раскрыт не в полной мере. Однако Россия обладает возможностью придать ему необходимый импульс в новых условиях, в том числе в привязке к строительству газопровода «Пакистанский поток». Наиболее перспективный порт Пакистана — Гвадар до 1950-х гг. принадлежал Оману, а в 1958 г. был продан Пакистану. То есть даже исторически эти маршруты имели важное геополитическое значение для султаната. Теперь же, по мере укрепления национальной составляющей внешней политики Омана, Маскат будет постепенно возвращаться к своим историческим интересам.

Нацеленность на рост показателей в торговле

В целом, если говорить о российско-оманских торгово-экономические связях, то Маскат на сегодняшний день относится к наиболее перспективным экономическим партнерам Москвы на Ближнем Востоке. В то же время в самом Омане считают, что потенциал отношений двух стран раскрыт не до конца и его необходимо наращивать. Таким образом, султанат проявляет большую заинтересованность в укреплении экономического взаимодействия с Россией и нацелен на поиск новых сфер взаимодействия.

В рамках своей многовекторной политики Оман стремится диверсифицировать не только политические, но и экономические связи, в связи с чем активно инвестирует в российскую экономику после начала СВО, а также сам рассчитывает на привлечение российских инвесторов. При этом Маскат создает соответствующую инфраструктуру в стране в виде свободных экономических зон (СЭЗ), технопарков, логистических центров, портов. Промышленные зоны со льготными режимами развиваются государственным учреждением Madayn («Города»). Их общее количество составляет 12, включая находящиеся в стадии формирования, с общим объемом инвестиций 19,4 млрд долл. Многие из них ориентированы на экспорт или реэкспорт, так как внутренний рынок страны невелик. Кроме флагманской СЭЗ «Дукм» в стране функционируют СЭЗ «Сохар», «Салала», «Аль-Мазуна» и «Оазис знаний Маската», где располагаются производства широкого спектра — от фармацевтики и продовольствия в сотрудничестве с Индией до солнечных панелей и кремния для них в сотрудничестве с Китаем. Совокупные инвестиции в них составляют 52 млрд долл., для привлечения которые в Омане действует специальное управление — Oman Investment Authority.

Активное привлечение в страну представителей российских деловых кругов подтверждает, что Маскат заинтересован в организации совместных с российскими компаниями производств и в локализации российского бизнеса. Эксперты и компании, которые работают «на земле» также отмечают, что для российских предпринимателей создаются приемлемые условия в банковской сфере, открываются счета и решаются вопросы с переводами средств. Таким образом, Оман по ряду направлений может стать полноценной альтернативой ОАЭ, давление Запада на которые усиливается.

Важно подчеркнуть, что у Омана подписано 29 двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) — соглашений между двумя государствами, которые устанавливают правовые условия для защиты и поощрения инвестиций одних сторон на территории другой стороны — со следующими странами: Австрия, Алжир, Беларусь, Болгария, Германия, Египет, Иран, Италия, Йемен, Китай, Иордания, Республика Корея, Ливан, Марокко, Нидерланды, Пакистан, Сингапур, Судан, Соединенное Королевство, Тунис, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Венгрия, Швейцария, Швеция, Япония, Украина. Маскат и Москва также работают над соответствующим соглашением о взаимном поощрении и защите инвестиций, о чем заявил министр иностранных дел Омана Бадр бен Хамад бен Хамуд Аль-Бусаиди в июле 2023 г. В свою очередь, Оман и Россия в июне 2023 г. подписали договор об избежании двойного налогообложения на доходы и предотвращении уклонения от уплаты налогов для расширения инвестиционного сотрудничества между двумя странами. Таким образом, активная деятельность министерств и профильных ведомств, создание необходимых инструментов и институциональное оформление в этой сфере в целом свидетельствует о том, что страна стремится к улучшению деловой активности и инвестиционной привлекательности в рамках региональной конкуренции, что не может не вызывать интерес российского бизнеса.

Если говорить про отдельные направления торгово-экономического взаимодействия, то следует отметить сотрудничество в несырьевом секторе, в частности, экспорт трубной продукции для нефтегазовой отрасли и корпоративные связи между российскими и оманскими производителями. Еще в 2017 г. в Сохаре был запущен завод по производству электрических погружных насосов, который был построен российской компанией. Рост товарооборота обусловлен также интересом российского бизнеса, в частности, в сфере высоких технологий и производства игрового оборудования, которые уже активно сотрудничают с партнерами в регионе.

Значительный потенциал сотрудничества также существует в агропромышленном комплексе. Россия — ключевой поставщик пшеницы в султанат (более 275 тыс. тонн в 2023 г.), в то время как Оман экспортирует в Россию преимущественно рыбу. Россия имеет существенное торговое преимущество в поставках сельскохозяйственной продукции, а также мяса и птицы в Оман.

Институционализация взаимодействия

Россия и Оман ведут работу над созданием межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В настоящее время Москва ожидает ответа Маската по этому вопросу. Тем временем активное сотрудничество поддерживается через усилия таких организаций, как Торгово-промышленная палата Омана, Российско-Оманский деловой совет, Российский экспортный центр (РЭЦ), Московский экспортный центр (МЭЦ), корпорация «Моспром» и др.

Так, например, в октябре 2024 г. была проведена многоотраслевая бизнес-миссия Made in Russia, состоявшаяся в Маскате при поддержке РЭЦ, где приняли участие 39 российских компаний, представляющих широкий спектр продукции, от сельскохозяйственных товаров до высоких технологий и робототехники. Проект был направлен на укрепление деловых связей между Россией и Оманом и расширение присутствия российских производителей на рынке султаната. В рамках двухдневных переговоров было проведено более 300 встреч с более чем 50 оманскими компаниями, что позволило наметить перспективы взаимовыгодного сотрудничества. Экспортный потенциал переговоров составил 38 млн долл., а оманские партнеры проявили особый интерес к российской продукции, включая сельскохозяйственные товары и инновационные решения в нефтедобыче, направленные на решение проблемы обводненности пластов.

Параллельно в октябре в рамках делового визита МЭЦ была организована бизнес-миссия, в которой приняли участие 15 высокотехнологичных компаний из Москвы. В ходе бизнес-миссии были проведены переговоры, способствовавшие установлению рабочих контактов с ключевыми партнерами Омана, включая Министерство коммуникаций и информационных технологий, Oman Investment Authority, Oman Food Investment Holding. Особое внимание было уделено укреплению сотрудничества с Торгово-промышленной палатой Омана, контакты с которой были установлены ранее на ПМЭФ в 2024 г., где Оман выступал страной-партнером. Особый интерес вызвало взаимодействие с государственной корпорацией Madayn, управляющей промышленными зонами, и логистическим провайдером Asyad Group, в структуру которого входят три глубоководных и один сухой порт, а также свободные экономические зоны, включая первую зону свободной торговли при авиационном узле. В ходе переговоров с Madayn и Asyad Group достигнуты договоренности о практических шагах по развитию системного взаимодействия с московским бизнесом.

Удачным примером развития российско-оманских связей можно назвать налаживание взаимодействия отдельных российских регионов с султанатом. Так, в конце 2024 г. состоялся рабочий визит в Оман главы Татарстана Рустама Минниханова. Также содействие процессу налаживания взаимодействия отдельных субъектов России с Оманом и организации соответствующих встреч оказывают в руководстве Духовного управления мусульман РФ (ДУМ РФ). Например, при участии ДУМ РФ в июне 2024 г. Оман посетила делегация Челябинской области, в составе которой находилось шесть крупных компаний.

Туризм, культура, религия

В дополнение к торгово-экономическим связям развивается сотрудничество в сфере туризма. Министерство культурного наследия и туризма Султаната Оман открыло представительства в Москве и Санкт-Петербурге с целью многократного увеличения турпотока из России, который возрос на 350% в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом. На этом фоне возобновились прямые рейсы Oman Air по маршруту Москва — Маскат (три рейса в неделю с ноября, шесть к концу декабря). В целях развития туризма в Омане правительство планирует инвестировать в туристическую инфраструктуру около 5,6 млрд долл. в более чем 360 объектов.

Успех туристического направления дополняется тесным сотрудничеством в сфере образования между странами, что подтверждается несколькими значимыми событиями, состоявшимися в 2024 г. Визит проректора Казанского федерального университета (КФУ) в Оман в феврале укрепил межвузовские связи: было подписано соглашение о сотрудничестве с Университетом Султана Кабуса, предусматривающее дальнейшее развитие совместных проектов, включая программы двойных дипломов, и публикаций, начатых Институтом геологии и нефтегазовых технологий КФУ. Более того, успешно завершилась месячная стажировка по арабскому языку, организованная Центром арабской культуры «Аль-Хадара» КФУ при поддержке Университета Султана Кабуса для более чем 60 студентов из ведущих российских вузов, включающая языковую практику и культурный обмен. В рамках визита делегации Омана в июле 2024 г. Университет Султана Кабуса заключил соглашения с Московским государственным университетом (МГУ) и Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ) о партнерстве в сфере образования и науки, предусматривающее академический обмен и сотрудничество в исследованиях. Межвузовское соглашение предполагает широкий спектр совместных академических и научных инициатив, включая разработку и реализацию исследовательских проектов, направленных на расширение знаний в различных областях, а также организацию академических и научных обменов, способствующих укреплению международных связей. Налаживается сотрудничество между университетом Низвы в Омане и НИУ ВШЭ.

Российско-оманские отношения охватывают также культурно-религиозные аспекты. В частности, Духовное управление мусульман Российской Федерации поддерживает тесные связи с культурной и религиозной элитой Омана. Например, в 2019 г. министр вакуфов и религиозных дел Султаната Оман Абдалла Мохаммедом Ас-Салими прибыл в российскую столицу для участия в VII Отчетно-выборном съезде ДУМ РФ. Эти контакты продолжались и в последующие годы. В рамках визитов председателя Госсовета Омана Абдульмалика Аль Халили и председателя Консультативного совета султаната Халеда бен Хиляля Аль-Мавали в 2024 г. состоялось посещение ими Московской соборной мечети и встреча с главным муфтием, председателем ДУМ РФ, шейхом Равилем Гайнутдином. Это подчеркивает важность для Омана поддержания отношений с РФ в религиозной сфере. В апреле 2024 г. заместитель председателя Совета муфтиев России, руководитель Международного департамента ДУМ РФ Ильдар Галеев встретился с руководителем Международного департамента Министерства религиозных дел и вакфов Султаната Оман Мухаммадом Аль-Малики.

***

С учетом истории российско-оманских отношений можно утверждать, что современная Россия в настоящий момент имеет наиболее тесные отношения с Султанатом Оманом, чем когда-либо ранее. Многовекторная политика Маската и диверсификация им своих внешних связей, не только экономических, но и военно-политических, будет способствовать дальнейшему укреплению партнерства России и султаната. Специфика экономики Омана и тенденция к ее поступательному развитию будут позволят наращивать экономические контакты в будущем, в то время как инвестиционная привлекательность повысит заинтересованность российского бизнеса в совместных проектах.

https:

Вернуться назад Версия для печати