Эксперт РАН предложила отказаться от языковых тестов и квот для трудовых мигрантов

Ужесточение законов снижает легальную занятость мигрантов, к такому выводу пришла эксперт уральского Института экономики РАН Александра Васильева. В статье в журнале «Социально-трудовые исследования» она предложила упростить трудоустройство мигрантов, в том числе отказаться от тестирования мигрантов на знание русского языка и истории России и квотирования иностранной рабочей силы

Начиная с 2000-х годов, ужесточение законодательства в отношении мигрантов каждый раз приводило к снижению их легальной занятости, говорится в статье «Инструменты максимизации легальной занятости иностранной рабочей силы в России»  старшего научного сотрудника Института экономики Уральского отделения РАН Александры Васильевой. Ее автор предложила упростить трудоустройство мигрантов по несколькими направлениям, среди них — отмена тестов на знания истории России и русского языка, упразднение системы квотирования иностранной рабочей силы, изменения в правилах постановки на учет, использования патентов, налогообложения.

На публикацию в свежем номере журнала ВНИИ труда Минтруда России «Социально-трудовые исследования» обратил внимание РБК. Сопоставление численности временно пребывающих иностранных граждан и официальной численности трудовых мигрантов с принятыми изменениями законодательства показало: чем сложнее режим въезда в Россию и больше «барьеров» для доступа иностранцев на рынок труда, тем ниже уровень легализации занятости мигрантов, отмечает автор статьи.

В журнальной публикации Васильева предложила ряд мер, призванных «минимизировать временные и финансовые издержки» трудоустройства мигрантов, обеспечить свободу «доступа и передвижения» на российском рынке труда, а также сократить бюджетные расходы на регулирование трудовой иммиграции:

Отказ от режима квотирования иностранной рабочей силы. На основании квот в Россию въезжают квалифицированные мигранты из визовых стран. Квоты утверждаются ежегодно на основании заявленной компаниями потребности в иностранной рабочей силе. В 2025 году соответствующая квота была увеличена в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2024 года и составила 234 900 человек.

Смягчение условий работы по патенту. Сейчас патент действует по принципу «один регион — один патент». Если глава региона принял решение об указании в патенте определенной профессии, то мигрант не вправе осуществлять иную трудовую деятельность на этой территории. Предлагается дать мигрантам возможность смены региона без оформления нового патента и разрешить не указывать в патенте конкретную профессию или специальность.

Уменьшение налоговой нагрузки. Для безвизовых мигрантов, работающих по патенту, нужно устанавливать значения региональных коэффициентов-дефляторов по авансовым платежам на федеральном уровне, а не на региональном. Размер такого коэффициента должен быть равен соотношению регионального и общероссийского размеров среднемесячной номинальной зарплаты низкоквалифицированных работников за предыдущий год. Для визовых мигрантов целесообразно ввести налогообложение НДФЛ без привязки к резидентству. Сейчас если мигрант не пробудет в России более 183 дней и не станет резидентом, ставка НДФЛ составляет 30%, а общепринятая шкала НДФЛ начинает действовать только по истечении этого срока. Эту норму предлагается отменить.

Исключение из списка документов для трудоустройства результатов языкового теста, отмена тестирования на знание истории и законодательства России.

Введение уведомительного характера постановки на миграционный учет для всех иностранных граждан независимо от страны происхождения. Сейчас, независимо от способа трудоустройства, иностранный работник должен быть зарегистрирован по месту пребывания с участием собственника жилья.

Автор выделяет несколько достижений миграционной политики России, которые положительно сказались на легализации рабочей силы, прибывшей из-за рубежа:

Не требуется оформление визы для пересечения границы и разрешительных документов для трудоустройства граждан из стран ЕАЭС — Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.

На равных условиях проходит трудоустройство иностранцев из стран с безвизовым режимом въезда у физических и юридических лиц.

Отмена квотирования для трудоустройства иностранцев из стран с безвизовым режимом въезда. С 2015 года она была заменена патентной системой, для мигрантов, въезжающих в Россию по визе квоты сохраняются.

Преференции высококвалифицированным и квалифицированным специалистам (упрощенная процедура получения ВНД для себя и близких родственников; освобождение от экзаменов по русскому языку, истории России и основам законодательства).

Эксперт РАН обозначила и проблемные направления миграционной политики, среди них:

Ориентация на иностранных работников из стран с безвизовым режимом въезда (миграция из «визовых» стран обладает не меньшим потенциалом).

Сохранение старых и создание новых барьеров для официального трудоустройства. Для иностранных граждан из «визовых» стран это квотирование и необходимость подтверждения уровня владения русским языком и знания истории России. Для «безвизовых» мигрантов — высокая стоимость оформления патента, платный формат сдачи миграционного экзамена и прохождения медицинского свидетельствования.

Ежегодное повышение суммы авансового платежа по НДФЛ в рамках трудового патента из-за региональных правил. При получении или продлении патента мигрант уплачивает НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей, сумма которых рассчитывается как произведение 1200 рублей на коэффициент-дефлятор (его определяет Минэкономразвития) и на региональный коэффициент (устанавливает регион).

https:

Вернуться назад Версия для печати