Приграничное сотрудничество Белоруссии – общие тенденции

Интеграционные процессы на постсоветском пространстве, как известно, с каждым годом приобретают все большее значение для всех стран бывшего социалистического блока. Они, так или иначе, оказывают влияние не только на Белоруссию, Россию и Казахстан, но также и на Польшу, Украину, Молдову и страны Прибалтики. Создание Таможенного союза, Единого экономического пространства и в перспективе Евразийского союза свидетельствуют о стремлении когда-то союзных республик не просто восстановить разрушенные два десятилетия назад связи, но и придать им абсолютно новое звучание, избавленное от ошибок, допущенных при схожем процессе объединения Европы.

Сегодня приходится констатировать, что на фоне углубляющегося межгосударственного экономического объединения практически незаметным остается региональное сотрудничество, имеющее стратегическое значение как для приграничных регионов, так и для стран в целом. Необходимо отметить, что подобные связи, существующие уже не один десяток лет, зачастую оказываются намного глубже даже межгосударственных отношений, кардинальным образом влияя на экономическое развитие сотрудничающих регионов.

Ни для кого не секрет, что на всем постсоветском пространстве в настоящее время наиболее тесными как на межгосударственном, так и на региональном уровнях являются связи России и Белоруссии. Особенно активно в последние годы развивается приграничное сотрудничество, представляющее собой одну из форм региональной экономической интеграции. Необходимо напомнить, что сегодня понятие «приграничье» может рассматриваться с нескольких сторон. Во-первых, как 15-20-километровая зона, расположенная по обе стороны границы. Во-вторых, как территория административно-территориальных единиц, имеющих границу с одной или несколькими странами и участвующих в приграничном сотрудничестве. В-третьих, как стремление решить общую для приграничных территорий проблему вне прямой зависимости от их размеров. Каждый из этих подходов, так или иначе, используется региональной администрацией Белоруссии и России при создании наиболее благоприятного социально-экономического сотрудничества и реализации общенациональных и региональных интересов.

Современные приграничные связи Республики Беларусь развиваются в рамках пяти институционально сформированных еврорегионов: «Буг», «Неман», «Озерный край», «Днепр» и «Беловежская пуща». Различного рода исследования показывают, что сотрудничество Белоруссии, Литвы, Латвии и Польши ограничено их принадлежностью к разным региональным блокам (ЕС и СНГ), существованием визового режима пересечения границы, а также существенными различиями в экономическом и административном управлении. Однако, несмотря на подобные противоречия, политика Брюсселя в отношении белорусского приграничья выглядит куда более активной по сравнению с политикой России. Дело в том, что для ЕС важно распространение своих норм и стандартов на сопредельные страны, что имеет не только геополитическое, но и большое экономическое значение, поскольку действует в направлении формирования так называемой широкой Европы. Этому, например, призваны содействовать различного рода европейские гранты и государственные программы (подобных программ со стороны России назвать практически невозможно). Так, с 2007 года существует одна из наиболее финансируемых программ трансграничного сотрудничества «Польша–Беларусь–Украина 2007-2013», имеющая три основных приоритета:

– повышение конкурентоспособности приграничных территорий путем модернизации и развития трансграничной инфраструктуры (бюджет – почти 21,5 млн. евро);

– развитие человеческого капитала и институционального сотрудничества, включая безопасность границ Европейского союза (бюджет – более 14 млн. евро);

– институциональное сотрудничество и поддержка местных инициатив (бюджет – около 2,3 млн. евро).

В рамках данной программы происходит финансирование различного рода проектов, как в рамках сотрудничества с государством, так и с гражданским сектором. При этом одним из главных условий их реализации является распространение западноевропейских ценностей и идеалов, которые в настоящее время все прочнее укореняются в приграничной с ЕС территории. Справедливости ради необходимо отметить, что все реализуемые проекты несут в себе небольшую экономическую выгоду для государства и потому рассматриваются руководством Белоруссии, как правило, с точки зрения возможности решить местные вопросы за счет западноевропейских толстосумов.

Помимо развития отношений с приграничьем Евросоюза постепенно набирает силу и трансграничное сотрудничество между Белоруссией и Украиной, подтверждением чему стало подписанное 22 мая нынешнего года в Киеве соглашение между правительством Республики Беларусь и Кабинетом министров Украины о межрегиональном и приграничном сотрудничестве. Однако необходимо отметить, что процесс построения региональных связей между двумя странами в последние годы шел достаточно медленно, вплоть до момента создания Единого экономического пространства, куда Киев по политическим причинам сегодня вступить не готов. При этом Украина не может полностью отказаться и от сотрудничества со странами-участниками ЕЭП, что заставляет ее искать иные пути взаимодействия и в том числе через интеграцию на региональном уровне.

Подобное поведение Киева объясняется тем, что руководство Украины, с одной стороны, стремится включиться в европейский интеграционный процесс, а, с другой стороны, понимая всю экономическую и внутриполитическую важность восточного пограничья, пытается активизировать приграничные связи со всеми своими соседями, но уже на основе инструментов, отработанных в ЕС. К чему приведет подобная двойственность, покажет время, но тот факт, что в Киеве впервые за долгие годы всерьез задумались над расширением регионального сотрудничества с Белоруссией и Россией, не может оставаться незамеченным.

В отличие от регионального сотрудничества со странами ЕС и Украины, белорусско-российские отношения базируются, в первую очередь, на развитии торговли товарами и услугами (наиболее успешно развиваются отношения с Брянской, Псковской и Смоленской областями). При этом, учитывая тот факт, что полномочия по ведению международной деятельности у регионов Белоруссии несколько уже, чем у субъектов Российской Федерации, для белорусских областей межрегиональное сотрудничество сегодня является одним из основных инструментов выхода на российский рынок. Более того, по мнению ряда экспертов, именно приграничное сотрудничество двух стран может стать своеобразным механизмом формирования Союзного государства на региональном уровне, так как развитие приграничных контактов в различных сферах деятельности государства является неотъемлемой частью внешнеэкономической стратегии двух стран.

Среди первостепенных задач белорусско-российской региональной интеграции необходимо отметить следующие:

– постепенное формирование приграничного рынка труда с целью сокращения миграции населения малонаселенной приграничной зоны;

– обеспечение мер, предупреждающих и ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

– укрепление дружбы, доверия и добрососедства между странами;

– противодействие проявлению национализма, этнического и регионального сепаратизма, а также межэтнической напряженности;

– содействие и контроль над экспортно-импортными операциями;

– совместное рациональное использование природных ресурсов;

– активизация сотрудничества в сфере развития местного хозяйства, туризма и экологии;

– создание и эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры и многое другое.

Потенциал регионального и, в первую очередь, приграничного сотрудничества между двумя странами достаточно высок, что обусловлено сходством экономик приграничных территорий и стремлением совместными усилиями решать общие проблемы. К белорусско-российской границе протяженностью почти в 1 тысячу километров примыкают 34 административных района шести областей: Витебской, Могилевской и Гомельской (Белоруссия), Псковской, Смоленской, Брянской (Российская Федерация). Для данной территории характерны схожие природно-ресурсные условия (в этой связи основу промышленного комплекса приграничных регионов составляет производство стекла и строительных материалов), экологические проблемы (в первую очередь, вопросы, связанные с загрязнением в результате аварии на ЧАЭС), а также наиболее развитая транспортно-коммуникационная сеть (семь железных дорог, 11 автомагистральных дорог с твердым покрытием, три нефтепровода, а также речной транспорт на реках Днепр и Сож).

Однако при всем этом по величине международной торговли приграничные области все еще не выделяются на фоне других регионов Белоруссии и России. Например, с белорусской стороны внешнеторговый оборот Витебской, Могилевской, Гомельской областей находится в пределах 5% от общего объема их внешней торговли с Российской Федерацией. Более того, во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия-экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб. Производственное международное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, развито слабо, что не позволяет в полной мере использовать мощности региональной промышленности.

По всей видимости, решить существующие проблемы и придать новый импульс двухстороннему сотрудничеству будет призван запланированный в нынешнем году Первый форум регионов двух стран, главной задачей которого является активизация региональных связей в аграрной сфере и в области создания совместных предприятий. К тому же нельзя забывать и о политических инструментах приграничного сотрудничества, например учрежденном еще в 1994 году Совете приграничных областей (с 1996 года – Совет руководителей приграничных областей Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины). Этот межгосударственный орган призван содействовать развитию торгово-экономического и культурного сотрудничества трех стран, сократить издержки существующих пограничных барьеров, лоббировать особый таможенный и налоговый режим для технологически тесно связанных предприятий, разделенных границами и т.д.

К сожалению, приходится констатировать, что нынешняя деятельность Совета еще далека от совершенства и представляет собой редкие встречи региональных руководителей. Однако его потенциал в развитии региональных связей достаточно высок, при том, что и сами приграничные отношения двух стран не исчерпали и половины своих возможностей.

 Нереализованность потенциала приграничных связей наглядно демонстрирует ситуация на региональных рынках труда и в сфере услуг. Нехватка рабочей силы, прежде всего квалифицированной, в приграничной зоне России сегодня сочетается с достаточно высоким уровнем безработицы в соседнем с ней приграничье. Несмотря на существующее миграционное законодательство, затрагивающее стран-участников ЕЭП, оно по-прежнему не является эффективным инструментом уравновешивания рынков труда. Это происходит в большей степени из-за невысокой инициативности органов местного управления и самоуправления, имеющегося несоответствия в системах налогообложения двух стран и т.д. Еще более печальная картина наблюдается в сфере услуг: в приграничном регионе практически отсутствуют услуги, связанные с региональным развитием прилегающих к границе территорий и имеющие локальный масштаб распространения. В настоящее время можно говорить лишь о частных инициативах в области агротуризма и санаторно-курортного отдыха, что абсолютно не отражает реальных возможностей белорусско-российского приграничья.

Таким образом, сегодня можно говорить о том, что приграничные отношения Белоруссии со странами-соседями, и в первую очередь с  Россией, находятся в своеобразной стадии анабиоза. Главной причиной этого, по-видимому, является существующая традиционная модель сотрудничества, которая практически перестала оказывать существенное влияние на модернизацию приграничной экономики – потенциал ее развития в виде существенной разницы цен на товары и услуги по обе стороны границы на сегодняшний день практически исчерпан. Прежний экономический эффект, связанный с расширением рынка сбыта для одной стороны и получением более дешевых товаров и услуг для другой, с каждым днем становится все менее ощутимым. Цены на товары в странах ЕЭП в значительной мере выровнялись, поэтому сейчас на первый план выходят различия в уровнях зарплаты, безработицы и в условиях ведения бизнеса.

В этой связи использование прежних механизмов приграничного сотрудничества становится недостаточным, что ставит совершенно новые задачи как перед региональным, так и общенациональным руководством Белоруссии, России и сопредельных с ними стран. От того, как будут даваться ответы на новые вызовы времени – совместными усилиями или каждой из сторон поодиночке, сегодня зависит не только судьба приграничья, но и будущее всех интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

rusedin.ru

Вернуться назад Версия для печати

Смотрите также