Неотрадиционализм. Контуры будущего.

Бурные политические события, которые были связаны с выборами президента США во многом ярко проявили одну очень важную тенденцию в развитии современного мира. Со всей очевидностью стало понятно, что прежняя система мироустройства, которая была основана на принципах неоконсерваторов и которая имела глобальный характер своего влияния, стала неадекватной в текущей экономической и политической ситуации в мире. Выборы в США, где на смену блоку Клинтонов-Бушей пришел президент, который пытается сформулировать не глобальную, а национальную политическую повестку, самым наглядным образом продемонстрировали, что прежние либеральные подходы требуют либо глубокой ревизии, либо должны быть заменены на иную идеологическую концепцию.  В определенном смысле, современная социологическая мысль оказалась перед пустотой, которую необходимо заполнить, так как концепция неоконсерваторов во многом была универсальной.  Когда Френсис Фокуяма заявил о «конце истории», то в определенном смысле он был логически безупречен, так как предложенный неоконсерваторами идеологический конструктив, где успешно сочетались базовые принципы левых такие как: глобализм, нивелирование национальных различий, тотальную толерантность, разрушение традиционных семейных ценностей и пр. с индивидуализмом капиталистических отношений, создавало ситуацию идеологической исчерпанности и как следствие невозможности иных альтернативных путей развития.  Именно в этой универсальности и заключался для идеологов неоконсерватизма «конец истории».

Такое сочетание левых и правых идеологических установок имеет под собой историческое основание. Неоконсерватизм, как интеллектуальное течение имел в своем начале левую платформу. Основоположниками этой концепции были представители нью-йоркской интеллигенции 1930-х годов, часть из них откровенно придерживалась троцкизма. Но до середины 60-х годов эти взгляды имели незначительное влияние на политическую повестку дня в США и только в начале 70-х они вылились в полноценное идеологическое течение оформившись в рамках Демократической партии. Эта идеология оказалась исключительно удобной для оправдания устремлений транснациональных компаний к глобальной экспансии и не удивительно, что она активно стала использоваться как во внутренней, так и во внешней политике США.  Такое универсальное сочетание левых и правых идей в одной идеологической концепции, открывало большие возможности для глобального доминирования.  На базе этого идеологического конструктива Френсисом Фокуямой были сформированы те моральные принципы, которые позволили на определенный период США стать доминирующей державой не только экономически, но и идеологически.

Основные моральные принципы в политике США, которые сформулировал Френсис Фокуяма:

  1. Характер внутреннего режима каждой страны влияет на её внешнюю политику — и уже поэтому он является предметом интереса и давления со стороны либерально-демократических обществ.
  2. Американская мощь должна использоваться в нравственных целях: мощь США, в том числе и военная, необходима для решения задач морального характера. США, главенствующая в мире держава, несут особую ответственность. Таким образом закрепляется роль США как «мирового полицейского».
  3. Недоверие к масштабным проектам социального строительства, боязнь нежелательных последствий программ социального планирования.
  4. Скептицизм в отношении как легитимности, так и эффективности механизмов международного права и международных институтов в деле обеспечения безопасности и справедливости.

Тем не менее, позаимствовав из левых доктрин программу глобального морального переустройства мира, неоконсерваторы остались на прежних капиталистических принципах в области социальной политики, которая естественным образом вытекает из их общей экономической доктрины.  Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует только тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги и получать их такого качества, которое позволяет их материальный достаток. На практике в условиях России такой подход, который в практическом плане реализуют наши либералы, выражается в постоянном сворачивании государственных социальных программ и снижении качества оказываемых социальных услуг со стороны государства, при все возрастающей коммерциализации таких важных элементов социальной жизни общества как образование и здравоохранение.

Однако, не смотря на заявления неоконсерваторов конца истории не случилось.  Произошло то, что и должно было произойти с любой теорией претендующей на исключительную универсальность. Вслед за марксистским глобализмом в настоящее время идет на свалку истории глобализм американских неоконсерваторов и история вновь приобретает свою национальную проекцию и наполняется интересами отдельных стран и народов. Иными словами, мир возвращается к традиционной политике, где имеющиеся конфликты и противоречия можно решать только с использованием институтов международного права, так как решение их военным путем в условиях наличия ядерного оружия ставит мир на грань глобальной катастрофы. Такой возврат к традиционализму во внешней политике, связанный с усилением региональных игроков, со всей очевидностью ставит вопрос и об изменениях во внутренней политике стран в том числе и России.

Все постперестроечные годы и до настоящего времени, внутренняя политика в России и ее политический ландшафт во многом определялись теми идеологическими установками, которые были нам импортированы из США. Но в последнее время произошло очевидное расхождение между тем курсом, который проводит Россия на внешней арене и тем который проводится внутри страны.  Во многом это напоминает ситуацию, с которой столкнулись большевики-коммунисты, когда оказались в изолированной стране и им пришлось строить коммунизм в отдельно взятом государстве.  В результате прежний глобализм (интернационализм) стал активно дрейфовать в сторону поиска опоры на традиционные и исторические ценности. 

Россия в такой ситуации оказывалась дважды в новейшей истории. Сначала в конце ХIХ века, когда раскольническое купечество стало активно влиять на все аспекты жизни страны, наполняя ее национальным содержанием, а потом во время Великой Отечественной войны, когда коммунисты использовали обращение к традициям русского оружия для мобилизации народа и в последующем этот импульс, как бы не хотелось партийным боссам подавить уже не получалось.

На протяжении всего ХХ века мы имеем различные варианты глобализма, который основан на идее искусственно созданной и предлагаемой как универсальная системе моральных ценностей.  Сначала универсализм и глобализм коммунистов, потом это знамя подхватили неоконсерваторы, фашизм в своей основе также исходил из концепции глобального доминирования.  Естественно, что оппозицией этим концепция может быть только традиционализм.  Но в том виде в котором традиционализм как идеологическая концепция в настоящее время существует он несет в себе очень большой груз архаичности и зачастую воспринимается как регресс по отношению к модернизму и прогрессу. Возникает довольно сложная ситуация, при которой очевидно, что без опоры на национальные, рационально осмысленные особенности развития общества не возможен его дальнейший прогресс, но с другой стороны идеи модернизма полностью узурпированы либералами-неконсерваторами, идеология которых уже очевидно не адекватна текущей ситуации.  Но реалии жизни слишком уж откровенно вошли в противоречия с теми идеологическими абстракциями, которыми жили последнее время страны Запада. Наиболее ярко это сейчас можно видеть на примере Европы, где вслед за крушением абстракции мультикультаризма, начинает рушиться и вся остальная система идеологических взглядов. В практическом плане показателем этого глубочайшего идеологического кризиса является значительное усиление последнее время национально ориентированных партий в Европе:  «Национальный фронт» во Франции, «Партия Свободы» в Австрии, «Альтернатива для Германии» в Германии и пр. Конечно всплеск их популярности вызван во многом миграционным кризисом, который сейчас резко усилился в Европе, но если проанализировать идеологическую основу этого кризиса, то мы опять увидим идеологические установки неоконсерваторов на мультикультаризм, глобализм, тотальную толерантность, разрушение традиционной семьи и т.д.  Если более пристально посмотреть на программы этих партий, то можно увидеть, что  все они по своей основе традиционалистские, базируют свою политическую программу на защите национальных традиционных ценностей и в определенной степени ведут ревизию доминировавшей последние годы левых идеологических подходов, которые во многом созвучны концепциям неоконов.  Таким образом перед нами очевидная глобальная тенденция разворота от универсанализма неоконсерваторов, к традиционализму.  Россия в этом плане оказалась в ситуации, когда она в явочном порядке проводит на внешней арене традиционалисткую политику, но при этом не имеет четко сформулированной идеологической концепции внутри страны.

Если перейти к чисто теоретической стороне вопроса, то крайне важен вопрос о точном определении того явления, который нужно изучить и описать. В данном случае в терминологическом плане видится возможным воспользоваться уже сложившейся в социологии традицией и как в свое время в США новые веяния в консервативной политике обозначили термином неоконсерватизм, так и новые тенденции в современной политике, которые основаны на апелляции к традиционным ценностям,  можно обозначить как  неотрадиционализм.   Преимущество данного термина заключается в том, что сам по себе термин неотрадиционализм активно для описания политических и общественных процессов прежде не использовался, а его применение ограничивалось как правило пределами культурологии и эпизодически социологии.  Такая ситуация создает возможность для значительного расширения и наполнения этого понятия как в плане политических концепций, так и в плане концепций экономических.  Если говорить об общих признаках всех политических сил, которые сейчас так или иначе стоят на традиционалистских позициях то их можно свети к следующим пунктам:

– защита традиционной семьи;

– защита традиционных религий и культурных ценностей;

– защита национальных рынков (рациональный протекционизм);

-активная социальная политика, направленная на усиление развития социальных общественных институтов;

– развитие гражданского общества и его институтов;

– национально ориентированная внешняя политика;

-приоритет международного права в международных делах и недопустимость внешнего навязывания политических трансформаций по идеологическим причинам.

В сущности, это довольно простая и универсальная платформа, которая позволяет объединить имеющиеся политические течения на единой основе в рамках единой общей дефиниции «неотрадиционализм» и на этой базе формировать более широкое понимание новых принципов мироустройства.

В плане внешней политики очевидно, что роль международных политических инструментов и роль международного права будет не только не убывать, а наоборот возрастать.  Имеющийся сейчас правовой нигилизм, который проводит США во внешней политике и который основан на концепции неоконсерваторов на глобальном моральном и военном доминировании, со всей очевидностью ведет мир к войне, так как сохранить такое доминирование можно только в результате военных действий.

В плане же внутренней политики эта платформа позволяет развивать как экономическую, так и политическую систему исходя из рациональной, национально ориентированной политики. Это совсем не означает, что основой этой политики должен стать жесткий протекционизм и изоляционизм. В современном мире такая ситуация однозначно ведет к экономической и социальной деградации, это означает только то, что в экономической политике приоритет должен быть смещен в сторону национальной экономики, а не интересов транснациональных компаний, что региональные экономические связи должны иметь более важное значение, чем интересы глобального рынка и что все противоречия возникающие между странами должны решатся в рамках существующего международного права и имеющихся институтов, где национальные интересы должны быть институционально защищены и обеспечены.

Это так же не означает, что жизнь гражданского общества должна быть упрощена, совсем наоборот. Такая политика, как показывает наш исторический опыт Российского Земства в конце ХIХ, активно способствует вовлечению общества в активную гражданскую деятельность на местах, создавая прочную базу для регионального развития.

Неотрадиционализм должен стать концепцией осмысления национальных интересов в  соответствии с имеющимися реалиями, на базе тех традиций и тех национальных достижений, которые имеет Россия в своей истории, как в области экономики так и в области гражданской деятельности.  Концепция неотрадиционализма должна быть призвана сделать акцент на том лучшем, что было в различные периоды нашей истории и проецирование этого лучшего в будущее. Именно таким образом можно преодолеть те идеологические водоразделы, которые имеются в нашем обществе.   Объективно не существует такой исторической эпохи, или такого исторического периода, за исключением, пожалуй, национальной трагедии революции и братоубийственной гражданской войны, когда в России отсутствовали бы достижения в области науки, литературы, экономики и пр.

За последние годы стало очевидно, что только опираясь на собственные силы, на собственные достижения, только формируя самостоятельную экономическую и политическую повестку дня   можно добиваться реальных позитивных результатов. Все сторонние экономические и политические советчики преследуют исключительно интересы своих стран и их рецепты ведут к экономической стагнации и деградации. За последние 25 лет Россия прошла большой путь обучения жизни в условиях современных капиталистических отношений, освоила практически все экономические и социальные технологии, которые имеются в мире и может их активно и эффективно применять в интересах собственного народа.  Но для подлинной эффективности необходима устойчивая основа, которой всегда является национальная история и опора на национальные традиции и именно такой опорой может стать неотрадиционализм, который призван соединить в себе энергию будущего и фундаментальность прошлого.

Автор: Александр Махлаев, кандидат политических наук

"НАЦИОНАЛЬНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА" http://nationalalternative.ru/

http://nationalalternative.ru/neotradicionalizm-kontury-budushhego/

nationalalternative.ru

Вернуться назад Версия для печати