Форум стал признанной площадкой, где идет согласование позиций государства, науки и бизнеса относительно стратегии развития рынка труда и обеспечения занятости населения в условиях новых глобальных возможностей и рисковФорум стал признанной площадкой, где идет согласование позиций государства, науки и бизнеса относительно стратегии развития рынка труда и обеспечения занятости населения в условиях новых глобальных возможностей и рисков
В работе Форума нем приняли участие более 900 человек из 47 регионов России - ученые, общественные деятели, преподаватели, представители органов власти, - учёные и практики в вопросах рынка труда и социально-трудовых отношений, а также туденты и аспиранты.
В рамках форума состоялось обсуждение следующих тем:
- Новые системы оплаты труда;
- Пенсионная реформа;
- Трудовые возможности граждан с ограниченными возможностями, женщин и молодежи;
- Домиграционная подготовка трудовых мигрантов;
- Предоставление госуслуг в области занятости населения в электронном виде и т.д.
Мероприятие проводил Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова совместно с Федеральной службой по труду и занятости и Департаментом труда и занятости населения города Москвы. Основную организационную работу, наряду с Департаментом труда и занятости правительства Москвы (руководитель Кириллин А.А.) осуществлял факультет МИПК (декан А.А. Говорин) при активном участии студентов Общеэкономического факультета.
В первый день работы Форума в его пленарном заседании, которое открыл ректор Плехановского Университета В.И. Гришин, выступили ведущие политики, ученые и практики в области рынка труда. Среди них были А.В. Вовченко – заместитель Минтруда России, А.А. Кириллин – руководитель Департамента труда и занятости населения города Москвы, Е.А. Сулягина – заместитель руководителя Роструда, А.В. Куртин – первый заместитель председателя правления Пенсионного фонда России, В.Н. Бобков– генеральный директор ОАО «Всероссийский центр уровня жизни» и С.С. Губанов - главный редактор журнала «Экономист». Про работу государственной службы занятости в регионах рассказали Д.С. Чернейко - председатель Комитета по труду и занятости Санкт-Петербург и В.В. Новиков - руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края.
- Участникам Форума запомнились выступления заместителя Министра труда и социальной защиты РФ Алексея Вовченко, первого заместителя Председателя правления Пенсионного фонда РФ Александра Куртина, , руководителя Департамента труда и занятости населения г. Москвы Александра Кириллина, начальника управления контроля и надзора за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения Федеральной службы по труду и занятости Елены Сулягиной, ректора Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Виктора Гришина и многих других его участников
Несомненный интерес представляет то, что как было сообщено, Минфин РФ не планирует выделять Росстату средства на мониторинг рынка труда, о чём заявил заместитель руководителя Росстата Константин Лайкам.
Представитель Росстата отметил: «Печальная новость перекрывает все позитивы, о которых я рассказал. Мы не сообщали о ней, пока не получили окончательный ответ из Министерства финансов. У нас не предусмотрено на будущий год финансирование обследования экономической активности, занятости и безработицы. Ни о каком мониторинге рынка труда, ни о каком анализе, ни о каких планах планирования, разработки программ, тем более по субъектам РФ, речи быть не может».
Вместе с тем, зам главы Росстата отметил, что ведомство будет продолжать конструктивный диалог с Минфином, передает Управление по работе с Государственными органами и связями с общественностью РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Правда, пока безработица в России пока не стала насущной проблемой. На 1 ноября 2013 года на учете в службе занятости состоит порядка 850 тыс. человек, сообщила начальник управления контроля и надзора за предоставлением государственных услуг в сфере занятости населения Федеральной службы по труду и занятости Елена Сулягина, выступая на форуме " По мнению Сулягиной, это незначительная цифра. Регистрируемая безработица составляет 0,6%. Однако, согласно методологии Международной организации труда, оценка безработицы в России, в том числе скрытой, может быть существенно иной - 5,5%. "Все это свидетельствует о нерешенности структурной перестройки российской экономики", - считает Сулягина.
В ходе форума руководитель Департамента труда и занятости населения г. Москвы Александр Кириллин сообщил, что московские власти уже сейчас пытаются сократить долю труда мигрантов. «Правительство Москвы проводит политику замещения иностранной рабочей силы отечественным трудовым ресурсом», - заявил Александр Кириллин.
Ситуацию в Красноярском крае участникам форума представил руководитель агентства труда и занятости населения края Виктор Новиков. По поручению Губернатора края Льва Кузнецова в регионе ведется работа по опережающему кадровому обеспечению за счет эффективного использования местных трудовых ресурсов. Основные направления этой работы: совершенствование системы мониторинга, анализа и прогнозирования рынка труда; повышение эффективности формирования, привлечения и распределения трудовых ресурсов; повышение эффективности мер содействия занятости населения; обеспечение качества рабочих мест; развитие социального партнерства на рынке труда. Например, с 2013 года прогноз кадровой потребности экономики края формируется на основе опросов инвесторов и работодателей на период 7 лет. Это позволяет перейти к долгосрочному планированию подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями рынка труда. В крае создаются новые высокопроизводительные рабочие места в базовых и инновационных отраслях. Внедряются новые меры стимулирования молодёжи на получение востребованных профессий. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий. Так, в этом году начал работу специализированный информационно-аналитический портал "Трудовые ресурсы Красноярского края".
Актуальность работы Красноярского края в сфере управления рынком труда подтвердил высокий интерес к представленной информации, также в ходе форума подтверждено её соответствие федеральным и международным трендам.
После небольшого перерыва началась работа программных секций, посвященных различным аспектам формирования и перспективам развития рынка труда: институциональной структуре рынка труда, оплате и нормированию труда, трудовому посредничеству и кадровым технологиям, а также трудоустройству граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труд
Необходимо отметить высокую посещаемость программных секций этого форума. Так, каждая из проходивших секций собрала около 100 участников. Наиболее многочисленной была секция "Проблемы развития социально-трудовых отношений в России", организованная кафедрой экономики труда и управления персоналом нашего Университета. Ее посетили более 120 человек.
Почти столько же участников собрала секция 5 «Миграция, рынок труда и развитие кадрового потенциала», организованная при участии Фонда развития международных связей «Добрососедство». Её модераторами выступили: Стинчкум Наталья Викторовна - Заместитель начальник отдела трудовой миграции Департамента труда и занятости населения города Москвы, Коровкин Андрей Германович, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук, Московский Юрий Викторович - ответственный секретарь общественно-консультативного совета при УФМС России по городу Москве, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.com, http://dobrososedstvo.info),
Ответственной за секцию от РЭУ им. Г.В.Плеханова выступала профессор Бабынина Лилия Сергеевна, а от Департамента по труду и занятости Правительства Москвы Начальник Организационно-аналитического управления Департамента, доктор экономических наук Локтюхина Наталья Викторовна.
Актуальность обсуждаемых вопросов вызвали оживленную дискуссию и множество вопросов к докладчикам.
Среди выступивших на секции: Кугаевский Юрий Алексеевич (г. г. Тюмень), сообщивший «Об организации работы по регулированию процессов трудовой миграции в Тюменской области»; президент Фонда "Миграция XXI век" Поставнин Вячеслав Александрович темой доклада которого стала «Создание эффективной системы управления миграционными процессами как решение основных проблем в миграционной сфере»; доктор экономических наук, зав. сектором демографии, миграционной политики и регулирования рынка труда Центр развития человеческого капитала и политики занятости ФБНУ «ИМЭИ» Топилин Анатолий Васильевич, рассказавший о своем видении трудовой миграции; Директор Центра изучения миграционной политики Международного Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве Леденёва Виктория Юрьевна, темой её выступления стали «Особенности регулирования трудовой миграции на территории Единого экономического пространства (ЕЭП)»; доцент кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Деев Александр Анатольевич выступивший с темой «Регулирование миграционных процессов как основа национальной безопасности России»; советник отдела внешней миграции Департамента труда и занятости города Москвы Джалилов Абдулай Бакиевич, рассказавший о приоритетных направлениях деятельности Департамент труда и занятости населения города Москвы в области трудовой миграции; ведущий эксперт центра экономического моделирования Компания "Прогноз» Шилов Андрей Борисович, сообщивший о потенциале использования открытых данных в ИТ системах прогнозирования потребностей в кадрах и трудовых мигрантах; Милитарев Виктор Юрьевич, председатель правления фонд "Институт развития», член научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве, выступивший с докладом «Так какая же миграционная политика нам нужна» и другие.
Модератор секции Юрий Московский сообщил собравшимся о реалиях миграционной обстановки в столице, о работе, которую ведёт Общественно-консультативный совет при УФМС России (председатель Николай Алисов) и Фонд развития международных связей «Добрососедство», а также призвал экспертов относится весьма ответственно к заявлениям и приводимым цифрам и фактам, не нагнетать и без того не простую ситуацию, которая, по его мнению возникла не только в силу объективных причин, но и из-за повышенного внимания к теме со стороны экспертного «сообщества» политиков и СМИ.
Участники заседания предложили внести в итоговый документ Форума следующеие положения
5. Оценивая состояние и перспективы трудовой миграции, анализируя проблемы её регулирования, участники форума пришли к выводу о необходимости:
- соответствия проводимой государственной миграционной политики интересам приоритетного обеспечения занятости и достойной оплаты труда российских граждан;
- создания условий для внутренней миграции граждан из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом рабочей силы;
- сохранения имеющегося порядка системы регулирования трудовой миграции, в том числе совершенствовании законодательства при определении квот;
- анализа обоснованности заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы на принципах открытости и с применением критериев;
- совершенствование процедур, связанных с получением работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы;
- совершенствование практики выдачи патентов и всей патентной системы в целом;
- обратить повышенное внимание на состояние здоровья и квалификацию иностранных рабочих, их адаптацию и создание условий для интеграции в российское общество;
- поддержать практику создания Выносных единых миграционных центров (ВЕМЦов) в странах ближнего зарубежья, предназначенных для осуществления предварительной подготовки выезжающих в Российскую Федерацию.
Весьма активными оказались также участники секции «Политика доходов и заработной платы: состояние, проблемы, влияние на рынок труда», которые разработали ряд существенных рекомендаций в рассматриваемой области. Также организаторы отметили работу секцию «Социально-политические проблемы современного рынка труда в Российской Федерации», к работе в которой было привлечено наибольшее количество студентов
По результатам форума разработан итоговый документ, содержащий рекомендации по совершенствованию политики и действий на рынке труда по ряду направлений. Организаторы форума благодарят всех модераторов, докладчиков, участников за проявленный интерес к мероприятию и плодотворную работу.
Как было сообщено, следующий, IVСоциальный форум «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития» станет международным. М состоится он также с участием Фонда развития международных связей «Добрососедство».
Алена Яценко
(по материалам СМИ, фотографии Фонда «Добрососедство» и РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Проект
Рекомендации
III Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития»
Решение задач обеспечения продуктивной занятости и достойного труда признано всем цивилизованным миром в качестве центральной задачи национальной и международной политики. Это особенно важно в сегодняшних условиях экономики России, взявшей курс на инновационное развитие.
Обсудив актуальные проблемы российского рынка труда и политики занятости населения с учетом реальных общественных и экономических задач, участники Форума отмечают, что рынок труда играет важную роль в модернизации российской экономики, что определяется его существенным влиянием на конкурентоспособность страны.
Вместе с тем, существующие диспропорции на рынке труда требуют научно обоснованных, целенаправленных и согласованных действий государства, бизнеса, науки и общества, направленных на содействие обеспечения эффективного экономического развития при сохранении социальной стабильности, предусматривающей, в частности, обеспечение достаточного уровня доходов населения на основе справедливой и достойной оплаты труда.
Состоявшийся обмен мнениями позволил оценить нынешнее состояние рынка труда и занятости населения в России, а также выявить наиболее значимые проблемы, требующие решения. Участники Форума отмечают необходимость сосредоточить усилия на обеспечении адекватной оценки потребности в человеческих ресурсах для реализации государственных программ и бизнес-проектов, разработке и реализации мер обеспечения этой потребности.
Участниками Форума выработаны рекомендации по совершенствованию политики и действий на рынке труда по ряду направлений.
1. В области совершенствования институтов российского рынка труда целесообразно:
- совершенствование прогнозно-аналитической работы на рынке труда, качественный статистический анализ основных его показателей;
- создание стабильных условий для развития бизнеса, устранение административных барьеров, что позволит осуществлять перспективное планирование и оценивать потребности в ресурсах, в том числе человеческих;
- внедрение профессиональных стандартов на основе единого подхода к классификации профессионально-квалификационных характеристик выпускников образовательных учреждений, работников организаций и рабочих мест;
- внедрение инструментов эффективного взаимодействия сферы образования и бизнеса в рамках подготовки трудовых ресурсов, качественно и количественно соответствующих потребностям работодателей;
- разработку экономических механизмов стимулирования бизнеса на создание рабочих мест в приоритетных отраслях, а также в трудоизбыточных территориях;
- разработку специфических механизмов регулирования рынка труда в мегаполисах с учетом их особенностей и значения в национальной экономике.
2. Важнейшими направлениями политики доходов и заработной платы, по мнению участников Форума, должны стать:
- развитие конструктивного взаимодействия социальных партнеров в вопросах выработки государственной и корпоративной политики в области организации и оплаты труда и обеспечения минимальных гарантий;
- внедрение современных форм оплаты труда, стимулирующих активную и добросовестную трудовую деятельность и повышение производительности труда;
- новые подходы к формированию и накоплению пенсии с учетом ее мотивационного воздействия на стабилизацию занятости;
- совершенствование правовых основ оплаты труда, включая почасовую оплату.
3. Анализируя проблемы кадровой политики и технологии в работе с персоналом, участники Форума пришли к выводу о необходимости:
- совершенствования информационной политики на рынке труда, развития системы информирования граждан и работодателей о потребностях и возможностях рынка труда с использованием новых информационных технологий;
- разработки и внедрения критериев оценки эффективности кадровой политики;
- применения актуальных методов управления персоналом, обеспечивающих вместе с повышением производительности труда и эффективного функционирования организаций также и удовлетворение личностных потребностей работников.
4. Оценивая проблемы трудоустройства граждан с ограниченными возможностями и пониженной конкурентоспособностью, участники обсуждения считают целесообразным:
- внедрение и реализацию более действенных механизмов взаимодействия учебных заведений и работодателей в рамках трудовой адаптации и стажировки молодых специалистов;
- создание комплексных систем профессиональной ориентации молодежи и подростков;
- разработку и внедрение нового типа трудовых рекомендаций, способствующих более эффективному трудоустройству инвалидов;
- учет факторов, которые являются вредными или опасными для инвалидов, при их трудоустройстве и при сертификации и аттестации рабочих мест;
- систематизацию профессиографической информации о получении инвалидами профессионального образования и их последующего трудоустройства с учетом характеристик инвалидов;
- разработку и внедрение комплекса мер, способствующих трудовой адаптации и трудоустройству женщин после отпуска по уходу за детьми.
5. Оценивая состояние и перспективы трудовой миграции, анализируя проблемы её регулирования, участники форума пришли к выводу о необходимости:
- соответствия проводимой государственной миграционной политики интересам приоритетного обеспечения занятости и достойной оплаты труда российских граждан;
- создания условий для внутренней миграции граждан из трудоизбыточных регионов в регионы с дефицитом рабочей силы;
- сохранения имеющегося порядка системы регулирования трудовой миграции, в том числе совершенствовании законодательства при определении квот;
- анализа обоснованности заявок работодателей на привлечение иностранной рабочей силы на принципах открытости и с применением критериев;
- совершенствование процедур, связанных с получением работодателем разрешения на привлечение иностранной рабочей силы;
- совершенствование практики выдачи патентов и всей патентной системы в целом;
- обратить повышенное внимание на состояние здоровья и квалификацию иностранных рабочих, их адаптацию и создание условий для интеграции в российское общество;
- поддержать практику создания Выносных единых миграционных центров (ВЕМЦов) в странах ближнего зарубежья, предназначенных для осуществления предварительной подготовки выезжающих в Российскую Федерацию.
6. Рассмотрев социально-политические проблемы современного рынка труда в Российской Федерации, участники форума сочли необходимым рекомендовать:
- проведение мероприятий на рынке труда и содействию занятости населения в соответствии с государственной политикой модернизации экономики и перехода на инновационный путь развития;
- новые пути модернизации государственной политики на рынке труда, соответствующей экономике знаний;
- разработку и реализацию специальных программ на рынке труда моногородов;
- учитывать возрастающую роль СМИ и социальных сетей в реализации политики занятости.
7. В области развития социально-трудовых отношений в России участники форума отмечают целесообразность:
- повышения роли социального партнерства в выработке и реализации политики занятости России; а также совершенствования нормативно-правовых актов в сфере социального партнерства;
- проведения мониторинга, анализа и разработки баланса трудовых ресурсов с учетом потребностей региональных рынков труда;
- внедрения современных систем управления охраной труда и профессиональными рисками на основе международных и отечественных стандартов;
- активизации роли профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений.
8. В рамках профессиональной подготовки незанятого населения в условиях интенсивного развития рынка труда в России участники Форума пришли к мнению о рекомендации следующих мер:
- дальнейшее совершенствование национальной системы профессиональной подготовки незанятого населения
- принятие мер по повышению качества подготовки специалистов в соответствии с потребностями рынка труда
- разработку и внедрение профессиональных стандартов
- необходимость применения новых информационно-коммуникативных технологий в профессиональной подготовке незанятого населения;
- необходимость взаимодействия службы занятости, бизнеса и общества в управлении развитием профессионального образования незанятого населения и безработных граждан.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ РЕКОМЕНДАЦИЙ III Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития» ТАКЖЕ БУДЕТ ОПУБЛИКОВАН НА НАШЕМ ПОРТАЛЕ «ДОБРОСОСЕДСТВО»

