В Московском доме национальностей состоялся плановый семинар "Современные миграционные процессы и вопросы комплексной безопасности", проводящийся в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России».
Ранее на «Добрососедстве» в рамках проекта «Реальная миграция» были опубликованы материалы с семинаров в МДН, и в этот раз докладчики и организаторы предоставили нам эти эксклюзивные материалы.
Ведущие семинара:
Московский Юрий Викторович - председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда "Добрососедство";
Нагерняк Юрий Иванович - директор Фонда «Гуманизм, Прогресс и Правопорядок», ответственный секретарь Российско-Китайской Парламентской Комиссии Государственной Думы, руководитель постоянно действующего семинара "Прогноз будущего развития человеческой цивилизации.
Доклады:
«Проблемы миграции и вопросы комплексной безопасности для России»;
«Проблемы миграции и комплексная безопасность в мире».
На семинаре были рассмотрены вопросы, касающиеся: системы комплексной безопасности государства и народа, которая подразумевает состояние их защищённости от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера; актуальных тенденций в сфере миграции в столичном мегаполисе; обсуждения миграционного законодательства в части осуществления трудовой деятельности иностранными работниками и миграционного учета иностранных граждан на территории Российской Федерации и, в частности, городе Москве; анализа и профилактики миграционных угроз среди иностранных граждан, находящихся на территории столицы.
Информация о семинаре размещена на сайте МДН
Некоторые ранее публиковавшиеся на портале «Добрососедство» в рамках Проекта материалы (со ссылкой):
- Национальный состав России. Цифры. Некоторые материалы переписей населения 2002, 2010 и 2021 гг. в Российской Федерации http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_382499 ;
- «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции» http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_386392 ;
- Национальный состав Москвы. Некоторые материалы переписей населения 1989, 2002, 2010 и 2021 гг. http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_386998 ;
- "Правда о ситуации как эффективный способ профилактики экстремизма и девиантного поведения". Тезисы доклада. http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc ;
«Диаспоры и землячества в России: мифы, реальность, перспективы». (25 тезисов) http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_374536 ;
- "Переселенческие (миграционные) процессы в район Арктики, как ключ к её освоению" http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_353503 ;
- "Внутренняя миграция: тенденции развития Московского региона" http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_347499 ;
- «Алармизм и пессимизм как современное оружие русофобов» http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_345149 ;
- «О необходимых мерах поддержки граждан Украины в Российской Федерации» http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_343732 ;
- Ускоренное получение российского гражданства и другие необходимые изменения в законодательстве для российских соотечественников и "носителей русского языка http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_343545 ;
- Юрий Московский: Этнокультурные коммуникации в мегаполисе во время массовых миграций http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_342234
- Юрий Московский: «Новые ноябрьские тезисы о миграции» http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information/o_338135?rating=up&isNew=0
- О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_341456?rating=up&isNew=0
- О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_336808
- Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0
- О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_341456?rating=up&isNew=0
- О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_336808
- Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0
- О заседании Межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений среди мигрантов http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0
- Зачем Москве мигранты? Как пандемия отразилась на трудовой миграции столицы
http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_318763
- Студенты за рубежами (мировая статистика)
http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_59926?rating=up&isNew=0
- Урбанизация, миграция, демография и некоторые пути решения связанных с ними проблем в Москве и России. http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_58431
Основные тезисы доклада Нагерняка Ю.И.
«Проблемы миграции и комплексная безопасность в мире»
1. Характерная особенность современного периода развития человеческой цивилизации – развитые миграционные процессы, охватившие практически весь Земной шар и во многом определяющие лицо эпохи. Миграционные процессы непосредственно или косвенно влияют на большинство аспектов жизнедеятельности человека, включая экономический, социальный, гуманитарный, демографический, политический и другие форматы.
2. Миграция как сложное, многогранное общественное явление можно классифицировать, исходя из различных критериев и характеристик. Наиболее общая ее классификация – разделение на внутреннюю (в пределах одной страны) и международную (с пересечением госграниц), в других срезах – въездную и выездную (иммиграция и эмиграция); вынужденную и добровольную («выталкивание» и «притяжение») и т.д.
3. Россия в своей истории испытала несколько крупных волн миграции, как внутренней, так и внешней, причем в том, что касается внешней миграции, это в основном была эмиграция (конец 19-начало 20 в., 1917-1920 гг., Великая Отечественная война, 1970-ые гг., 1990-ые гг., начало 21 в.). Лишь начиная с 1990-ых годов стала превалировать въездная миграция.
4. Все формы миграции так или иначе воздействуют на безопасность любой страны, которая оказывается втянута в миграционные потоки. Степень воздействия на те или иные аспекты безопасности зависит от характерных особенностей самой миграции и способности государственных институтов обеспечить бесконфликтный характер этих процессов. Рассмотрим, как на практике это происходит в России.
5. С позиций российского законодательства, в России выделяется 23 вида безопасности. Наиболее авторитетным документом в этой области является Стратегия национальной безопасности, в которой дается исчерпывающая характеристика основных существующих угроз и сфер безопасности.
6. В этой связи целесообразно по отдельности рассмотреть те угрозы, которые несут для национальной безопасности эмиграция и иммиграция - поскольку их влияние на безопасность России совершенно разное, а также меры, принимаемые государством для снижения негативного влияния миграции на общественно-политическую и экономическую жизнь страны.
7. В настоящее время в общественном сознании наибольшее внимание обращается на проблемы, порождаемые въездной миграцией, прежде всего трудовой миграцией. До недавнего времени трудовая миграция, действительно, была основным источником проблем для государства и населения в миграционной сфере. Вместе с тем, сложившееся понимание безальтернативности трудовой миграции для сегодняшней России заставляет искать выход не на пути ее ограничения, а на путях повышения качества администрирования этих процессов.
8. В последний период времени в связи с происходящими вокруг России политическими и военными событиями возник ряд новых угроз, которые требуют пристального внимания. В этой связи необходимо усилить работу над совершенствованием как концептуальной основы миграционной политики, так и практических мер организации и контроля за миграционными потоками.
Основные тезисы доклада Московского Ю.В.
«Проблемы миграции и вопросы комплексной безопасности для России»
Ранее в этом году мы уже рассматривали вопросы, относящихся к данной теме на семинарах:
- «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции»;
- «Всероссийская перепись населения 2020-2021 гг. анализ национального состава Москвы и миграционных процессов»
Система комплексной безопасности государства и народа подразумевает состояние их защищённости от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера.
Комплексный подход к разрешению имеющихся проблем и позволяет Правительствам Москвы, Московского региона и России в целом решать весьма сложные задачи по сохранению мирного, поступательного развития.
Приходится рассматривать в совокупности следующие вопросы, которые так или иначе связаны друг с другом.
Демографическая безопасность
Психологическая безопасность
Экономическая безопасность
Промышленная безопасность
Транспортная безопасность
Информационная безопасность
Военная безопасность
Цифровая безопасность
Антитерористическая безопасность
Экологическая безопасность
Эпидемиологическая безопасность
Территориальная безопасность
Психологическая безопасность
Культурная безопасность;
Государственная безопасность;
Национальная безопасность.
И. т.д.
Москва исторически имеет опережающее экономическое развитие, являясь локомотивом экономики всей страны.
Москва – столица России, крупнейший мегаполис, входящий в состав Московской агломерация с почти 22 миллионным населением, и все процессы, происходящие в городе и его окрестностях, влияют на общую ситуацию в стране. И соответственно обратное - происходящее в ней влияет и на Город.
Также и общемировые тенденции и события не обходят его стороной.
Можно констатировать, что комплекс мер и государственная политика в целом, направленная на контролируемое развитие экономики и гражданского общества, приносит свои плоды в виде стабильности и укрепления межнационального мира в Российской Федерации, использования трудовых ресурсов.
Вопросы, относящиеся к миграции, можно рассматривать только комплексно, вместе с другими темами, причём, не только констатируя факты, но и предлагая пути решения выявленных проблем.
Помня при этом, что «вместе с водой можно выплеснуть и ребенка», «иное лекарство хуже самой болезни», и что все же гильотина это не лучшее средство от головной боли и перхоти.
Президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме, который проходил в сентябре 2023 года во Владивостоке, сделал несколько заявлений, напрямую касающихся миграционной сферы.
«Экономика, конечно, требует использования трудовых мигрантов в отдельных секторах, больше всего в строительном секторе. По-моему, там 33 процента от всех работающих мигрантов... В целом у нас не так уж и много на рынке труда мигрантов работает — это 3,7 процента, если к общему числу работающих» - Путин В. В. Президент России
В частности, он отметил, что экономика России нуждается в мигрантах, прежде всего, в строительной сфере. Однако, как заявил Владимир Путин, потенциально рабочие руки мигрантов могут быть заменены за счет применения новых технологий.
При этом Владимир Путин подчеркнул, что на самом деле мигрантов в России не так уж и много. И это притом, что отдельные популисты годами пытаются создавать иллюзию об якобы имеющемся на российском рынке труда засилье трудовых мигрантов. Так, по словам президента, иностранные мигранты составляют всего 3,7% от общего количества работающих российских граждан.
В то же время, Президент призвал не допустить того, чтобы на территории России появлялись мигрантские гетто, сформированные по национальному признаку.
Ранее, как сообщало Media-MIG, Президент В.В.Путин призвал упростить выдачу российского гражданства иностранным студентам, обучающимся на территории РФ.
Источник: http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru//information/n_121/o_402834 и https://t.me/ontologik/3874
Имеются базовые нормативные документы, в которых рассматривается данная проблематика.
- Конституция Российской Федерации;
- Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года;
- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации;
- Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года;
- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года;
- Концепция общественной безопасности Российской Федерации;
2. Указ Президента «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019–2025 годы»;
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
10. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года;
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года;
12. Концепция демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года;
13. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
14. Стратегия социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года.
15. Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года.
16. Проект Стратегии Москвы «Умный город-2030»
17. Стратегия национальной политики города Москвы до 2025 года;
18.Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации
Так как в области миграции, как и в иных вопросах нельзя рассматривать Москву отдельно от Московской области, то следует учитывать и те документы, которые имеются у этого субъекта Российской Федерации.
В частности, «Распоряжение Правительства Московской области от 26.05.2023 № 277-РП "Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2022-2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на территории Московской области" (26 мая 2023 г.).
Следует отметить, что статьи Основного закона Страны распространяются не только российских, но и на иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, так же, как и положения иных нормативных актов. (Приложение №1)
Надо понимать, что национальный вопрос, заувальвированный порой ныне под вопрос «мигрантский» может стать орудием в руках тех, кто хочет «замутить воду», нарушить единство российского общества, что особенно актуально в период проведения Специальной военной операции
Как отметил Президент России В.В. Путин на коллегии ФСБ 28 февраля 2023 года «… нужно выявлять и пресекать противозаконную деятельность тех, кто пытается расколоть, ослабить наше общество, использует как оружие сепаратизм, национализм, неонацизм и ксенофобию. Это тоже всегда применялось в отношении нашей страны, а сейчас, конечно, попытки наиболее активные – попытки активизировать всю эту мразь на нашей земле»:
Наряду с внешней миграцией, о которой пишут и говорят очень много, в Российской Федерации идёт значительная внутренняя миграция, в том числе с Юга России, с Кавказа в крупные мегаполисы.
Значительны миграционные потоки с территорий бывшей Украинской ССР.
Нельзя не отметить тот факт, что значительное число беженцев и вынужденных переселенцев с Украины и воссоединенных территорий прибыло в Москву и область, без труда влившись в общий рынок труда.
Согласно переписи населения 2021 года население Москвы выросло по сравнению с предыдущей переписью с 11, 5 млн. до 13 млн, человек, а Московского региона в целом с 18,6 млн до 21,5 млн. Прирост был достигнут основном за счет приезжих.
Всё население Национальность
|
Москва 2021 13 010 112 |
Моск обл 2010 8 524 665 |
Мос Регион 2021 21 534 777 |
Мос Регион 2010 18 598 621 |
Мос Регион 2002 17 001 292
|
Русские |
9 074 375 |
6 873 903 (92% из указавших нац) |
15 948 278 (91% из указавших нац.) |
16 133 082 |
14 830 772 |
Национальность
|
Москва 2010 |
Московская область 2010 |
Всего в Московском регионе в 2010 |
Всего в Московском регионе в 2002 |
Всего |
11 503 501 |
7 095 120 |
18 598 621 |
17 001 292 |
Русские |
9 930 410 (91,6%) |
6 202 672 (92,9%) |
16 133 082 |
14 830 772 |
В основном миграционные потоки шли из Центрального федерального округа и за счет русских. Снижение по переписи русских, как и других народов объяснится тем, что значительное число участников переписи были переписаны по домовым книгам, и согласно правилам, в таких случаях национальность в переписных листах не указывается. В Москве таковых, например, оказалось около 3 миллионов человек.
Ныне, впервые в Московской истории с середины позапрошлого века больше половины живущих в Москве в Москве и родились, что значительно повлияло, как считаю специалисты на общую психологическую атмосферу в городу, ведь приезжий находится в ситуации «миграционного стресса»
Анализ информации:
Реальные данные являются самым действенным оружием в борьбе с провокациями и инсинуациями.
Для того, что бы верно понимать миграционную ситуацию, и связанные с ней ныне межнациональные отношения, надо владеть объективными данными.
Между тем, проблема видения объективной реальности весьма остро стоит перед специалистами, участвующими в выработке стратегических документов и нормативных актов, перед теми, кто решает практические задачи обеспечения развития экономики, роста благосостояния населения и безопасности граждан.
Одним из инструментов получения сведений являются Переписи населения, которая проводится регулярно. К сожалению, Перепись 2020-2021 гг., проведенная в период пандемии, не дала многих данных, особенно в мегаполисах, в том числе по их национальному составу, миграции, гражданству, языку и т.д. Оставив значительное поле для спекуляций на эту тему.
Данные по национальному составу столицы, согласно переписи 2010 г., приведенные на заседании Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, широко распространённые тогда среди общественных активистов, развеяли множество мифов вокруг «национального вопроса», содействуя резкому снижению уровня ксенофобии и национализма. Эта практика продолжается и ныне Комиссией по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы (см. Придожение №2)
Важным источником о миграции, являются данные, полученные от МВД.
К сожалению, многие неверно трактуют представляемые цифры, путая единовременно находящихся в стране с числом регистраций или количеством пересечений границы. Неверная трактовка приводит к множеству манипуляций, в том числе и с преступностью среди иностранных граждан и мигрантов как таковых.
Следующим важным источником являются данные, получаемые социологами, благодаря опросам населения и экспертов.
Однако тут также встает вопрос получения объективных данных, не подверженных конъектурным влияниям.
Дополняют картину публикации в СМИ и социальных сетях, выступления на тематических конференциях.
К сожалению, приходится констатировать, что не только СМИ и социальные сети, но и «эксперты» порой искажают реальную картину. Причем порой преднамеренно для решения самых разных задач, связанных как с лоббированием чьих-то коммерческих и политических интересов, так и с идеологическими пристрастиями.
Комиссия по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, используя опыт и наработки Общественного совета при УФМС по городу Москвы, участвует в предоставлении объективных данных заинтересованным органам, используя имеющийся экспертный потенциал.
Он используется, в частности и Межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики правонарушений в миграционной среде
Это имеет большое значение, ведь неверно поставленный диагноз приводит к неправильному лечению.
В декабре 2022 года в Московском педагогическом государственном университете состоялся Всероссийский форум «Профилактика деструктивной деятельности в молодежной среде». На секции Эффективные методы профилактики экстремизма и девиантного поведения" был сделал доклад "Правда о ситуации как эффективный способ профилактики экстремизма и девиантного поведения". Его тезисы опубликованы, в том числе в электронном СМИ «Добрососедства» (http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_380262 )
История Москвы – это и история миграции.
Она, как и многие другие города, возникла в результате миграции, укреплялась и расширялась за счет тех, кто приезжал под защиту её стен, ища благосостояния, безопасности, уверенности в будущем и возможностей.
Задача в том, что бы уже живущее, старожильческое население считало миграционные процессы полезными для города и всего региона в целом, укрепляющие его, усиливающими безопасность.
В Москве осуществляется проект «Город без конфликтов».
Имеются структуры, обеспечивающие законность и состоящие из общественных активистов – Добровольные народные дружины и Опорные пункты охраны порядка.
Главные миграционные потоки – трудовые ресурсы в Москву всегда шли не с территорий сопредельных государств и окраин. Следует заметить, что это было и в то время, когда многие из них входили в состав единой страны – Российскую империю, Союз Советских Социалистических Республик.
Таким образом, на трудовые ресурсы и межнациональные отношений, общую ситуацию в столице решающее влияние оказывала миграция внутренняя. Основной поток приезжих в столицу - жители Центрального федерального округа, что, кстати, приводит к нехватке рабочей силы уже в регионах.
Однако реальная ситуация в Российской Федерации в области межнациональных отношений и связанных с ними миграционных процессов, влияющих на рынок труда, сильно отличается от представления о них как у «экспертного сообщества», так и общественности.
О том, насколько внутренняя миграция преобладает над внешней, видно и из данных переписей населения, 2002, 2010 и 2021 гг. (см. Приложение №1). Причем ведь люди национальностей, получившие свои «государства», зачастую проживали на территории как Российской Федерации (РСФСР), так и Москвы и до 1992 года, а многие получили российское гражданство по различным основаниям после 1992 года, став относится к мигрантам «внутренним».
Власти столицы всегда уделяли значительное внимание этому вопросу, понимая существо проблемы и зачастую не разделяя по некоторым параметрам миграцию внутреннюю и внешнюю.
С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 13,5 миллионов человек.
А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 147 миллионов (по переписи 2021 г.).
С вхождением новых регионов в состав России мы имеем, естественно, другие данные.
Россия сейчас не находится в стадии межнациональных конфликтов, как предсказывали ряд политики и учёных. У нас продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – коренными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.
Причём происходящие ныне противоречия старожильческого населения с недавно приехавшими из Центральной Азии и с Юга России весьма напоминают конфликты с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросался в глаза, что некоторые публицисты одно время называли иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.
В 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств. И, хотя в основном это были славяне, но среди них было немало «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии. Конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было.
После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, а экономика после краха 90-х стала восстанавливаться, требуя новые рабочие руки, на смену ей пришла волна другого национального, профессионального и психологического состава – жаждущие найти работу люди и средства к существованию люди из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации, отстали от мегаполисов лет на 30-40. А начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительное количество рабочих на низкоквалифицированные и относительно невысокооплачиваемые места. И российский рынок труда стали осваивать не российские крестьяне, а жители среднеазиатской сельской местности, обладающие практически тем же менталитетом, что и русские крестьяне XIX - начала XX веков. В результате вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложнённые тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличается от местного населения, к тому же имеет склонность к замкнутости и консолидации. Крестьян сменили дехкане.
Причём ситуация с приездом наших бывших сограждан из экс.СССР, ставших в одночасье иностранцами, возникла не только из-за нехватки собственно российских работников. Внутренняя мобильность у нас, по сравнению с 1990 годом, не смотря на колоссальную безработицу, снизилась вдвое. И это объяснимо. Жилье дорого, зарплата везде, кроме Москвы и других мегаполисов, примерно одинакова, ВУЗы открыли свои многочисленные филиалы в регионах, что вдвое увеличило число студентов, при этом призыв в армию солдат-срочников сократился в разы, стройки крупных хозяйственных объектов были свёрнуты. Поэтому строительство, торговля, сфера ЖКХ не только столицы, но и других крупных городов стали принимать приезжих из Центральной Азии, готовых работать за более низкую зарплату, чем наши сограждане. К тому же это решало глобальную внешнеполитическую проблему, оттягивая недовольных из постсоветских государств, что давало время на проведение там реформ и стабилизацию.
Ныне ситуация изменилась. Заработки иностранцев сравнялись с заработками граждан РФ, а в целом многие них получают даже больше на соответствующих работах.
По ряду данных на одного «внешнего» мигранта (более корректно называть этих людей приезжими) в столице приходится 7 «внутренних»
На территории Российской Федерации ныне находится примерно 2,5 миллиона иностранных граждан, прибывших в нашу страну с целью работы, из них 700 тысяч в Москве. Численность их меняется в зависимости от сезонных колебаний, экономической и политической ситуации.
Согласно Всероссийским переписям населения число иностранцев, находящихся в России следующее:
в 2002 году - 1 025 тыс.;
в 2010 г. - 687 тыс.;
в 2021 г. - 459 152 чел.
Разумеется, что всех иностранцев перепись, участие в которой было добровольным, а ответы никто не контролировал, не учла. Однако тенденции, так сказать, налицо.
Эти данные абсолютно соответствует Концепции миграционной политики, в которой сказано, что в России «среднесрочно» находятся до 4 миллионов иностранцев, из них до 3 миллионов с целью работы. Не смотря на пандемию, в ходе которой часть иностранцев покинули Россию, их численность в настоящее время примерна та же, что и была до её начала – люди вернулись. Как видим, несмотря на значительное число иностранных граждан, их у нас отнюдь не десятки миллионов. Тем не менее, они сосредоточены в определенных отраслях и работах, и уменьшение их численности оказывает крайне негативное влияние на все «производственные цепочки». Число «нелегалов» (если не считать таковыми не полностью декларирующих свои заработки иностранцев) у нас также не так значительно, как принято считать
Всего же в миграционных процессах в России, по ряду оценок, задействовано до 5 миллионов приезжих из различных стран, зачастую работающих вахтовым метом.
Что же касается кажущихся «небольших» цифр в 2,5 миллиона постоянно находящихся не территории РФ иностранцев, то напомню, что речь идёт о людях самых трудоспособных возрастов (20-50 лет), причём в основном мужчинах. И если смотреть именно по этой категории, то выходит, что у нас примерно каждый 20-й работающий в стране мужчина иностранец, а в Москве, соответственно, каждый восьмой.
Культурная безопасность также является важнейшим обстоятельством.
Москва — столица нашей страны, крупнейший город России по количеству жителей и самый населённый из городов, полностью находящихся в Европе.
Московское произношение является произносительной нормой русского литературного языка.
Большое внимание уделяется в столице его развитию.
Адаптация и интеграция иностранных граждан, других приезжих происходит на базе русского языка и общерусской, российской культуры.
Адаптация и интеграция, всех приезжих, в Московский социум является важнейшей задачей. Но следует отметить, что проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран. Причем это относится как к мигрантам внутренним, так и к внешним.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства»
Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»
В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.
Миграция, приём безотносительно гражданства приезжающих, упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.
Адаптация (социализация) - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.
Интеграция (социальная интеграция) это:
- процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
- формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
- процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.
Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя принятие индивида другими членами группы.
Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.
Об адаптации и интеграции «внутренних мигрантов» прямо или косвенно говорят следующие документы
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации
Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»
Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»
Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.
В их числе касающейся:
регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов
Стоит отметить, что в Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
….недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.
Рождаемость в Москве
Следует отметить, что Москва имеет особую модель рождаемости в силу следующих причин: особая социальная структура населения в виде большой доли людей с высшим образованием и более высоким по сравнению с остальной Россией уровнем доходов, высокого миграционного прироста преимущественно в виде молодого населения с высоким репродуктивным потенциалом, развитой социальной инфраструктурой в виде высокого качества и доступности услуг здравоохранения и образования. Итоговая детность приезжих выше, чем у родившихся в Москве. С 2000-х годов рождаемость в Москве росла, причём более быстрыми темпами по сравнению с остальной Россией, так, например, за 10 лет с 1999 по 2009 год в Москве она выросла в 1,73 раза, тогда как по России в целом в 1,45 раза.
Миграция из сопредельных и дальних стран поможет решению демографических проблем, но не решит их. Нужно изыскивать внутренние резервы для роста населения, улучшая качество жизни. Нужно мощнейшее государственное вмешательство.
Только рост собственного населения и его внутренняя миграция – а лучше сказать внутренняя мобильность, которая включает в себя не только перемещение, но и социальные лифты, могут стать серьезным резервом для экономического роста, и самое главное, для укрепления безопасности и роста благосостояния нашего народа, народа России.
Что нужно делать для усиления комплексной безопасности.
- Усилить вовлечение общественности в охрану общественного порядка, используя как имеющиеся структуры Московского городского штаба Народных дружин (МГШ ДНД) и Опорных пунктов охраны порядка (ОПОПы), так и связь населения с властями города и правоохранительными структурами через интернет;
- При этом не стоит перекладывать на общественные объединения функции государственного контроля и ответственность за своих участников, а также основную работу по адаптации и интеграции. Это противоречит как российскому законодательству, так и здравому смыслу.
- Хотелось бы надеяться, что миграционное законодательство всё более будет избавляться от «раздвоенности» и межведомственной рассогласованности. В частности, ситуация, согласно которой, за два любых административных правонарушения (вне зависимости от их тяжести) иностранный гражданин выдворяется из России, будет пересмотрена. Всего со времени действия этого положения из страны было осуществлено не менее 3,5 миллиона выдворений, причем людей в основном интегрированных и адаптированных, что нанесло колоссальный ущерб как экономике страны, так и её престижу. В результате российское руководство вынуждено было несколько раз проводить «миграционные амнистии».
- В полной мере должно заработать положение об ускоренном приёме в российское гражданство «носителей русского языка», для чего допуск к экзамену не должен зависеть от имеющихся документов о территории происхождения предков соискателя.
- По примеру многих стран, стоит ввести норму об ускоренном приеме в гражданство потомков, проживавших на территории Российской Федерации в её современных конституционных границах. Сроки «ускорения» надо законодательно прописывать, чтоб это не оставалось декларацией.
- Только привлечение организаций бизнеса, предпринимателей всех уровней к адаптации и интеграции иностранных граждан реально поможет решить эту задачу.
- Для преподавания русского языка приезжим, не знающих его, необходимы преподаватели, знающие их язык.
- Необходимо осуществлять постоянный мониторинг ситуации через социологические опросы и иные методы. Возможно проведение досрочной переписи население, участие в которой будет обязательным.
- Для более качественного, комплексного решения обозначенных выше задач, связанных с миграцией, необходимо воссоздание специализированного ведомства, с более широкими полномочиями, чем были у Федеральной миграционной службы. Вопрос создания Министерства по делам миграции давно назрел
Приложение № 1.
Выдержки из Конституции Российской Федерации.
Статьи Основного закона Страны касаются не только российских, но и иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации.
В Конституции страны сказано:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединенные общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 6
1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.
2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 8
1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Статья 12
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни
Статья 14
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 20
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Статья 21
1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Статья 23
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Статья 24
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Статья 26
1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Статья 28
Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Статья 29
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается
Статья 30
1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 34
1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется.
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации.
2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
4. Культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством.
Приложение 2
Этнический и религиозный состав
Москвы, Московского региона и России.
История и современность.
В начале XIX века, накануне войны 1812 года, в Москве 92 % были православными, а 8 % приверженцами других религий. В 1871 и 1882 годах религиозный состав Москвы выглядел следующим образом: православные и единоверцы — 92,84 и 91,71 %, протестанты — 2,05 и 2,28 %, раскольники — 2,72 и 2,21 %, иудеи — 0,88 и 2,00 %, католики — 1,24 и 1,23 %, магометане — 0,17 и 0,26 %, армяне-григорианцы — 0,10 и 0,12 %, остальные — 0,02 %, не обозначены 0,17 %.
По языковому составу в 1881 году доля москвичей, говорящих на русском языке — 95,6 %, а в 1882 году — 94,5 %; на польском — 0,60 и 0,60 %, финском — 0,02 и 0,05 %, латышском — 0,03 и 0,03 %, литовском — 0,06 и 0,03 %, иврите — 0,94 и 1,61 %, татарском — 0,15 и 0,24 %, армянском — 0,10 и 0,12 %, французском — 0,34 и 0,29 %, немецком — 1,82 и 2,02 %, английском — 0,12 и 0,10 %, итальянском — 0,03 и 0,02 %, нидерландский язык — 0,01 и 0,00 %, на других языках — 0,04 и 0,04 %, не ответили на этот вопрос — 0,14 %. По переписи 1897 года, в городе жили представители следующих народов: русские — 987 тысяч (95 %), немцы (около 18 тысяч), поляки (9 тысяч), евреи (около 5 тысяч), татары (4,3 тысячи). По переписи 1926 году, русских в Москве насчитывалось 1772 тысячи человек (87,4 %), евреев — 131 тысяча (6,5 %), татар — 171 тысяча, и украинцев — 161 тысяча.
В период с 1912 по 1926 год доля русских уменьшилась на 7,8 % (в 1912 году — 95,3 %), доля немцев сократилась на 0,9 %, поляков — на 0,2 %, но увеличилась численность евреев (на 6,1 %), украинцев (на 0,6 %), татар, латышей, армян (на 0,3 %). С 1926 по 1939 год доля русских не изменилась, незначительно сократилась доля евреев — с 6,5 до 6 %, но удельный вес украинцев повысился с 0,8 до 2,2 %, татар — с 0,8 до 1,4 %, армян — с 0,2 до 0,3 %.
С 1939 по 1959 год немного увеличился удельный вес русских (с 87,4 до 89,5 %), уменьшился удельный вес евреев (с 6,0 до 4,1 %), понизилась доля немцев, поляков, представителей народов Прибалтики, мордвы, азербайджанцев, грузин, но увеличилась доля татар (до 1,5 %), украинцев и белорусов. С 1970 по 1989 год увеличилась доля русских (с 89,2 до 89,7 %), украинцев (с 2,6 до 2,8 %), татар (с 1,6 до 1,8 %), белорусов, народов Кавказа, Средней Азии, мордвы, чувашей и др., но сократилась доля евреев (с 3,6 до 2 %), народов Прибалтики. В 1989 году в Москве проживали: русские — 7 963 246, украинцы — 252 670, евреи — 174 728, татары — 157 376, белорусы — 73 005, армяне — 43 989, мордва — 30 916, азербайджанцы — 20 727, грузины — 19 608, чуваши — 18 358, узбеки — 9183, казахи — 8225, осетины — 7270, молдаване — 6997, поляки — 6920, башкиры — 5417, немцы — 4670, латыши — 3896, корейцы — 3693, греки — 3586, литовцы — 3243, ассирийцы — 3196, киргизы — 3044, таджики — 2893, болгары — 2641, удмурты — 2600, марийцы — 2490, лезгины — 2434, чеченцы — 2101, туркмены — 2093, эстонцы — 1801, аварцы — 1706, буряты — 1496, таты — 1292, абхазы — 1286, цыгане — 1284, кабардинцы — 1275, арабы — 1261, карелы — 1245, испанцы — 1219, коми-зыряне — 1141, вьетнамцы — 1052, лакцы — 913, даргинцы — 891, венгры — 838, горские евреи — 776, якуты — 771, кумыки — 727, ингуши — 685, карачаевцы — 624, чехи — 605, кубинцы — 597, адыгейцы — 490, финны — 471, каракалпаки — 402, балкарцы — 399, черкесы — 374, китайцы — 372, гагаузы — 352, хакасы — 316, коми-пермяки — 307, монголы — 301, караимы — 283, румыны — 270, афганцы — 263, крымские татары — 239, итальянцы — 235, сербы — 227, представители народов Индии и Пакистана — 223, курды — 209, тувинцы — 195, словаки — 159, уйгуры — 159, абазины — 145, турки — 137, персы — 126, французы — 117, прочие этнодисперсные группы (всего 42) — не больше 100 человек.
С 1989 по 1994 год увеличилась доля русских с 89,7 до 90,5 %, доля татар увеличилась с 1,8 до 1,9 %, армян с 0,5 до 0,7 %, но уменьшилась доля украинцев с 2,8 до 2,4 %, белорусов — с 0,8 до 0,7 % и евреев с 2 до 1,5 %. После распада СССР обязательная прописка была отменена и резко выросли размеры «нелегальной миграции», т.е. число людей, причём граждан России, которые живут в Москве без регистрации, поэтому получить достоверные данные об этноконфессиональном составе москвичей очень трудно.
Например, по оценкам экспертов МВД в 2002 году в 9-миллионной тогда столице было от 0,9 до 3 миллионов «нелегальных мигрантов», то есть живущих в городе приезжих без регистрации, причем в основном это были не иностранцы, а граждане России. Причем находились они абсолютно на законном основании, так как прописка запрещена Конституцией.
По мнению экспертов, численность некоторых этнических групп изменилась в несколько, а в некоторых случаях в десятки раз. Речь идёт о закавказских (армянах, азербайджанцах, грузинах), центральноазиатских (таджиках, таджикских цыганах — люли, афганцах), южноазиатских (китайцах, корейцах) этнических группах, строительных рабочих из Молдавии и с Украины, а также жителях республик Северного Кавказа (особенно чеченцах и дагестанцах).
В отличие от Запада, в Москве вообще нет районов этнического расселения, но, как написано в ВИКИПЕДИИ «по мнению столичной прессы на юго-западе Москвы преимущественно селятся армяне, в Измайлове — азербайджанцы, в Марьиной Роще — грузины, в Очакове и в районе метро «Автозаводская» - китайцы, в районах метро «Савёловская», «Домодедовская», «Планерная» - выходцы из Юго-Восточной Азии, в ближайшем Подмосковье в дачных посёлках — таджики, а таджикские цыгане (люли) ставят таборы вокруг Московской кольцевой автодороги» Причем надо понимать, что доля этих этносов в общем количестве живущих составляет порой десятые доли процентов.
С 1989 по 2002 год этнический состав Москвы изменился следующим образом: доля русских снизилась с 89,7 % в 1989 до 84,8 % в 2002 году, украинцев — с 2,8 % до 2,4 %, татар — с 1, 8 % до 1,6 %, евреев — с 2,0 % до 0,8 %, но одновременно увеличилась доля армян — с 0,5 % до 1,2 %, азербайджанцев — с 0,2 % до 0,9 %, грузин — с 0,2 % до 0,5 %[144].
Национальный состав населения Москвы, согласно переписи населения 2002 года и переписи населения 2010 года, распределён следующим образом: русские — 9 930 410 (91,65 %), украинцы — 154 104 (1,42 %), татары — 149 043 (1,38 %), армяне — 106 466 (0,98 %), азербайджанцы — 57 123 (0,53 %), евреи — 53 142 (0,49 %), белорусы — 39 225 (0,36 %), грузины — 38 934 (0,36 %), узбеки — 35 595 (0,33 %), таджики — 27 280 (0,25 %), молдаване — 21 699 (0,20 %), киргизы — 18 736 (0,17 %), мордва — 17 095 (0,16 %), чеченцы — 14 524 (0,13 %), чуваши — 14 313 (0,13 %), осетины — 11 311 (0,10 %), лица, не указавшие национальность — 668 409 (5,81 %).
Процент русских в Москве превышает средний показатель по России (80 %), превышая 9/10, также доли армян и евреев были высоки по сравнению со среднероссийскими (0,78 % и 0,16 % соответственно). Доля русских возросла с момента переписи 1989 года, когда они составляли 89,7 %
В период кризисов население Москвы уменьшалось, порой очень резко, при экономическом подъёме оно растёт.
Москва возросла численно с одного миллиона жителей в конце XIX века до почти пяти миллионов к 1941 году, а в целом за этот период на территории современной Российской Федерации доля городского населения увеличилась с 10% до 35%.
Доля основных народов Москвы по переписям 1897—2010 годов:
Народ |
1897 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
Русские |
95,0 % |
87,4 % |
88,6 % |
89,2 % |
90,1 % |
89,7 % |
88,38 % |
91,65 % |
Украинцы |
0,4 % |
2,2 % |
2,3 % |
2,6 % |
2,6 % |
2,8 % |
2,4 % |
1,42 % |
Татары |
0,4 % |
1,4 % |
1,6 % |
1,5 % |
1,7 % |
1,8 % |
1,6 % |
1,38 % |
Армяне |
0,2 % |
0,3 % |
0,4 % |
0,4 % |
0,4 % |
0,5 % |
1,2 % |
0,98 % |
Евреи |
0,5 % |
6,0 % |
4,7 % |
3,6 % |
2,8 % |
2,0 % |
0,8 % |
0,49 % |
Немцы |
1,7 % |
0,2 % |
0,1 % |
0,1 % |
0,0 % |
0,1 % |
0,1 % |
0,1 % |
Исламский фактор в современной жизни столицы.
Люди, исповедующие ислам жили в Москве ещё до того, как хан Узбек принял эту религию в качестве государственной для Золотой Орды.
В Москве строились мечети тогда, когда в остальной Европе это было просто немыслимо. Однако не стоит преувеличивать значение исламского фактора в жизни Города как прошлом, так и в настоящем.
Версию эту о 2-3 миллионах мусульман в Москве и о 25-30 миллионах в Российской Федерации очень любят разные «эксперты по межнациональным отношениям». Сотни тысяч верующих людей, живущих в почти более чем 20-миллионом Московском регионе это очень и очень много. Их интересы, конечно, надо учитывать. Но исходя из реальной ситуации, основываясь на реальных, а не выдуманных данных. Стоит отметить, что в целом в Российской Федерации из 147 миллионов посчитанных переписями жителей к народам, исповедующим ислам, можно отнести до 16 миллионов человек, большинство из которых живут в Поволжье и на Северном Кавказе, а отнюдь не в Москве и в Центральном Федеральном округе.
Однако в России, как и в большинстве стран мира, регулярно проводятся переписи населения. Конечно, к качеству переписи могут быть претензии, но всё-таки она, как и любая статистика, как заметил на заседании Ассоциации социально-политических экспертов и консультантов (АСПЭК) вице-президентом компании "КРОС" Олег Солодухин, заслуживает гораздо большего доверия, чем мнение «экспертов» или же социологические исследования, так как это тот же социологический опрос, но с гораздо большей и качественной выборкой.
Так что никто не отрицает, что во время переписи, могут быть ошибки. Но иных, более объективных данных нет, и если кто утверждает обратное, то ему остаётся только посочувствовать.
Согласно переписи населения, проведённой в 2010 году, в Москве было 11 503 тысяч человек. Из них русскими себя назвали 9 миллионов 930 тысяч. Кроме того в столице России живут: 154 тысячи украинцев, 106 тысяч армян, 53 тысячи евреев, 39 тысяч белорусов, 38 тысяч грузин. У 668 тысяч национальность не указана, но это не потому, что они от неё отказались, просто переписчики большинство из них не смогли дома застать, и поэтому в графе «национальность», согласно инструкции, поставили прочерк.
Среди живущих в Москве тех, кого принято относить к народам, исповедующим ислам, согласно той же переписи: 149 тысяч татар, 57 тысяч азербайджанцев, 36 тысяч узбеков, 27 тысяч таджиков, 19 тысяч киргизов, 15 тысяч чеченцев. Представителей тех народов, кого в Москве менее 10 тысяч - 146 тысяч. И большинство из них всё же не приверженцы ислама. Итого – чуть более 300 тысяч. Конечно, всех перепись не учла. Наверняка часть приехавших иностранных рабочих её избежали. Поэтому учтём и этот фактор.
В Москве находится менее миллиона иностранных граждан, из которых большинство вовсе не приезжие "нелегальные мигранты" из Центральной Азии и Азербайджана. Так что в Москве, даже с учетом «попрятавшихся от переписчиков» приезжих из Средней Азии и «мусульманских регионов» Кавказа, просто физически не может быть более 850 тысяч тех, кого традиционно относят к мусульманам.
В Московской области, согласно той же переписи, было 7 миллионов 95 тысяч населения, из которых 93% назвали себя русскими (с учетом 172 тыс. с прочерком в графе «национальность» по вине не заставших их дома переписчиков). Из тех, кого традиционно относят к мусульманам, согласно переписи, 56 тысяч татар, 19 тысяч азербайджанцев, 15 тысяч таджиков и т.д. То есть максимум 500 тысяч тех, кого можно отнести к мусульманам из постоянного населения Подмосковья и приехавшие в столичный мегаполис на заработки из российских регионов и «ближнего зарубежья». То есть даже максимально завышая цифры, мы всё равно не получаем «искомые» многомиллионные цифры.
Если же считать «немного по-другому» и продолжать заявлять о том, что миллионы мусульман Москвы состоят из приезжих из Средней Азии, то на это можно напомнить, что в Москве, согласно той же переписи, всего около 4 миллиона мужчин в возрасте от 20 до 50 лет и уж никак не может быть, что половина из них - находящиеся на нелегальном положении приезжие из Средней Азии, занятый к тому же неквалифицированным трудом (прошу учесть, что в секторе ЖКХ Москвы занято всего около 100 тысяч человек).
И, тем не менее, сотни тысяч верующих людей, живущих в более чем 22-миллионом Московском регионе это очень и очень много. Их интересы, конечно, надо учитывать. Но основываясь на реальных данных.
Перепись населения 2002, 2010 и 2021 гг., национальный состав РФ (ряд национальностей)
Год Всего, Национальность (самоиндефикация) |
2002 145 166 731 |
2010 143436145 |
2021 147 182 123 |
Указавшие нац принадлежность |
|
137 227 107 |
130 587 364 |
Русские |
115 889 107 |
111 016 896 |
105 579 179 |
Поморы |
6 571 |
3 113 |
2 232 |
Сибиряки |
10 |
1466 |
Нет данных |
Казаки |
140 028 |
67 573 |
50 490 |
Азербайджанцы |
621 840 |
603 070 |
474 576 |
Арабы |
10 630 |
9 583 |
16 329 |
Армяне |
1 130 491 |
1 182 388 |
946 172 |
Башкиры |
1 673 389 |
1 584 554 |
1 571 879 |
Белорусы |
807 970 |
521 443 |
208 046 |
Буряты |
445175 |
461389 |
460 053 |
Вьетнамцы |
26 206 |
13 954 |
7 918 |
Гагаузы |
12 210 |
13 690 |
9 272 |
Грузины |
197 934 |
157 803 |
112 765 |
Евреи |
229 938 |
156 801 |
82 644 |
Ингуши |
413 016 |
444 833 |
517 186 |
Казахи |
653 962 |
647 735 |
591 970 |
Калмыки |
173 996 |
183 372 |
179 547 |
Киргизы |
31 808 |
103 422 |
137 780 |
Китайцы |
34 577 |
28 943 |
19 644 |
Корейцы |
148 556 |
153 156 |
87 819 |
Молдаване |
172 330 |
156 400 |
77 509 |
Немцы |
597 212 |
394 138 |
195 256 |
Таджики |
120 136 |
200 303 |
350 236 |
Татары |
5 554 601 |
5 310 649 |
4 713 669 |
Крымские татары |
4 131 |
2 449 |
257 592 |
Турки |
92 415 |
105 058 |
116 705 |
Туркмены |
33 053 |
36 885 |
41 338 |
Узбеки |
122 916 |
289 862 |
323 278 |
Украинцы |
2 942 961 |
1 927 988 |
884 007 |
Удмурты |
636 906 |
552 299 |
386 465 |
Цыгане |
182 766 |
204 958 |
173 412 |
Черкесы |
60 517 |
73 184 |
114 697 |
Чеченцы |
1 360 253 |
1 431 360 |
1 674 854 |
Чуваши |
1 637 094 |
1 435 872 |
1 067 139 |
Якуты |
443 852 |
478 085 |
478 409 |
Не указали нац. в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников |
«Лица, не указавшие национальность в переписном листе» 1 460 751 |
1,8 млн + 3,6 млн. переписанных по домовым книгам «Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность»» 5 629 429 |
16 594 759 Отказавшиеся отвечать на вопрос о национальной принадлежности 7 004 052 Сказали, что нет национальной принадлежности 542 201 |
Всероссийская перепись населения 2002 г., Московский регион, национальный состав
Национальность |
Москва |
Московская область |
Всего |
всего
|
10 382 754 |
6 618 538 |
17 001 292 |
Русские |
8 808 009 |
6 022 763 |
14 830 772 |
казаки |
548 |
559 |
1 107 |
поморы |
10 |
9 |
19 |
Азербайджанцы |
95 563 |
14 651 |
110 214 |
Армяне |
124 425 |
39 660 |
164 085 |
Белорусы |
59 353 |
42 212 |
101 565 |
Вьетнамцы |
15 616 |
220 |
15 836 |
Грузины |
54 387 |
9 888 |
64 275 |
Евреи |
79 359 |
9 899 |
89 258 |
Казахи |
7 997 |
2 493 |
10 490 |
Корейцы |
8 630 |
3 232 |
11 862 |
Киргизы |
4 102 |
592 |
4 694 |
Китайцы |
12 801 |
180 |
12 989 |
Молдаване |
36 570 |
10 418 |
46 988 |
Мордва |
23 387 |
21 856 |
45 243 |
Немцы |
5 271 |
4 607 |
9 878 |
Поляки |
4 456 |
2 764 |
7 220 |
Таджики |
35 385 |
3 404 |
38 789 |
Татары |
166 083 |
52 851 |
218 934 |
Турки |
2 358 |
341 |
2 699 |
Туркмены |
3 526 |
833 |
4 359 |
Чеченцы |
14 465 |
1 941 |
16 406 |
Черкесы |
520 |
142 |
662 |
Узбеки |
24 312 |
4 183 |
28 495 |
Украинцы |
253 644 |
147 808 |
401 452 |
Башкиры |
5 941 |
3 565 |
9 506 |
Якуты |
1 448 |
242 |
1 690 |
Ингуши |
4 050 |
572 |
4 622 |
Цыгане |
974 |
1511 |
2 485 |
Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников |
417 126 |
172 090 |
589 216 |
Перепись населения 2010 и 2002 гг. в Московском регионе (некоторые данные по нац. составу)
Национальность
|
Москва 2010 |
Московская область 2010 |
Всего в Московском регионе в 2010 |
Всего в Московском регионе в 2002 |
Всего |
11 503 501 |
7 095 120 |
18 598 621 |
17 001 292 |
Русские |
9 930 410 (91,6%) |
6 202 672 (92,9%) |
16 133 082 |
14 830 772 |
казаки |
1157 |
691 |
1 848 |
1 107 |
поморы |
54 |
25 |
79 |
19 |
Украинцы |
154 104 (1,4%) |
119 474 (1,8%) |
119 474 |
401 452 |
Татары |
149 043 (1,4%) |
56 202 (1,1%) |
205 245 |
218 934 |
Армяне |
106 466 (1%) |
63 306 (1%) |
169 772 |
164 085 |
Азербайджанцы |
57 123 |
19 611 |
76 734 |
110 214 |
Башкиры |
6 609 |
3975 |
10 584 |
9 506 |
Белорусы |
39 225 |
31 665 |
70 890 |
101 565 |
Вьетнамцы |
2 970 |
1110 |
4 080 |
15836 |
Грузины |
38 934 |
1055 |
49 490 |
64 275 |
Евреи |
53 145 |
7 164 |
60 309 |
89 258 |
Немцы |
4 817 |
4 061 |
8 878 |
9 878 |
Поляки |
3 122 |
1 987 |
5 109 |
7 220 |
Казахи |
9 393 |
3507 |
12 900 |
10 490 |
Киргизы |
18 736 |
4 913 |
23 649 |
4 694 |
Китайцы |
3 222 |
325 |
3 545 |
12 989 |
Корейцы |
9 783 |
5537 |
15 320 |
14167 |
Молдаване |
21 699 |
19 611 |
41 310 |
46 988 |
Мордва |
17 095 |
19 061 |
36 156 |
45 243 |
Чуваши |
14 313 |
7 164 |
21 477 |
28 541 |
Осетины |
11 311 |
3 427 |
14 738 |
12950 |
Узбеки |
35 595 |
25 773 |
61 368 |
28795 |
Таджики |
27 280 |
12 466 |
39 746 |
38 789 |
Чеченцы |
14 524 |
2 286 |
16 810 |
1941 |
Ингуши |
4 354 |
1 085 |
5 439 |
4 622 |
Турки |
1 811 |
682 |
2 493 |
2 699 |
Туркмены |
2 946 |
1448 |
4 394 |
4 359 |
Черкесы |
1 101 |
301 |
1 402 |
662 |
Цыгане |
861 |
1 724 |
2 530 |
2 485 |
Якуты |
1 508 |
306 |
1 814 |
1 690 |
Не указавшие нац. принадлежность + сведения получены из административных источников |
668 409 |
Лица в переписных листах которых не указана нац принадлежность 419 677 |
1 088 086
|
589 216 |
Перепись населения 2002, 2010, 2021 гг., Московский регион, некоторые данные по национальному составу
Всё население Национальность
|
Москва 2021 13 010 112 |
Моск обл 2010 8 524 665 |
МосРегион 2021 21 534 777 |
МосРегион 2010 18 598 621 |
МосРегион 2002 17 001 292
|
Русские |
9 074 375 |
6 873 903 (92% из указавших нац) |
15 948 278 (91% из указавших нац.) |
16 133 082 |
14 830 772 |
Казаки |
1 229 |
954 |
2 183 |
1 848 |
1 107 |
Поморы |
75 |
56 |
131 |
79 |
19 |
Украинцы |
58 788 |
54 224 |
112 012 |
119 474 |
401 452 |
Татары |
84 373 |
46 066 |
130 439 |
205 245 |
218 934 |
Армяне |
68 018 |
70 199 |
138 217 |
169 772 |
164 085 |
Азербайджанцы |
37 259 |
21 258 |
58 517 |
76 734 |
110 214 |
Башкиры |
5 715 |
4 258 |
9 973 |
10 584 |
9 506 |
Белорусы |
17 632 |
15 673 |
33 305 |
70 890 |
101 565 |
Поляки |
1 747 |
1 014 |
2 761 |
5 109 |
7 220 |
Вьетнамцы |
1 718 |
671 |
2 396 |
4 080 |
15 836 |
Грузины |
26 222 |
9 298 |
35 520 |
49 490 |
64 275 |
Евреи |
28 014 |
5 090 |
33 104 |
60 309 |
89 258 |
Казахи |
9 864 |
6 206 |
16 070 |
12 900 |
10 490 |
Киргизы |
16 858 |
14 986 |
31 571 |
23 649 |
4 694 |
Китайцы |
1 224 |
395 |
1 619 |
3 545 |
12 989 |
Корейцы |
4 529 |
3 943 |
8 474 |
15 320 |
14167 |
Молдаване |
8 122 |
12 811 |
20 933 |
41 310 |
46 988 |
Мордва |
6 992 |
9 500 |
16 492 |
36 156 |
45 243 |
Немцы |
3 583 |
2 811 |
6 394 |
8 878 |
9 878 |
Осетины |
6 797 |
2 985 |
9 608 |
14 738 |
12950 |
Узбеки |
29 526 |
39 656 |
69 182 |
61 368 |
28795 |
Таджики |
22 783 |
37 741 |
60 524 |
39 746 |
38 789 |
Туркмены |
2 015 |
1 621 |
3 636 |
4 394 |
4 359 |
Турки |
1 547 |
900 |
2 447 |
2 493 |
2 699 |
Черкесы |
1 405 |
615 |
2 020 |
1 402 |
662 |
Чеченцы |
11 492 |
3 309 |
14 801 |
16 810 |
1941 |
Ингуши |
2 850 |
843 |
3 693 |
5 439 |
4 622 |
Чуваши |
8 278 |
9 415 |
17 693 |
21 477 |
28 541 |
Цыгане |
435 |
1 029 |
1 464 |
2 530 |
2 485 |
Якуты |
1 088 |
439 |
1 527 |
1 814 |
1 690 |
Указавшие нац принадлежность |
10 059 391 |
7 460 475 |
17 519 866 |
|
|
Нац. в переписных листах не указана |
2 950 721 |
1 064 190 |
4 014 911 |
|
|
Отказавшиеся отвечать на вопрос о нац. принадлежности |
2 377 357 |
717 206 |
3 094 563 |
|
|
Не указавшие нац. принадлежность + сведения получены из административных источников |
105 258 Нет нац принадлежности |
|
|
778 004 |
589 216 |
Население по гражданству
(по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов )
|
Тыс. человек |
В % к указавшим гражданство |
||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
|
Все население в том числе: |
145167 |
142857 |
|
|
указавшие гражданство
|
143898 |
138722 |
100,0 |
100,0 |
из них |
|
|
|
|
граждане России |
142 443 |
137 857 |
98,99 |
99,38 |
из них имеющие два гражданства |
44 |
79 |
0,03 |
0,06 |
иностранные граждане |
1025 |
687 |
0,71 |
0,49 |
из них имеющие гражданство: |
|
|
|
|
государств-участников СНГ |
853 |
579 |
0,59 |
0,42 |
в том числе: |
|
|
|
|
Азербайджана |
155 |
68 |
0,10 |
0,05 |
Армении |
137 |
59 |
0,10 |
0,04 |
Беларуси |
40 |
28 |
0,03 |
0,02 |
Казахстана |
69 |
28 |
0,05 |
0,02 |
Киргизии |
29 |
45 |
0,02 |
0,03 |
Молдавии |
51 |
34 |
0,04 |
0,02 |
Таджикистана |
64 |
87 |
0,04 |
0,07 |
Туркмении |
6 |
6 |
0,00 |
0,00 |
Узбекистана |
71 |
131 |
0,05 |
0,10 |
Украины
|
231 |
93 |
0,16 |
0,07 |
других государств
|
172 |
108 |
0,12 |
0,07 |
без гражданства
|
430 |
178 |
0,30 |
0,13 |
не указавшие гражданство
|
1 269 |
4 135 (Включая тех, сведения о ком получены из административных источников) |
|
|
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом |
489 357
|
239 018
|
|
|
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом или иностранные граждане (столбец.3)
|
2002 г. |
2010 г. |
2021 г. |
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации… |
489 357 |
239 018 |
- |
Иностранные граждане |
1 025 тыс. |
687 тыс. |
459 152 |
|
|
Население по гражданству
(по данным Всероссийской переписи населения 2021 годов )
Мужчины и женщины |
147 182 123 |
Гражданство ряда стран в РФ по переписи населения 2021 г
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не указавшие гражданство (гражданство не указано в переписном листе) |
12 751 085 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указавшие гражданство |
134 431 038 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
граждане России |
133 876 693 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них имеющие два гражданства |
133 301 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
иностранные граждане |
459 152 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них имеющие гражданство: страны СНГ |
290 241 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Азербайджан |
16 087 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Армения |
23 517 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беларусь |
14 103 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казахстан |
27 234 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Киргизия |
32 511 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молдова |
6 300 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таджикистан |
61 248 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туркменистан |
9 083 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узбекистан |
67 696 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Украина |
32 462 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
другие страны мира |
50 200 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Без гражданства |
95 193 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
страна не указана |
118 711 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абхазия |
644 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вьетнам |
3 155 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
898 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Израиль |
402 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индия |
5 149 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузия |
3 045 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Египет |
2 907 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Афганистан |
805 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сирийская Арабская Республика |
1 068 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соединенное Королевство |
220 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соединенные Штаты Америки |
496 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китай |
10 256 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турция |
3 124 |
[1] По переписи 1989 г. славян в СССР было свыше 201 миллиона.
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться