Главная проблема выборов 25 мая на Украине не в их законности или незаконности, и даже не в их легитимности или нелегитимности. Главная проблема – в их неопределенности.
Они, конечно, незаконны, потому что начиная с 22 февраля на Украине законы вообще не действуют. Они, конечно, не слишком легитимны, а скорее вообще нелегитимны, потому что не основываются на общем либо доминирующем согласии в обществе. Если для обеспечения выборов приходится применять насилие, об их легитимности говорить уже трудно. Хотя, наверное, нельзя говорить о том, что во время гражданской войны "выборы никто не проводит", скорее трудно назвать такую гражданскую войну, во время которой выборы бы не проводились. Легитимность таких выборов определяется не тем, идет в это время война или не идет, а тем, кто в ней побеждает.
Кстати, по степени законности и легитимности парламентские выборы и референдум 12 декабря 1993 года в России мало отличались от того, что было названо президентскими выборами на Украине: сторона, осуществившая государственный переворот, провела акт своей условной легитимации, осуществленный в полном противоречии с действовавшим законодательством.
Итоги выборов тогда стали реальностью постольку, поскольку ведущие элитные группы согласились их признать: Ельцин согласился на признание неподконтрольной ему Думы, его противники – на признание так и не принятой процедурно Конституции.
На Украине нет условий для подобного компромисса, но нет и ясности насчет того, кто все-таки является высшей властью. То есть противоборство сохраняется.
Выборы прошли в таком контексте, что создали и утвердили три неопределенности. Первая – кого, собственно, выбрали. Точнее – кем выбрали Порошенко. Говорится, что президентом. Но президент – это название, а не определенные полномочия. Вторая – кто его выбирал. Третья – на основании каких норм.
То, что Порошенко будут называть президентом, понятно. Какие у него будут полномочия – непонятно. На Украине до сих пор у каждого президента были свои полномочия: у Кучмы одни, у Ющенко другие, у Януковича третьи.
Полномочия определяет Конституция. Какая Конституция действовала на Украине в мае 2014 года, неизвестно никому. Выборы были объявлены властью, которая назвала себя таковой в нарушение действовавшей Конституции. В данном случае речь идет не о законности и легитимности, а о том, с каким правовым пространством соотносится пост Порошенко, если занятие этого поста прошло вне правового пространства. То есть, кем, собственно, выбрали Порошенко, мы не знаем.
Тот, кто будет в большинстве в парламенте, будет признавать меньший объем полномочий президента. Тот, кто будет стоять рядом с последним, будет настаивать на большем. Это уже даже не ситуация России после декабря 1993 годы – это ее ситуация до сентября 1993 года.
Но мы не знаем и того, кто его выбрал. Потому что никаких оснований доверять данным ЦИК Украины о явке нет. А сомневаться в них причин и оснований очень много: 60-процентная явка, при зачете в число избирателей жителей трех крупных регионов, в которых выборы явно не проходили, выглядит даже не сомнительно, а карикатурно-неправдоподобно.
Дело опять-таки не в законности и легитимности, а в том, что неизвестно, какое число граждан Украины считает Порошенко своим президентом. Иными словами, о том, к кому он может апеллировать в ситуациях политического противостояния. Потому что любой его политический оппонент может бросить ему не только саркастический вопрос, брошенный Ельциным Горбачеву: "Какой страны вы, собственно, президент?", но и другой – "Кто Вас, собственно, выбирал? И каковы ваши полномочия?".
Даже если, как западные элиты, сделать вид, что данные ЦИК отвечают действительности, то при эфемерной явке в 60 % не менее эфемерный результат в 55 % может говорить о поддержке Порошенко лишь 33 % – третью избирателей Украины.
Более того, даже процедурная основа этого избрания неопределенна, потому что законодательство о выборах менялось уже в ходе проведения выборов. Поэтому в любой момент тем или иным судом процедурная основа выборов может быть объявлена незаконной.
Это не значит, что так будет, но поскольку суды Украины принимают решения как по щелчку власти, так и по кличу улицы, пересмотр при необходимости может случиться внезапно и непредсказуемо.
Это не значит, что Порошено будет только называться президентом, но не сможет им стать. Это значит лишь то, что пока он только так называется, а стать таковым ему еще предстоит.
И для того, чтобы стать, еще нужно будет бороться, прежде всего, с союзниками по майдану. Нужно будет бороться с парламентом и его большинством, из кого бы оно ни состояло. Нужно будет бороться с Тимошенко и "Батькивщиной". Нужно будет бороться с Ахметовым и Коломойским. Нужно будет бороться ДНР и ЛНР.
Ему нужно будет делать вид, что он борется за возвращение Крыма, а на деле бороться за контроль над Днепропетровско-Одесским удельным владением Коломойского, которое сегодня не менее независимо и суверенно, чем Донецк и Луганск.
После совершения государственного переворота, при незаконно избранной Думе и непринятой, но провозглашенной конституции Ельцин правил Россией еще шесть лет. Но никто не скажет, что людям при этом было хорошо и комфортно, за исключением немногих, которым та жизнь нравилась. Но одним из них она перестала нравиться в августе 1998 года, а тем, кому она нравилась больше всего, она перестала нравиться после 2000-го.
После 1993 года Ельцина ждала война в Чечне, выборы 1996 года, бунтующая, хотя и незаконная Дума, "семибанкирщина" и август 1998 г. А поддержавших его в 1996 году "олигархов" – эмиграция, тюрьма, смерть в изгнании.
Украина просто на фазу отстает от России. Так или иначе все это будет и с президентством Порошенко. Вопрос только в том, как именно. И, конечно, зная, что тебе предстоит, можно попытаться противостоять закономерностям. Но действовать они все равно будут.
Черняховский Сергей Феликсович, доктор политических наук, профессор, действительный член Академии политической науки


Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться