Третий Евразийский экономический форум (ЕЭФ) и заседание Межправительственного совета ЕАЭС, состоявшиеся в Ереване, были приурочены к 10-летию подписания договора о создании ЕАЭС. Они определили ключевые направления экономического взаимодействия стран Союза и стран-наблюдателей в ЕАЭС. Прежде всего, это комплексное развитие транзитной и в целом транспортной инфраструктуры; равноправный доступ к биржевым торгам и государственным закупкам в ареале ЕАЭС; формирование общего цифрового пространства, электроэнергетического рынка и биржевого рынка товаров и услуг.
Означенные и смежные направления партнерства вполне созвучны динамике экономических взаимосвязей в Союзе. Так, в 2023 г. объем взаимной торговли между странами ЕАЭС превысил 90 млрд долл., это на 7% больше, чем в 2022 г., и вдвое больше, чем в 2015-м. С учетом же взаимопоставок со странами-наблюдателями (Узбекистан, Куба) суммарный объем торговли в регионе ЕАЭС вырос более чем на 10% по сравнению с 2022 г. А взаимные поставки в союзе выросли на 17%, достигнув, как отмечалось, рекордного уровня за истекшие 10 лет.
Плюс к тому в 2023-м внутрисоюзная торговля кооперационными товарами превысила 30 млрд долл., и 90% взаиморасчетов внутри ЕАЭС проходит в национальных валютах.
Особый акцент в ходе упомянутых форумов бы сделан на комплексном финансировании кооперационных проектов. Тональность в этой тематике была задана премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. В ходе заседания Межправсовета он предложил учредить в ЕАЭС гранты для кооперационных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что позволит расширить источники финансирования кооперационных проектов, особенно в сфере научно-производственной базы таких проектов.
Особое внимание российский премьер уделил координации странами ЕАЭС производства сельхозпродукции для укрепления продовольственной безопасности Союза, отметив, что данный механизм уже действует: «Страны согласовывают свои балансы спроса-предложения по этой продукции». Российская сторона, по словам премьера РФ, предлагает распространить подобную практику «на большее количество товаров, закрепив её методику на законодательном уровне ЕАЭС». Такие предложения были одобрены делегациями всех стран-участниц состоявшихся мероприятий.
В рамках сессии ЕЭФ–24 по проблематике транспортной инфраструктуры отмечалось активное развитие международного грузового транзита через страны ЕАЭС (плюс Узбекистан). Это подтверждает значимость евразийских транзитных коридоров «Север – Юг» и «Восток – Запад», особенно при политической уязвимости традиционных международных маршрутов – Транссуэцкого и через Южно-Китайское море, соединяющего Тихий и Индийский океаны. Подтверждением столь важной роли евразийских артерий, как отметила Лариса Коршунова, директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «Объединенная транспортно-логистическая компания ЕРА», является то, что «за прошедшие 10 лет евразийской интеграции удалось более чем втрое увеличить объёмы международных контейнерных перевозок».
Соответственно, Межправсоветом принята дорожная карта по скоординированной транспортной политике на 2024–2026 годы. Документ, по мнению председателя Коллегии ЕЭК Бакытжана Сагинтаева, нацелен на «создание единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС». Данный документ включает в том числе проведение согласованной политики в сфере транзитных расценок; реализацию проектов по повышению пропускной мощности коридоров и пунктов их трансграничной стыковки; создание межкоридорных артерий; ускорение таможенных процедур за счет цифровизации и смежных технологий.
Формирование единой системы биржевой торговли тоже было среди основных тем. На Межправсовете утверждена Концепция общего биржевого рынка товаров (ОБРТ): ее реализация позволит, как отметил Б. Сагинтаев, «расширять рынки сбыта, обеспечивая товаропроизводителям равный доступ к товарам с конкурентоспособными ценами». По информации ЕЭК, главные задачи ОБРТ – формирование объективных рыночных цен на биржевые товары, увеличение доли биржевых расчетов в нацвалютах и в целом «формирование справедливого ценообразования на товары ЕАЭС и на мировом рынке». До конца года планируется утвердить «Программу развития биржевых торгов в рамках ЕАЭС».
Проблематика промышленной кооперации заняла не менее важное место в работе ЕЭФ–24 и Межправсовета ЕАЭС. Гоар Барсегян, министр ЕЭК по промышленности и АПК, отметила, что «внедряется наднациональный механизм финансовой поддержки проектов промкооперации, позволяющий решать проблему высокой стоимости заемных средств». Механизм этот совершенствуется, по словам министра, с учетом современных внутри- и внешнеэкономических условий. Среди перспективных проработок в этой сфере – и упомянутое выше предложение М. Мишустина о грантах для союзных НИОКР.
Что касается этой тематики на Межправсовете, то на нем утверждены «Приоритетные направления промышленного сотрудничества стран-членов ЕАЭС до 2030 года». Документ включает 24 ключевые отрасли, среди них авиастроение; космические технологии; тяжелое, в том числе нефтегазовое, машиностроение; продукция для железнодорожного транспорта; производство целлюлозы и бумаги; фармацевтическая отрасль. То есть акцент сделан на сотрудничестве в индустриализации экономики стран ЕАЭС.
В этой связи вполне можно согласиться с мнением премьер-министра Белоруссии Романа Головченко, высказанным на Межправсовете: «Нужно активнее развивать в ЕАЭС собственные компетенции и технологии». Производственная кооперация должна быть «с прицелом на освоение в наших странах технологий, критически важных для собственной промышленности». Востребована «практическая отдача в виде высокотехнологичных товаров под евразийским брендом».
В вопросах централизованной торговли электроэнергией – в контексте создания к 2025-26 гг. общего электроэнергетического рынка – участники ЕЭФ–24 рекомендовали в том числе полноценное информационное обеспечение спроса-предложения на этом рынке. Это повысит его доступность для производителей электроэнергии из всех стран Союза.
Соответственно, Межправсоветом утверждены «Правила информационного обмена на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС». Как сообщил Б. Сагинтаев, завершено формирование полного пакета документов, необходимых для его полноценного функционирования. Документ регламентирует информационное взаимодействие субъектов рынка, профильных органов государств – членов Союза в сфере энергетики и ЕЭК, а также определяет состав информации, подлежащей раскрытию в рамках единого рынка.
В ходе форума состоялся также бизнес-диалог ЕАЭС–Куба. Промышленная кооперация, в том числе в фармацевтике, развитие совместного логистического сервиса, использование преимуществ особых экономических зон, сближение технических стандартов определены главными секторами партнерства. Конкретные проекты запланировано уточнить не позже первого полугодия 2025 г.
Подписан также План совместных мероприятий между ЕЭК и правительством Узбекистана на 2024–2026 гг., предусматривающий дальнейшее сближение РУз и ЕАЭС, в том числе в нормативно-правовом регулировании внешнеэкономических связей, и стимулирование совместных отраслевых проектов.
В рамках ЕЭФ–24 состоялся и бизнес-диалог ЕАЭС–Иран. Здесь согласились с рекомендациями Александра Шохина, президента РСПП, а именно: для развития комплексного экономического партнерства обеих сторон необходимы увеличение во взаимной торговле доли товаров с большей добавленной стоимостью; расширение числа участников экономических взаимосвязей с Ираном; расширение зоны свободной торговли за счет большего товарного ассортимента. Рекомендованы также развитие инфраструктуры МТК «Север – Юг», удешевление логистических услуг. Особо А. Шохин и другие эксперты выделили вопрос укрепления межбанковских взаимосвязей, ибо пока не решены некоторые проблемы с проводкой взаимных платежей и с конвертацией рубля и риала (прямой, а не через западные или другие валюты).
Весомый шаг в этом вопросе сделан в 2023-м: иранский Shakr Bank (одна из крупнейших финансовых структур Ирана) и российский ВТБ анонсировали проект по взаимному соединению платежно-расчетных систем 158 банков обеих стран.
Словом, ЕЭФ–24 и Межправсовет ЕАЭС совместно обозначили стратегические направления комплексного экономического взаимодействия как внутри Союза, так и в его взаимосвязях с Ираном, Узбекистаном и Кубой.
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться