Путин поднял проблему мигрантов в строительстве, власти ищут замену в колледжах

На недавней встрече с рабочей молодежью президент Владимир Путин поднял крайне больную для строительной отрасли проблему мигрантов. Государственный курс взят на полное замещение иностранцев российскими рабочими руками. «Фонтанка» проанализировала работу петербургской системы профобразования и готова с цифрами в руках утверждать: процесс этот уже запущен и, несмотря на все препятствия и трудности, петербургская молодежь все чаще приходит на стройки.

«Мне не хочется вдаваться в то, чего не хватает в строительном секторе и чем заполняется там или кем заполняются там рабочие места, это особая тема. Нам нужно готовить теперь своих».

Со школьной парты на стройку

Самый очевидный путь подготовки кадров для любой отрасли — развитие системы профессионального обучения. С советских времен нам досталась какая-никакая, но рабочая система профтехучилищ. Если брать только государственные (то есть в ведении городских властей), то «Фонтанка» насчитала 13 колледжей, которые готовят выпускников 9-х и 11-х классов по 22 специальностям, которые востребованы на стройке, — от архитекторов и BIM-проектировщиков до крановщиков, отделочников, сантехников и, конечно, сварщиков. Из 37 тысяч всех поступивших в прошлом году в петербургские колледжи лишь 4,3 тысячи студентов пошли учиться на строительные специальности.

Самая массовая профессия — сварщик. Человек, который всегда и при любом режиме заработает себе на хлеб с маслом. Забавный факт. На прошлой неделе, согласно одному из очень многочисленных исследований (которым не обязательно верить), именно сварщик стал самой высокооплачиваемой профессией в России с показателем 228 тыс. рублей в месяц. Разработчики ПО и дата-сайентисты в этом рейтинге остановились на отметке 200 тысяч.

В любом случае, необходимо отметить, что сварщики в Петербурге нужны далеко не только на стройке. Львиная их доля уходит на машиностроительные и судостроительные предприятия — у них есть свои профильные ПТУ, и вряд ли верфи так уж легко отдают своих сварщиков на стройки.

На втором месте по популярности — строитель-универсал с корочками курсов «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Интересно, что из 780 первокурсников колледжей по этой специальности 150 ребят пришли учиться за деньги. Причем речь не о копейках: в основных профильных заведениях это стоит около 240 тысяч для 9-классников и 300 тысяч — для 11-классников.

Чтобы никого не обидеть, просто отметим, что за такие деньги выпускники могут научиться в СПбГУ прикладной математике и информатике, а философии и социологии даже дешевле. На прикладную математику в университете в этом году платно брали с совсем нестрашными 207 баллами по ЕГЭ, а одному философу даже хватило 145 баллов. Это можно посмотреть вот тут.

Если опираться на данные опубликованных приказов о зачислении (которые еще могут корректироваться), то крупнейшие «строительные» колледжи Петербурга — это Академия управления городской средой, градостроительства и печати (575 бюджетных «строительных» первокурсников и 197 платных), Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж (276 бюджетников и 355 на договоре) и Колледж Метростроя (496 только бюджетников).

За ними следуют Невский колледж (255), Ижорский (215), «Петростройсервис» (214) и Техникум отраслевых технологий, финансов и права (212). Также в списке тех, кто готовит кадры для городских строек, — Петровский колледж, Колледж туризма и прикладных технологий, Охтинский колледж, Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем, Колледж водных ресурсов, Садово-парковый колледж.

Кстати, лайфхак. Если средний балл не позволяет вам попасть на бюджет в основные колледжи на модную специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», а платить 240 или 300 тысяч в год вам дорого, обратите внимание на Колледж туризма и прикладных технологий. Там обещают научить ровно тому же самому и дать точно такую же корочку, но за 86 тысяч в год.

Еще раз необходимо подчеркнуть — данные о числе первокурсников составлены из количества человек, упомянутых в августовских приказах о зачислении в учебные заведения на конкретные специальности. В течение сентября цифры будут корректироваться.

Все не так просто

Чтобы выполнить данное президентом поручение, нужно начинать с самого простого — с целеполагания. Никто не знает, сколько на самом деле нам надо этих строителей. Даже вопрос о том, сколько же человек работает на городских стройках, дискуссионный (не говоря уже о том, сколько же из них мигранты, которых надо заменить). По официальным данным «Петростата», в административных границах Петербурга их к началу лета 2025 года было 62,4 тысячи. И еще 44,9 тысячи — в Ленобласти.

При всем уважении к науке статистике, мы должны понимать, что по состоянию на 1 августа только в городе строится более 600 жилых комплексов (разных размеров) и еще 400 — в области, в том числе в ближайших пригородах. Поверить, что на каждую стройку приходится всего по 100 человек, конечно, можно, но куда больше верится в неформальную оценку самых участников рынка. По их данным, прямо сейчас на объектах (жилых, коммерческих и промышленных) занято 350 тысяч рабочих. Почему не всех их видит «Петростат» (а также другие госструктуры) — вопрос риторический.

Но даже такой объем кадров для города недостаточен. Не так давно генеральный директор Объединения строителей Санкт-Петербурга Алексей Белоусов приводил цифры: на стройках не хватает 30% рабочих. Только на официальных сайтах поиска работы сейчас размещено 4,5 тысячи позиций, на каждую из которых порой требуется не один десяток сотрудников. При этом число активных резюме со статусом «Ищу работу» по рабочим строительным специальностям — всего 930.

Очевидно, что существующая система подготовки кадров для стройки где-то недорабатывает. И это даже с учетом того, что заметная доля аутентичных строителей в Петербурге — это вахтовики из других регионов.

Переварим любой объем

Оценивая, много это или мало — 4,3 тысячи студентов на строительных специальностях в колледже, Алексей Белоусов предлагает взглянуть на ситуацию реалистично. Например, это 143 полных школьных класса. Если брать в среднем по три класса в параллели, выходит, что целых 48 городских школ, в среднем работали только на то, чтобы с первого по девятый или по одиннадцатый класс подготовить будущие строительные кадры.

С учетом того, что у нас в принципе школьников теперь — после долгого роста — будет становиться все меньше, такой взгляд кажется вполне оправданным. Какое-то время, а точнее, следующие семь лет, впрочем, число выпускников 9-х классов еще будет расти по инерции. Так, в 2032 году в Петербурге ожидается как минимум на 10 тысяч девятиклассников больше, чем сегодня. И шанс направить часть из них на хорошо оплачиваемую работу на стройку есть.

Есть вопросики

Однако, кроме, собственно, нехватки студентов в колледжах, есть претензии и к содержанию обучения. И вот тут именно задача самих строителей переломить ситуацию, чтобы подготовить нужных именно им самим специалистов, не перекладывая эту задачу на абстрактное «государство».

«К сожалению, в сфере строительства все советские знания, навыки и системы утеряны, они за последние 30 лет стали равны нулю. Поэтому мы активно сотрудничаем с колледжами, чтобы совместно решить эту проблему, — рассказывает Виталий Ершов, директор по строительству Setl Group. — Так, два года назад мы совместно с колледжем Метростроя запустили проект обучения плиточников. Я пригласил лучшие отделочные организации, чтобы сформировать качественную технологическую карту и программу обучения персонала, надеясь собрать лучшие практики. Но ни одна организация не смогла ее дать. В результате мы с помощью наших специалистов — инженеров, „технадзоров“ — и сторонней наемной организации сами писали карту, по которой сегодня обучают людей. Это заняло полтора года. Опробовав и запустив этот процесс, мы можем начать обучение другим профессиям».

«Мы видим положительные изменения в системе среднего профессионального образования — обновляются учебные программы, создаются партнерства с работодателями, появляются практико-ориентированные форматы обучения, — говорит руководитель направления развития молодежных программ группы „Самолет“ Светлана Нохрина. — В последние годы учебные заведения активно обновляют программы и оборудование, чтобы соответствовать требованиям современного строительства, внедряют современные методы обучения и новые технологии. Что касается качества, то тут уровень интеграции новых технологий варьируется в зависимости от конкретного колледжа и его ресурсов».

«Главстрой Санкт-Петербург» на постоянной основе сотрудничает с Новгородским строительным колледжем (программа «Профессионалитет») в рамках кластера «Строительства». Этот проект показывает хорошие результаты: ребята получают качественную подготовку и мотивированы работать по профессии. Мы уверены, что со временем в Петербурге и Ленобласти сформируется собственный строительный кластер «Профессионалитета», — это станет важным шагом для развития профориентации в регионе, — рассказывает Анастасия Докукина, ведущий специалист по работе со студентами и молодежью «Главстрой Санкт-Петербург». — В настоящий момент мы сотрудничаем и развиваем собственные инициативы с нашими колледжами Метростроя, АУГСиП, ТОТФиП и колледжем «Петростройсервис»».

Сами с усами

Несмотря на усилия строителей и педагогических коллективов, кадровый дефицит в отрасли сохраняется, и дополнительный вызов в том, что часть выпускников после получения диплома предпочитает работать самостоятельно, а не в крупных компаниях, отмечает Анастасия Докукина.

Эти наблюдения подтверждаются и цифрами. В одном из крупнейших профильных колледжей Петербурга итоги опроса выпускников прошлого года показывают, что далеко не все они стремятся устроиться по специальности. По крайней мере, официально.

Из 562 выпустившихся в июне 2024 года спустя год сообщили о трудоустройстве по специальности лишь 254 молодых специалиста, то есть всего 35%. Самый высокий показатель — и то 57% — у мастеров отделочных строительных и декоративных работ. Хуже всего — 8 из 75 выпускников — отчеты были у машинистов дорожных и строительных машин. Где они могли так срочно понадобиться в прошлом году, колледж предположений не делает.

«Доля выпускников, которые действительно идут работать по специальности, довольно небольшая. Многие уходят в другие сферы или продолжают учебу. В нашей компании работают выпускники петербургских колледжей, и мы готовы брать больше, но их приток всё равно скромный по сравнению с реальными потребностями. Если говорить про рынок в целом, отрасль могла бы „переварить“ в разы больше подготовленных специалистов, чем выходит сейчас», — рассказывает Алексей Булдин, директор по строительству ГК «Едино».

Доработать напильником

«Одной из основных сложностей остается тот факт, что программы подготовки в большинстве случаев остаются обобщёнными — они ориентированы на широкие профили. Это означает, что выпускники зачастую не имеют глубоких знаний в узких областях, которые особенно востребованы в современных строительных процессах — например, в инженерных системах, проектировании, управлении качеством или современных технологиях монтажа, — говорит Анжелика Альшаева, коммерческий директор компании „КВС“. — Мы, как работодатель, „доращиваем“ специалистов уже внутри компании, адаптируя их под специфику нашей деятельности».

О том же говорят и другие участники рынка.

«Что касается качества подготовки: базовые навыки колледжи дают, но новые технологии внедряются в учебный процесс с запозданием. Современные стройки уже не ограничиваются кирпичом и бетоном, это BIM-моделирование, комплексные инженерные системы, цифровой контроль качества. На мой взгляд, колледжи должны активнее интегрироваться с компаниями-застройщиками, чтобы студенты получали практику не „по учебникам“, а на реальных объектах,» — отмечает Алексей Булдин.

«За последние годы система СПО заметно обновилась: программы становятся современнее, появляются новые подходы, учитываются потребности отрасли. Но при этом сохраняется нехватка хорошо оснащённых мастерских и квалифицированных преподавателей — это то, что пока сдерживает развитие», — сетует Анастасия Докукина.

«Безусловно, подготовка в колледжах дает хороший фундамент. Студенты приходят с пониманием основных строительных процессов, умеют читать чертежи, ориентируются в нормативной документации. Однако реальное знакомство с новыми технологиями, такими, как проектирование, энергоэффективное строительство, автоматизация инженерных систем, чаще всего происходит уже в процессе работы, — оценивает Анжелика Альшаева. — Это отчасти объясняется тем, что обновление программ обучения не всегда поспевает за темпами технологических изменений в отрасли. Мы, как компания, активно внедряющая инновации, понимаем это и берем на себя ответственность за дополнительное обучение. Проводим обучающие сессии в Центре современного строительства „КВС“, устраиваем экскурсии на объекты. Так происходит „достройка“ компетенций студентов — через практику и сопровождение наставников».

На пути к замещению

«Думаю, полностью отказаться от привлечения иностранной рабочей силы в ближайшем будущем вряд ли возможно. Даже если профобразование станет глубже и массовее, это процесс не одного года. Но чем выше будет престиж и качество строительных профессий, тем больше молодых людей будут идти в отрасль — и тогда зависимость от мигрантов постепенно снизится», — полагает Алексей Булдин.

«Развитие системы профессионального образования и повышение качества подготовки специалистов могут снизить зависимость от иностранных рабочих, особенно если учебные программы будут соответствовать современным требованиям рынка и включать обучение новым технологиям», — соглашается Светлана Нохрина.

Анастасия Докукина также видит позитивную тенденцию: «Всё больше молодых специалистов после колледжа начинают карьеру именно в девелопменте. Конечно, говорить о полном отказе от иностранной рабочей силы пока рано, но очевидно, что доля российских выпускников на стройках постепенно растёт. Это результат того, что система профобразования становится более качественной и гибкой».

Зумеры на стройке

Один из главных стереотипов о выходящем на рынок труда поколении, родившемся в «нулевые годы» 21-го века, — его невысокая работоспособность, ставшая поводом для многочисленных шуток и мемов.

Однако строители не склонны мерить всех одним аршином.

«Только за это лето мы приняли около 180 стажёров. Конечно, все разные: кто-то понимает, что не планирует связывать жизнь со строительством, а кто-то по-настоящему мотивирован и видит здесь будущее. Но мы убеждены: дело не в „поколении“, а в качестве профориентации, — рассуждает Анастасия Докукина. — Если молодому человеку показать широту возможностей отрасли и помочь сделать осознанный выбор, он будет работать с интересом и строить карьеру. А это задача, которую мы, работодатели, должны решать вместе с системой образования».

«Конечно, на наших объектах трудятся выпускники петербургских колледжей, и многие из них уже зарекомендовали себя как ответственные и вовлечённые специалисты. Да, у „зумеров“ иное отношение к работе: они хотят видеть смысл в своей деятельности, стремятся к гибкости и быстрому профессиональному росту. Но это не говорит об отсутствии трудолюбия, — соглашается с коллегой Анжелика Альшаева. — Если молодому специалисту предоставить поддержку, интересные задачи, показать значимость его вклада — он, как правило, отвечает вовлечённостью. Мы видим, что у молодежи огромный потенциал, особенно если грамотно выстроить систему мотивации».

«Я бы не стал подтверждать модные стереотипы о том, что „зумеры не хотят работать“. Всё зависит от конкретного человека. Мы видим молодых ребят, которые ответственно относятся к делу и быстро растут профессионально. Но, конечно, отрасли нужно больше системной работы с молодежью: практика, наставничество, современные программы профориентации», — объясняет Алексей Булдин.

А тем временем строители забираются еще глубже в деле подготовки кадров на будущее.

«Строительные классы уже открыты в пяти школах Петербурга, доля выпускников, поступающих по специальности, достигает 70–75 %, опыт положительный, ученики посещают строительные объекты, центр строительства, открытый в нашем городе компанией КВС, музеи, колледжи, вузы, участвуют со студентами в конкурсах и отчетах о стажировках на строительных объектах, — рассказывает Алексей Белоусов. — В планах иметь по одной „строительной“ школе в каждом районе, согласовано строительство школы со строительным уклоном, есть первый опыт формирования строительного сознания в дошкольном образовательном учреждении при 246-й школе Приморского района. Все это положительно сказывается на наполнении колледжей и университетов молодыми кадрами с четким пониманием, куда они поступают и кем станут впоследствии».

https:

Вернуться назад Версия для печати