Иностранные рабочие - от правового вакуума к защите базовых социальных прав
Россия

Проблемы, связанные с трудовых мигрантами – иностранными рабочими, и пути их решения обсудил Общественный совет города Москвы (председатель Долгих В.И.) на заседании круглого стола «Проблемы адаптации трудовых мигрантов в столице: здравоохранение, образование, социальная защита», который был проведён по инициативе и при участии Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель Алисов Н.А.) в связи с многочисленными обращениями граждан.

Основной задачей круглого стола стала выработка консолидированных рекомендаций органам исполнительной власти, а также объединение усилий всех заинтересованных структур в части активизации работы с трудовыми мигрантами в ходе реализации государственных программ развития Москвы на 2012-2016 гг.

В заседании приняли участие руководители профильных Департаментов Правительства Москвы, депутаты Мосгордумы, представители УФМС по городу Москве и Общественно-консультативного совета при УФМС по городу Москве, ведущие эксперты, представители общественности и национальных диаспор. Среди них – Председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Московской городской Думы, депутат Михаил Антонцев; Начальник УФМС РФ по  городу  Москве Фёдор Карповец; начальник Управления содействия интеграции Федеральной миграционной службы Татьяна Бажан, председатель ОКС при УФМС по городу Москве Николай Алисов; заместитель Руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными  организациями  города  Москвы Юрий Нуждин; заместитель Руководителя Департамента образования  города Москвы Наталья Шерри; заместитель Руководителя Департамента труда и занятости населения города Москвы Александр Воронцов; главный специалист Отдела социальной помощи бездомным гражданам Департамента социальной защиты населения города Москвы Александр Клочков; начальник  Управления организации медицинской помощи Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Погонин; директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский; директор проектов Фонда развития международных связей и социальных систем Антон Синицын; директор Московского дома национальностей Николай Комаров; заместитель председателя Московской Федерации профсоюзов Сергей Чиннов; заместитель директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин; заведующий лабораторией изучения общественного мнения МГУ Александр Гаспаришвили; Президент Фонда поддержки Героев  Советского Союза и Героев Российской Федерации Вячеслав Сивко; руководитель Фонда помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Таджикистан" Гавхар Джураева; вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев; президент Фонда «Единения русского и грузинского народа» Владимир Хомерики; Президент Общероссийской общественной организации «Федерация мигрантов России» Маджумдер Мухаммад Амин; руководитель миграционного проекта Международной организации труда Сандра Вермайтен; директор автономной некоммерческой организации «Институт прав человека» Валентин Гефтер и другие представители органов власти, общественные деятели, эксперты.

Модераторами круглого стола выступили члены Президиума Общественного совета города Москвы: Председатель Комиссии по улучшению качества жизни москвичей Ольга Бессолова и Председатель Комиссии по делам национальностей и миграционной политике Мария Котовская.

В канун заседания Мария Григорьевна отпраздновала свой День рождения и участники заседания от всей души поздравили её с этой датой.

В ходе дискуссии участники обсудили систему обучения мигрантов русскому языку; проблему отсутствия законодательных норм, обеспечивающих процесс их адаптации; неравенство социальных и трудовых прав российских и иностранных работников; механизмы усиления ответственности работодателей перед ними; эффективность борьбы с нелегальным трудоустройством иностранных граждан.

В частности, член Комиссии Общественного совета по делам национальностей и миграционной политике Валентин Гефтер отметил, что все мигранты, приехавшие в Москву легально, обладают теми же социальными правами, что и другие граждане РФ. По его мнению, для эффективной защиты их прав необходимо давление общественности на представителей коммерческого сектора, которые наживаются на низкоквалифицированных мигрантах. «Мы с вами тоже отвечаем за безнаказанность недобросовестных работодателей, когда не поставляем в правоохранительные органы соответствующей информации», - добавил он.

В. Гефтер также предложил создать в Москве легальную биржу труда для тех мигрантов, которые не попали в квоту рабочих мест. По его мнению, такая мера позволит пресечь незаконное трудоустройство мигрантов, а также принесёт дополнительные доходы в городской бюджет.

Ряд проблем в миграционной политике Москвы, по его словам, заключается в том, что в столице отсутствует комплексная программа по адаптации мигрантов. «На сегодняшний день в столице нет комплексной программы по адаптации мигрантов, она «разбросана» по различным ведомствам», - заметил он.

Начальник УФМС России по г. Москве Федор Карповец проинформировал собравшихся о миграционной обстановке в столице.

По его словам единовременно в столице находятся до 800 тыс. иностранных граждан, что подтверждают данные пограничной службы.

Он также сообщил, что за год в Москву с 2005-го не въезжало более 1 млн 800 тыс. мигрантов. В 2011-м в городе побывали 1 млн 700 тыс. иностранцев, тогда как в 2010 году столицу посетило на 100 тыс. человек меньше.

Ф. Карповец не отрицает и проблемы с нелегально работающими иностранными гражданами. По его словам, если вычесть из 800 тыс. единовременно пребывающих в Москве иностранцев 200 тыс. человек, которые получили в 2011 году разрешения на работу, 130 тыс. мигрантов с патентами на работу у физических лиц, а также тех, кто приехал на учебу и в гости, то получится "теневой" сектор. Также он обратил внимание на то, что далеко не все "туристы" в действительности изучают достопримечательности российской столицы.

Также им были отмечены участившиеся случаи использования незаконных схем (фирм однодневок) при организации использования иностранной рабочей силы, что приводит к невозможности привлечения компаний – нарушителей к ответственности в рамках законодательства РФ. Для пресечения данных фактов участники круглого стола предложили разработать механизм по привлечению к ответственности генерального подрядчика в случае незаконного использования субподрядными организациями труда иностранных граждан.

В качестве меры воздействия на работодателей, использующих труд иностранных рабочих, в рамках работы круглого стола была высказана инициатива об отстранении от участия в заявочных кампаниях на привлечение иностранной рабочей силы организаций, допустивших в предыдущие годы правонарушения как в порядке оформления иностранных граждан на работу, так и в отношении самих иностранных рабочих (невыплата заработной платы, утеря документов и пр.

Председатель Комиссии Московской городской думы по социальной политике и трудовым отношениям депутат Михаил Антонцев считает, что необходимо "ужесточить запрет привоза в нашу страну семей мигрантов". Об этом он заявил, выступая на "круглом столе" по проблемам адаптации иностранцев в Москве.

"Если мигрант привозит сюда семью, — продолжил мысль М. Антонцев, — то только в том случае, если он обеспечен нормальным жильем и доходами, которые позволяют этим детям чувствовать себя равноправными москвичами".

При этом, по мнению М. Антонцева дети мигрантов "заслуживают того, чтобы их учить, а систему образования нельзя освобождать от выявления этой потребности".

Участники круглого стола отметили тот факт, что сегодня для работодателей выгоднее привлекать иностранных рабочих, нежели российских граждан, поскольку в этом случае снижаются обязательные налоговые выплаты. В связи с этим Михаил Антонцев предложил согласовать и соответствующим образом уравнять данный вид налоговой нагрузки на работодателя при приеме на работу иностранных граждан и граждан РФ с тем, чтобы устранить данное несоответствие при конкуренции на рынке труда.

Заместитель руководителя департамента труда и занятости населения города Москвы Александр Воронцов сообщил, что Квота на привлечение иностранной рабочей силы в Москве за последние четыре года сократилась в четыре раза - до 136,4 тысячи разрешений в 2012 году.

Москва из всех субъектов России наиболее миграционно привлекательный регион. Труд мигрантов остается востребованным. За последние годы поэтапно происходит сокращение иностранной рабочей силы. Если в 2008 году квота была 561 тысяча человек, или 8,5% от экономического занятого населения Москвы, то квота на 2011 год составила 199,8 тысячи разрешений на работу, или 3,2% от занятого населения, - сказал Воронцов.

При этом он уточнил, что в 2012 году квота была еще больше сокращена.

"На 2012 год поступило 13,5 тысячи заявок от работодателей на 834 тысячи иностранных работников. Квота на 2012 год составляет 136,4 тысячи разрешений, но с января по 1 мая проходит корректировочная кампания, а максимальное число разрешений - 200 тысяч человек. Этот максимум не будет превышен", - сказал А. Воронцов.

В то же время, добавил чиновник, департамент беспокоит подавляющий спрос на мигрантов из безвизовых стран, прежде всего из СНГ.

"Их отличает устойчивая тенденция к снижению профессиональной квалификации, уровня владения русским языком, а также отсутствие социально-трудовых навыков", - заключил Воронцов.

Заместитель главы Департамента образования правительства Москвы Наталия Шерри. Соответствующие предложения, по ее словам, будут подготовлены к середине апреля.

Н. Шерри напомнила, что в общеобразовательных школах столицы учатся 28 тыс. детей, иностранных граждан – мигрантов, что составляет около 3% от общего числа школьников в Москве. А среди посещающих детские сады детей иностранцев - менее 1%. Все эти дети делятся на три группы: «ребенок не говорит на русском", "говорит, но плохо" и "вроде бы говорит, но понятийный аппарат у него не работает". При этом следует всё же учитывать, что в понятие «дети иностранцев» входят не только выходцы из Средней Азии и Закавказья, но также и граждане Украины, Белоруссии и стран Евросоюза.

По мнению Шерри, решать проблемы нужно поэтапно – с первых классов. Так, в этом году детей записывают в школы преимущественно по месту жительства.

"Каждая школа готова работать с таким ребенком, и каждый учитель готов включиться в этот процесс", — заверила Шерри, подчеркнув, что совместно с Институтом развития образования департамент прорабатывает подходы к обучению, которые уже с 1 сентября позволят минимизировать дискомфорт для детей приезжих.

Участники затронули также ряд вопросов, связанных с медицинским обслуживанием мигрантов. В частности, члены Президиума Общественного совета Мария Котовская и Тамара Зуева обратили внимание участников на особенности медицинского освидетельствования и лечения детей трудовых мигрантов. По словам М.Котовской, много жалоб вызывает платная диспансеризация для детей мигрантов, необходимая при поступлении в школу. Посещение специалиста (1500 – 1600 р.) слишком дорого обходится семье мигрантов. В результате в учебные заведения зачастую попадают больные дети, не прошедшие медицинского освидетельствования. По её мнению, на момент поступления детей мигрантов в школы, там должны действовать специальные медицинские Комиссии, которые будут бесплатно проводить диспансеризацию.

Кроме этого, считает Ольга Бессолова, в Москве необходимо разработать единую межведомственную базу данных трудовых мигрантов, которая позволит обеспечить контроль за их въездом и перемещениями в Москве, а также оказывать им необходимое  социальное сопровождение.

В свою очередь, Тамара Зуева отметила необходимость параллельного медицинского страхования детей работающих мигрантов, что позволит сократить материальные риски, сохранить уровень жизни семьи в случае болезни ребёнка.

На круглом столе был поднят вопрос о проблемах социального обеспечения детей иностранных граждан (прежде всего приехавших из безвизовых стран). В этой связи было высказано предложение о дополнительном рассмотрении на межправительственном и межгосударственном уровне урегулирования правового статуса детей иностранных граждан (в том числе и в случае нелегального нахождения на территории РФ родителей данного ребенка и разработки эффективного механизма обеспечения прав детей иностранных граждан на медицинское обслуживание, образование и пр.

Также участники круглого стола отмечали, что зачастую иностранные граждане, нарушившие сроки пребывания на территории РФ и другие пункты миграционного законодательства, вынуждены скрываться от органов миграционного контроля и находиться на нелегальном положении ввиду боязни выдворения из страны и запрета последующего въезда сроком на пять лет. В качестве меры по разрешению этой ситуации было предложено применить в отношении нелегалов, в том числе, механизм легализации (разрешить) их нахождение на территории РФ после взыскания санкций в соответствии с законодательством РФ (штрафы без высылки).

Также было отмечено, что данная инициатива требует особого изучения в области соблюдения законодательства РФ, действующих межгосударственных соглашений, процесса создания ЕЭП и возможного включения Киргизской Республики (страны исхода мигрантов) в данную организацию.

В ходе дискуссии было отмечено, что на сегодняшний день не существует эффективного способа идентификации личности иностранного гражданина, находящегося на территории РФ без каких-либо документов (по причине их утери). Порой встречаются случаи, когда  мигранты сами целенаправленно уничтожают собственные паспорта и вступает в действие противоречие с действующим законодательством, согласно которому человек должен быть отпущен в случаем задержания по истечении 48 часов, а посольство даёт ответ о его личности только через 2-3 месяца. А ведь он может представлять потенциальную опасность.  В связи с этим, представляется целесообразным решить вопрос о размещении неустановленных лиц по решению суда в специализированный Центр впредь до установления их личности.

Участники круглого стола предложили ввести механизм дактилоскопии иностранных граждан  не только обращающихся за разрешением на работу, но также и обращающихся за получением патента. Данные дактилоскопии необходимо сформировать в единый информационный банк для дальнейшего использования соответствующими службами.

Также во время обсуждения проблем прозвучали предложения включать в обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов членов их семей, в первую очередь детей. 

Участники заседания предлагали сформировать объединенный банк данных медицинских заключений, выданных иностранным гражданам, пребывающим на территории РФ, с возможностью обращения в него в режиме on line.

Дополнительно было предложено сформировать перечень медицинских учреждений, уполномоченных выдавать справки для получения разрешения на работу  по аналогии с перечнем поликлиник выдающим справки для получения  вида на жительство.

Также было предложено обязать медицинские учреждения, имеющие лицензию на оформление медицинской справки о состоянии здоровья иностранных граждан, (прежде всего частные) предоставлять информацию о выявленных случаях социально опасных заболеваний иностранных граждан в соответствующие инстанции. А в случае укрывательства таких больных со стороны медицинских учреждений применять к ним санкции согласно действующему законодательству РФ.

Председатель Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве Николай Алисов кратко рассказал участникам круглого стола о работе ОКС, который является своеобразным приводным ремнём от общества к руководству миграционной службы Москвы и отметил рабочие, товарищеские отношения, сложившиеся у Совета с Общественным советом Москвы.

Он поблагодарил руководство Общественного совета за оперативность, с которой было принято решение о проведении при участии ОКС при УФМС Москвы этого круглого стола, тема которого затрагивает значительную часть жителей нашего города.

Также Н. Алисов сообщил о деятельности Научно-экспертного совет ОКС и его рабочих группах, в частности по взаимодействию с молодёжью. Так на прошедшем недавно Научно-экспертном совете прозвучало ряд интересных предложений, среди которых подготовить предложения для Московской городской думы по совершенствованию законодательных инициатив, касающихся миграционной сферы.

Совет наладил взаимодействие с национальными диаспорами и их организациями, со СМИ, он взаимодействует и со структурами Московской области, потому что Московский регион это по существу единая агломерация. Отдельные добрые слова были сказаны о взаимодействии ОКС с Опорными пунктами охраны порядка и с Московским Штабом городской народной дружины. Совет открыт для взаимодействия со всеми общественными силами и экспертными группами, желающих действительных улучшений и наведения порядка в таком деликатном и сложном вопросе, как миграция.

В завершении своего выступления Николай Алисов предложил продолжить обсуждение вопросов, высказанных  на Совете, для чего пригласить на следующее заседание представителей работодателей и профильных департаментов Правительства Москвы (Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы). Данное предложение было поддержано его участниками.

Руководитель миграционного проекта Международной организации труда Сандра Вермайтен сообщила собравшимся о разработанном МОТ учебном курсе для социальных работников, сталкивающимся в своей практике с мигрантами из Средней Азии и Кавказа.

По итогам круглого стола участники приняли решение обобщить и систематизировать прозвучавшие предложения по развитию законодательства Москвы в области адаптации трудовых мигрантов. Консолидированные рекомендации круглого стола в ближайшее время будут переданы в профильные структуры Правительства Москвы.

 

Алёна Яценко

(при подготовке материала были использованы материалы Сайта Общественного совета города Москвы, материалы Агентства «Росбалт» и РИА Новости)

dobrososedstvo.info

Вернуться назад Версия для печати