Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе

Материалы к семинару проходящему в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции мигрантов в современной России» в Московском доме национальностей состоится (19 мая 2021 г. в 16.00 в зале №4 (и параллельно на онлайн-платформах ZOOM и YouTube)

Миграционные процессы оказывали существенное влияние на жизнь в нашем городе – столице России Москве.

Они шли с самого её основания. Уже в первом упоминании о Москве в Ипатьевской летописи в 1147 году речь шла именно о «миграционных процессах». О них же говорится и в берестяных грамотах.

С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 12 миллионов человек).

А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 148 миллионов. Прирост Москвы обеспечивался в первую очередь за счет миграции в основном из близлежащих регионов современного Центрального Федерального округа.

Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились.

По переписи  1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2010 года русскими в Москве себя назвали 92 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были также немцы (около 18 тыс), поляки (9 тыс), евреи (около 5 тыс), татары (4,3 тыс).

По переписи 2010 г. (данные округлены и приведены в тысячах) следующими за русскими по численности были украинцы (1,4% - 154) , татары (149),  армяне (106), азербайджанцы (53), евреи (53), белорусы и грузины по 39, узбеки (36), таджики (27), молдаване (22), киргизы (19), мордва (17), чеченцы (15), чуваши (14), осетины (13), корейцы (10).

К сожалению, в связи с тем, что участие в переписи не обязательно, в неё не попали очень многие приехавшие в Москву, причем как российские граждане, так и иностранцы. Численность последних оценивалась в Москве на тот период примерно в 1 миллион чел., что составляло от 1/3 до ¼ всех находящихся в России иностранцев.

Новые подробности выяснит грядущая Всероссийская перепись населения.

Их адаптация и интеграция, так же как и некоторых российских граждан, в том числе с юга России, в Московский социум является важнейшей задачей. Однако важно отметить, более половины из находящихся в России иностранцев были в то время гражданами Украины, Белоруссии, Молдавии или относились к русским и людям русской культуры, не успевшим получить российское гражданство.

И в целом проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства»

Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»

Недавно на встрече с президентом Таджикистана Э. Рахмоном. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что «Мы всё делаем для того, чтобы люди себя чувствовали комфортно, тем более что реально рабочих рук у нас в настоящее время не хватает в целых отраслях экономики»

В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.

Миграция упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.

Адаптация (социализация) -  процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.

Интеграция (социальная интеграция) это:

процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.

формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.

процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.

Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя  принятие индивида другими членами группы.

Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.

Об адаптации и интеграции прямо или косвенно говорят следующие документы

115-Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)

Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»

Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации

В Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

….недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.

Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»

Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»

Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.

В их числе касающейся:

регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов

Задачи по формированию системы социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов:

создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для переселения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;

решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации;

содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;

противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;

обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

создание экономических и социальных условий для добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также для переселения граждан Российской Федерации в другие регионы в целях их освоения;

решение при реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года социально-экономических и демографических задач с учетом интересов и этнокультурных традиций народов Российской Федерации;

содействие в процессе социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов (при их готовности) развитию речевого взаимодействия, межкультурному общению в целях повышения уровня доверия между гражданами и искоренения национальной и расовой нетерпимости;

противодействие формированию замкнутых анклавов мигрантов по этническому признаку;

обеспечение взаимодействия государственных и муниципальных органов с общественными объединениями, способствующими социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

Адаптации и интеграции содействует ФЗ-115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» введённая Федеральным законом от 20.04.2014 N 74-ФЗ (ред 23.06.2014))

Статья 15.1. Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации, а также 

Статья 37.1. Особенности подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации отдельными категориями иностранных граждан

Адаптация и интеграция иностранных граждан ведётся по многим направлениям

Этой темой занимается ряд ведомств и институтов гражданского общества.

Важная роль в этом на Федеральном уровне отведена Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН).

В городе этой проблемой по факту заняты департаменты национальной политики и межрегиональных связей, образования и экономического развития (в чьём ведении находятся вопросы миграции).

Если хотим решить вопрос, а не говорить о процессе, то должна быть соответствующая государственная (муниципальная) структура и ответственные исполнители.

Ставка только на «активистов», общественные объединения «гражданского общества», которые, мол, решат вопрос, если им выделять гранты и предоставлять иную поддержку, является ошибочной.

В Москве принята СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА.

Стратегия Москвы неотделима от стратегии всей России. Её суть в сбережении и развитии города и той уникальной общности людей, которая сложилась в Москве за столетия.

Нас, москвичей, ныне в столице более 12 миллионов человек более чем 160 национальностей. Причем большинство москвичей – русские.

Как сказано в Стратегии наш город «стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма….Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство». Причем, обратите внимание, это было принято ещё до прошлогодних поправок в Конституцию.

В Стратегии впервые в России появилось и понятие «национальное большинство»

Среди принципов и целей национальной политики города Москвы

3.2.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств вне зависимости от их численности и религиозной принадлежности.

4. Основные направления и задачи национальной политики

4.2.2. Осуществление мероприятий по гармонизации отношений между национальным большинством и национальными меньшинствами в рамках городского сообщества.

Современная ситуация.

На момент начала пандемии с целью работы в России находилось около 2,3 млн. иностранных граждан. Из них в Москве – около 700 тыс. человек. В среднем по стране трудовые мигранты-иностранцы занимают не больше 3% от всей рабочей силы в РФ. В московском регионе этот показатель около 7%.

Но современная цивилизация состоит из «производственных цепочек», деталей «механизма», при котором выпадение даже малого «винтика» приводит к коллапсу всей системы.

Иностранные рабочие в секторе ЖКХ и торговле продуктами вынесли на себе значительную часть нагрузки по обеспечению жизнедеятельности Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и других крупных городов.

Из-за пандемии в среднем по стране отток иностранцев составил примерно 20%. Границы на выезд начали открываться в сентябре-октябре, и к 2020 г. в стране осталось около 1,7 млн иностранных работников. В Москве на данный момент находится около 500 тыс. работающих в различных отраслях иностранцев. При этом люди продолжают выезжать.

Время эпидемии для всех было непростым. Однако, некоторые отрасли, например, строительный комплекс и ЖКХ, торговые сети продолжали работать в прежнем режиме. Доставка продуктов и товаров даже расширилась. А вот иностранные рабочие, которые были задействованы в сфере общепита и торговли промтоварами, оказались в крайне тяжёлой ситуации. На грани голода в Москве оказались от 30 до 50 тысяч человек иностранцев, оказавшихся без средств к существованию и не могущих уехать из-за закрытых границ. Но, надо отдать должное российским общественным и религиозным организациям, которые относительно быстро сориентировались и нашли способы помочь людям. Следует отметить роль в этом организаций ветеранов правоохранительных органов. Современное российское общество проявило неожиданно для многих большую устойчивость, гражданскую сознательность и солидарность, смогло консолидироваться для оказания гуманитарной помощи тем, кто в ней нуждался, в том числе и иностранным гражданам.

Постоянную поддержку оказывали иностранным студентам российские вузы. Так, например Московский педагогический государственный университет (МПГУ) не только оказывал гуманитарную помощь, но и отменил плату за проживание учащихся в общежитиях.

Правовой хаос и буквально гуманитарную катастрофу в миграционной сфере предотвратил Указ Президента от 18 апреля 2020 года № 274. «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», в который были внесены изменения Указом N392 от 15.06.2020 г. и Указа № 580 от 23.09.2020, а также  Указ Президента РФ от 15 декабря 2020 г. № 791 , который продлил до 15 июня 2021 года действие ряда принятых из-за пандемии мер. Большую роль в подготовке этого документа сыграли, по имеющейся информации, общественные объединения и Антитеррористический комитет РФ.

Тем самым были купирована многие возможные проблемы, в том числе и потенциальный рост криминала и экстремизма. Иностранные граждане, в том числе и студенты, явственно увидели, что российское государство принимает все возможные меры для оказания им соответствующей помощи и поддержки. Соответствующий сигнал был послан и государственным органам.

Вышепоименованные государственные меры отчасти:

- помогли снизить социальную напряженность;

- содействовали росту авторитета России среди граждан зарубежных государств и укреплению добрососедских связей;

- позволили задействовать в российской экономике новые трудовые ресурсы;

- привели к тому, что не произошло значительных межнациональных конфликтов;

- содействовали отработке действий на случай повторных эпидемий;

- спасли не малое число жизней и здоровье как российских, так и иностранных граждан.

Нашей экономике требуется гораздо больше трудовых ресурсов, чем они есть внутри страны. А Москве, как любому другому мегаполису мира, особенно нужны дополнительные рабочие руки. В некоторых отраслях ощущается серьёзная нехватка рабочих. Например, в строительной сфере она составляет по ряду заявлений до 40%. То есть отрасль может просто «рухнуть». А ведь со строительством связано множество смежников: производство стройматериалов, транспортировка грузов, питание, производство спецодежды и т.д. Да и на самой стройке не только строители заняты: есть бухгалтерия, охрана, водители, система переподготовки кадров и т.п. При этом строительство жилья, как известно, является «локомотивом» еще ряда отраслей – от него зависят производство коммунального оборудования, продажи мебели, бытовой техники, текстиля, домашней утвари и др. Если стройка встанет, смежные отрасли неизбежно пострадают. Сработают эффекты бабочки и бумеранга.

В результате пандемии возник значительный дефицит рабочих, которые не в состоянии покрыть внутренние источники. В связи с этим крупные российские компании добились возможности привоза иностранных рабочих на свои объекты по особым правилам.

Согласно статистике, средние зарплаты иностранцев в России ныне чуть выше, чем у ее граждан. Связано это и с тем, что иностранцы стали «выходить из тени».

В целом отношение к иностранцам в России за время пандемии значительно улучшилось, в обществе происходит осознание того, что они в России не отнимают, а создают рабочие места, работают в интересах граждан России.

Нелегально ныне в Москве находится вряд ли больше 5% иностранцев. Правоохранительные органы сейчас чётко работают в этом плане. Да и работодателям «нелегалы» не выгодны. Нелегально работающих несколько больше, тем более работающих по «серым схемам». Но штраф за одного нелегально работающего иностранца составляет в Москве от 400 тысяч до 1 млн руб. .

Среди иностранных рабочих большинство ныне составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. До пандемии к нам на заработки ехало много тружеников из Украины, Молдавии, Белоруссии, Армении, Азербайджана. Сейчас рабочих из этих стран значительно меньше. Доллар подорожал в два раза, значит, заработки стали в два раза ниже. Вмешалась и политика.\

У нас есть три основных потока иностранной рабочей силы. Первый и самый массовый – «работающие по патентам». Патент – это не плата за то, что человек работает в РФ, а документ, который выдается тому, кто выполнил целый ряд условий. Среди них авансовый платеж налогов, которые в конце года (некоторые работодатели делают это сразу) возвращаются в виде налогового вычета.  Также для получения патента надо пройти процедуры дактилоскопии, сдать экзамен на знание русского языка, законодательства и традиций РФ, медицинские анализы, получить медстраховку, предоставить сведения о месте регистрации (где еще и жить надо), потом трудовой договор и т.д. Только после прохождения всех этих процедур выдается патент. По такой системе у нас работают приезжие из стран СНГ, которые не входят в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Молдавии.

Граждане из стран ЕАЭС, то есть из Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Армении, трудятся по другой схеме. Им патент для работы получать не надо. При этом их работодатели обязаны уведомлять органы МВД о том, что у них работают иностранцы (это правило касается всех иностранных работников).

Третья категория приезжающих в Россию трудящихся–иностранцев - работающие по визам. Их примерно 5% от всех трудовых мигрантов, и в основном это граждане стран «дальнего зарубежья». На них распространяется система квотирования, которая раньше была для всех иностранцев. Когда говорят, что правительство уменьшило или увеличило квоты на иностранцев, речь идёт именно об этой категории приезжих. Кстати система «квотирования» прежде имела, как утверждают, весьма большую «коррупционную составляющую», которая исчезла после перехода на патенты.

Есть еще одна категория, причем весьма многочисленная, но малозаметная для большинства – это «высококвалифицированные специалисты». Чтобы попасть в эту категорию надо или относится к перечню профессий, который составляют в правительстве, или иметь значительный легальный декларируемый доход, с которого платятся налоги. Многие топ-менеджеров крупных компаний и иностранных журналистов в России работают относясь именно к этой категории.

Кроме иностранцев, находящихся в Российской Федерации с целью работы, второй по численности контингент иностранцев составляют студенты. Иностранцы вносят серьёзный вклад в бюджет российских университетов, обеспечивая занятость 30 тыс. преподавателей. Доход от обучения иностранцев составляет примерно 2 млрд. долл. США. Более чем 3/4 этого дохода обеспечивает очная форма обучения,  значительная часть его – не плата за образовательные услуги, а бытовые расходы во время учебы 

В начале эпидемии в России было более 280 тысяч иностранцев – студентов ВУЗов, 70 тысяч учились заочно, кроме того около 30 тысяч учащихся было в средних специальных учебных заведениях.

В Москве находилось около 70 тысяч иностранных студентов, часть из которых также стала работать в период пандемии. 

Важное место в адаптации и интеграции уделяется детям приезжих. По ряду данных в столичных школах училось около 25 тысяч детей иностранных граждан (причем около 10 тысяч из них граждане Украины), однако имеющих именно иностранное гражданство из них было менее 3 тысяч.

В российских школах ныне по некоторым данным учатся до 140 тысяч «детей мигрантов». Им уделяется самое пристальное внимание. На заседании Совета по межнациональным отношениям в марте 2021 г. Президент России В.В. Путин поручил подготовить предложения по вопросам адаптации в России детей мигрантов.

Кстати, они поступают в российские школы на общих основаниях, открыты центры обучения русскому языку. Готовится комплексная система оценки индивидуальных образовательных потребностей таких ребятишек. Через адаптацию детей происходит адаптация их родителей, подчеркнул министр просвещения России С.С. Кравцов.

Однако проблемы порой возникают с теми, кто формально имея российское гражданство, в требуемой мере не овладел государственным языком.

 Для помощи в этих вопросах действуют и разработаны специальные курсы, проводится обучение педагогов, в том числе и в ведущем педагогическом вузе СНГ Московском педагогическом государственном университете (МПГУ).

При этом Правительство России готовит концепцию государственной языковой политики, в ней особое место отведено русскому языку. До конца года Госдума в третьем чтении собирается принять поправки в Закон "О языках народов РФ". В нем будет отражена ответственность государства за сохранение родных языков народов страны.

Так что в Москве и в России нет и не было ни миграционного коллапса, ни значительных проблем с адаптацией и интеграцией большинства приезжих.

Именно Москва всегда выступала лидером адаптации и интеграции, добиваясь законов, адекватных изменениям жизненным условий ради блага москвичей и страны в целом.

За последние 10 лет значительно снизилась преступность в городе, он стал действительно безопасным и добрым.

И значительная заслуга в этом в проведенных комплексах мероприятий, важная составляющая которых приходится на Департамент национальной политики и региональных связей Правительства Москвы и на Московский дом национальностей.

Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям в ноябре 2020 года в Нальчике сказал: "Для всех регионов актуальны и темы миграции, в целом миграционной политики. Нужны продуманные эффективные меры по социальной адаптации мигрантов. Мы радушно принимаем тех, кто хочет жить, учиться, работать у нас. И в то же время необходимо жестко отсекать любые риски, связанные с невежеством, распространением экстремизма, разного рода радикальных течений". НА этой встрече подчеркивалось, что «доля детей мигрантов в российских школах должна быть такой, чтобы можно было адаптировать их к языковой и культурной среде».

Москва это столица России, столица всех народов многонационального народа Российской Федерации, столица нашего Государства. При этом Москва это и столица народа русского, град на холмах, где находятся многие наши святыни.

Правильный подход к миграционным процессам имеет громадное значение для экономки, безопасности, для стабильного развития города. У московской власти есть ныне не только понимание этого, но и рычаги для реализации главной задачи – улучшения жизни москвичей, а значит, и всей России в целом.

Правильная миграционная политика, неотъемлемой частью которой является адаптация и интеграция приезжих, помогает в решении именно этих задач.

Хочется упомянуть и о том, что скоро выборы в органы законодательной власти страны. И, безусловно, они будут накладывать значительный отпечаток на то, как будут подавать миграционные процессы политики, средства массовой информации и эксперты.

С учетом этого фактора надо будет смотреть и на многие заявления, и на многие публикации по этой теме.

Ведь миграция всегда будет в области повышенного внимания.

Московский Юрий Викторович, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член Комиссии по социально – культурной адаптации иностранных граждан Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета  по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Вернуться назад Версия для печати