«О необходимых мерах поддержки граждан Украины в Российской Федерации»

В Башкирской академия государственной службы и управления при Главе Республики состоялся круглый стол «Украинский кризис и российское общество». В нём принял участие директор проектов Фонда развития международных связей Добрососедство Московский Юрий Викторович, выступивший с докладом «О необходимых мерах поддержки граждан Украины в Российской Федерации».

В нём Юрий Московский обосновывает необходимость срочного предоставления гражданам Украины и другим иностранцам, оказавшимся на территории Российской Федерации в результате последних событий, статуса беженцев, а также ускоренного предоставления им российского гражданства.

Доклад публикуется на страницах «Добрососедства».

 

 

«О необходимых мерах поддержки граждан Украины в Российской Федерации»

 

Московский Ю.В. тезисы выступления на круглом столе «Украинский кризис и российское общество» 

ГБОУ "БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ГЛАВЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"

Уфа, 10 марта 2022 г.

*****

Следует отметить, что эвакуация людей из зоны обстрелов ВСУ, готовящихся к проведению карательной акции против Донецкой и Луганской народных республик, из Донбасса в Российскую Федерацию началась за несколько дней до объявления Президентом России В.В. Путиным специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины.

После начала операции на территорию Российской Федерации пошел поток беженцев. На 8 марта их число оценивается экспертами не менее чем в 200 тысяч человек.

Следует отметить, что Президентом России В.В. Путиным было выделено 5 млрд. рублей из расчета единовременной выплаты в 10 тыс. руб. на одного человека.

Необходимо решать официальный статус этих людей в России, а также граждан Украины и иностранцев из регионов собственно Украины, оказавшейся на её территории в этот период. Причем с учетом того, что многие из них желают получить российское гражданство.

В Российскую Федерацию едут в данной ситуации граждане Российской Федерации, граждане Украины, а также иностранные граждане. Причем, что принципиально важно, не только с территорий народных республик.

В ближайшее время остро встанет вопрос с получением гражданами Украины российского гражданства, для чего нужны самые различные основания, благо, что современное российское законодательство допускает двойное гражданство и позволяет, не отказываясь от предыдущего гражданства, получать российское, принося присягу на верность России.

Следует отметить, что подобные события происходят не первый раз в истории постсоветского пространства.

C 1992 года российское гражданство получили около 12 миллионов иностранных граждан, многие из них прибывали в РФ во время и после различных крупномасштабных конфликтов, или в ходе их ожилания.

После Вискулевских (Беловежских) соглашений и распада Советского Союза за пределами РСФСР - Российской Федерации по ряду оценок оказалось около 25 миллионов человек, которых можно было, по мнению экспертов, отнести к «соотечественникам».

Однако данные оценки были абсолютно не верны в связи с тем, что почему-то к соотечественникам эти эксперты относили лишь тех, кто был по паспорту русский, а не людей русской культуры, во многом ставшей основой культуры советской. Так как по мнению многих современных исследователей и политиков реально на территориях Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь проживает в общем-то один народ, имеющий, разумеется, региональные отличия, да ещё с учетом потомков выходцев с этих территорий, продолжающих ощущать связь с Родиной, то численность соотечественников можно смело намного увеличивать.

На сегодня, таким образом, не менее чем 80 миллионов человек, проживающих ныне по всей планете, а не только на территории бывшей Российской Империи, можно отнести к этой категории.

Следует отметить, что большинство получавших с 1992 года российское гражданство – это люди единой русской культуры.

 

В связи со сложившейся ситуаций в результате специальной операции по демиталиризации и денацификации Украины в Российской Федерации вновь оказалось значительное число «иностранных граждан» – реально наших соотечественников, остро нуждающихся в легализации своего статуса – получении статуса беженцев, а граждане Российской Федерации – статуса «вынужденных переселенцев»

Опыт событий 2014-2015 гг. показывает, что статус «вынужденный переселенец» нуждается в законодательных изменениях. Например, согласно ныне действующему законодательству, получивший данный статус не имеет право выезжать за пределы границ Российской Федерации, что на практике не всегда реализуемо, создает дополнительные препятствия для свободы перемещения, являющейся важнейшей фундаментальной составляющей прав человека.

Кроме того, требуется принять ряд комплексных мер в отношении как оказавшихся на территории Российской Федерации, так оставшихся на территории Украины, граждан и не граждан этой страны, для получения ими, при их желании, гражданства России, изменяя российское законодательство в сторону оптимизации получения ими гражданства Российской Федерации.

Среди предлагаемых мер.

1. Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них - горожане, стремящиеся жить в мегаполисах и городских агломерациях, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве рано или поздно уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство, могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

Кроме того, данный статус необходимо оформлять не только на территории иного государства, но и на территории Российской Федерации, если человек, получил, например, статус «беженца» или даже до их получения, оформляя статус «переселенца соотечественника» сразу, в случае выражения такого согласия.

 

2. Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» (это несколько иное понятие, чем просто "знающий язык" – носитель языка владеет им в совершенстве, думает на нём). В законодательстве уже есть это положение.

Для этого необходимо внесение изменений в действующий Федеральный закон «О гражданстве», прежде всего:

1)  О «носителях русского языка». В Законе должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на соответствующую комиссию по признанию «носителем», которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе необходимо определить срок, например, не более полугода, в течении которого человек, признанный «носителем русского языка», получает российское гражданство. Это означает возможность предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, и без предоставления документов о происхождении (гражданстве) предков - главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка».

2) О «праве происхождения», называемом ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в Румынии (в границах на 1940 год) и в ряде других стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны. Вот, приходит, например, человек и говорит: «Я по-русски уже не очень, язык отчасти утрачен, но вот у меня есть свидетельство о рождении бабушки из Вологодской губернии, и к тому же справка о дедушке из Уланского полка, куда он был призван из Казани», - если человек выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах. И может подтвердить документально дату проживания одного из предков, например, на 1893 год. То есть для принятия в российское гражданство будет достаточно иметь лишь одного из предков по происхождению с территории РФ в её нынешних границах, чье происхождение имеет документальное подтверждения. Разумеется, необходимо также установить конкретный срок «ускоренности» решения о предоставлении гражданства – не более полугода.

3)  Право на автоматическое получение российского гражданства должен иметь каждый, родившийся на территории Российской Федерации. То есть должно действовать «право почвы», по образцу США и других государств.

4) Право на получение российского гражданства должен иметь каждый, где бы он ни родился, чьим отцом, матерью, дедом, бабушкой был гражданин России.

5) Разумеется, что для получения гражданств по этим основаниям не надо будет получать разрешения не временное проживание (РВП) и вид на жительство. Соискатель должен получать гражданство минуя эти процедуры.

6) Для обеспечения действия данных изменений следует увеличить количество имеющихся в регионах комиссий по определению «носителей русского языка», предусмотреть их финансирование из государственного бюджета, что возможно будет осуществить за счет госпошлин, которые будут платить претенденты на звание «носителя русского языка», а также сделать такой график их работы, чтобы как можно быстрее решать вопрос с претендентами.

Тоже относится и к численности подразделений, занимающихся вопросами предоставления гражданств на основании «права происхождения» и "права почвы", чье финансирование также может осуществляться из средств, получаемых от госпошлин, взимаемых при подаче соответствующих заявлений.

7) Необходимо законодательно определить включение представителей общественности в состав комиссий по признанию соискателя «носителем русского языка».

3. Следует отменить существующее положение, что судимый на территории других стран не имеет права на получение российского гражданства. То же относится и к лицам, выдворенным или депортированным за административные правонарушения. Относительно предоставления российского гражданства судимым на территории нашей страны должна принимать решения специальная Комиссия. Автоматического не предоставления российского гражданства быть не должно.

4. Необходимо менять практику фактического лишения российского гражданства по статье «необоснованно выданное». Со времени её введения через эту процедуру прошло не менее 150 тысяч человек, многие их которых как раз наши соотечественники, среди которых есть и те граждане Украины, кто может претендовать на этот статус.

5. Необходимо увеличить квоты для получения видов на жительство, разрешения на временное проживание и получение гражданства в российских мегаполисах.

6. Необходимо объединение двух статусов - вида на жительство и разрешения на временное проживание (РВП) в один статус по образцу американской «грин карты». Причем, для получения российского гражданства по основаниям «носитель русского языка», «потомок проживающих на территории Российской Федерации», «родившийся на территории Российской Федерации» получение этого статуса не должно быть обязательным.

7. Следует ввести «Карту соотечественника» на основании имеющегося международного опыта, в частности, аналога «Карты поляка» в Польше. Обладание такого рода документом должно давать право многолетнего безвизового въезда в Российскую Федерацию, а также, возможно, и право на работу в РФ без патента, на ускоренное получение российского гражданства, на учёбу в российских учебных заведениях по льготным расценкам. Стоимость её оформления должна быть примерно равной стоимости двух-трех однократных виз в Россию. Сроки ускоренного получения должны быть ясно определены.

Карты должны выдаваться с применением использования механизма общественных комиссий, по образцу тех, что имеются для получения статуса «носителя русского языка».

8. Предусмотреть предоставление российского гражданства непосредственно на территории современной Украины в ускоренном порядке тем, кто желает его получить.

 

Московский Юрий Викторович (Юрий Московский), директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член Совета Всемирного Русского Народного Собора и Межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики правонарушений в миграционной среде, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве (2008-2016 гг.)., председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы,

 

Некоторые материалы по теме миграции, размещенные ранее в СМИ Добрососедство:

- Юрий Московский: Этнокультурные коммуникации в мегаполисе во время массовых миграций http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_342234

 

- О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_341456?rating=up&isNew=0

 

- О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_336808

 

- Юрий Московский: «Новые ноябрьские тезисы о миграции»  

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information/o_338135?rating=up&isNew=0

 

- Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе  http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

- О заседании Межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений среди мигрантов  http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

- Зачем Москве мигранты? Как пандемия отразилась на трудовой миграции столицы

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_318763

 

- Урбанизация, миграция, демография и некоторые пути решения связанных с ними проблем в Москве и России.

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_58431

Вернуться назад Версия для печати