«Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции»

В Московском доме национальностей (и на онлайн-площадке Webinar) состоялся семинар «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции», проводившийся в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России». В его работе приняли участие члены Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Общественного совета при ГБУ «МДН», эксперты в области миграционной и национальной политики, преподаватели вузов, приглашенные гости, представители СМИ. 

Модератором мероприятия выступил председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», преподаватель Московского педагогического государственного университета Московский Юрий Викторович

Среди участников семинара доктор социологических наук, руководитель Отдела этнодемографичеких, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Леденёва Виктория Юрьевна, председатели комиссий Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Бердников Александр Федорович и возглавляющий Ассоциацию национальных журналистов Садыхбеков Джамиль Рафикович, советник аппарата Государственной Думы России Филимонов Алексей Павлович и эксперт по вопросам миграции Государственной Думы Российской Федерации Тютин Максим Александрович, сотрудник МИДа Трухин Александр Сергеевич, генеральный директор Международного Фонда «Гуманизм, Прогресс и Правопорядок»  и ответственный секретарь Российско-китайской межпарламентской парламентской комиссии Государственной Думы и ответственный секретарь депутатской группы по связям с Китаем Нагерняк Юрий Иванович, адвокат, специалист по миграционным темам Митрюк Юрий Васильевич, директор по развитию Объединенных сервисно-визовых центров Михайлов Виктор Михайлович, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ Плотников Алексей Юрьевич, президент компании «Интерполитекс», заместитель председателя Организационного комитета Международного форума по вопросам безопасности «InterSecurityForum» Севалкин Игорь Алексеевич, руководитель проекта «Все мы братья» Пахомов Дмитрий Вячеславович, ответственный секретарь Московского регионального отделения Ассамблеи Народов России и член правления Центра межнациональных программ «Вместе»  Скрыпник Наталья Степановна, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям и Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Шабанов Исмаил Мусарзаевич, генеральный директор информационно-аналитического портала "KGinfo.ru" Эгембердиев Асилбек Калматович, советник по международным вопросам журнала «Совет национальностей» Хамдани Йштеак Сайед Хусейн, директор по коммуникациям Национальной ассоциации заслуженных врачей и наставников Российской Федерации Дунаева Елена Сергеевна и другие эксперты, общественные и государственные деятели.

Юрий Московский, поприветствовав участников и огласив повестку дня, рассказал об истории расширения города Москвы и привел статистические данные численности населения столицы. Лектор отметил, что по результатам переписей населения были определены показатели естественного и миграционного прироста численности населения, а также отмечен его рост в результате расширения границ города. В своем выступлении Ю.В. Московский подчеркнул, что по этим данным внутренняя миграция преобладает над внешней.

Далее слово было предоставлено доктору социологических наук, руководителю Отдела этнодемографичеких, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Виктории Юрьевне Леденёвой. Она рассказала о динамике миграционных процессов в стране, а также представила данные статистики о численности трудоспособного и безработного населения в России.

В ходе семинара участники задали интересующие вопросы докладчикам и проанализировали миграционную обстановку в столице и в целом по России.

Подводя итоги мероприятия, Ю.В. Московский еще раз напомнил каждому участнику мероприятия о необходимости системной работы в сфере миграционных процессов.

Материалы к семинару, представленные участникам Ю.В. Московским, мы предлагаем вниманию читателей нашего портала «Добрососедство» в рамках нашего проекта «Реальная миграция».

Фото с семинара размещены на сайте Московского дома национальностей https://mdn.ru/report/seminar-rynok-truda-v-stolitse-na-sovremennom-etape-osobennosti-vneshnej-i-vnutrennej-migratsii-v-ramkah-proekta-migratsionnaya-politika-i-voprosy-adaptatsii-i-integratsii-inostrannyh-grazhdan-v-sovre

 

Материалы семинара «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции» Московского Ю.В.

 

Москва столица России.

Исторически она имеет опережающее экономическое развитие, являясь локомотивом экономики всей страны.

Удобное местоположение, помноженное на статус и трудовые ресурсы, позволило ей стать крупнейшим транспортным узлом.

Со второй половину XIX века начался стремительный рост населения города, который из города купцов и дворянских усадеб превращался в крупный промышленный центр и научный.

Столичный статус, восстановленный в 1918 году, позволил сосредоточить в городе ещё более значимый административный ресурс, что положительно повлияло на его развитие..

Миграция в Москву и Московский регион всегда была преимущественно из регионов, ныне относящихся к Центральному Федеральному округу, а также из регионов, примыкающих к нему. То есть это была миграция «внутренняя», однако следует отметить, что общественное внимание в первую склонно обсуждать миграцию, «внешнюю», иностранную и трудовую, а не учебную, мало уделяя внимания приезжающим из регионов собственно Российской Федерации.

Именно её зачастую подразумевают, когда говорят о миграционных процессах, в том числе об адаптации и интеграции приезжих в столичный социум.

То есть обсуждается то, что кажется проблемным.

Иностранцы и их потомки всегда присутствовали в Москве, составляя некоторую часть её населения, её трудовых ресурсов. Как и те, кого в 19 веке и в начале 20 века называли «инородцами». Но основным населением столицы были русские, православные – 95% в начале прошлого века. Ныне порядок цифр сохраняется.

Однако всё же главные миграционные потоки – трудовые ресурсы в Москву всегда шли не с территорий сопредельных государств и окраин. Следует заметить, что это было и в то время, когда многие из них входили в состав единой страны – Российскую империю, Союз Советских Социалистических Республик.

Таким образом, на трудовые ресурсы и межнациональные отношений, общую ситуацию в столице решающее влияние оказывала миграция внутренняя.  - основной поток приезжих в столицу - жители Центрального федерального округа, что, кстати, приводит к нехватке рабочей силы уже в регионах.

Однако реальная ситуация в Российской Федерации в области межнациональных отношений и связанных с ними миграционных процессов, влияющих на рынок труда, сильно отличается от представления о них как у «экспертного сообщества», так и общественности.

О том, насколько внутренняя миграция преобладает над внешней, видно и из данных переписей населения, 2002, 2010 и 2021 гг. (см. Приложение №1). Причем ведь люди национальностей, получившие свои «государства», зачастую проживали на территории как Российской Федерации (РСФСР), так и Москвы и до 1992 года, а многие получили российское гражданство по различным основания после 1991 года, став относиться к мигрантам «внутренним».

Власти столицы всегда уделяли значительное внимание этому вопросу, понимая существо проблемы и зачастую не разделяя по некоторым параметрам миграцию внутреннюю и внешнюю.

С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 13,5 миллионов человек.

А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 147 миллионов (по переписи 2021 г.).

Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились. По данным соцопросов ныне таковых – 55%. Что сказалось на общем психологическом фоне и криминогенной обстановке – гораздо меньше стало «миграционного стресса». 

По переписи 1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2021 года русскими в Москве себя назвали 91 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были тогда немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.). Причем немцы, как правило были не из числа подданных Германии, а потомками родившихся в Империи.

Для качественного использования пребывающих в Москву рабочих, осуществления проекта «Город без конфликтов» необходима их адаптация и интеграция, причем это относится не только к иностранцам, но и к гражданам России.

Адаптация и интеграция, всех приезжих, в Московский социум является важнейшей задачей. Но следует отметить, что проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран. Причем это относится как к мигрантам внутренним, так и к внешним.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства» 

Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»

В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.

Миграция, приём безотносительно гражданства приезжающих, упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.

 

Адаптация (социализация) -  процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.

Интеграция (социальная интеграция) это:

  • процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
  • формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  • процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.

Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя принятие индивида другими членами группы.

Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.

 

Об адаптации и интеграции «внутренних мигрантов» прямо или косвенно говорят следующие документы

  • Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации

 

В Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

…. недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.

 

Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»

Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»

Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.

В их числе касающейся:

- регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

- признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов

 

Россия сейчас не находится в стадии межнациональных конфликтов, как предсказывали ряд политики и учёных. У нас продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – коренными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.

Причём происходящие ныне противоречия старожильческого населения с недавно приехавшими из Центральной Азии и с Юга России весьма напоминают конфликты с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросался в глаза, что некоторые публицисты одно время называли иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.

Никто у нас «на кухнях» не ведёт религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одёжный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини (на пляже), можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с длинным хаером или ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет.

 

Крестьянское переселение в Москву.

На протяжении столетия в основном первоначально крестьянское население Центрального экономического района и всей Центральной России концентрировалось в Московском регионе.

За период с 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 млн. в 1897 года до 11 514,3 млн., т.е. в 11 раз, население Московского региона выросло с 2,4 млн. до 18,607 млн., то есть почти в 8 раз, а численность проживающих на территории современной Российской Федерации за тот же период удвоилась.

За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской – более чем в полтора раза и т.д.

 

 

Численность населения Москвы в различные годы (тыс. чел.)

1810 

1835

1860 

1863 

1885 

1897 

1910

1914

1920

260 

340

360

463

800

1 040

1 500

2 119

1 027

 

1926

1933

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

2 025

3 663

4 542

6 133

6 942

7 831

8 769

10 383

11 514

 

В 2021 году в Москве (вместе с «Новой Москвой»), согласно переписи, находилось 13 010 112 человек

А в Московском регионе (не изменившим границ) динамике роста численности (согласно переписям) была следующая:

2002

17 001 292

2010

18 598 621

2021

21 534 777

 

Так как рождаемость в городах ниже, чем в сельской местности, а катаклизмы XX века дважды приводили к стремительному сокращению числа москвичей (в 1918-1921 гг. и в 1941-1945 гг.), то рост населения столичных городов происходил не только за счёт рождаемости, улучшения качества жизни и расширения административно подчинённой территории, а в основном благодаря переезду жителей из более мелких городов и сельской местности, причём преимущественно русских по национальности.

Та же картина была и в целом с городским населением страны.

Численность городского населения России (в %).

1811

1838

1863

1885

1914

1922

1939

1959

1970

1979

1989

2010

6,6

9

10

12

15

15

35

53

64

70

74

74

 

В 2021 году городское население РФ составило почти 75%. Россия одна из самых урбанизированных стран мира.

Процесс ускоренной урбанизации в XX веке в России сопровождался множеством бытовых, «цивилизационных» конфликтов. Ныне их масштабы гораздо меньше.

Крестьянская миграция в Москву начала иссякать лишь в 70- годы, и только к середине 90-х годов крупные российские города её в основном «переварили». Но, не смотря на то, что приток русского населения из сельской местности в столицу продолжается, его процентное отношение к старожилам меньше, к тому же изменения, прошедшие в 30-60-е гг. стерли многие культурные отличия, существовавшие между городом и деревней. Сословность была преодолена.

В 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств, без труда вливаясь в столичный рынок труда, способствуя выходу из кризиса Москвы и всей Российской Федерации. И, хотя в основном это были славяне[1], но среди них было немало «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии. Конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было.

После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, а экономика после краха 90-х стала восстанавливаться, требуя новые рабочие руки, на смену ей пришла волна другого национального, профессионального и психологического состава – жаждущие найти работу люди и средства к существованию люди из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации, отстали от мегаполисов лет на 30-40. А начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительное количество рабочих на низкоквалифицированные и относительно невысокооплачиваемые места. И российский рынок труда стали осваивать не российские крестьяне, а жители среднеазиатской сельской местности, обладающие практически тем же менталитетом, что и русские крестьяне XIX - начала XX веков. В результате вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложнённые тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличается от местного населения, к тому же имеет склонность к замкнутости и консолидации. Крестьян сменили дехкане.

Причём ситуация с приездом наших бывших сограждан из экс.СССР, ставших в одночасье иностранцами, возникла не только из-за нехватки собственно российских работников. Внутренняя мобильность у нас, по сравнению с 1990 годом, не смотря на колоссальную безработицу, снизилась вдвое. И это объяснимо. Жилье дорого, зарплата везде, кроме Москвы и других мегаполисов, примерно одинакова, ВУЗы открыли свои многочисленные филиалы в регионах, что вдвое увеличило число студентов, при этом призыв в армию солдат-срочников сократился в разы, стройки крупных хозяйственных объектов были свёрнуты. Поэтому строительство, торговля, сфера ЖКХ не только столицы, но и других крупных городов стали принимать приезжих из Центральной Азии, готовых работать за более низкую зарплату, чем наши сограждане. К тому же это решало глобальную внешнеполитическую проблему, оттягивая недовольных из постсоветских государств, что давало время на проведение там реформ и стабилизацию.

Ныне ситуация изменилась. Заработки иностранцев сравнялись с заработками граждан РФ, а в целом многие них получают даже больше на соответствующих работах.

Что не удивительно – люди приехали на заработки, «на шабашку»

Любопытно, что во времена крестьянского переселения в города русского населения на первом этапе был типичен приезд сначала молодых мужчин, и только потом начался приезд женщин и девушек на учёбу и работу (вспомните хотя бы фильм «Москва слезам не верит»)

В XIX и начале XX века в Москве преобладали мужчины. А вот в сельской местности столичного региона была обратная картина - преобладали женщины. Это было обусловлено тогдашним положением деревни Центральной России: скудные подзолистые почвы не могли обеспечить растущее сельское население. Чтобы выжить, большая часть селян занималась различными промыслами. Другим способом получить дополнительный доход было отходничество на заработки в город.

Часто крестьянин уходил на работу в город осенью, закончив сельскохозяйственные работы, а весной снова возвращался в деревню. Потом он мог переехать в город ненадолго, но все еще возвращался ежегодно на сельскохозяйственные работы. Наконец он переезжал в город и перевозил туда свою семью.

Как это напоминает современную миграцию из Средней Азии и Юга России - Северного Кавказа…

По ряду данных на одного «внешнего» «мигранта» (более корректно называть этих людей приезжими из-за рубежа) в столице приходится 7 «внутренних»

 

На территории Российской Федерации ныне находится примерно 2,5 миллиона иностранных граждан, из них 800 тысяч в Москве. Численность их меняется в зависимости от сезонных колебаний и экономической ситуацией.

Переписи населения оценивает их число в России следующим образом: 2002 году в 1 025 тыс., в 2010 г. - 687 тыс., в 2021 г. в 459 152 чел.

Это абсолютно соответствует Концепции миграционной политики, в которой сказано, что в России «среднесрочно» находятся до 4 миллионов иностранцев, из них до 3 миллионов с целью работы. Не смотря на пандемию, в ходе которой часть иностранцев покинули Россию, их численность в настоящее время примерна та же, что и была до её начала – люди вернулись. Как видим, несмотря на значительное число иностранных граждан, их у нас отнюдь не десятки миллионов. Тем не менее, они сосредоточены в определенных отраслях и работах, и уменьшение их численности оказывает крайне негативное влияние на все «производственные цепочки». Число «нелегалов» (если не считать таковыми не полностью декларирующих свои заработки иностранцев) у нас также не так значительно, как принято считать

Всего же в миграционных процессах в России, по ряду оценок, задействовано до 5 миллионов приезжих из различных стран, зачастую работающих вахтовым метом.

Что же касается кажущихся «небольших» цифр в 2,5 миллиона постоянно находящихся не территории РФ иностранцев, то напомню, что речь идёт о людях самых трудоспособных возрастов (20-50 лет), причём в основном мужчинах. И если смотреть именно по этой категории, то выходит, что у нас примерно каждый 20-й работающий в стране мужчина иностранец, а в Москве, соответственно, каждый восьмой.

Вообще-то таких цифр и следовало ожидать, ведь численность населения всех стран бывшего СССР до сих пор, не смотря на значительный прирост в ряде стран Центральной Азии в совокупной численности не намного превосходит населений СССР на момент распада - 290 миллионов.

В Российской Федерации ныне по переписи 2021г. - 147 миллиона человек + воссоединённые территории, а в остальных странах постсоветского пространства примерно столько.

В том числе:

на Украине - примерно 30 миллионов (экспертные оценки, по официальным данным 41 миллион, до 1991 года было 52 миллиона);

в Узбекистане - 36 миллиона (до 1991 г. 17 миллионов);

в Казахстане – около 20 миллионов (до 1921 г. около 17 миллионов);

в Белоруссии – около 9,3 миллиона (до 1992 г. около 10,2 миллионов);

в Азербайджане – свыше 10 миллионов (до 1992 г. около 7 миллионов);

в Таджикистане – свыше 10 миллионов (до 1991 г. более 5 миллионов);

в Туркмении – более 5,6 миллионов (до 1992 г. более 3,5 миллионов);

в Грузии – менее 4 миллионов (до 1992 г. около 5,5 миллионов);

в Армении – около 3 миллионов (до 1992 г. - 3,4 миллионов);

в Киргизия – более 6,7 миллиона (до 1992 г. - 4,4 миллионов  )

В Молдавии – около 2,6 миллионов (по официальным данным, вместе с Приднестровской народной республикой, до 1992 г. - 4,4 миллионов  )

Итого, по официальным данным (без Прибалтики) ныне 295,5 млн.

 

Нужно изыскивать внутренние резервы для роста населения, улучшая качество трудовых ресурсов, и их распределение по территории страны. И отдавать эти серьезнейшие стратегические вопросы на волю стихии нельзя. Нужно мощнейшее государственное вмешательство.

Только рост собственного населения и его внутренняя миграция – а лучше сказать внутренняя мобильность, которая включает в себя не только перемещение, но и социальные лифты, могут стать серьезным резервом для экономического роста, и самое главное, для укрепление безопасности и роста благосостояния нашего народа.

 

О национальном составе трудовых ресурсов и миграции.

В составе населения всех стран бывшего СССР, за исключением Российской Федерации, выросла доля «титульной» нации. И уменьшилась общая численность русских и других европейских народов. Так за 20 лет реформ русское население Центральной Азии уменьшилось почти наполовину: с 9450 тысяч до 5 200 тысяч (в 2010 г.). Массово уезжали также другие люди «европейской культуры» немцы, украинцы, татары, евреи, но отъезд «азиатских европейцев» из числа «коренных» народов также принял массовый характер.

Схожая картина и в государствах Закавказья.

А вот доля русского населения в Москве, согласно официальным данным, выросла.

Так что именно эти выехавшие, наряду с приезжими из Украины и Молдавии и составили большинство прибывших в Российскую Федерацию из государств, возникших после распада СССР на постоянное место жительства. Что, кстати сказать, в значительной мере ослабило последствия демографического спада.

Но это известно. А то, что большинство из приехавших переселенцев в Российскую Федерацию русские, не афишируется. Даже в таком серьезном труде как «Демографические перспективы России», опубликованном в 2008 году под ред. академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. делается упор на иностранную миграцию в Россию, но не говорится о её национальном составе. И, говоря о том, что «на начало XXI века Россия по численности иностранного населения переместилась на второе место в мире (после США), а по притоку иммигрантов за 1992-2004 гг. оказалась на третьем месте в мире (после США и Германии)»[2], но без упоминания национального состава иммигрантов не очень корректно.

Впрочем, авторов многочисленных подобных исследований извиняет то, что у нас просто отсутствует официальный учет иностранных граждан по их национальному составу. Подобная практика привела к тому, что МВД не ведёт учета национального состава преступников, ни зарубежных, ни отечественных.

А откуда же берутся безумные «экспертные оценки» численности «нерусских» мигрантов и приверженцев религиозных конфессий, которые провоцируют ксенофобские настроения?

Зачастую их приводят некомпетентные «эксперты», опирающиеся на заявления представителей диаспор, национальных и религиозных общин. Отвечая на вопросы о собственном количестве, они стремятся "добавить себе веса", а потом эти слова пресса распространяет без каких-либо комментариев и уточнений. Так, основываясь на данных, которые приводили о своей численности сами национальные общины, один из идеологов запрещённого ныне в России «Движения», утверждал во время выборов 2003 года, что в Москве осталось всего около 3,5 миллионов русских, т.е. чуть более 30%. Естественно, обыватель пугался и отдавал свои голоса тем, кто ратовал за ужесточение законодательства по отношению к иммигрантам из других стран.

В распространении «ужасов» о «засилье иностранцев», во многом лежат чисто коммерческие цели бюрократических аппаратов, требующих для себя всё нового финансирования. А реальная проблема интеграции городской, провинциальной и сельской культуры решалась естественным, порой болезненным путём.

Неверно поставленный диагноз приводит к неправильному лечению.

 

Не стоит недооценивать роль иностранной рабочей силы в развития российской экономики, но и впадать в другую крайность, преувеличивая её, тоже не следует. Да, она вносят некоторый вклад в экономику России, и в рост благосостояния её граждан. Да, есть отрасли, где её в силу различных обстоятельств, особенно в Москве непропорционально много – строительство, ЖКХ, сфера обслуживания.

Граждан России ныне более 150 миллионов, и несколько миллионов иностранцев, значительная часть из которых занята неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом не смогут решающим образом повлиять на экономику страны. Хотя, почему-то о ней много говорится.

Можно без иностранных рабочих обходиться? Можно. И примеры этому есть. СССР, например, обходился, но уже в 80-х на работу к нам из-за нехватки рабочих на промышленных предприятиях по межправительственному соглашению поехали десятки тысяч вьетнамцев (Именно они или их дети в основном сейчас и живут в России). Да и миграция в мегаполисы Союза шла с тех же территорий, что и ныне, просто она стала называться иностранной.

В Японии одно время почти не принимали иностранцев на работу. Но сейчас там постоянно трудится более миллиона иммигрантов и сезонных рабочих. И это при гораздо большей производительности труда, что и у нас.

Можно привести и другой аргумент. Индустриализация в 30-х проходила при гораздо меньшей численности населения, при другом его образовательном уровне и совершенно других технологиях. Тем не менее, РСФСР была донором окраин, именно из Великороссии направлялись специалисты на подъем Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. Та же ситуация была и в последующие годы продолжающейся индустриализации.

В некоторых местностях и отраслях рабочих рук не хватает по определенным специальностям. На них нанимают иммигрантов. Это общемировая практика. Ну, и зачем по этому поводу паниковать? Если наши граждане не хотят работать на низкоквалифицированных, нетворческих, низкооплачиваемых работах, а находят другие области приложения своих талантов, что в этом плохого? Другое дело, если люди готовы работать, а места уже заняты. Ведь работу, которую может выполнять россиянин, должен делать россиянин.

Кстати, значительная часть иностранцев занята вполне квалифицированным, высокооплачиваемым трудом. Например, в Москве до кризиса постоянно работало до 10 тысяч американских граждан и они не улицы мели. Также в России было много иностранцев из Франции, Италии, Германии, ныне появилось много менеджеров из Китая. Мы как-то больше внимания обращаем на иностранных рабочих, мелькающих на улицах, а тех, кто ездит на иномарках не видим. А между тем таких в России очень много, что подтверждает, не смотря на все недостатки и недоработки, довольно высокое экономическое развитие страны, и вполне приемлемый уровень комфорта и безопасности.

Другой вопрос, что в любом случае иностранный гражданин не должен иметь преимущества перед российским, как и приехавший куда-либо россиянин перед старожильческим населением тоже.

Иначе конфликты неизбежны.

 

Как отметил ученый секретарь научно-экспертного совета Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, заведующий лаборатории изучения общественного мнения МГУ Александр Гаспаришвили, нам необходимо знать общую картину с миграцией в стране, причём не только внешней, но и в гораздо большей даже степени, внутренней. Для этого необходимы серьезные научные исследования. Ведь по меньшей мере странно, что ситуацию, сложившуюся на просторах канувшего в лету СССР, гораздо лучше знают исследователи из дальнего зарубежья, чем их российские коллеги.

А ведь именно нам надо знать Россию и сопредельные государства, оперировать реальными, а не выдуманными фактами. Только тогда мы сможем правильно распределять ресурсы и планировать стабильное будущее.

В современном мире идёт борьба за людские ресурсы и Москва, как и Россия в целом, несмотря на все сложности, остаются весьма привлекательными для иммигрантов. Летом 2011 года Фонд развития международных связей «Добрососедство» провел социологическое исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем», использовав при реализации проекта средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации. Ответы иностранных рабочих из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии на вопрос «Если бы к Вам обратился молодой человек и спросил Вас, стоит ли ему уезжать за границу на заработки, посоветовали бы Вы ему ехать в Россию» распределились следующим образом:

 

18-34 лет

35-49 лет

50 лет и старше

В целом

Да

79,4

61,6

65,0

72,9

Нет

8,7

10,1

2,5

8,6

Затрудняюсь ответить

11,8

26,8

32,5

18,1

Отказ

 

1,4

 

1,4

Большинство поддерживают и выбор в пользу Москвы: 77,2%, не порекомендуют столицу 9,9% респондентов. При этом больше всего негативных оценок Москва получает в ответах мигрантов из Узбекистана (18,6% не рекомендуют сюда приезжать, тогда как для Кыргызстана и Таджикистана этот показатель составил 4,6% и 6,4% соответственно). Более всего число недовольных в строительном секторе, по сравнению с другими (16,8% не посоветуют приезжать на заработки в Москву).

Ныне ситуация в этом плане не сильно поменялась.

Можно констатировать, что не смотря на миграционные потоки, активную враждебную пропаганду и использующих имеющиеся проблемы «политиков» Правительству столицы вместе с федеральными структурами удается постоянно улучшать положение в городе, в полной мере используя имеющиеся трудовые ресурсы и привлекая новых людей различных специальностей и квалификации, необходимых для экономики столицы и комфортной жизни горожан.

Страны и регионы, откуда пребывают внешние и внутренние приезжие имеют весьма неоднородные структуры – национальные, территориальные, региональные, зачастую пережили и переживают конфликты по политическим и иным мотивам и это надо учитывать при расчете на трудовые ресурсы оттуда.

Значительное влияние на трудовые ресурсы оказывает внешний фактор, ситуация в странах прибытия и в российских регионах. 

Российское гражданское общество, частью которых являются диаспоральные и земляческие объединения, слабо по сравнению с государством, тем не менее, оно оказывает на него влияние и сотрудничать с ним необходимо.

Руководители общественных объединений представляют таким образом не «диаспоры» и регионы, а только свои организации, что, кстати, соответствует законодательству. Попытки искусственно создать из них «представителей» или даже изображать их – вредны для государственного строительства.

Нельзя впадать в крайности, как переоценивая роль национальных, диаспоральных и земляческих формальных и неформальных объединений, так и недооценивая их.

Что нужно делать для более качественного использования трудовых ресурсов в столице и их пополнения.

  1. Не стоит пытаться перекладывать на общественные объединения функции государственного контроля и ответственность за своих участников, а также основную работу по адаптации и интеграции. Это противоречит как российскому законодательству, так и здравому смыслу.
  2. Хотелось бы надеяться, что миграционное законодательство всё более будет избавляться от «раздвоенности» и межведомственной рассогласованности. В частности, ситуация, согласно которой, за два любых административных правонарушения (вне зависимости от их тяжести) иностранный гражданин выдворяется из России, будет пересмотрена. Всего со времени действия этого положения из страны было осуществлено не менее 3,5 миллиона выдворений, причем людей в основном интегрированных и адаптированных, что нанесло колоссальный ущерб как экономике страны, так и её престижу. В результате российское руководство вынуждено было несколько раз проводить «миграционные амнистии».
  3. В полной мере должно заработать положение об ускоренном приёме в российское гражданство «носителей русского языка», для чего допуск к экзамену не должен зависеть от имеющихся документов о территории происхождения предков соискателя.
  4. По примеру многих стран, стоит ввести норму об ускоренном приеме в гражданство потомков, проживавших на территории Российской Федерации в её современных конституционных границах. Сроки «ускорения» надо законодательно прописывать, чтоб это не оставалось декларацией.

Нельзя не отметить тот факт, что значительное число беженцев и вынужденных переселенцев с Украины и воссоединенных территорий прибыло в Москву и область, без труда влившись в общий рынок труда.

Можно констатировать, что комплекс мер и государственная политика в целом, направленная на контролируемое развитие гражданского общества, приносит свои плоды в виде стабильности и укрепления межнационального мира в Российской Федерации, использования трудовых ресурсов.

 

Перепись населения 2002, 2010 и 2021 гг., национальный состав РФ (ряд национальностей)

Год

Всего, 

Национальность (самоиндефикация)

2002

145 166 731 

2010

143436145 

2021

147 182 123 

Указавшие национальную принадлежность

137 227 107

130 587 364

Русские

115 889 107

111 016 896

105 579 179

Поморы

6 571

3 113

2 232

Сибиряки

10

1466

Нет данных

Казаки

140 028

67 573

50 490

Азербайджанцы

621 840

603 070

474 576

Арабы

10 630

9 583

16 329

Армяне

1 130 491

1 182 388

946 172

Башкиры

1 673 389

1 584 554

1 571 879

Белорусы

807 970

521 443

208 046

Буряты

445175

461389

460 053

Вьетнамцы

26 206

13 954

7 918

Гагаузы

12 210

13 690

9 272

Грузины

197 934

157 803

112 765

Евреи

229 938

156 801

82 644

Ингуши

413 016

444 833

517 186

Казахи

653 962

647 735

591 970

Калмыки

173 996

183 372

179 547

Киргизы

31 808

103 422

137 780

Китайцы

34 577

28 943

19 644

Корейцы

148 556

153 156

87 819

Молдаване

172 330

156 400

77 509

Немцы

597 212

394 138

195 256

Таджики

120 136

200 303

350 236

Татары

5 554 601

5 310 649

4 713 669

Крымские татары

4 131

2 449

257 592

Турки

92 415

105 058

116 705

Туркмены

33 053

36 885

41 338

Узбеки

122 916

289 862

323 278

Украинцы

2 942 961

1 927 988

884 007

Удмурты

636 906

552 299

386 465

Цыгане

182 766

204 958

173 412

Черкесы

60 517

73 184

114 697

Чеченцы

1 360 253

1 431 360

1 674 854

Чуваши

1 637 094

1 435 872

1 067 139

Якуты

443 852

478 085

478 409

Не указали нац. в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников

«Лица, не указавшие национальность в переписном  листе»

1 460 751

1,8 млн + 3,6 млн. переписанных по домовым книгам

«Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность»»

5 629 429 

16 594 759

Отказавшиеся отвечать на вопрос о национальной принадлежности 

7 004 052 

Сказали, что нет национальной принадлежности  542 201

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

 

Всероссийская перепись населения 2002 г., Московский регион, национальный состав

Национальность

Москва 

Московская область 

Всего 

всего

 

10 382 754

6 618 538

17 001 292

Русские

8 808 009

6 022 763

14 830 772

казаки

548

559

1 107

поморы

10

9

19

Азербайджанцы

95 563

14 651

110 214

Армяне

124 425

39 660

164 085

Белорусы

59 353

42 212

101 565

Вьетнамцы

15 616

220

15 836

Грузины

54 387

9 888

64 275

Евреи

79 359

9 899

89 258

Казахи

7 997

2 493

10 490

Корейцы

8 630

3 232

11 862

Киргизы

4 102

592

4 694

Китайцы

12 801

180

12 989

Молдаване

36 570

10 418

46 988

Мордва

23 387

21 856

45 243

Немцы

5 271

4 607

9 878

Поляки

4 456

2 764

7 220

Таджики

35 385

3 404

38 789

Татары

166 083

52 851

218 934

Турки

2 358

341

2 699

Туркмены

3 526

833

4 359

Чеченцы

14 465

1 941

16 406

Черкесы

520

142

662

Узбеки

24 312

4 183

28 495

Украинцы

253 644

147 808

401 452

Башкиры

5 941

3 565

9 506

Якуты

1 448

242

1 690

Ингуши

4 050

572

4 622

Цыгане

974

1511

2 485

Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников

417 126

172 090

589 216

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

 

 


Перепись населения 2010 и 2002 гг. в Московском регионе (некоторые данные по национальному составу)

Национальность

 

Москва

2010 

Московская область

2010 

Всего в Московском регионе в 2010

Всего в Московском регионе в 2002

Всего

11 503 501

7 095 120

18 598 621

17 001 292

Русские

9 930 410 (91,6%)

6 202 672 (92,9%)

16 133 082

14 830 772

казаки

1157

691

1 848

1 107

поморы

54

25

79

19

Украинцы

154 104 (1,4%)

119 474 (1,8%)

119 474

401 452

Татары

149 043 (1,4%)

56 202 (1,1%)

205 245

218 934

Армяне

106 466 (1%)

63 306 (1%)

169 772

164 085

Азербайджанцы

57 123

19 611

76 734

110 214

Башкиры 

6 609

3975

10 584

9 506

Белорусы

39 225

31 665

70 890

101 565

Вьетнамцы

2 970

1110 

4 080

15836

Грузины

38 934

1055

49 490

64 275

Евреи

53 145

7 164

60 309

89 258

Немцы

4 817

4 061

8 878

9 878

Поляки

3 122

1 987

5 109

7 220

Казахи

9 393

3507

12 900

10 490

Киргизы

18 736

4 913 

23 649

4 694

Китайцы

3 222

325

3 545

12 989

Корейцы

9 783

5537

15 320

14167

Молдаване

21 699

19 611

41 310

46 988

Мордва

17 095

19 061

36 156

45 243

Чуваши

14 313

7 164

21 477

28 541

Осетины

11 311

3 427

14 738

12950

Узбеки

35 595

25 773

61 368

28795

Таджики

27 280

12 466

39 746

38 789

Чеченцы

14 524

2 286

16 810

1941

Ингуши

4 354

1 085

5 439

4 622

Турки

1 811

682

2 493

2 699

Туркмены

2 946

1448

4 394

4 359

Черкесы

1 101

301

1 402

662

Цыгане

861

1 724

2 530

2 485

Якуты

1 508

306

1 814

1 690

Не указавшие нац. принадлежность + сведения получены из административных источников

 

668 409

Лица в переписных листах которых не указана нац принадлежность

419 677

1 088 086

 

589 216

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

 

Перепись населения 2002, 2010, 2021 гг., Московский регион, некоторые данные по национальному составу

Всё население

Национальность

 

Москва

2021

13 010 112 

Моск обл

2010

8 524 665

МосРегион 2021

21 534 777 

МосРегион

2010

18 598 621

МосРегион

2002

17 001 292

 

Русские

9 074 375

6 873 903

(92% из указавших  нац)

15 948 278

(91% из указавших  нац.)

16 133 082

14 830 772

Казаки

1 229

954

2 183

1 848

1 107

Поморы

75

56

131

79

19

Украинцы

58 788

54 224

112 012

119 474

401 452

Татары

84 373

46 066

130 439

205 245

218 934

Армяне

68 018

70 199

138 217

169 772

164 085

Азербайджанцы

37 259

21 258

58 517

76 734

110 214

Башкиры

5 715

4 258

9 973

10 584

9 506

Белорусы

17 632

15 673

33 305

70 890

101 565

Поляки

1 747

1 014

2 761

5 109

7 220

Вьетнамцы

1 718

671

2 396

4 080

15 836

Грузины

26 222

9 298

35 520

49 490

64 275

Евреи

28 014

5 090

33 104

60 309

89 258

Казахи

9 864

6 206

16 070

12 900

10 490

Киргизы

16 858

14 986 

31 571

23 649

4 694

Китайцы

1 224

395

1 619

3 545

12 989

Корейцы

4 529

3 943

8 474

15 320

14167

Молдаване

8 122

12 811

20 933

41 310

46 988

Мордва

6 992

9 500

16 492

36 156

45 243

Немцы

3 583

2 811

6 394

8 878

9 878

Осетины

6 797

2 985

9 608

14 738

12950

Узбеки

29 526

39 656

69 182

61 368

28795

Таджики

22 783

37 741

60 524

39 746

38 789

Туркмены

2 015

1 621

3 636

4 394

4 359

Турки

1 547

900

2 447

2 493

2 699

Черкесы

1 405

615

2 020

1 402

662

Чеченцы

11 492

3 309

14 801

16 810

1941

Ингуши

2 850

843

3 693

5 439

4 622

Чуваши

8 278

9 415

17 693

21 477

28 541

Цыгане

435

1 029

1 464

2 530

2 485

Якуты

1 088

439

1 527

1 814

1 690

Указавшие нац принадлежность

10 059 391

7 460 475 

17 519 866

 

 

Нац. в переписных листах не указана

2 950 721

1 064 190

4 014 911

 

 

Отказавшиеся отвечать на вопрос о нац. принадлежности 

2 377 357

717 206

3 094 563

 

 

Не указавшие нац. принадлежность +  сведения получены из административных источников

105 258

Нет нац принадлежности

 

 

778 004

589 216

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

Гражданство по переписи населения в 2002 г.

Страны СНГ

 

906 314

Азербайджан

 

154 911

Армения

 

136 841

Белоруссия

 

40 330

Грузия

 

52 918

Казахстан

 

69 472

Киргизия

 

28 843

Молдавия

 

50 988

Таджикистан

 

64 165

Туркмения

 

6 417

Узбекистан

 

70 871

Украина

 

230 558

 

Афганистан

 

8 221

Вьетнам

 

22 545

Израиль

 

1 016

Китай

 

30 598

Турция

 

4 991

 

Без гражданства

 

429 891

Гражданство не указано

1 269 023

 

 

Российская Федерация

 

Все население

145166731

в том числе:

 

граждане России

142442404

из них имеющие два гражданства

43648

иностранные граждане

1025413

из них имеющие гражданство:

 

стран СНГ

906314

Азербайджана

154911

Армении

136841

Белоруссии

40330

Грузии

52918

Казахстана

69472

Киргизии

28843

Молдавии

50988

Таджикистана

64165

Туркмении

6417

Узбекистана

70871

Украины

230558

других стран мира

119099

Афганистана

8221

Болгарии

2262

Вьетнама

22545

Германии

1329

Греции

612

Израиля

1016

Индии

5351

Китая

30598

Латвии

2864

Литвы

4583

Сирии

1230

США

1361

Турции

4991

Финляндии

285

Эстонии

1066

без гражданства

429891

гражданство не указано

1269023

 

 

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )


Население по гражданству

(по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов )

 

 

Тыс. человек

В % к указавшим

гражданство

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

         в том числе:

145167

142857

 

 

 указавшие гражданство

 

143898

138722

100,0

100,0

      из них

 

 

 

 

   граждане России

142 443

137 857

98,99

99,38

       из них имеющие два гражданства

44

79

0,03

0,06

   иностранные граждане          

1025

687

0,71

0,49

        из них имеющие гражданство:

 

 

 

 

    государств-участников СНГ

853

579

0,59

0,42

           в том числе:

 

 

 

 

        Азербайджана

155

68

0,10

0,05

        Армении

137

59

0,10

0,04

        Беларуси

40

28

0,03

0,02

        Казахстана

69

28

0,05

0,02

        Киргизии

29

45

0,02

0,03

        Молдавии

51

34

0,04

0,02

        Таджикистана

64

87

0,04

0,07

        Туркмении

6

6

0,00

0,00

        Узбекистана

71

131

0,05

0,10

        Украины

 

231

93

0,16

0,07

    других государств

 

172

108

0,12

0,07

  без гражданства

 

430

178

0,30

0,13

не указавшие гражданство

 

 

1 269

4 135

(Включая тех,  сведения о ком получены из административных источников)

 

 

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом

489 357

 

239 018

 

 

 

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом или иностранные граждане (столбец.3) 

 

2002 г.

2010 г.

2021 г.

Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации…

489 357

239 018

-

Иностранные граждане

1 025 тыс.

687 тыс.

459 152

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

 

Население по гражданству

(по данным Всероссийской переписи населения 2021 годов )

Мужчины и женщины 

147 182 123 

Гражданство ряда стран в РФ по переписи населения 2021 г

Алжир

288

Ангола

298

Болгария

308

Гвинея

313

Греция

169

Йемен

382

Иордания

442

Ирак

578

Иран (Исламская Республика)

243

Испания

223

Италия

379

Камбоджа

195

Камерун

287

Конго

512

Конго (Демократическая Республика)

171

Корея (Народно-Демократическая Республика)

165

Корея (Республика)

549

Кот д'Ивуар

198

Куба

289

Лаосская Народно-Демократическая Республика

517

Латвия

868

Литва

890

Мали

180

Марокко

583

Монголия

459

Нигерия

367

Палестина (Государство)

177

Польша

276

Саудовская Аравия

185

Сербия

480

Тунис

152

Франция

336

Эквадор

265

Эстония

357

Южная Африка

185

Южная Осетия

333

прочие страны мира

5 432

 

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )

 

 

Не указавшие гражданство (гражданство не указано в переписном листе)

12 751 085

Указавшие гражданство 

134 431 038 

в том числе: 

 

граждане России

133 876 693

из них имеющие два гражданства 

133 301 

иностранные граждане

459 152

из них имеющие гражданство:

страны СНГ

290 241

Азербайджан 

16 087 

Армения 

23 517 

Беларусь 

14 103 

Казахстан 

27 234 

Киргизия 

32 511 

Молдова 

6 300 

Таджикистан 

61 248 

Туркменистан 

9 083 

Узбекистан 

67 696 

Украина 

32 462 

другие страны мира

50 200

Без гражданства

95 193

страна не указана

118 711

Абхазия

644

Вьетнам

3 155

Германия

898

Израиль

402

Индия

5 149

Грузия

3 045

Египет

2 907

Афганистан

805

Сирийская Арабская Республика

1 068

Соединенное Королевство

220

Соединенные Штаты Америки

496

Китай

10 256

Турция

3 124

 

 

[1] По переписи 1989 г. славян в СССР было свыше 201 миллиона. 

 

[2] «Демографические перспективы России»/ под ред. академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. – М.: Экон-Информ, 2008. – с. 117.

Вернуться назад Версия для печати