Из партнера в наблюдатели: Азербайджан повышает свой статус в ШОС

Какие цели преследует Баку и будет ли решение взаимовыгодным, рассказали эксперты.

Шанхайская организация сотрудничества, создававшаяся изначально для решения вопросов безопасности в Центрально-Азиатском регионе, постепенно превратилась в структуру глобального масштаба. И хотя организация не является ни политическим и интеграционным, ни военным союзом, она продолжает расширяться и наращивать международные связи как крупнейший в мире альянс.

В ближайшее время ШОС может прирасти новыми странами-участницами. Планы на вступление вынашивают не только Армения, Бангладеш, Камбоджа, Шри-Ланка, но и Азербайджан. Баку готовится повысить свой статус в организации, чтобы в конечном итоге стать полноправным участником объединения.

«Пока речь идет о смене текущего статуса Азербайджана в ШОС - с государства-партнера по диалогу на наблюдателя - таким статусом сегодня обладают Монголия и Афганистан», - уточнил в беседе с редакцией SNG.Today ведущий научный сотрудник Центра центральноазиатских исследований ИКСА РАН Сергей Михневич. Он напомнил, что Азербайджан стал партнером организации по диалогу в 2016 году - с тех пор страна постепенно двигалась в сторону полноправного членства.

Баку вписывается в парадигму

Получения статуса наблюдателя в ШОС Азербайджан добивается с 2018 года. Именно тогда Баку впервые подал официальную заявку.

«Мы являемся партнером по диалогу уже не один год. Это первая ступень. Вторая ступень – это наблюдатели. И мы официально несколько лет назад обратились в секретариат ШОС с тем, чтобы повысить наш статус до статуса наблюдателя, но, к сожалению, этот вопрос до сих пор не решен», - заявлял в 2022 году президент республики Ильхам Алиев. 18 июля текущего года Азербайджан подтвердил свое намерение повысить статус в организации.

«Выбор Баку - осознанный и не подвержен какой-то сиюминутной внешнеполитической конъюнктуре», - считает политолог, замдекана Факультета социальных наук и массовых коммуникаций по работе с российскими и зарубежными партнерами в Финансовом университете при Правительстве РФ Дарья Осинина.  По ее мнению, решение Азербайджана стоит рассматривать с трех позиций.

«В политическом плане ШОС играет важную роль в создании нового международного порядка. Во-вторых, важен фактор безопасности и соразвития большой Евразии. С этой позиции важно рассматривать создание глобального транзитного коридора, который свяжет все страны-члены ШОС через интеграцию международного транспортного коридора «Север-Юг» и Транскаспийского коридора, проходящих через территорию Азербайджана. Поэтому повышение статуса Баку в рамках ШОС – взаимовыгодное решение, вписывающееся в парадигму развития объединения», - пояснила Осинина.

Она добавила, что есть и третий аспект - он связан с экономикой. По словам эксперта, особый интерес для Азербайджана представляют энергетическое сотрудничество и перспективы создания регионального хаба «Шанхайская энергетика». Речь идет об энергобезопасности, купле-продаже энергоресурсов и привлечении инвестиций в нефтегазовые проекты. Учитывая присутствие среди членов ШОС крупнейших в мире экспортеров и импортеров энергоресурсов, сотрудничество в этой сфере будет одним из ключевых в экономической плоскости развития альянса, что выгодно Азербайджану, добавила Осинина.

В свою очередь Сергей Михневич напомнил, что на заседании совета глав государств ШОС в июле 2024 года в Астане члены организации утвердили Стратегию развития энергетического сотрудничества до 2030 года. И Азербайджан мог бы внести вклад в ее реализацию, добавил эксперт. По его словам, знаковым является и принятие концепции сотрудничества членов ШОС в сфере развития портов и логистических центров – также важных направлений для Баку.

«Шанхайский дух» и новые горизонты для Баку

Вступление Азербайджана в ШОС откроет новые возможности для республики.К примеру, площадка организации может стать дополнительным пространством для продвижения масштабных проектов, таких как Транскаспийский международный транспортный маршрут, новый энергомост из Азербайджана в Европу, считает старший научный сотрудник Центра политической информации Владимир Саляев.

«Членство в организации также способно обеспечить Баку поддержку в условиях растущей региональной нестабильности и возможности  вмешательства других стран», - добавил эксперт.

Он отметил, что в целом идеология ШОС («Шанхайский дух», принцип невмешательства во внутренние дела, нацеленность на борьбу с «тремя злами»), которая во многом противопоставляется западным установкам, не противоречит представлениям азербайджанского руководства о справедливости и нормах поведения в международных отношениях. Более того, укрепление диалога с ШОС - это попытка Баку диверсифицировать свою внешнюю политику.

«У Азербайджана в настоящее время достаточно активная внешняя политика. Достигнув основных стратегических целей по восстановлению территориальной целостности, обеспечив необходимую инфраструктуру для экспорта основных товарных групп, Баку ставит задачу максимально диверсифицировать свою внешнюю политику и создать условия для депрессификации экономики», - отметил старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

Пример для других

Эксперты считают, что присоединение Азербайджана к ШОС в качестве полноправного члена организации - лишь вопрос времени.

«Такой транзит – от наблюдателя к члену – в ШОС нередок. Подобный путь проделали ранее Пакистан, Индия, Иран, а также Белоруссия, ставшая членом ШОС в 2024 году. Кроме того, о заинтересованности в повышении статуса до наблюдателя ранее также заявляли в Армении и Непале. Поэтому не исключено, что примеру Азербайджана последуют и другие партнеры по диалогу», - подчеркнул Сергей Михневич.

https:

Вернуться назад Версия для печати