В Узбекистане прошла третья Неделя русского языка, организованная центром «Златоуст» совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом, при поддержке фонда «Русский мир», Департамента внешнеэкономических и международных связей Правительства Москвы и Московского дома соотечественника.
В команду российских педагогов, отправившихся в Узбекистан, вошли представители СПбГУ, центра «Златоуст», ГИРЯП, Саратовского медицинского университета и Санкт-Петербургского политеха. Предыдущие недели в Узбекистане, инициированные «Златоустом» и проведённые совместно с рядом российских вузов и при участии МАПРЯЛ, состоялись в феврале этого года в Бухаре и Бухарской области, а в апреле – в четырёх городах Ферганской долины.
Отличительными особенностями проекта в целом стали формирование программы совместно с узбекскими коллегами и при их активном участии, работа на нескольких площадках (в вузах и школах) и разнообразие интерактивных форматов, прежде всего очного общения (семинары, круглые столы, мастер-классы, презентации проектов и обмен опытом, дискуссии со студентами, но также онлайн-подключения коллег и студентов из разных стран региона и мира). Целью программы являлся поиск совместных решений по внедрению современных методик преподавания РКИ в Узбекистане, а также повышение мотивации учащихся к овладению русским языком (в школе и в вузе) через профориентацию, размышления о перспективах дальнейшего трудоустройства. В задачи проекта входила и передача от фонда «Русский мир» больших партий учебно-методической литературы непосредственно в школы и вузы на основных площадках работы.
Третья, завершающая, Неделя русского языка проводилась в Самарканде и Ташкенте в двух школах и четырёх вузах (Ташкентском государственном педагогическом университете, Самаркандском государственном университете, Узбекско-финском педагогическом институте в Самарканде и Самаркандском государственном медицинском университете). Она подвела итоги совместной работы российских и узбекских русистов в течение всего года.
Особую роль в проекте сыграли конгрессные мероприятия «Язык и образование», прошедшие в Ташкенте 24 октября и включившие содержательный семинар «РКИ в цифровую эпоху» и круглый стол «Практика и опыт преподавания РКИ в регионах Узбекистана». Благодаря поддержке ДВМС и МДС на них удалось собрать более 100 специалистов из школ и вузов практически со всей страны: из 62 образовательных учреждений и органов управления образованием 17 городов и кишлаков Узбекистана, от Нукуса, Навои и Термеза до Намангана, Ферганы и Андижана. Многочисленные выступления дали прекрасную возможность для российских специалистов лучше понять специфику преподавания русского языка в различных регионах Узбекистана (не только в столичных вузах, но и в удаленных кишлаках). Они позволили узбекским русистам обменяться опытом и друг с другом, наладить контакты и наметить планы дальнейшего сотрудничества.
Для многих участников неожиданным оказалось, как много сегодня общих проблем у узбекских и российских учителей: полиэтнические разноуровневые по языковой подготовке классы, нехватка преподавательских кадров, необходимость активного овладения методикой преподавания второго языка, освоения новых учебных линеек.
Обмен опытом работы в таких условиях, подготовка совместных проектов могут и должны стать темой новых профессиональных встреч, в том числе с привлечением студентов педагогических вузов Узбекистана и России.
Как и в прошлом году на Ассамблее фонда «Русский мир», во время Недели русского языка вновь и с высоким накалом страстей обсуждался поднятый профессором М. Джусуповым вопрос о статусе русского языка в республике.
С одной стороны, отсутствие какого-либо юридического статуса у русского языка позволяет ему де факто сохранять своё обязательное место в учебных программах школ и вузов как языку межнационального общения. С другой – бесстатусность предмета не даёт преподавателям-русистам в вузе возможности получать надбавку к зарплате за знание иностранного языка, участвовать в платных курсах повышения квалификации за счёт госбюджета.
Получение русским языком статуса иностранного языка, возможно, позволило бы русистам воспользоваться правами преподавателей других иностранных языков, шире применять методики РКИ в преподавании, что отвечает новой языковой ситуации, но, с другой стороны, при таком статусе русский язык может существенно сократить своё присутствие в учебных программах Узбекистана, так как вступит в непосредственную конкуренцию с другими участниками рынка иностранных языков. А борьба на этом рынке идёт серьёзная, это видно хотя бы по активной экспансии британских языковых школ и центров тестирования, размещённых в современных зданиях и экипированных по самому последнему слову техники и дизайна.
В резолюции, принятой на круглом столе и обращённой не только к самому сообществу русистов, но и к российским структурам, поддерживающим межкультурные связи и русский язык за рубежом, говорится о насущной необходимости продолжать удачный опыт проведения подобных конгрессных мероприятий с участием русистов из регионов Узбекистана, о желательности поставок современной научной и методической литературы в регионы, о помощи с цифровым учебным контентом по РКИ, который мог бы оживить уроки русского языка и литературы, обеспечить активное использование современных технических средств обучения, уже широко внедренных в учебные заведения республики.
Насыщенная деловая программа октябрьских дней в Ташкенте и Самарканде не была бы полной без ярких костюмированных выступлений школьников, посещения студенческих мастерских самаркандского Узбекско-финского педагогического института и вечерних дружеских встреч, на которых допоздна не прекращались начатые днём дискуссии. Многие узбекские коллеги признавались, что не видели друг друга по несколько десятков лет, с аспирантской или студенческой скамьи. А ещё неоднократно вспоминались учителя, заложившие в Узбекистане основы научных лингвистических школ, когда-то известных во всём СССР: профессора А. Н. Тихонов, В. А. Редькин и другие. И это тоже стало одним из ценных достижений проекта.
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться