Интеграция в современном подвижном мире
Азербайджан Молдова Россия Узбекистан

 В статье представлено краткое изложение политики IOM (Международной организации по интеграции).

 Почему важна интеграция ?

Мигранты – лица, проживающие постоянно, временные работники, студенты, специалисты, члены семей – приезжают из всех уголков мира, таким образом все суверенные государства теперь являются пунктами выезда, транзита или назначения, а часто и всеми тремя сразу. Интеграция мигрантов является одной из наиболее важных проблем, с которой сталкиваются многие правительства и сообщества по всему миру. Стратегия нацелена на обеспечение того, чтобы взаимодействие между мигрантами и принимающими сообществами было позитивным, и взаимовыгодная необходимость должна рассматриваться как существенная часть всеобъемлющей миграционной политики. В связи с новыми миграционными структурами и большей глобальной мобильностью, обсуждение подходов к интеграции необходимо сейчас более, чем когда-либо. Возникшие в последнее время проблемы безопасности способствовали обострению внимания к тому, какой должна быть интеграция и в какой степени текущая политика и практика добились успеха или провалились. Правительства, гражданское общество, частный сектор и другие участники заняты поисками различных и лучших подходов для более эффективного решения проблемы интеграции. Так как большинство миграционных потоков возникает внутри регионов, и многие установившиеся потоки происходят между развивающимися странами, интеграция является проблемой как для развивающихся, так и для развитых стран мира.

Взаимоотношения мигрантов с принимающим сообществом можно разделить на несколько категорий:

• Весьма слабое взаимодействие, где мигранты в существенной степени сегрегированны, и они исключают или отделяют себя от общества, в котором они живут и работают;
 • Распространяют самобытность своей культуры путем ассимиляции в основную культуру;
 • Поощрение мигрантов к принятию новой национальной принадлежности;
 • Содействие сохранению и развитие культуры и языка мигрантов в многокультуральном контексте;
 • Развитие транснациональных и двойных или множественных национальных принадлежностей, где мигранты живут, ощущают себя принадлежащими и эффективно участвуют в двух или более сообществах, из стран назначения и стран выезда.

На сегодняшний день проявляется полярность моделей интеграции. Все большее значение приобретает транснациональная модель как следствие глобализации и взаимосвязанности, которую она приносит, тогда как другие сообщества выступают за более требовательную адаптацию к доминантной культуре.

В данном кратком изложении политики обсуждается развивающаяся концепция интеграции, стратегические подходы, обеспечивающие ее успешность, ее многогранные аспекты, основные участники (то есть мигранты, правительственные органы на всех уровнях, частный сектор, гражданское общество) и необходимость в партнерстве между ними с целью разработки эффективной интеграционной политики и практики. Здесь также идентифицируются некоторые приоритеты для будущих действий.

Что подразумевается под интеграцией на сегодняшний день?

Хотя термин «интеграция» используется и истолковывается различно в различных странах и контекстах, «интеграция» может быть определена как процесс, посредством которого мигранты принимаются в сообщество, как отдельные лица и как группы. Это в основном относится к двустороннему процессу адаптации мигрантами и принимающими сообществами, тогда как конкретные требования для принятия сообществом различны в разных странах. Интеграция не обязательно подразумевает постоянное поселение. Она однако подразумевает уважение прав и обязательств мигрантов и принимающих сообществ, доступ к различным видам услуг и рынку труда, и идентификацию и уважение к основному набору ценностей, которые связывают мигрантов и принимающие сообщества в общей цели.

В прошлом, в миграционных потоках преобладало одновременное однонаправленное перемещение, в результате которого происходило поселение на постоянное время в странах назначения. В результате, страны назначения традиционно сосредоточивались на интеграции мигрантов с целью направления их по пути получения гражданства. По этой причине, некоторые страны рассматривали (и продолжают рассматривать) интеграцию только в таком отношении.

Однако на сегодняшний день международная миграция становится все более временной, циркулирующей и многонаправленной, хотя постоянная и долгосрочная миграция остается еще значительной. Так как временная и циркулирующая миграция расширяются, страны, которых ранее не затрагивали вопросы миграции, теперь рассматривают это явление как приоритет политики. Эти тенденции в направлении и длительности выдвигают на первый план необходимость того, чтобы усилия по интеграции были гибкими и отвечали потребностям в каждой различной ситуации, и в частности решали вопросы специфического места и роли временных мигрантов в принимающем сообществе. Сосредоточение исключительно на интеграции в отношении долгосрочной или постоянной миграции приводит к риску маргинализации все большего сегмента людей во многих странах, с негативными социальными и экономическими последствиями. Кроме того, нельзя игнорировать конкретную ситуацию мигрантов в нелегальном статусе: как минимум, необходимо уважать и предоставлять им их права. В интересах общественного согласия и стабильности, необходимы меры для предотвращения их маргинализации и гарантии того, чтобы мигранты уважали законы и основные ценности принимающего общества.

Хотя интеграционная политика в основном развита в западных странах и в традиционных иммиграционных странах, каждая страна должна найти свой собственный подход с учетом своих конкретных обстоятельств. Подход к интеграции, взятый в конкретном контексте, зависит от того, как принимающая страна и общество рассматривают вопросы национальной принадлежности и культурного своеобразия и многое другое. Например, вопрос, имеют ли мигранты доступ к рынку труда и/или к социальным службам, таким как здравоохранение и другим формам социальной помощи, зависит от того, каким образом принимающая страна подходит к решению этих проблем для своих граждан, а также для мигрантов. Что делается для успешной интеграции – одно, другое или сочетание того и другого?

Транснационализм становится преобладающим явлением, так как на сегодня становится обычным, что люди в течение жизни принадлежат не к одному, а к нескольким сообществам. Получить образование, работу, вырастить детей и выйти на пенсию возможно в нескольких различных странах. На каждом этапе, мигранты пускают корни, участвуют в жизни сообщества и оставляют свой след – хотели ли они этого или нет - на сообществах и людях, с которыми они соприкасались, и сами изменялись за счет накопленного опыта. Более того, члены семьи и сообщества, которые никогда не покидали страну происхождения, испытывали влияние миграции членов семьи и сообщества в отношении передачи мастерства, переводов, инвестиций, культурного обмена и прочего. Появление транснационализма предполагает, что традиционные понятия об интеграции могут потребовать свежего взгляда на эту проблему.

Понятия национальной принадлежности очевидно развиваются, так как отдельные лица все чаще "принадлежат" более, чем одной стране и сообществу. Это измененное чувство «афилиирования» имеет прямые последствия для правительственной политики в таких сферах как множественное гражданство и права голосования для граждан нерезидентов. Некоторые правительства стран происхождения действуют в направлении облегчения множественного «афилиирования» для получения преимуществ, которые это принесет инвестициям и созданию рабочих мест в стране происхождения.

Какова стратегия для успешной интеграции

Миграция не начинается и не заканчивается в момент пересечения границы. В случаях, где миграция планируется, усилия по интегрированию мигрантов в основное сообщество могут начаться в странах выезда с ориентированием перед отъездом и продолжиться в странах назначения посредством обеспечения консульской помощи и социальных услуг, включения мигрантов в рынок труда, предоставления гражданства или другого постоянного статуса, информационных кампаний для повышения восприимчивости принимающих сообществ к мигрантам и их потенциальным вкладам, и поощрения большего участия мигрантов второго и третьего поколения в принимающем сообществе.

В случаях, где миграция имеет временный характер, тем не менее необходим определенный уровень интеграции, чтобы обеспечить насколько возможно продуктивное и полезное временное пребывание мигрантов. Там, где мигранты выбрали принимающее сообщество, но не были выбраны им (то есть въехали без разрешения или обошли законный путь въезда), вопросы интеграции тем не менее являются важными для поддержания социальной стабильности, безопасности и национальной самобытности. Если мигранты в нелегальной ситуации в некоторых случаях интегрировались де факто, в частности если они работают и говорят на местном языке, некоторые страны приняли меры, позволяющие определенным группам незаконных мигрантов урегулировать их статус, в признание их вклада в национальную экономику, или напротив, препятствовать их дальнейшей эксплуатации и маргинализации и содействовать их более полной интеграции.

Стратегия интеграции сосредотачивается на опыте мигрантов и взаимодействии с принимающим обществом. Целью интеграционных стратегий является нахождение путей, с помощью которых мигранты и принимающие сообщества могут ценить и уважать как свое социальное и культурное сходство, так и различия. Успешная интеграция может обеспечить, чтобы мигранты выполняли свои общественные обязательства и могли пользоваться своими правами. Интеграция является решающей для общественного согласия и стабильности, для максимизации экономических и социальных вложений мигрантов и для улучшения качества жизни мигрантов и членов принимающего сообщества. Путем ознакомления мигрантов с законными требованиями и административной практикой и постепенного внушения им чувства принадлежности и ответственности перед принимающим сообществом, одновременно уважая и ценя их собственную культуру, интеграция может положительно влиять на желание мигрантов соблюдать правила принимающего сообщества и активно участвовать в жизни сообщества. Все члены сообщества, включая мигрантов, не только могут избежать отрицательных последствий, вытекающих из изоляции и маргинализации мигрантов, но и получат выгоду от укрепившихся сообществ.

В каких сферах имеет значение интеграция?

Подходы в политике интеграции часто принимаются исходя из причины или категории перемещения, например, в результате преследования или конфликта в случае беженцев, отсутствия экономических возможностей или для объединения с семьей. Следует рассматривать такие факторы, как профессиональная квалификация мигрантов, причины для миграции, культурные ценности и традиции, место выезда, место назначения, длительность пребывания, семейный статус и пол мигранта.

Интеграция включает множество аспектов, включая экономические, социальные, культурные, политические и юридические. Тогда как большинство обсуждаемых вопросов интеграции концентрируется на обеспечении возможности для мигрантов найти успешную работу и вносить вклад в местную экономику, еще больше усилий требуется, если мигранты должны быть полноправными участниками в принимающем их сообществе. Хотя некоторые аспекты интеграции могут относиться только к мигрантам, поселившимся постоянно, как например определенные политические права, связанные с гражданством, другие аспекты также требуют внимания, особенно если они относятся к мигрантам, присутствующим на территории на временной основе.

Экономика. Мигранты часто решаются на перемещение с целью обеспечения лучшей жизни для себя и своих семей, а страны назначения часто выбирают мигрантов исходя из их способности вложения в экономику страны. Политика, осуществляемая в принимающих странах, в партнерстве с частным сектором, может помочь сократить разрыв в сфере найма на работу, существующий между гражданами и негражданами, и помочь мигрантам получить прибыльную работу. В то же время, необходимо уделять внимание условиям в странах происхождения, имея в виду совместное развитие, направленное, среди прочего, на увеличение предпринимательства и совместных предприятий.

Последствия неудачной экономической интеграции мигрантов слишком очевидны. Устойчивая безработица среди многих мигрантов второго и третьего поколения, увеличивающееся отчуждение, изоляция и крушение планов, часто сопровождаемые сочетанием относительной нищеты, ограниченных возможностей образования и отсутствия поддерживающих программ, может привести к социальному напряжению и беспорядкам. Эти проблемы часто затрагивают местное население в более бедных сообществах, а не только мигрантов, и следовательно требуют всесторонней экономической и социальной стратегии, включающей правительственные организации на всех уровнях, а также широкий диапазон других участников, таких как работодатели, местные общины и гражданские общественные организации.

Социальные вопросы. Вступление мигрантов на путь интеграции может зависеть в большой степени от социальной политики, отстаивающей активный подход к мигрантам. Предоставление социальных услуг, в партнерстве с другими участниками особенно в гражданском обществе, может способствовать интеграции, давая мигрантам информацию и ресурсы, необходимые для их самообеспечения и взаимодействия в обществе. Социальная политика, особенно в сфере образования и здравоохранения, помогает мигрантам и их семьям интегрироваться и строить более здоровое общество. Решающим первым шагом является обеспечение возможности для мигрантов – как для детей, так и для взрослых, - учить язык, на котором говорят жители принявшей их страны. Центры по ресурсам для мигрантов могут способствовать таким инициативам, как это уже происходит в некоторых странах.

Весьма важным является терпимость к своеобразию в культуре и образе жизни мигрантов, и требуются согласованные действия для создания отношений между различными в культурном отношении сообществами мигрантов и граждан с целью построения общественного согласия и гармонии. Школы и средства массовой информации призваны играть особенно важную роль в достижении терпимости и взаимной приемлемости.

Культурные и религиозные вопросы. Миграция может изменить культурный состав и экономический ландшафт целых регионов, городов и сообществ в принимающих странах вследствие увеличения населения или конкретных практических навыков, профессионального мастерства и убеждений отдельных мигрантов. Мигранты и миграция могут способствовать увеличению производительности, культурному богатству и разнообразию. Но культурные и религиозные различия между мигрантами и принимающим сообществом могут также сконцентрировать внимание на таких ценностях как свобода выражения и свобода религии, и могут вызвать в результате нетерпимость, дискриминацию и ксенофобию.

«Успешно интегрированные» мигранты часто участвуют в деятельности сообщества, а также в религиозных организациях. Предпосылкой для такого участия является среда культурной и религиозной терпимости. Для поддержания общественного согласия в связи с растущим разнообразием, особого внимания требуют обучение религиозной терпимости младших поколений в школах и других местах, а также справедливое и взвешенное изображение миграции и религиозных различий средствами массовой информации. Кроме того, мигранты, вышедшие из сообществ, где религия играет ключевую роль, нуждаются в особой поддержке для интеграции в странах, где социо-культурное разнообразие более резко выражено.

Юридические аспекты. Юридические аспекты интеграции, включая взаимные права и обязательства со стороны мигрантов и их принимающих сообществ, в значительной степени влияют на все аспекты интеграционного процесса. Все мигранты – независимо от их юридического статуса – являются людьми, которые обладают правами и свободами человека, изложенными в международных законах о правах человека. Для обеспечения их эффективной реализации приняты национальные законы. Основная гарантия против дискриминации: различное обращение между гражданами может быть разрешено, но дискриминация – несправедливое, неоправданное или произвольное разграничение – не допускается.

Политические аспекты. Активное внимание на политическом уровне к проблеме интеграции мигрантов может дать в результате долгосрочную экономию в отношении затрат, к которым может привести неудавшаяся интеграция. В ряде стран принята или принимается политика, предусматривающая следующие действия:

• бороться с ксенофобией и дискриминацией на почве расового, этнического или национального происхождения и пола;
 • обеспечить соблюдение работодателями трудовых стандартов, применимых ко всем работникам;
 • отметить обязательства школ, относящиеся к детям мигрантов;
 • дать возможность мигрантам участвовать в политическом процессе на местном уровне или установить консультационные механизмы для обеспечения учета интересов и нужд мигрантов в политических решениях; и
 • препятствовать или сократить незаконный въезд или длительное пребывание, или в случаях, где нелегальные мигранты рассматриваются как вносящие свой вклад в принимающее сообщество, легализовать их статус.

Кто относится к основным участникам в процессах интеграции?

Ответственность за интеграцию ложится на многих действующих лиц: сами мигранты, правительства принимающих стран, различные общественные и частные учреждения и общины. Опыт отдельных мигрантов является ценным источником информации для понимания проблем интеграции и для разработки эффективной стратегии по решению этих проблем. Он может помочь идентифицировать нужды и препятствия, которые могут затрагивать политические стратегии или программы, и указать эффективные пути для включения конкретных категорий мигрантов. Внутри правительственных организаций, действия необходимы на всех уровнях – национальном, региональном, муниципальном или местном. Однако интеграция требует не только «внимания всего правительства», но и «внимания всего общества», так как частный сектор, гражданское общество и другие лица могут предложить ценную помощь и идеи для облегчения интеграции. Учреждения на уровне местного сообщества, где могут взаимодействовать граждане и неграждане, такие как школы, рынки и банки, часто находятся в лучшем положении в отношении оценки и обращения к конкретным нуждам сообщества и мигрантов. Негосударственные участники таким образом, благодаря своему присутствию среди простых людей, дополняют усилия правительственных организаций по вовлечению и помощи мигрантам в их повседневной жизни.

Партнерство между участниками на национальном и международном уровне является ключевым для развития эффективной интеграционной политики и практических методов. Правительства должны играть центральную роль в содействии и поддержке развития и реализации этих партнерств.

Партнерства могут быть инициированы между различными секторами общества для обращения к таким специфическим проблемам как рост экстремизма или сохранение стереотипов. Партнерство с частным сектором может извлечь пользу из прямого взаимодействия работодателей с мигрантами на рабочих местах и получить доступ к специализированным людским ресурсам. Партнерство с гражданским обществом может быть средством для проникновения в накопленные ими знания интеграционных вопросов и разработки программы. Ресурсы частного сектора и опыт неправительственных организаций часто эффективно соединялись для выполнения совместных целей. Граждане, живущие за границей, могут обеспечить непосредственное знание проблем, которые должны быть преодолены, и потенциальных препятствий для достижения успеха. Ассоциации мигрантов могут обеспечить ценные каналы для коммуникации с диаспорами.

Некоторые интеграционные стратегии и их преимущества, в частности в отношении временных мигрантов, могли бы быть наиболее эффективно реализованы через международное сотрудничество между государствами. Двусторонние и многосторонние соглашения и региональные консультативные процессы обеспечивают дальнейшие возможности для достижения взаимной пользы.

Приоритеты для будущих действий

Для улучшения понимания сложности интеграции в современном подвижном мире необходимо иметь лучшие индикаторы интеграционных критериев. Такие индикаторы могут включать критерии для определения «успешной» интеграции; различные уровни интеграции, к которым должны относиться различные категории мигрантов; влияние интеграционной политики на самобытность страны назначения или принимающего общества; процесс, посредством которого должны быть определены основные ценности каждого сообщества; и средства, посредством которых своеобразие и транснациональная принадлежность могут быть использованы на пользу сообществам в обеих странах - принимающей и стране происхождения.

Другие возможные действия охватывают расширение сбора данных, предоставление возможности основным участникам в новых иммиграционных странах обеспечивать существенные услуги, поощрение диалога между странами происхождения и принимающими странами, и улучшение обмена информацией между участниками по интеграционной политике и лучшим практическим методам.

Интеграция – тема Международного диалога Международной организации по миграции на Межсессиональном семинаре по вопросам мигрантов и принимающего сообщества: «Партнерство для достижения успеха», проведенном в Женеве 12-13 июля 2006 года.

Для контактов:
 Международная организация по миграции
 17 рут де Морийон
 СН-1211 Женева 19
 Швейцария
 Тел.: +41.22.717 91 11 Факс: 41.22.798 61 50
 E-mail: info@iom.int

Международная организация по миграции, июль 2006 года

Международная организация по миграции

Вернуться назад Версия для печати