Миграция может не только создавать проблемы, но и способствовать развитию страны. Различные модели использования ее экономического потенциала обсуждались на семинаре "Включение миграции в стратегические планы развития", организованном правительством Молдовы совместно с ПРООН, МОМ и правительствами Бангладеш, Мали и Ямайки
*Филиппинский вариант
Некоторые экспортируют трудовые ресурсы, как Филиппины, например. При этом в государство идут денежные потоки, а оно создает систему соцзащиты, банковские фонды и гарантирование какой-то части средств для семей и родных. Для Филиппин это удобный механизм, она не несет больших затрат на подготовку серьезных специалистов, как Молдова. Там готовят горничных, садовников, дворников и нянь. Госагентство по трудоустройству имеет представителей за рубежом и организует набор и поставку рабочей силы. Этот вариант Молдове предлагали долго. Но Филиппины - государство с молодым населением, и его избыток нуждается в трудоустройстве. К тому же это островное государство, и возможности выехать у филиппинцев ниже.
В Молдове население стареет, нет его переизбытка, и со временем эти процессы будут лишь усугубляться. Сейчас у нас 14,4% пожилых людей, через 20 лет - до 30%, соответственно, растет демографическая нагрузка. Миграция давит на пенсионную систему. Сегодня средний возраст трудового населения уже не 35, а 39 лет. При этом по статистике, 10% населения страны в целом и 27% экономически активного населения находится за рубежом. Тенденция идет по нарастающей. Причем растет желание выехать у специалистов высокого профиля и молодежи. Больше выезжает женщин - было 32%. теперь 36%. Самый высокий уровень миграции был в 2005 году - 420 тысяч человек за рубежом. В 2006 году произошел спад из-за расширения ЕС и ввода Румынией визового режима, что спровоцировало желание получить румынский паспорт. В кризис миграция несколько сократилась, по все равно потоки не иссякают.
"Это потеря не просто генофонда, а интеллектуального генофонда. Последствием может стать деградация населения. Мы потеряли вложения в образование на протяжении нескольких десятков лет. Это не восстанавливается в течение одного поколения. Мы не говорим о здоровье нации, пока нет официальной статистики, но на уровне опросов все семейные врачи говорят, что из России приезжают с легочными заболеваниями, туберкулезом, а из стран ЕС - с психическими расстройствами. Официально в Молдове 108 тысяч детей, у которых один или оба родителей за рубежом, и 38 тысяч - оба родителя. А это ненадлежащее питание, которое ведет к замедлению умственного развития, смена приоритетов и детская преступность", - рассказывает эксперт, бывший директор Бюро по миграции Ольга Поалелунжь. . Так как процесс миграции не удается остановить, власти пытаются координировать его, выбирая модель, которая наиболее подходила бы нашему государству. "Не филиппинский вариант, а возвратная миграция, когда работник по договору трудится определенный период времени за рубежом, а по его окончании может вернуться на родину, нужна Молдове. Вьетнамцы, у которых 4 млн. населения, за рубежом работают в основном в наукоемких отраслях. Наверное, отдача от нее другая. Но здесь все упирается в двусторонние договоры, так как у нас миграция в основном нелегальная".
*Уроки непоследовательной политики
История вопроса показывает метания властей Молдовы в желании как-то обуздать миграцию. Массовая этническая миграция начала 90-х в Молдове не решалась. Правда, в 1993-1994 г.г. целый блок нормативных актов приняли на уровне СНГ. Это соглашение о трудовой миграции и социальной защите мигрантов и членов их семей, а также ряд соглашений по пенсионному обеспечению и признанию стажа работы на территории бывшего СССР. Вторую волну миграции - трудовую, начавшуюся с 1995-1996 г.г. и выросшую к 2000-м годам до нынешних размеров, власти уже хотят ввести в законное русло. В 2002 году создается структура по комплексному управлению вопросами миграции, появляются предпосылки для легализации мигрантов, начинается работа по двусторонним соглашениям. Однако в 2006 году Молдова приводит свои структуры в соответствие с европейскими - меняет законодательство, а полномочия миграционной структуры делит, как в странах ЕС, между МВД, Минтруда, департаментом межэтническх отношений, МИДЕИ.
"Мы постоянно ломаем существующую систему регулирования миграционными процессами. При этом упускаем возможности решения вопросов в увязке к тому времени. Когда в 2006 году ликвидировали бюро миграции и убежища, уже был инициирован ряд двусторонних договоров со странами ЕС, где работали наши мигранты, - это Испания, Португалия и Греция. Но переговоры остановились и наработки пропали. В 2007 году, при расширении ЕС, изменилась его политика по трудовым мигрантам, и мы уже не можем заключать с этими странами договоры на тех основаниях, на которых предлагали. Мы потеряли три года работы и двусторонний договор, который защищал бы права наших мигрантов в этих странах", - считает Ольга.
Сейчас снова комплексно меняется миграционная политика, в июле принята стратегия на 2011- 2020 годы и возникла новая идея создать структуру, которая будет заниматься диаспорой. Миграция как отдельная проблема отражена в Стратегии развития Молдовы до 2020 года, где ставится вопрос о расширении списка стран, с которыми у Молдовы двусторонние трудовые соглашения. В 2020 году их число должно достичь 12. Сегодня они подписаны с 4 странами, сообщил Ион Гумене. начальник отдела координирования политик госканцелярии.
Так, трудовое соглашение с Италией 2003 года дало эффект, итальянцы увеличили квоты, и наши мигранты легализовались, имеют договоры и определенную степень социальной защиты. Они перечисляют взносы в соцфонд, что дает им право на пенсию по итальянским законам, при этом, если они возвращаются в Молдову, имеют право переводить ее сюда. В России, например, где работают около 60% наших мигрантов, можно ее получать, лишь живя там. Молдова в шаге от подписания Соглашение по трудовой миграции с Россией. Сегодня у нее два инструмента: Россия может документировать гастарбайтера на постоянную работу в течение года с возможностью договора и соцзащиты, но она предложила более простой инструмент для временно - три и шесть месяцев - работающих. Они могут купить патент на предпринимательскую деятельность, который, однако, не дает никаких гарантий соцзащиты.
*Асимметричный подход
"Нужно признать, что существует ассиметричный подход развитых стран к бедным в отношении миграции. Мы - бедная страна, и когда мы пытаемся предложить богатой стране подписать трудовой договор, признать образовательные документы и т.д., мы зависим от их политики и не можем диктовать условия. Но распад таких стран, как СССР и целой системы болезнен, и не все страны самодостаточны, чтобы выживать. Поэтому надо признать, что государства, которые потребляют нашу рабочую силу, хотя бы отчасти, но тоже заинтересованы в этом. Не случайно в Италии много наших медработников, а в Москве гастарбайтеры работают на сложных участках", - говорит Поалелунжь.
"Конечно, финансовый капитал, инвестиции, которые Молдова получает, чрезвычайно важны, но почему - то ни мы в платежном балансе, ни другие страны не показывают, не пытаются оценить тот человеческий капитал, который из Молдовы движется в другие страны. И где наш капитал, который вложен в образование, воспитание, здравоохранение? Все эти расходы должны приносить дивиденды стране. Достигнув определенного возраста, граждане возвращают их своим трудом и талантами. В данном случае получается отток капитала, который не отражается и не оценивается ни в каком макроэкономическом документе. Мы видим односторонний поток денежных средств, который лишь частично оценивает этот вклад человеческого капитала в экономический рост и социально-экономическое развитие других стран. Считаю, что это проблема экономической науки, - говорит Людмила Исакова, начальник управления платежного баланса НБМ.
Но вернемся к теме семинара. "Развитию страны миграция может помочь хотя бы переводами. Согласно статистике, в последние годы они составляют более миллиарда долларов ежегодно. Это их вклад в сокращение бедности. К сожалению, не более 5-7% этих средств вкладываются в продуктивные сектора. Причины в недостатке знаний мигрантов и отсутствии доверия к банковско-финансовой системе. Сейчас в Молдове работает модель PАRЕ 1 плюс 1. До конца этого года будет выдано до 200 кредитов и грантов. Согласно условиям, сначала мигрант или члены его семьи начинает бизнес, а потом им выдается грантовая часть кредита. Серьезно представлен сектор услуг и сельское хозяйство. Но акцент сделан на село. Где больше всего нужны рабочие места", - рассказывает Геннадий Крецу, представитель Международной организации по миграции в Молдове.
Кроме того, работает программа тренингов для молодежи до 30 лет также с предоставлением гранта и части денег в виде кредита под малый процент. МОМ наряду с правительством Молдовы частично спонсирует эту программу, в этом году предоставила их 500 молодым людям. Мигранты возвращаются с новым видением, а иногда и навыками ведения бизнеса, и им нужно помочь использовать эти свои приобретения - ограничить бюрократические барьеры. Так как усиливается отток молодежи и "мозгов", им нужно помогать вернуться хотя бы временно. Подобная программа также внедряется совместно с Междунароной организацией по миграции на базе АМН. Молдавские ученые, которые уехали, смогут на время приезжать сюда работать", - сообщает он.
*Неточная статистика
Чтобы задействовать миграцию в экономику, нужна качественная статистика, но она вызывает вопросы. "Ежемесячно Нацбанк публикует на своем сайте данные о переводах от физических лиц. Мы провели исследование, проанализировав информацию о происхождении и назначении этих переводов. Выяснилось, что это не все деньги мигрантов. Достаточно много связано с другими видами экономической деятельности. Нацбанку важно знать, сколько средств идет от мигрантов, для подготовки прогнозов эволюции, чтобы поддерживать соответствующую монетарную и валютную политику в стране. Поэтому мы заинтересованы в более глубоком исследовании миграции. Пока у нас нет точных данных о ее масштабах", - говорит Людмила Исакова, начальник управления платежного баланса НБМ. Она считает, что из средств, которые приходят в Молдову извне, нужно выделить нужную сумму для такого исследования.
На форуме представили молдавский миграционный профиль, или последние статистические данные по миграции, он будет представляться Еврокомиссии в пакете документов при принятии решения по либерализации визового режима. В кулуарах специалисты отмечали, что миграция - живой процесс и очень субъективный, поэтому сбор данных сложен. В селах есть дома, из которых уехали целыми семьями, и они могли остаться неучтенными. В разных ведомствах есть базы данных по миграции, но они не хотят делиться ими с другими. Различны и используемые методологии. Все это нужно унифицировать.
"Сейчас мы все это собираем в единый свод, который будет находиться в Бюро по миграции при МВД. Это важно, потому что, говоря о трудовой миграции высококвалифицированных кадров, нам нужно знать, уезжают ли квалифицированные работники, и соответствует ли их уровень подготовки уровню в других странах? Для разработки политики по возвращению квалифицированных мигрантов у нас должны быть такие данные", - объясняет Даниела Морарь, заместитель начальника управления по политическому сотрудничеству с ЕС, МИДЕИ.
Татьяна Шикирлийская


Мнения
Странник 01.11.2012 в 15:41
Идеалом для своего будущего молдаване видят горничных, садовников, дворников и нянь? Их проблема. Если им не нравилось водительство России в космос, науку, высокие технологии, пусть теперь наслаждаются этим)))
Написать комментарий
Все комментарии (1)
Вернуться