Падение Берлинской стены – начало краха советской системы. Однако историк Чесловас Лауринавичюс призывает не смотреть сквозь розовые очки на стены, разделявшие Восток и Запад. "Самое главное, чтобы стена не выросла между нами. А эти стены между нами продолжают стоять", - сказал в интервью газете Lietuvos rytas историк, указав на самою большую стену в Литве – между массой и политической элитой.
Вспоминая события 20-летней давности, Ч.Лауринавичюс отмечает, что пример Германии вдохновил многих в Литве, СССР, но людей не покидала мысль, что теперь стена может проходить по западным границам СССР.
«События, которые произошли позже, показали, что красиво и легко решить все не получится, ждут очень тяжелые испытания», - сказал Ч.Лауринавичюс.
По его мнению, падение берлинской стены стало возможным потому, что коммунистическая система держалась «на глупцах и насилии».
«Глупцов принуждать не надо, а тех, кто хоть что-то понимал, сдерживало насилие. Как только насилия стало меньше, система сразу стала рассыпаться, как карточный домик», - рассуждал Ч.Лауринавичюс.
Люди оглядывались на Москву, т.к. «без демократизации в центре империи ничего бы не было», считает он: «Услышав демократические мысли из Москвы, люди долго не верили, что можно так говорить. Ждали – что же будет. Когда в Литве первые люди заговорили, напряжение было огромным. Затем другие увидели, что ничего из-за этих слов не произошло, и начали говорить. Важно было преодолеть страх», - вспоминает историк.
Помимо ликования, по его словам, после падения стены была и неизвестность: что делать дальше? Серьезно обсуждалась даже возможность восстановления Третьего рейха.
«Все происходило очень быстро. Было решено, что не восстанавливается рейх, а восточные земли присоединяются к Западной Германии. Так исчезла опасность колебания границ», - рассказывает Ч.Лауринавичюс. – Но и сейчас существует огромная ментальная проблема, в первую очередь – самоуважения. Западные немцы смотрели на восточных как на второсортных, а это сразу задевает человека. (…) Механическое соединение земель создало дискомфорт и для западных немцев, и для восточных. Эхом это откликается и дальше».
В интервью газете историк также обращает внимание на проблему отношения к прошлому: «Мы до сих пор не знаем, как смотреть на то наше прошлое. Из-за этого не говорим на языке правды со своим прошлым и с собою. Начинаем говорить какими-то схемами. Например – чем была ЛССР?».
«История была продолжительной и разной. Одна в ХII веке, другая – ХVII веке. Все это история. Если будем смотреть только на ХII век, то будем руководствоваться принципом – сегодня живем прекрасно, когда-то жили прекрасно, а есть период, который не признаем», - отметил литовский историк.
«Так нельзя жить. Так или иначе, но надо найти контакт. Это не значит, что ЛССР была раем. Ясно, что это была система насилия. В то время было много плохого, но было и хорошее. Опасно искусственно искажать историю», - убежден Ч.Лауринавичюс.
По словам историка, вселяет оптимизм то, что современный мир склонен отвергать «стены», а самое важное, чтобы стены не воздвигались между людьми.
«Суть в том, как мы сами смотрим друг на друга. Самое главное, чтобы стена не выросла между нами. А эти стены между нами продолжают стоять. И некоторые воздвигнуты недавно. В Литве самая большая стена растет между массой и политической элитой. Политики установили свои правила, играют в этом контексте одни и считают, что таким образом решают государственные вопросы. Однако большая часть общества видит эту ситуацию совсем иначе.
Дай Бог, чтобы не было революций – это трагедия. Только реформы, только компромиссы, только эволюция. Этому нас учит история», - заключил историк Чесловас Лауринавичюс.


Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться