мытарствах, которые пережила Екатерина Голикова, приехав в Германию после бракосочетания с немецким мужем, она предпочитает не рассказывать. Хочется забыть обо всем. Сначала казалось: перед ней открыты все пути, она довольно хорошо знала немецкий язык, в кармане был диплом лингвистического университета. Кроме того, Катя умела печатать десятью пальцами вслепую, хорошо знала несколько сложных компьютерных программ и пару лет проработала в Москве ассистентом директора крупной фирмы.
Все это ее потенциальных работодателей в Германии вообще не интересовало. Им нужно было свидетельство об образовании, которое бы котировалось в Германии. Катин российский диплом, даже переведенный на немецкий язык, никто признавать не хотел. Напрасно она подавала на апробацию в государственное экзаменационное ведомство и ждала, что у нее наконец-то появится возможность если не начать трудовую деятельность, то по крайней мере участвовать в конкурсах по приему на работу. Через полтора года пришел ответ: ее диплом отказались признать.
Екатерина пошла по другому пути: поступила в немецкий университет на тот же самый факультет, окончила его через три года, получив диплом бакалавра. По личному опыту учебы в двух университетах Катя могла сказать только одно: процесс обучения и строгость экзаменов принципиально ничем не отличались. Вскоре она нашла работу и теперь сожалеет только о потерянных трех годах жизни.
Однако теперь недопроизводство собственных специалистов и "утечка мозгов" в сторону Швейцарии, Америки и Англии заставили немецких политиков пересмотреть исходные позиции по признанию иностранных дипломов. Министр образования Аннетте Шаван представила проект закона о признании профессиональных квалификаций иммигрантов и граждан ФРГ с дипломами других стран. Как министр рассказала в интервью "РГ", особым спросом пользуются в Германии технические специальности и врачебно-медицинский персонал. В стране не хватает инженеров, программистов и специалистов среднего технического звена. Многим средним и малым предприятиям ФРГ хронически не хватает обученных инженерно-технических кадров.
Новый закон, который должен сначала пройти через бундестаг и бундесрат (верхнюю и нижнюю палату парламента), поможет прежде всего переселенцам из России и стран СНГ. Именно они, в соответствии с данными Федерального ведомства по беженцам и иммигрантам, обладают самым высоким уровнем образования из всех живущих в стране иностранцев. В Германии живет множество специалистов с российскими дипломами, которые не захотели расставаться с российским гражданством. Теперь им открываются новые пути: максимум за три месяца они смогут получить признание своего профессионального средне-специального или высшего образования.
Каждый, кто приедет в страну после принятия закона, также получит возможность в кратчайший срок признать свое свидетельство или диплом, полученные в России. Однако, как "РГ" рассказала Аннетте Шаван, речь идет только о государственных учебных учреждениях. Частные вузы, как и прежде, подчиняются особым правилам. Признаваться будут все государственные свидетельства и дипломы, независимо от года их выдачи. Поэтому и в отношении диплома МГУ нового образца Аннете Шаван никаких проблем не видит. Раз он новый, то, естественно, будет отвечать новым критериям и всем требованиям "Болонского процесса". А это - самое главное.
По словам министра, ранее в Германии дипломы других стран не принимались всерьез, и российский физик-атомщик, например, мог водить такси. В лучшем случае, при всех равных русский инженер или врач считались "менее" подходящими и были вынуждены доказывать свою квалификацию, сдавая повторные экзамены. Хотя в нынешнем проекте закона также предусмотрены экзамены, но лишь в том случае, если необходимо будет доказать, например, знание немецкого языка или действующих внутри страны стандартов и норм.
Новые условия возникли прежде всего как следствие изменения менталитета, новой открытости по отношению к иммигрантам и иностранцам, живущим в ФРГ. Ведь абсурдно жаловаться на недостаток квалифицированных специалистов и в то же самое время закрывать двери тем, кто хотел бы полноценно трудиться по профессии. Теперь гражданство при признании диплома не будет играть никакой роли. И например, российские специалисты в Германии больше не будут вынуждены получать то же самое образование во второй раз.
Анна Розэ, РГ