О ПРОЕКТЕ
В рамках единого государства, каким был СССР, наряду с общей территорией, политикой, идеологией, законодательством, экономикой, в значительной степени общей являлась и история.
Углубленное обращение к своим национальным корням и формирование собственной, национальной истории стало одним из важнейших элементов строительства новых государств, возникших после распада СССР.
Объективный характер процесса переосмысления прошлого был вызван прежде всего необходимостью отказа от классового, идеологизированного анализа исторических событий и процессов, в трактовке и оценке которых превалировал конъюнктурный, политизированный подход.
Однако далеко не всегда и не везде пересмотр истории базируется на научных методах объективности и историзма. Новая героизация и демонизация при осмыслении прошлого ведет не только к искажению и нередко к прямой фальсификации исторической действительности, но и к формированию искаженного сознания нового поколения, не имеющего собственных воспоминаний о жизни в СССР. Возвеличивание своего национального прошлого происходит с принижением истории соседних народов и наносит ущерб основополагающим принципам добрососедства. В современной историографии стран СНГ возникли «горячие точки».
В этих условиях возникает необходимость координации усилий историков разных стран в целях научного осмысления общего прошлого и недопущения рецидивов политического и идеологического вмешательства в научный процесс и совместного исследования спорных моментов общей истории, выработке общих, объективных, деполитизированных подходов к освещению и преподаванию исторической науки, к воспитанию подрастающего поколения в духе добрососедства. Очевидно, что такая работа должна вестись в открытом диалоге, сопровождаемом широким освещением в СМИ.
Особая роль в таком сотрудничестве историков разных стран принадлежит молодым историкам – ученым и преподавателям. Именно они во многом будут определять взгляды соотечественников на историю своих народов ближайшие десятилетия. Во многом именно под их влиянием будет формироваться мировоззрение национальных историков следующих поколений. Формирование каналов и персон влияния в образовательно-просветительской сфере среди молодежи, в первую очередь в области исторических наук, является одним из важнейших элементов политики добрососедства стран-соседей на постсоветском пространстве.
ИМЕННО ПОЭТОМУ создан Проект «Формирование у молодежи неконфронтационных, интеграционных взглядов на историю в России и странах постсоветского пространства».
Девиз Проекта – «НАША ИСТОРИЯ – ВЗАИМОПОНИМАНИЕ – ДОБРОСОСЕДСТВО». В нем отражен его смысл – совместное движение к постижению истины об историческом прошлом наших народов, конструктивная направленность исследований, стремление к объективности и исторической правде, осознание собственной ответственности перед настоящими и будущими поколениями, желание внести реальный вклад в укрепление отношений между странами и народами постсоветского пространства.
Будут сформированы организационные основы международной ассоциации молодых ученых и специалистов как постоянно действующего форума для обсуждения насущных проблем преподавания и научной трактовки совместной истории стран-соседей, координации усилий по их решению, популяризации неконфронтационных взглядов на совместную историю. В рамках Проекта также будут обсуждаться и формироваться основы информационной инфраструктуры публичной деятельности сообщества историков соседствующих стран.
Авторы и исполнители Проекта видят свою главную задачу в том, чтобы объединить интеллектуальные, творческие и организационные усилия ученых и политиков, общественных лидеров и политологов разных поколений в странах постсоветского пространства вокруг проблем исследования и преподавания исторической науки так, чтобы она служила укреплению социального мира в обществе, духовному развитию молодежи, воспроизводству высоких нравственных стандартов добрососедства и сотрудничества народов постсоветского пространства.
В рамках Проекта будут разработаны основные принципы и подходы к преподаванию и популяризации неконфронтационных, интеграционных взглядов на историю среди учащейся молодежи стран постсоветского пространства и, в первую очередь – стран СНГ.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проект реализуется по инициативе Центра общественных технологий совместно с рядом российских некоммерческих организаций.
Проект задуман как составная часть широкого комплекса мер по формированию добрососедских отношений между народами стран постсоветского пространства. Поэтому аналитические задачи исследования, проводимого в рамках методических работ, будут заключаться: в выявлении мнений молодых ученых-историков и преподавателей истории о факторах образовательного процесса, позитивно или негативно влияющих на формирование отношений добрососедства. В рамках проекта предстоит определить реальные возможности и пути выработки молодыми историками – учеными и преподавателями неконфронтационной, интеграционной системы взглядов на общую историю стран постсоветского пространства и наметить способы популяризации такого подхода среди молодежи этих стран.
Реализация настоящего Проекта позволит установить долговременные творческие профессиональные контакты с молодыми историками стран постсоветского пространства. Это в значительной степени восполнит пробел в системе связей между научными и профессиональными сообществами историков этих стран на уровне молодых ученых и специалистов, в развитии представительных организационных структур международного молодежного сотрудничества в деле формирования конструктивного подхода к трактовке событий общей истории народов-соседей.
Основные цели Проекта
– формирование кадрового актива молодых ученых и специалистов, являющихся потенциальными носителями системы конструктивных, неконфронтационных исторических взглядов на совместной прошлое народов постсоветского пространства;
– разработка основных принципов и подходов к преподаванию и популяризации таких взглядов среди учащейся молодежи стран постсоветского пространства.
Задачи Проекта
Достичь поставленных целей предполагается путем решения следующих взаимосвязанных задач:
– мониторинг, систематизация и анализ содержательной, методологической и методической информации по вопросам формирования «исторической памяти» народов на постсоветском пространстве;
– формирование организационной основы для создания международной ассоциации молодых ученых и специалистов, занимающихся изучением и преподаванием общей и национальной истории народов постсоветского пространства;
– формирование основы информационной инфраструктуры популяризации системы конструктивных, неконфронтационных взглядов на совместное прошлое народов постсоветского пространства.
Поэтапный план реализации Проекта
Этап I – декабрь 2008 г. – март 2009 г.
Подготовительный этап будет посвящен концептуальной проработке проблемы, составлению заданий на поиск информации и состав рабочей документации, формированию рабочих групп и материально-технической базы их деятельности.
Этап II – март 2009 г. – сентябрь 2009 г.
Собственно полевой этап проекта. Работы будут вестись параллельно отдельными рабочими группами по трем направлениям, соответствующим задачам проекта: методическая работа, работа с активом и информационная работа.
Состав методических работ:
1) сбор в странах постсоветского пространства, систематизация и анализ (в контексте проекта) содержания:
– школьных учебников истории и соответствующих учебно-методических материалов, используемых в образовательном процессе,
– публикаций ведущих представителей исторических сообществ (историографов, ученых-историков, преподавателей-историков и т.п.),
– материалы выступлений политических лидеров и официальных лиц, публикации политологов;
2) разработка основных принципов и подходов к преподаванию и популяризации неконфронтационных взглядов среди учащейся молодежи стран постсоветского пространства.
3) формирование базы данных по перспективным (в контексте проекта) молодым ученым-историкам и преподавателям, установление с ними творческих контактов;
4) организация и проведение научно-практических семинаров, конференций и ассамблеи молодых ученых и специалистов с целью выработки единого подхода и общих принципов преподавания и популяризации неконфронтационных взглядов среди учащейся молодежи стран постсоветского пространства;
5) формирование организационной основы для создания международной ассоциации молодых ученых и специалистов, занимающихся изучением и преподаванием общей и национальной истории народов постсоветского пространства.
Этап III – сентябрь–октябрь 2009 г.
Заключительный этап будет посвящен обобщению и анализу полученных результатов, актуализации материалов, подготовленных в рамках подготовительного этапа (в случае необходимости), публикации и рассылке обзорных и аналитических материалов, подготовке заключительного отчета.
При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 192-рп от 14 апреля 2008 года.