Ученые договорились о принципах неконфликтного прочтения общей истории

«Бесконфликтно «читать» общую и совместную историю, уметь адаптировать ее к принципам добрососедского проживания и сотрудничества – великая и благородная цель», – говорится в меморандуме «О принципах неконфликтного прочтения истории», составленном в Кишиневе по итогам международной научной конференции обществоведов стран постсоветского пространства «Неконфликтное прочтение истории – основа добрососедства”. Данная конференция – результат кропотливой работы, координируемой Центром общественных технологий (Москва) совместно с Международной Лигой неправительственных организаций «Добрососедство» (Кишинев).

Уже больше года Некоммерческое партнерство «Центр общественных технологий» занимается реализацией мероприятий, направленных на достижение согласованного результата в вопросе неконфликтного прочтения истории постсоветского пространства и Европы. Используя в своей работе различные подходы, несомненно, большое количество усилий тратится на изучение и всесторонний анализ наработанных за последние десятилетия материалов, зачастую спорных и противоречивых.

Вполне естественно, что свои сторонники есть у каждой исследуемой парадигмы, которые готовы квалифицированно обосновать свои убеждения и точку зрения, изложенную в том или ином документе. А это возможно исключительно путем прямого диалога участников этого воистину деликатнейшего, сложного, многовекторного процесса. Именно личные встречи в рамках международных конференций призваны синтезировать накопленный и изученный опыт, учесть интересы всех сторон, направленные, прежде всего, на сохранение социального мира внутри каждой страны и каждого народа, а также и добрососедских отношений между странами постсоветского пространства и Европы.

Именно благодаря активной позиции участников международных конференций (в мае в Алматы, в июле – в Харькове, в сентябре – в Кишиневе) эти конференции смогли стать площадкой для давно уже наработанных, требующих выхода, знаний, позиций, важных положений, выводов, которые участники-ученые смогли выразить.


Особенный интерес вызвали у публики доклады:

1. Россия, национальные меньшинства и Великая Отечественная война в современных молдавских учебниках (доцент С.М.Назария (Молдавский государственный институт международных отношений, г.Кишинев).

Цитата: «Общеизвестно, что история как предмет преподавания в школах и вузах является не просто научно-мировоззренческой дисциплиной, как, скажем, физика, химия, биология и т.д., но играет и нравственно-политическую роль в деле воспитания будущих граждан того или иного государства».

2. Россия, национальные меньшинства и Великая Отечественная война в современных молдавских учебниках (профессор К. Соломон (Молдавский государственный университет, г.Кишинев).

Цитата: «На уроках истории ученики, помимо усвоения программного материала, должны изучать историю школы, села, города, района, встречаться с ветеранами войны и труда. Это в немалой мере способствует воспитанию патриотизма, гражданственности и толерантности».

3. Разработка федеральных государственных образовательных стандартов и отработка современной модели учебника отечественной истории в Российской Федерации (профессор А.А. Данилов (Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ленина).

Цитата: «Важно, чтобы мы сами не взваливали сегодня на себя и наших детей исключительной ответственности за все то, что было негативного не только в нашем прошлом, но и в истории Европы и мира в целом. Желающих сделать так вполне достаточно и в самой России, и за ее пределами. Только кому и для чего это нужно?

Именно поэтому новая концепция государственного образовательного стандарта по истории содержит, в качестве центрального, положение о том, что главная цель исторического образования – формирование патриота и гражданина своей страны, от позиции которого зависят сегодняшний и завтрашний день России».

4. Толерантность как основа социокультурной и политической динамики современного мира (доцент А.Колацки (Академия государственного управления при президенте Республики Молдова, г.Кишинев).

Цитата: «Толерантность – это сопричастность к разнообразию этого мира, проявляющемуся в культурах, религиях, антропологических типах, ограниченных лишь рамками общепризнанной нормы гуманизма. А это, в свою очередь, предполагает определенный консенсус человечества относительно этой нормы. Толерантность предполагает компромисс, но отнюдь не беспринципность. Плюрализм индивидуальных интересов и интересов социальных групп (больших и малых) сопровождается конфликтом между ними, разрешение которого возможно лишь через компромисс».

 

 


 

 

Итогом встречи стал принятый проект Меморандума:

 

ПРОЕКТ

 

МЕМОРАНДУМ
О ПРИНЦИПАХ НЕКОНФЛИКТНОГО ПРОЧТЕНИЯ ИСТОРИИ


I

В течение двух последних десятилетий в мире происходят фундаментальные социально-политические и экономические изменения. Одним из регионов, где перемены наиболее разительны, является пространство бывшего Советского Союза, Центральная и Восточная Европа.

После распада СССР проблемы нового прочтения истории или, точнее, ее нового написания, приобрели актуальность для всех без исключения вновь образовавшихся государств. Интерпретация прошлого часто становится важнейшей составляющей государственного строительства. История, историческая наука оказывается напрямую вовлеченной в политические процессы и становится важнейшим инструментом выстраивания внутренней и внешней политики.

Межгосударственные, международные отношения строятся сегодня. Но у соседних народов они имеют давнюю историю. Узы политического, экономического, культурного, гуманитарного характера возникли между ними еще в незапамятные времена. За огромный исторический срок в их общении были различные события – как отчуждение, доходившее до кровопролитных войн, так и сближение, которое выливалось в тесное сотрудничество и взаимопомощь перед лицом общих угроз и опасностей.

События далекого и близкого прошлого не исчезают бесследно из народной памяти. Они становятся контекстом сегодняшних отношений, той основой, которая благоприятствует или, наоборот, препятствует их развитию.

Тем самым, прошлое с полным правом можно назвать одним из решающих факторов, влияющих на современное состояние и будущее самой страны и ее отношений между другими странами и народами. Ход современных процессов, их особенности, противоречивость, а зачастую и конфликтность влияют в первую очередь на социальный мир и стабильность внутри современного государства. Глобализация экономических и политических процессов существенно расширила поле соприкосновения и стала мультипликатором столкновения культур и религий, взаимопроникновения наций и народностей, трансграничных и внутристрановых миграций людей иного происхождения, из иного исторического прошлого, часто конфликтного титульному населению.

Беcконфликтно «прочитать» общую и совместную историю, адаптировать ее к принципам добрососедского проживания и сотрудничества – великая и благородная цель.

История дает тысячи фактов, свидетельств, памятников, говорящих об эффективности неконфликтного пути развития человеческих сообществ, его значительном созидательном потенциале. В этом опыте - историческое примирение народов, ранее разделенных вековыми распрями и линиями мировых и локальных войн, в этом опыте – объединение наций и народностей, общностей с разными культурными и религиозными традициями для  защиты и процветания своей среды обитания.

Именно история свидетельствует о востребованности такой парадигмы развития человечества, которая исходит из понимания общей взаимосвязанности, общей глобальной судьбы народов мира и людей, населяющих его. В основе такой парадигмы лежит образ проверенной практикой тысячелетий формы естественного сожительства жизни народов – добрососедство.

Именно история свидетельствует, что добрососедство – это более значимый фактор существования, чем разобщенность и противоборство.

И именно поэтому утверждение парадигмы добрососедства в качестве мировой доминанты – на уровне государств, народов, граждан – актуальная проблема развития общественного сознания и общественной практики.

Человечество, опираясь на неисчерпаемый потенциал мудрости, добра и доброй воли, накопленный многими поколениями, совершает этот путь.

Мы глубоко убеждены, что неконфликтное прочтение истории сделает этот путь более осмысленным и коротким.


II

Мы считаем, что интерпретация прошлого и преподавание истории являются важнейшим фактором в деле примирения народов, достижения между людьми взаимопонимания и взаимодоверия, укрепления основ добрососедства.

И участники прошедших конференций по этой теме далеко не одиноки в своих устремлениях. Представляется исключительно ценным опыт неконфликтного прочтения истории и преподавания истории в Европейском Союзе. Заслуживают внимания те принципы, которые изложены в рекомендациях Комитета министров Европейского Совета по преподаванию истории.

 

Поэтому наша принципиальная позиция состоит в следующем:


- прочтение исторического прошлого должно не разобщать, а объединять народы. Постижение истории должно способствовать социальному единству, взаимопониманию, межкультурному и межконфессиональному диалогу и солидарности, а в конечном счете – социальному  миру в своей стране и добрососедству с иными странами и народами;

- не забывая о темных, а порой и конфликтных страницах своего  прошлого, формировать у новых поколений позитивный и, главное, созидательный образ народов в их долгой или короткой истории. Необходимо интерпретировать исследованные на сегодня факты ответственно и критически, с позиций объективных условий своего времени;

- исходить из того, что формирование патриота и гражданина своей страны не должно наносить ущерб чести и достоинству других народов, наносить вред добрососедству с другими народами и странами, с другими религиями и культурными традициями. Необходимо исходить из того, что исторические знания должны формировать современную среду взаимопонимания взаимоуважения и доверия между народами, культурными общностями и странами;

- обучение, интерпретация истории не должны быть инструментом идеологической манипуляции, открытой или скрытой пропаганды нетерпимости к инакомыслию, иным культурам, нациям, конфессиям.

 

Считаем недопустимым:


– возвеличивание своего прошлого, принижая историю соседних народов, сообществ, стран;
- экстраполирование грехов прошлого на современные поколения того или иного народа, страны;
- отождествление при прочтении прошлого правящего режима с народом, власти - с обществом.

 

Считаем необходимым:


- воспитание патриотизма и гражданственности осуществлять в увязке с культивированием уважения и толерантности к другим народам.
- при отборе того или иного сюжета из прошлого руководствоваться в качестве главного критерия значимостью этого прошлого для сегодняшнего дня или для будущего;
- разъяснять исторические события и процессы в комплексе обстоятельств;
- бережно и взвешенно, а главное согласованно, интерпретировать историю, опираясь на документы и факты, а не на политическую конъюнктуру и предвзятость собственных симпатий или антипатий;
- акцентированием общего прошлого создавать зону добрососедского сотрудничества;


Мы призываем всех, кому дороги идеалы мира, взаимопонимания и сотрудничества на нашей планете, превратить историю из яблока раздора в созидающую энергию добра.

Выражаем надежду на то, что вышеперечисленные акценты неконфликтного прочтения истории помогут в первую очередь, создать среду социального мира и конструктивного развития в каждой стране и в каждом народе, при этом - восстановить доверие и сотрудничество между народами и странами, что будет, безусловно, способствовать росту их благосостояния, безопасности и уверенности в добром завтрашнем дне.


Участники Международной конференции
……………………………………….
г. Кишинев, Республика Молдова,
21 сентября 2009 г.


 


 

Таким образом, участники «выразили надежду на то, что вышеперечисленные акценты неконфликтного прочтения истории помогут в первую очередь, создать среду социального мира и конструктивного развития в каждой стране и в каждом народе, при этом – восстановить доверие и сотрудничество между народами и странами, что будет, безусловно, способствовать росту их благосостояния, безопасности и уверенности в добром завтрашнем дне».

Портал "Добрососедство"

Вернуться назад Версия для печати