1 декабря в "ИТАР-ТАСС" прошла презентация доклада "Освещение общей истории России и народов постсоветских стран в школьных учебниках истории новых независимых государств". Доклад написан при поддержке Национальной лаборатории внешней политики по результатам исследовательской работы, проведенной в рамках грантов Фонда "Государственный клуб" некоммерческому партнерству "Центр общественных технологий" и международному исследовательскому агентству "Евразийский монитор".
В мероприятии приняли участие кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории истфака МГУ Андрей Шадрин, председатель правления Фонда "Государственный клуб" Ксения Костина, главный редактор главной редакции ТАСС-ЦЕНТР Алексей Кравченко и профессор МГУ Андрей Вдовин.
Впервые в России проведено исследование такого масштаба - в ходе подготовки к докладу были переведены и изучены 187 школьных учебников истории и учебных пособий 12 стран бывшего Советского Союза, проведены 5 конференций с суммарным участием более 150 ученых-историков, обществоведов и политологов стран бывшего СССР. Одновременно в странах были проведены массовые опросы, позволяющие оценить, какие образы прошлого существуют в общественном сознании каждой из стран.
Авторы доклада с сожалением констатируют, что за исключением Белоруссии и (в меньшей степени) Армении, все остальные страны пошли по пути преподавания подрастающему поколению националистической трактовки истории, основанной на мифах о древности своего народа, о высокой культурной миссии предков и о "заклятом враге". Общей чертой школьных учебников новых национальных государств является стремление представить контакты с русскими и Россией как источник бедствий.
Выгоды, получаемые народами в рамках присоединения тех или иных территорий к России и Российской империи, замалчиваются, акцент делается на утрате самостоятельности.
Школьная история оказывает значимое воздействие на формирование общественного мнения. Так, благодаря усилиям властей украинская молодежь заметно терпимее старших поколений относится к ОУН-УПА. Вытеснение советской версии истории выражается в забвении. Когда 39% молодых жителей Эстонии или 46% молодых граждан Грузии отвечают, что никогда не слышали о маршале Г.Жукове (и еще больше о Ф.Дзержинском), очевидно, что предать забвению определенные исторические фигуры является одной из задач национальной школы.
* * *