Добрососедство помогло в обсуждении Будущего

Наконец-то многие начали не только спорить о прошлом и заниматься настоящим, но и задумались о Будущем.

В прошлом, 2019 году, Фонд развития международных связей «Добрососедство» и одноименный портал «Добрососедство» (dobroso-sosedstvo.ru) приняли участие в Первом Общероссийском форуме «Будущее», который проходил в Колонном зале Дома Союзов при поддержке советника Президента России Сергея Борисовича Иванова.

Форум ставит своей задачей как сказал его организатор Эдуард Вакин «объединение, созидание, обсуждение и решение актуальных вопросов, касающихся будущего наших поколений, их благополучия, здоровья и счастья, а также благополучия нашей страны в целом, как и любой другой страны».

 В Форуме тогда приняли участие общественные и государственные деятели нашей страны, и самое главное - молодежь. Сотни студентов и преподавателей различных вузов России, привлеченные по каналам Добрососедства побывали в легендарном прекрасном здании КДС, выступая с докладами и предложениями на секциях Форума. Международную секцию Форума вёл директор проектов Фонда «Добрососедство» Юрий Московский. Участие Фонда «Добрососедство» было признано едва ли не решающим для проведения этого представительного мероприятия, имевшего большое общественно-политическое значение.

Форум тогда посетили более 3000 человек, среди которых свыше 300 участников это министры, сенаторы, депутаты Государственной думы России, представители различных, в том числе и силовых, ведомств, ученые, а также деятели искусств и культуры.

Стоит отметить что по окончанию мероприятия «Добрососедство» продолжило взаимодействие с этим перспективным Проектом. В результате Форум, не смотря на сложные условия, возникшие в связи с пандемией, стал постоянно действующим. Радует, что количество желающих принять участие в Проекте Форума Будущее растёт постоянно. Значит процесс осознания важности темы будущего пошёл.

Под руководством его организатора Эдуарда Вакина и координатора Проекта «Будущее», директора проектов Фонда «Добрососедство» Юрия Московского были выработаны механизмы его работы в новых условиях, в результате чего итоги годовой работы Форум были подведены на его Второй галла-встрече в режиме видеоконференций, с участием регионов России и зарубежных стран. Форум вновь прошел с участием политических, общественных и государственных деятелей, ученых, деятелей культуры, науки и образования. Правда, в этот раз они присутствовали на мероприятиях в основном дистанционно.

Стоит отметить, что значительную роль в подготовке и проведении Форума сыграли структуры Московского педагогического государственного университета (МПГУ), в состав Попечительского совета которого входит директор Фонда развития международных связей «Добрососедство» Николай Алисов.

Почти неделю на площадях Форума в тематическом ключе обсуждались различные актуальные темы: Культура и искусство, кинематограф, театр, живопись; Духовное воспитание, мораль и нравственность; Патриотизм; Молодежь в бизнесе и политике; Образование; Экология; Миграционные процессы. Не остались без внимания вопросы здравоохранения, здорового образа жизни, пандемии и спорта с физкультурой.

Форум начал свою работу с секции по теме «МОЛОДЕЖЬ В БИЗНЕСЕ И ПОЛИТИКЕ».

На следующий день состоялось заседание в онлайн-эфире по теме Здоровье, Спорт, ЗОЖ.

На базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) были отработаны темы «Образование» и «Миграционные процессы», которые непосредственно курировал и вёл директор проектов Фонда «Добрососедство» Юрий Московский, также являющийся секретарем Попечительского совета МПГУ и председателем Комиссии по вопросам Миграции совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и соответствующей Комиссии Рабочей группы Совета Федерации. 

По теме «Образование», прошедшей в Зале ученого Совета прозвучали выступления председателя Попечительского совета МПГУ, академика РАО Киселева А.Ф.,  проректора по развитию МПГУ, Страхова В.В., начальника Управления воспитательной работы и молодёжной политики МПГУ Кайгермазова А.А., директора Института перспективных исследований МПГУ Гибадулина Р.Я., заместителя декана Института истории и политики МПГУ Шаповалова В.Л. Участники обсуждали самые разные темы, связанные с образовательным процессом, патриотическим воспитанием молодежи, международным сотрудничеством, онлайн-обучением. Рефреном всей встречи звучали слова академика А.Ф. Киселева «Человек не средство, а - цель». В частности то, что «В качестве центральной идеи, определяющей суть личности, выступает идея служения обществу и государству для ее осуществления требуются воля, целеустремленность, жажда деятельности, которые лежат в основе межличностных коммуникаций, так как единство общества определяется общностью человеческих потребностей и идей, в данном случае служение государству…. а патриотизм должен переживаться не только как чувство любви к Родине, а как служение святыни, что значит истинно высокому и вечному. Патриотизм, укорененный в сердце человека, ощущается им как нравственное требование к созидательной жизни. …. Духовная деградация общества неизбежна ведет к краху цивилизации. Пример тому судьба Римской империи. Не случайно, что античные мыслители связывали уклад Рима исключительно с падением нравов. Это грозное предупреждение нам, живущим в эпоху кризиса духа …. В связи с этим необходимо целенаправленное развитие человеческого в человеке. Формирование каждого как созидателю и творцу, стремящегося и способного к осмысленной, одухотворенной жизни ради других людей. Образование должно стать естественной частью жизни каждого человека и обществу в целом. С раннего детства каждого появившегося на свет человека должна окружать педагогически насыщенная среда. А для этого образование необходимо встроить во все социальные институты и процессы и превратить их в составную часть и цель всей общественной жизни, правильно использовать потенциал образования и тогда перед человечеством откроются новые исторические горизонты.»

 

Тезисы выступления на Форуме «Будущее».

Академик Российской академии наук (РАО),

Доктор исторических наук, профессор

Киселёв Александр Федотович.

Московский педагогический государственный университет (МГПИ),

Главный корпус, Зал ученого Совета

 

ЧЕЛОВЕК НЕ СРЕДСТВО, А – ЦЕЛЬ.

Из века в век представления о сущности человека, его призвании, роли, значении, воспитании неизменно пополнялись новыми определениями и взглядами на его предназначение в мире. Фундамент науки о человеке был заложен великими мыслителями античности – Сократом, Платоном, Аристотелем и другими.

В качестве центральной идеи, определяющей суть личности, выступает идея служения обществу и государству для ее осуществления требуются воля, целеустремленность, жажда деятельности, которые лежат в основе межличностных коммуникаций, так как единство общества определяется общностью человеческих потребностей и идей, в данном случае служение государству.

Под воздействием этой идеи множественность отдельных индивидов сплачиваются в общность и общество выступает в качестве средства разнородностей, как реальное, целое, живое существо, складывается «органическая теория общества», у истоков которой стоят Платон и Аристотель. Они также считали, что одиночество общества носит духовный характер. Под духовной жизнью античники мстители понимали ту реальность, которая действует внутри, и отношения с людьми являются ее внешним выражением. В личности под влиянием идей начинает действовать идеальная сила «должного», а своеобразие человека заключается в преодолении собственной природы. Он есть существо преобразующее себе самого. Вследствие этого античные философы уделили много внимания задачам воспитания воли как стремление к добродетельной жизни, обретению нравственности и морали, что составляет фундамент собственного образования. Мораль и нравственность – первичны, знание – вторичны.

Прочным фундаментом межличностных отношений является слияние человеческих душ в святыни, которые создают отблеск самого божества в человеческих сердцах. Поэтому и патриотизм должен переживаться не только как чувство любви к Родине, а как служение святыни, что значит истинно высокому и вечному. Патриотизм, укорененный в сердце человека, ощущается им как нравственное требование к созидательной жизни.

Духовная деградация общества неизбежна ведет к краху цивилизации. Пример тому судьба Римской империи. Не случайно, что античные мыслители связывали уклад Рима исключительно с падением нравов. Это грозное предупреждение нам, живущим в эпоху кризиса духа.

Средневековье внесло свой вклад о человеке. Христианская проповедь высокого предназначения человека, его Божественного происхождения, необходимости преодолеть животные начала в себе имела колоссальное значение для осознания человеком своей миссии в мире, миссии любви и добра, милосердия и сострадания. Следует особо подчеркнуть. Что в Средневековье со всеми его противоречием все же была сформулирована сущностная идея образования.

Она заключалась в восхождении человека к человечности, в утверждении права человека быть человеком и обретении им целей и смыслов жизни, стоящих выше утилитарных интересов и неизмеримо значимее их.

Эпоха капитализма вызвала к жизни человека энергично предприимчивого, целеустремленного и прагматичного. Теперь Божий промысел был выведен за скобки текущих событий как деталь почитаемую, но явно никчемную, не имеющую практической пользы. На смену хомо сапиенсу пришел хомо фабер – человек ратующий. Он способен активно преобразовать мир. Однако, как отмечал русский философ Флоренский, человек все больше превращается в абстрактную конструкцию для решения прагматических задач, что ведет к сворачиванию духовной жизни человека. Он начинает обоготворять свою деятельность, а вместе с ней и себе Бытие человека сужается до экономической деятельности, а его ценность сводится в итоге к жизнеспособности как производительной единицы

Хомо фабер представляет собой человека рационального ума, делового и практичного, прагматика, верящего только в логику, технику и т.д. Мир для него оцифрован, ему чужды рассуждения о вечном и прекрасном, тем более о Боге. Все должно быть доказано, просчитано, систематизировано, разложено по полочкам с помощью технических устройств. Сегодня он погружен в виртуальный миф, где знание подменяются калейдоскопом информации. Выдающийся немецкий философ Макс Шелер видит в человеке-работающем существо, которое опустошает мир. Действительно, очевидно, что именно человек, точнее, его уродливое, одностороннее развитие как производителя и потребителя товаров и услуг породило глобальные риски и угрозы, сползание человечества к самоуничтожению, которое в условиях цивилизации знаний только наращивает темпы. И единственная альтернатива этому – целенаправленное развитие человеческого в человеке. Формирование каждого как созидателю и творцу, стремящегося и способного к осмысленной, одухотворенной жизни ради других людей.

Как же этого добиться?

Во-первых, образование должно опираться на мораль и науку, служить, как говорил К.Д.Ушинский, разумному, доброму, вечному и только на этой основе – обществу, личности, государству и экономике, в том числе и личной карьере. Это должно быть закреплено в содержании, методах и технологиях обучения и воспитания, организации жизни учебных заведений.

Во-вторых, образование должно стать естественной частью жизни каждого человека и обществу в целом. С раннего детства каждого появившегося на свет человека должна окружать педагогически насыщенная среда. А для этого образование необходимо встроить во все социальные институты и процессы и превратить их в составную часть и цель всей общественной жизни.

В-третьих, и это самое трудное, цели и ценности развития человека надо вывести на первый план политики и международных отношений.

Проблемы эти могут решаться многими путями. Важно правильно определить цель. Вспомним Конта, утверждавшего, что человек не средство. А цель.

Образование, как удачно выразился Эдгор Фор, это сокрытое сокровище нашего времени. Надо только правильно использовать его потенциал. И едва только это случится, как начнут решать глобальные проблемы, а перед человечеством откроются новые исторические горизонты.

Академик Российской академии образования (РАО),

Доктор исторических наук, профессор

Председатель Попечительского совета МПГУ

Киселев А.Ф.

 

С большим интересом участниками был заслушан обстоятельный Доклад директора Института перспективных исследований МПГУ Рустема Гибадулина «Опыт создания Института перспективных исследований в российской системе высшего образования»

Актуальная тема «Миграция» обсуждалась также на базе Московского педагогического государственного университета. Причем особое внимание было уделено образовательной миграции, на которую особое внимание с первых дней своего создания обращает внимание Фонд «Добрососедство». С обстоятельным докладом по этой теме с конкретными, практическими предложениями по решению возникших проблем выступил начальник управления международных связей МПГУ Круглов В. В.

Также прозвучали выступления главного советника Аппарата Государственной Думы России Алексея Филимонова (об изменениях в действующем законодательстве России), информация о Федерации мигрантов России ее председателя Вадима Коженова, доклад "Циркуляция умов". Академическая мобильность Миграция высококвалифицированных кадров» Елена Зиганчиной из Института перспективных исследований МПГУ, директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений МПГУ Елены Омельченко, являющейся также председателем Комиссии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, члена Общественного совета при МВД РФ, доктора политических наук Владимира Волоха, экс.мэр столицы Ингушетии Магаса Беслана Цечоев, заместителя директора Института стран СНГ Александры Докучаевой, члена Комиссии по правам человека при Президенте РФ Камилжана Каландарова, председателя Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Ларисы Шеслер, директора Центра Геополитических Исследований «БЕРЛЕК-ЕДИНСТВО» (Уфа) Радика Мурзагалеева, председателя Совета деловых клубов землячеств РФ Олега Московского, ректора Европейского университета Дмитрия Соина, директора Международного Фонда «Гуманизм, и Прогресс и Правопорядок» Юрия Нагерняка и других ученых, общественных и государственных деятелей, представителей деловых кругов.

Участники с большим интересом выслушали выступления модератора, председателя Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы и члена Общественного совета РОССТАТа Юрия Московского, посвященные самым различным аспектам миграции. 

Представители «Добрососедства» приняли участие в работе и других площадей Форума, который продолжает свою работу, собирая материалы по теме и оказывая влияние на развитие нашей страны.

Уход в онлайн, при всех его колоссальных недостатках, имеет и свои преимущества, в частности, позволяет оперативно проводить в этом режиме рабочие встречи по самым разным вопросам, чем непременно воспользуются в дальнейшей деятельности организаторы Проекта Форум «Будущее».

Стоит сказать, что организаторами было принято решение о проведении Форума БУДУЩЕЕ раз в полгода (до окончания карантинных мер в формате онлайн), так как спрос на участие в Форуме, в обсуждениях его тем, постоянно растёт.

Кроме того, его секции-площадки будут проводится и между Форумами.

Так что до новых встреч на площадях Форума.

Настасья Светлова, советник Проекта «Будущее» 

Вернуться назад Версия для печати