О модернизации права социального обеспечения

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства»  на портале #Добрососедство продолжаем публиковать материалы, направленные на развитие добрососедских отношений, и в правовой сфере России.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной материал нашего постоянного автора профессора, доктора юридических наук Морозова Павла Евгеньевича о модернизации права социального обеспечения

Юрий Московский,

директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

 

О МОДЕРНИЗАЦИИ

ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

П.Е.Морозов

В современных условиях  перед наукой социального обеспечения встала необходимость окончательного и бесповоротного признания коллективно-договорного регулирования и, как следствие, отказа от концепции Андреева В.С. о публично-правовом характере отношений предмета данной отрасли права.  Эта концепция, наш взгляд, носит архаичный характер, так как была сформирована во время господства государственной формы собственности и императивного регулирования, ввиду чего она не отражает современные реалии, выступая по сути ступором развития правового регулирования, в том числе и правового регулирования социального обеспечения иностранных работников.

Новый подход обуславливается   потребностью разрешения актуальной проблемы: отсутствием достаточных научных знаний о значительном числе социально-партнёрских соглашений и коллективных договоров, в которых содержатся условия, связанные с социальным обеспечением.

Действительно, в настоящее время в РФ действуют несколько сотен социально-партнёрских соглашений и несколько тысяч коллективных договоров , в которых отражаются вопросы социального обеспечения[1]. Вместе с тем, они игнорируются большинством представителей науки ПСО.

В этой связи возникает вполне логичный вопрос: «Почему это происходит?»

Причины подобного отношения, по нашему мнению, состоят в следующем:

1. Приверженность концепции Андреева В.С. и нежелание чего-то реформировать.

2.Необходимость в оперативном порядке менять содержание учебников и рабочих программ.

3. При признании коллективно-договорного регулирования поднимается вновь вопрос о самостоятельности отрасли ПСО.

Вместе с тем, несмотря на это, возникает новая, пока еще слабая и неуверенная тенденция: постепенное осознание того, что концепция Андреева В.С. устарела. Эта тенденция пока еще не совсем очевидна и проявляется, как правило, в следующем: в ряде учебников заявляется, что отношения права социального обеспечения носят публично-правовой характер, однако при характеристике метода допускается возможность коллективно-договорного регулирования.

В принципе, данную тенденцию можно охарактеризовать с позиций Гегелевского закона единства и борьбы противоположностей: с одной стороны, приверженность концепции Андреева В.С., а, с другой стороны, признание возможности коллективно-договорного регулирования.

Полагаем, что наступило время для качественного скачка в этом вопроса, так как количественные показатели (многочисленные соглашения и коллективные договоры) определяют потребность в этом.

Отметим, что представители консервативного направления в ПСО выступают резко против коллективно-договорного регулирования и признания негосударственных пенсионных фондов, негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание в качестве субъектов ПСО.

Рассмотрим их аргументы:

- в законодательстве о социальном обеспечении нет никакого указания на возможность коллективно-договорного регулирования;

- в коллективных договорах и соглашениях просто переписываются законы о социальном обеспечении;

- негосударственные пенсионные фонды-это субъекты гражданского права, а не права социального обеспечения.

Мы не согласны с подобной аргументацией.

Возможность коллективно-договорного регулирования  в сфере социального обеспечения предусматривается на различных  уровнях правового регулирования: от  международных правовых актов[2]  до трудового  и налогового законодательства.

На вопросах трудового законодательства остановимся более подробно.

Проанализируем сначала формальный юридический подход. Так, в соответствии со статьями 9, 41, 46 Трудового кодекса РФ   работники и работодатели могут включать условия о социальном обеспечении в соглашения и коллективные договоры.

Мы понимаем, почему представители консервативного направления в ПСО не хотят учитывать эту аргументацию: вновь возникает проблема признания самостоятельности ПСО как отрасли права. Действительно, получается, что подобные отношения непосредственно связаны с трудовым правом.

Ввиду чего необходимо обратить внимание не только на формальную (перечисленные статьи ТК РФ), но и на содержательную сторону проблемы: коллективный договор регулирует социально-трудовые отношения. Дело в том, что легальное определение социально-трудовых отношений отсутствует, что позволяет сделать вывод о широкой сфере действия коллективного договора- не только вопросы трудового права, но и права социального обеспечения.

Интересна в этом отношении также  позиция Верховного Суда РФ, который  отграничивает социальные отношения от трудовых отношений[3].

Обратимся и к вопросам налогового законодательства: оплата работнику лечения, предусмотренная коллективным договором, не относится к объекту обложения страховыми взносами на травматизм[4].

В принципе, подобный подход по страховым платежам порождает и другую проблему. Так, в ряде учебников вопросы обязательного социального страхования составляют отдельную главу, она предшествуют вопросам о понятии, предмете и методе ПСО, что позволяет утверждать, что отношения, связанные с фондами обязательного социального страхования, не рассматриваются авторами этих учебников   в качестве отношений предмета ПСО. Это крайне странно, так как в дальнейшем в курсе ПСО сравниваются друг с другом Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ и Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

Выходит, опять требуется коллективно-договорное регулирование.

Аргументация о том, что в коллективные договоры и соглашения-это по сути калька законодательства о социальном обеспечении, также не выдерживает никакой критики[5].

Относительно того, что негосударственное пенсионное обеспечение –это сфера гражданского права отметим, что правовые отношения работодателя и работников, возникающие в связи с заключением пенсионного договора досрочного негосударственного пенсионного обеспечения и участием в системе досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, регулируются также и  коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением[6].

Коллективный договор-это источник трудового права, а не гражданского права.

Выводы:

1. Требуется признать коллективно-договорное регулирование в ПСО и отказаться концепции Андреева В.С.

2.Необходимо переосмыслить содержание предмета ПСО, признав, что в данной отрасли присутствуют частноправовые начала.

3. Целесообразно реформировать не только субъектный состав ПСО, включив в него работодателя и негосударственные пенсионные фонды, но и содержание правоотношений всех институтов этой отрасли права с позиции коллективно-договорного регулирования.

4. Внести коррективы в учебник и рабочие программы по ПСО, исходя из нового подхода.

 

Павел Морозов.

Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),

доктор юридических наук, Московская Государственная Юридическая Академия (МГЮА) имени О.Е. Кутафина,

Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"

Опубликовал общественно-политический портал "#Добрососедство".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки.

Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство"

 

 

[1] См., например,: "Отраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Российской Федерации на 2020 - 2022 годы"

(утв. Российским профсоюзом работников промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Союз машиностроителей России", Минпромторгом России 30.12.2019); "Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта на 2020 - 2022 годы"

(утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 30.08.2019); "Отраслевое соглашение по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2020 - 2022 годы"

(утв. Горно-металлургическим профсоюзом России, Общероссийским отраслевым объединением работодателей "Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса России" 20.12.2019)

[2] "Модельный закон о социальном партнерстве"

(Принят в г. Санкт-Петербурге 16.11.2006 Постановлением 27-14 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ); Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками" (MLC); "Европейская конвенция о социальном обеспечении" (ETS N 78)

[3] "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020); "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)

[4] Тесленко А.В.. ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ" Региональный информационный центр

Сети КонсультантПлюс.; Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.05.2017 N Ф07-4956/2017 по делу N А13-13050/2016

[5] См., например, :Коллективный договор. http://www.osu.ru/doc/623( дата обращения: 27.03.21); Коллективный договор общества с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» http://www.locotech.ru/career/social_guarantees/files/coldogovor_tmhs_17-19.pdf( дата обращения: 27.03.21); Коллективный договор. http://www.chmz.net/social/ppo/dogovor/( дата обращения: 27.03.21);Коллективный договор. https://xn--80aiwkkpp0a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80/( дата обращения: 27.03.21)

[6] Ст. 36.29. Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ

(ред. от 30.12.2020) «О негосударственных пенсионных фондах».

Вернуться назад Версия для печати