Профессор Павел Морозов о модельном Миграционном кодексе СНГ

 В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» на портале #Добрососедство мы продолжаем публиковать материалы, направленные на развитие добрососедских правовых отношений в юридической сфере России.

Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной документ, который предоставил наш постоянный автор, профессор, доктор юридических наук Морозов Павел Евгеньевич «О модельном Миграционном кодексе для государств - участников СНГ с позиции юридической техники».

Московский Ю.В., директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» 

О модельном Миграционном кодексе для государств - участников СНГ с позиции юридической техники

16 апреля 2021 года был принят модельный Миграционный кодекс для государств - участников СНГ.

Прошло уже полгода, так что можно его уже оценить с позиции требований юридической техники.

Основным вопросом относительно модельного Миграционного кодекса для государств - участников СНГ (далее - Миграционный кодекс) является вопрос о его значении в правовом регулировании миграции.

Сущность проблемы состоит в следующем: в подавляющем числе статей Миграционного кодекса (более 90 статей) указывается, что фактически он выступает источником правового регулирования отношений в сфере миграционных перемещений в конкретной стране наряду с национальным законодательством этого государства, что противоречит международным актам о модельном законодательстве.

Дело в том, что все модельные законы СНГ носят исключительно рекомендательный характер и представляют собой образец, модель для правового регулирования внутри конкретного государства СНГ, то есть в конкретном государстве модельные законы ничего не могут регулировать, так как они не признаются источниками права и на них ссылать нельзя даже при решении судебных споров.

Действительно, Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ « О модельном законотворчестве в Содружестве Независимых Государств (с изменениями на 25 ноября 2008 года)» устанавливает следующе: «Модельный законодательный акт Содружества Независимых Государств - законодательный акт рекомендательного характера, принятый Межпарламентской Ассамблеей в установленном порядке, в целях формирования и осуществления согласованной законодательной деятельности государств - участников Межпарламентской Ассамблеи по вопросам, представляющим общий интерес, приведения законодательства государств - участников Содружества в соответствие с международными договорами, заключенными в рамках Содружества, и иными международными договорами, участие в которых государств - участников Содружества является весьма желательным для достижения общих целей».

А теперь приведем примеры из Миграционного кодекса, которые фактически доказывают, что этот акт претендует на то, чтобы стать источником правового регулирования в конкретной стране СНГ, что противоречит Постановлению Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «О модельном законотворчестве в Содружестве Независимых Государств (с изменениями на 25 ноября 2008 года).

Так, «…. в регулировании миграционных процессов на территории государства вправе участвовать профессиональные союзы, объединения мигрантов, представительства иностранных юридических лиц и их филиалы, приглашающие и принимающие иностранных граждан на территории государства в соответствии с порядком, установленным настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами государства и международными договорами и соглашениями, участником которых является государство»( статья 10 Миграционного кодекса ).

Статья 11 Миграционного кодекса: «Физические лица как субъекты, участвующие в регулировании миграционных процессов, - граждане государства или иностранные граждане, приглашающие и принимающие иностранных граждан на территории государства с целями и в порядке, определенными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами государства и международными договорами и соглашениями, участником которых является государство».

Обратим внимание и другую сторону проблемы: в ряде статей Миграционного кодекса формулируется и противоположная позиция, в соответствии с которой миграционный кодекс не может быть источником правового регулирования в конкретной стране СНГ.

Например, «Пенсионное обеспечение иностранных граждан на территории государства осуществляется в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами государства и международными договорами и соглашениями, участником которых является государств» (статья 132 Миграционного кодекса).

Морозов П.Е., профессор, доктор юридических наук

 

 

Вернуться назад Версия для печати

Смотрите также