О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции

Вопрос о внесении изменений в современное миграционное законодательство и практику его применения в соответствии с общей ситуацией в стране и миграционной обстановкой в нынешние времена постоянно актуален.

Данная тема весьма востребована, имеет политический контекст, востребована СМИ и избирателями.

Меры по борьбе с предоставлением незаконных услуг в сфере миграции могут носить как профилактический характер, так и дополняться мерами репрессивного характера в отношении тех, кто нарушает закон.

Особенно важно сделать так, чтобы не было соблазна нарушать закон, сделав правоприменение и предоставление услуг, оформление документов понятным, что бы было невозможно создание коррупционных посреднических цепочек или иных схем, вынуждающих уходить «в тень» в принципе законопослушных людей.  Важна и декриминализуя законодательства, замена в ряде административных правонарушений выдворения штрафами.

По экспертному мнению, для дальнейшей оптимизации миграционного законодательства необходимы следующие шаги.

I. Следует продолжать изменять российское законодательство в сторону оптимизации получения гражданства Российской Федерации. Эта процедура должна быть ясной, понятной и признаваемой справедливой большинством россиян. Таким образом, будет значительно снижены проявления коррупционного характера и различного рода злоупотребления.

Среди этих мер.

1. Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» В ныне действующем российском законодательстве уже есть это положение.

Для этого необходимо внесение изменений в действующий Федеральный закон «О гражданстве», прежде всего:

1) Необходимо оставить возможность получения российского законодательства на основании того, что соискатель является «носителем русского языка»

2)  В Законе должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на соответствующую комиссию по признанию «носителем», которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе необходимо определить срок, например, не более полугода, в течении которого человек, признанный «носителем русского языка», получает российское гражданство. Это означает возможность предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, и без предоставления документов о происхождении (гражданстве) предков - главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка».

3) О «праве происхождения», называемом ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в ряде стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны если человек потомок выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах, что он может подтвердить документально. То есть для принятия в российское гражданство будет достаточно иметь лишь одного из предков по происхождению с территории РФ в её нынешних границах, чье происхождение имеет документальное подтверждения. Разумеется, необходимо также установить конкретный срок «ускоренности» решения о предоставлении гражданства – не более полугода.

4)  Право на автоматическое получение российского гражданства должен иметь каждый, родившийся на территории Российской Федерации по образцу США и других государств. То есть должно действовать «право почвы».

5) Право на получение российского гражданства должен иметь каждый,  где бы он ни родился, чьим отцом или матерью был гражданин России.

6) Разумеется, что для получения гражданств по этим основаниям не надо будет получать разрешения не временное проживание (РВП) и вид на жительство. Соискатель должен получать гражданство минуя эти процедуры.

7) Для обеспечения действия данных изменений следует увеличить количество имеющихся в регионах комиссий по определению «носителей русского языка», предусмотреть их финансирование из государственного бюджета, что возможно будет осуществить за счет госпошлин, которые будут платить претенденты на звание «носителя русского языка», а также сделать такой график их работы, чтобы как можно быстрее решать вопрос с претендентами.

Тоже относится и к численности подразделений, занимающихся вопросами предоставления гражданств на основании «права происхождения» и "права почвы", чье финансирование также может осуществляться из средств, получаемых от госпошлин, взимаемых при подаче соответствующих заявлений.

8) Необходимо законодательно определить включение представителей общественности в состав комиссий по признанию соискателя «носителем русского языка»,

2. Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них горожане, стремящиеся жить в мегаполисах, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

II. Для того, чтобы не объявлять каждые два года «амнистию» для граждан той или иной страны, нужно убрать избыточные требования законодательства, которые ведут к массовым выдворениям иностранных граждан с последующим запретом на их въезд от 3  лет. Такого рода запреты коснулись уже более чем трёх миллионов иностранцев, что, по мнению экспертов, нанесло значительный ущерб российской экономике, её имиджу в сопредельных странах и просто межличностным контактам, вплоть до разрыва семей, а многие «носители русского языка» не смогли в результате получить гражданство

Один из основных принципов юриспруденции - наказание должно быть адекватно совершенному проступку. Требуется выделить те административные правонарушения, за которые следует только штраф, а за какие и выдворение. Кроме того, возможно ввести законодательно, что запрет на въезд может быть снят в случае, если правонарушитель внесёт в бюджет РФ сумму, равнозначную, например, 3 МРОТ.

Не должно быть судебного запрета на въезд на территорию РФ свыше 10 лет. Практику «пожизненного запрета» или фактически пожизненного запрета на въезд требуется прекратить, как и внесудебные решения такого рода.

Не должно быть выдворений, а тем более депортаций без решения реального суда и без права апелляции.

III. Необходимо увеличить квоты для получения видов на жительство, разрешения на временное проживание и получение гражданства в российских мегаполисах.

IV. Необходимо объединение двух статусов - вида на жительство и разрешения на временное проживание (РВП) в один статус по образцу американской «грин карты». Причем, для получения российского гражданства по основаниям «носитель русского языка», «потомок проживающих на территории Российской Федерации», «родившийся на территории Российской Федерации» получение этого статуса не должно быть обязательным.

V. Следует ввести «Карту соотечественника» на основании имеющегося международного опыта, в частности, аналога «Карты поляка» в Польше. Обладание такого рода документом должно давать право безвизового въезда в Российскую Федерацию, право на работу в РФ без патента, право на ускоренное получение российского гражданства, право на поступление на бюджет в государственные вузы. Стоимость её оформления должна быть примерно равной стоимости двух-трех однократных виз в Россию. Сроки ускоренного получения должны быть ясно определены.

VI. Та часть МВД, что занимается миграционными процессами (Управление по вопросам миграции) для более эффективного выполнения стоящей перед нею задач нуждается в увеличении штатной численности сотрудников, занимающихся непосредственно вопросами, связанными с внешней миграцией.

VII. Решить проблему нехватки кадров и средств можно путём ещё большего привлечения граждан к миграционному контролю. С учетом того, что преступления, совершаемые иностранными гражданами, часто носят резонансный характер, способствуют росту межнациональной напряженности и экстремизму, накаляют внутриполитическую обстановку - требуется более широкое привлечение населения к миграционному контролю, что поможет не только снижению преступности, но и уменьшит накал напряженности в этом вопросе.

Следует отметить, что федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления в своей деятельности в последнее время стали шире опираться на социально активных граждан. Положительный опыт имеется, в частности, в Москве, где работу столичных дружинников координирует Московский городской штаб народной дружины, который возглавляет начальник МГШ генерал В.И. Семерда. В структуре МГШ действует Специализированная Народная Дружина по оказанию содействия Управлению миграции МВД («миграционная дружина»), которую возглавляет опытный сотрудник МГШ НД Г.Г. Вовк.

Также в этой работе задействованы Опорные пункты охраны порядка (ОПОП), возглавляемые Т.Л. Косаревич, объединяющие 10 тысяч москвичей.

VIII. Следует обратить внимание на контроль за выдачей сертификатов о владении русским языком. По имеющимся данным, ныне вполне возможно получение сертификата лицами, не владеющими государственным языком России в требуемом объеме. Тех, кто построил соответствующие «схемы» требуется выявлять и карать как мошенников, наносящих ущерб безопасности России, в том числе и по статье УК РФ «Организация незаконной миграции» (Статья 322.1., введена Федеральным законом от 28.12.2004 N 187-ФЗ) 

IX. Известно, что пользуясь пробелами в законодательстве, некоторые предприниматели нанимая персонал из числа приезжих, причём как  из других российских регионов, так и иностранных государств, не обеспечивают их жильем, а сами работники, кто в силу обстоятельств, а кто - из экономии, нередко живут местах, не предназначенных для этого: в промышленных зонах, в подвалах и на чердаках жилых домов, в подсобках. В результате возникли проблемы, требующие скорейшего решения:

- незаконное использование приезжими, прежде всего иностранцами, нежилого фонда, отселенных домов, подвальных и чердачных помещений жилых домов, противоречащее всем санитарно-эпидемиологическим нормам и требованиям;

- несоблюдение проживающими приезжими, в том числе иностранцами, безопасности жилищного фонда и проживающих в нём граждан, а также нежилых и отселённых домов, повышенная опасность возникновения пожара в подвальных и чердачных помещениях, что подтверждается статистикой причин возгораний в подвалах и чердаках, причём нередки случаи трагедий с человеческими жертвами;

- проживание приезжих буквально в нечеловеческих условиях, за низкую заработанную плату, выключенных из нормального социума приводит к опасности возникновения различных криминальных ситуаций, служит благодатной средой для преступности, ведёт к росту национализма и ксенофобии, ухудшает имидж нашего города и страны в целом, может содействовать возникновению террористических ячеек.

В связи с этим необходимо усилить персональную административную ответственность должностных лиц ДЭЗов, ЖЭКов, ТСЖ, управляющих компаний, за попустительство нелегальному проживанию в объектах нежилого фонда. Так как одними запретительными и карательными мерами проблему жилья для приезжих не решить, следует разработать программу в которой предусмотреть:

а) переоборудование нефункционирующих промышленных объектов под проживание приезжих из российских регионов и иностранных граждан на законных основаниях;

б) оказание поддержки соответствующим структурам по расселению приезжих в приспособленные для этого помещения;

в) упрощение законодательства, которое в настоящее время накладывает множество неоправданных ограничений для создания общежитий гостиничного типа, что порождает дефицит легального, дешевого жилья, что простимулирует строительства общежитий для приезжих, в том числе и из российских регионов.

г) усиление контроля за проживающими в общежитиях гражданами России и иностранцами с целью профилактики правонарушений и быстрой раскрываемости совершенных.

X. В Российской Федерации очно учатся около 270 тысяч иностранных студентов высших учебных заведений. Значительная часть из них по окончанию учебы получает российское гражданство и остается навсегда жить в России. Необходимо предоставлять российское гражданство желающим его получить иностранцам уже после 3-х лет очного обучения в российском вузе, а не после его окончания и года работы, как ныне.

XI. Ситуация с пандемией короновируса показала, что необходим более тщательный контроль за эпидемиологической обстановкой.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения N 384н от 29.06.2015, при прохождении медосмотра необходимо сдать анализы на туберкулез, лепру, сифилис, ВИЧ, бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).

С 27 июня 2020 года в силу вступил новый приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2020 № 581н, в соответствии с которым список анализов был дополнен анализом на коронавирус[i].

Однако, необходимо дополнить этот список анализом на гепатит-С («желтуху»), проверка на который была отменена в начале 0-х.

Уже внесены изменения в законодательство, что медицинскую проверку проходят не только те, кто получает патенты, но и все иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность в Российской Федерации на длительной основе.

Однако до сих пор нет положения, что те, кто хочет осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, должны пройти предварительную проверку на эти заболевания в своих странах, о чем должны предоставлять соответствующие документы от уполномоченных организаций, которые могут лишаться аккредитации в случае недобросовестности.

XII.  Необходимо шире использовать цифровые возможности, в частности, в области биометрии и упрощения процедур выдачи документов. Так, например, можно отказаться от выдачи «пластика» и перейти к выдаче специальных QR-кодов иностранным работника. Эта простая на первый взгляд мера, уменьшит примерно вдвое число их поездок за оформленными документами в миграционные центры, что имеет особое значение в период эпидемии.

 

Юрий Московский

Московский Юрий Викторович – член Президиума, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонд развития международных связей «Добрососедство», в 2008-2016 гг. - ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве.

 

 

[i]  Приказ Минздрава России N384н от 29.06.2015 https://migrantmedia.ru/wp-content/zakonodatelstvo-rf/prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rf-15-06-202-n581n-analiz-migrantov-na-koronavirus-covid-19.pdf

Вернуться назад Версия для печати