Ускоренное получение российского гражданства и другие необходимые изменения в законодательстве для российских соотечественников и "носителей русского языка

Московский Юрий Викторович, тезисы выступления на общественных слушаниях о законопроектах «О гражданстве Российской Федерации» и «О репатриации в Российскую Федерацию», в Общественной палате Российской Федерации 14 февраля 2022 г.

 

*****

После распада Советского Союза за пределами РСФСР - Российской Федерации оказалось по ряду оценок около 25 миллионов человек, которых можно было, по мнению экспертов, отнести к «соотечественникам».

Однако данные оценки не совсем верны в связи с тем, что почему-то к соотечественникам они относили лишь тех, кто был по паспорту русский, а не людей русской культуры, во многом ставшей основой культуры советской. Так как по мнению многих современных исследователей реально на территориях Украины, Российской Федерации и Республики Беларусь проживает один народ, имеющий, разумеется, региональные отличия, да еще с учетом потомков выходцев с этих территорий, продолжающих ощущать связь с Россией, то численность соотечественников можно смело намного увеличивать.

На сегодня, таким образом, не менее чем 80 миллионов человек, проживающих ныне по всей планете, а не только на территории бывшей Российской Империи, можно отнести к этой категории.

Следует отметить, что население на территории современной Российской Федерации выросло с конца 19 века с 62 миллионов до примерно 150 миллионов ныне, если считать с иностранными гражданами, большинство из которых выходцы с территорий экс. СССР и многих из которых смело можно отнести к категории соотечественников.

C 1992 года российское гражданство получили около 12 миллионов иностранных граждан, большинство из которых в основном, русские по национальности или люди русской культуры, и их можно было вполне отнести к соотечественникам..

 

По экспертному мнению, для дальнейшей оптимизации миграционного законодательства необходимы следующие шаги в отношении соотечественников.

Следует продолжать изменять российское законодательство в сторону оптимизации получения гражданства Российской Федерации. Эта процедура должна быть ясной, понятной и признаваемой справедливой большинством россиян.

Среди предлагаемых мер.

1. Необходимо совершенствовать законодательство о добровольном переселении соотечественников, принимая во внимание тот факт, что большинство из них горожане, стремящиеся жить в мегаполисах, а отнюдь не в сельской местности, откуда они всё равно в большинстве уедут. Здесь в качестве образца можно взять получение российского гражданства «лицами без гражданства» из Прибалтики, которые получая российское гражданство могут поехать жить в любой регион РФ, но без получения материальной помощи со стороны государства. Получающие же помощь должны, согласно нынешнему законодательству, направиться в тот регион, куда оговорено предварительно.

 

2. Изменить законодательство РФ в сторону облегчения получения российского гражданства теми, кто является «носителем русского языка» (это несколько иное понятие, чем просто "знающий язык" – носитель языка владеет им в совершенстве, думает на нём). В законодательстве уже есть это положение.

Для этого необходимо внесение изменений в действующий Федеральный закон «О гражданстве», прежде всего:

1)  О «носителях русского языка». В Законе должно быть учтено введение госпошлины при сдаче соответствующего экзамена перед приходом на соответствующую комиссию по признанию «носителем», которые ныне есть во всех регионах РФ. В Законе необходимо определить срок, например, не более полугода, в течении которого человек, признанный «носителем русского языка», получает российское гражданство. Это означает возможность предоставлять гражданство "носителям русского языка" безотносительно страны проживания соискателя, и без предоставления документов о происхождении (гражданстве) предков - главное, чтобы сам претендент был именно «носителем языка».

2) О «праве происхождения», называемом ещё "правом почвы", по образцу того, что принят в Румынии (в границах на 1940 год) и в ряде других стран, где гражданство может получить любой потомок проживающего на территории этой страны. Вот, приходит, например, человек и говорит: «Я по-русски уже не очень, язык отчасти утрачен, но вот у меня есть свидетельство о рождении бабушки из Вологодской губернии, и к тому же справка о дедушке из Уланского полка, куда он был призван из Казани», - если человек выходец из Российской Федерации в её нынешних, современных границах. И может подтвердить документально дату проживания одного из предков, например, на 1893 год. То есть для принятия в российское гражданство будет достаточно иметь лишь одного из предков по происхождению с территории РФ в её нынешних границах, чье происхождение имеет документальное подтверждения. Разумеется, необходимо также установить конкретный срок «ускоренности» решения о предоставлении гражданства – не более полугода.

3)  Право на автоматическое получение российского гражданства должен иметь каждый, родившийся на территории Российской Федерации по образцу США и других государств. То есть должно действовать «право почвы».

4) Право на получение российского гражданства должен иметь каждый,  где бы он ни родился, чьим отцом или матерью был гражданин России.

5) Разумеется, что для получения гражданств по этим основаниям не надо будет получать разрешения не временное проживание (РВП) и вид на жительство. Соискатель должен получать гражданство минуя эти процедуры.

6) Для обеспечения действия данных изменений следует увеличить количество имеющихся в регионах комиссий по определению «носителей русского языка», предусмотреть их финансирование из государственного бюджета, что возможно будет осуществить за счет госпошлин, которые будут платить претенденты на звание «носителя русского языка», а также сделать такой график их работы, чтобы как можно быстрее решать вопрос с претендентами.

Тоже относится и к численности подразделений, занимающихся вопросами предоставления гражданств на основании «права происхождения» и "права почвы", чье финансирование также может осуществляться из средств, получаемых от госпошлин, взимаемых при подаче соответствующих заявлений.

7) Необходимо законодательно определить включение представителей общественности в состав комиссий по признанию соискателя «носителем русского языка».

3. Следует отменить существующее положение, что судимый на территории других стран не имеет права на получение российского гражданства. То же относится и к лицам, выдворенным или депортированным за административные правонарушения. Относительно предоставления российского гражданства судимым на территории нашей страны должна принимать решения специальная Комиссия. Автоматического не предоставления российского гражданства быть не должно.

4. Необходимо менять практику фактического лишения российского гражданства по статье «необоснованно выданное». Со времени её введения через эту процедуру прошло не менее 150 тысяч человек, многие их которых как раз наши соотечесмтвенники.

5. Необходимо увеличить квоты для получения видов на жительство, разрешения на временное проживание и получение гражданства в российских мегаполисах.

6. Необходимо объединение двух статусов - вида на жительство и разрешения на временное проживание (РВП) в один статус по образцу американской «грин карты». Причем, для получения российского гражданства по основаниям «носитель русского языка», «потомок проживающих на территории Российской Федерации», «родившийся на территории Российской Федерации» получение этого статуса не должно быть обязательным.

7. Следует ввести «Карту соотечественника» на основании имеющегося международного опыта, в частности, аналога «Карты поляка» в Польше. Обладание такого рода документом должно давать право многолетнего безвизового въезда в Российскую Федерацию, а также, возможно, и право на работу в РФ без патента, на ускоренное получение российского гражданства, на учёбу в российских учебных заведениях по льготным расценкам. Стоимость её оформления должна быть примерно равной стоимости двух-трех однократных виз в Россию. Сроки ускоренного получения должны быть ясно определены.

Карты должны выдаваться с применением использования механизма общественных комиссий, по образцу тех, что имеются для получения статуса «носителя русского языка».

 

Московский Юрий Викторович (Юрий Московский), председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», член Совета Всемирного Русского Народного Собора и Межведомственной рабочей группы по вопросам профилактики правонарушений в миграционной среде, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета при Управлении федеральной миграционной службы (УФМС) России по г. Москве (2008-2016 гг.).

 

 

 

Некоторые материалы по теме миграции, размещенные ранее в СМИ Добрососедство:

 

- Юрий Московский: Этнокультурные коммуникации в мегаполисе во время массовых миграций http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_342234

 

- Юрий Московский: «Новые ноябрьские тезисы о миграции»  

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/information/o_338135?rating=up&isNew=0

 

- О мерах противодействия предоставлению незаконных услуг в сфере миграции http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_341456?rating=up&isNew=0

 

- О российском гражданстве, числе его получивших, и некоторые предложения по совершенствованию законодательства в этом направлении

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_336808

 

- Московская миграция. Адаптация и интеграция приезжих в столичном мегаполисе  http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

- О заседании Межведомственной рабочей группы по профилактике правонарушений среди мигрантов  http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_321870?rating=up&isNew=0

 

- Зачем Москве мигранты? Как пандемия отразилась на трудовой миграции столицы

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_318763

 

- Студенты за рубежами (мировая статистика) 

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_59926?rating=up&isNew=0

 

- Урбанизация, миграция, демография и некоторые пути решения связанных с ними проблем в Москве и России.

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_58431

 

 

- Миграционная обстановка в Москве в первой половине 2016 и 2015 гг.

http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_57590?rating=up&isNew=0

 

- Половозрастной состав иностранцев в Российской Федерации из некоторых государств http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_51109

Вернуться назад Версия для печати