В Московском доме национальностей в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России» состоялся семинар «Внутренняя миграция: тенденция развития Московского региона»
Основным докладчиком и ведущим на нём выступит директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство" Московский Юрий Викторович, возглавляющий Комиссию по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
Мы публикуем тезисы его выступления на нашем портале «Добрососедство».
_____________________________________________________________________
Тезисы к семинару
"Внутренняя миграция: тенденции развития Московского региона".
Проект «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России».
Московский Юрий Викторович, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор Информационно-аналитического центра «Прогноз» и проектов Фонда «Добрососедство», член Совета Всемирного Русского Народного Собора
Московский дом национальностей, Зал 4.
21 апреля, 16:00
*******
Миграция в Москву и Московский регион всегда была преимущественно с территорий, ныне относящихся к Центральному Федеральному округу, а также из регионов, примыкающих к нему. То есть это была миграция «внутренняя», однако следует отметить, что общественное внимание в первую склонно обсуждать миграцию, «внешнюю», иностранную и трудовую, мало уделяя внимания приезжающим из регионов собственно Российской Федерации.
Именно иностранцев, причем из Средней Азии, зачастую подразумевают, когда говорят о миграционных процессах, в том числе об адаптации и интеграции приезжих в столичный социум.
Однако главные миграционные потоки в столицу России всегда шли не с территорий условно сопредельных государств, причём это было и в то время, когда многие из них входили в состав единой страны – в Российскую империю, в Союз Советских Социалистических Республик.
Таким образом, на состояние межнациональных отношений, да и на общую ситуацию в столице, значительное влияние оказывала и оказывает миграция внутренняя.
О том, насколько внутренняя миграция преобладает над внешней, видно и из данных переписей населения, 2002 и 2010 гг. (см. Приложение №1). Причем ведь люди национальностей, получившие свои «государства», зачастую проживали на территории как Российской Федерации (РСФСР), так и Москвы и до 1992 года, а многие получили российское гражданство по различным основания после 1992 года, став относится к мигрантам «внутренним».
Власти столицы всегда уделяли значительное внимание этому вопросу, понимая существо проблемы и зачастую не разделяя по некоторым параметрам миграцию внутреннюю и внешнюю.
С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 12 миллионов человек).
А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 148 миллионов. Прирост Москвы обеспечивался в первую очередь за счет миграции в основном из близлежащих регионов современного Центрального Федерального округа.
Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились.
По переписи 1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2010 года русскими в Москве себя назвали 92 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были тогда немцы (около 18 тыс), поляки (9 тыс), евреи (около 5 тыс), татары (4,3 тыс). Причем немцы как правило были не из числа подданных Германии, а потомками родившихся в Империи.
Особенно следует отметить то, что в Москву на протяжении прошлого века шло, по сути, в основном крестьянское переселение. Что, естественно, сказалось как на его характере, так и на городских традициях.
За период с 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 млн. в 1897 года до 11514,3 млн., т.е. в 11 раз, население Московского региона выросло с 2,4 млн. до 18,607 млн., то есть почти в 8 раз, а численность проживающих на территории современной Российской Федерации за тот же период удвоилась.
За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской – более чем в полтора раза и т.д
Численность населения Москвы в различные годы (тыс. чел.)
1810 |
1835 |
1860 |
1863 |
1885 |
1897 |
1910 |
1914 |
1920 |
260 |
340 |
360 |
463 |
800 |
1 040 |
1 500 |
2 119 |
1 027 |
1926 |
1933 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
2 025 |
3 663 |
4 542 |
2 139 |
6 942 |
7 831 |
8 769 |
10 383 |
11 514 |
Численность населения города по данным Росстата (на апрель 2022 г.) составляет 12 632 409 чел.
Согласно сообщениям СМИ (от 8.04.2022г. РИА Новости, https://ria.ru/20220408/naselenie-1782563776.html ) "По предварительным оценкам, в Москве проживает примерно 13 миллионов человек, по итогам предыдущей переписи - 11,7 миллиона. В Московской области - порядка 9 миллионов (было 7,7 миллиона человек)", - сказал представитель Росстата.»
По переписи 2010 г. (данные округлены и приведены в тысячах) следующими за русскими по численности были украинцы (1,4% - 154) , татары (149), армяне (106), азербайджанцы (53), евреи (53), белорусы и грузины по 39, узбеки (36), таджики (27), молдаване (22), киргизы (19), мордва (17), чеченцы (15), чуваши (14), осетины (13), корейцы (10).
К сожалению, в связи с тем, что участие в переписи не обязательно, в неё не попали очень многие приехавшие в Москву, причем как российские граждане, так и иностранцы. Численность последних оценивалась в Москве на тот период примерно в 1 миллион чел., что составляло от 1/3 до ¼ всех находящихся в России иностранцев.
Новые подробности выяснила прошедшая прошлой осенью Всероссийская перепись населения, данные которой мы вскоре получим.
Адаптация и интеграция, всех приезжих, в Московский социум является важнейшей задачей. Но следует отметить, что проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран. Причем это относится как к мигрантам внутренним, так и к внешним.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства»
Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»
В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.
Миграция, приём безотносительно гражданства приезжающих, упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.
Адаптация (социализация) - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.
Интеграция (социальная интеграция) это:
- процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
- формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
- процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.
Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя принятие индивида другими членами группы.
Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.
Об адаптации и интеграции «внутренних мигрантов» прямо или косвенно говорят следующие документы
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации
В Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
….недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.
Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»
Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»
Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.
В их числе касающейся:
регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов
Следует вспомнить, что массовый приезд в Москву в прошлом веке крестьян (внутренняя миграция) сопровождался множеством бытовых и даже цивилизационных конфликтов.
Крестьянская миграция в Москву начала иссякать лишь в 70- годы, и только к середине 80-х годов крупные российские города её в основном переварили. Но, не смотря на то, что приток русского населения из сельской местности в столицу продолжался, его процентное отношение к старожилам было меньшим, к тому же культурная революция, происшедшая в 30-60-е гг. стерла многие культурные отличия, существовавшие между городом и деревней.
В 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств. И, хотя в основном это были славяне[1], но среди них было немало «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии. Конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было.
После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, на смену ей пришла волна другого национального, профессионального и психологического состава – жаждущие найти работу люди из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В плане социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации отстали от мегаполисов лет на 30-40. А начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительное количество рабочих на низкоквалифицированные и относительно невысокооплачиваемые места. И российский рынок труда стали осваивать не российские крестьяне, а жители среднеазиатской сельской местности, обладающие практически тем же менталитетом, что и русские крестьяне XIX - начала XX веков. В результате вновь вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложнённые тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличается от местного населения, к тому же имеет склонность к замкнутости и консолидации. Крестьян сменили дехкане.
Причём ситуация с приездом наших бывших сограждан из экс.СССР, ставших в одночасье иностранцами, возникла не только из-за нехватки собственно российских работников. Внутренняя мобильность у нас, по сравнению с 1990 годом, не смотря на колоссальную безработицу, снизилась вдвое. И это объяснимо. Жилье дорого, зарплата везде, кроме разве Москвы и других мегаполисов, примерно одинакова, ВУЗы открыли свои многочисленные филиалы в регионах, что вдвое увеличило число студентов, при этом призыв в армию солдат-срочников сократился в разы, стройки крупных хозяйственных объектов были свёрнуты. Поэтому строительство, торговля, сфера ЖКХ не только столицы, но и других крупных городов стали принимать приезжих из Центральной Азии, готовых вроде бы работать за более низкую зарплату, чем наши сограждане. К тому же это решало глобальную внешнеполитическую проблему, оттягивая недовольных из постсоветских государств, что давало время на проведение там реформ и стабилизацию.
Любопытно, что во времена крестьянского переселения в города русского населения на первом этапе был типичен приезд сначала молодых мужчин, и только потом начался приезд женщин и девушек на учёбу и работу (вспомните хотя бы фильм «Москва слезам не верит»)
В XIX и начале XX века в Москве преобладали мужчины. А вот в сельской местности столичного региона была обратная картина - преобладали женщины. Это было обусловлено тогдашним положением деревни Центральной России: скудные подзолистые почвы не могли обеспечить растущее сельское население. Чтобы выжить, большая часть селян занималась различными промыслами. Другим способом получить дополнительный доход было отходничество на заработки в город.
Часто крестьянин уходил на работу в город осенью, закончив сельскохозяйственные работы, а весной снова возвращался в деревню. Потом он мог переехать в город ненадолго, но все еще возвращался ежегодно на сельскохозяйственные работы. Наконец он переезжал в город и перевозил туда свою семью.
Как это напоминает современную миграцию из Средней Азии и республик Юга России - Северного Кавказа…
Относительное снижение миграционных потоков (при всей их абсолютной многочисленности), большая укоренёность жителей (порой формально разных национальностей) сказалось весьма положительно на социальной обстановке в городе. Меньший миграционный стресс, в совокупности с колоссальной работой, проводимой городскими и федеральными властями, привели к тому, что, например, за последние 10 лет значительно снизилась преступность в городе, он стал действительно безопасным и добрым.
И значительная заслуга в этом в проведенных комплексах мероприятий, важная составляющая которых приходится на Департамент национальной политики и региональных связей Правительства Москвы и на Московский дом национальностей.
Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям в ноябре 2020 года в Нальчике сказал: "Для всех регионов актуальны и темы миграции, в целом миграционной политики. Нужны продуманные эффективные меры по социальной адаптации мигрантов". На этой встрече подчеркивалось, что «доля детей мигрантов в российских школах должна быть такой, чтобы можно было адаптировать их к языковой и культурной среде».
Причём это относится не только к внешней миграции.
В Москве принята СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА
МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Она неотделима от федеральной Стратегии. Её суть в сбережении и развитии города и той уникальной общности людей, которая сложилась в Москве за столетия. Как сказано в этом документе наш город «стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство».
Правительство Москвы уделяет большое значение теме межнациональных отношений, большое влияние на которые оказывают миграционные процессы.
Согласно его ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 17 декабря 2019 года N 1712-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 312-ПП» были внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 312-ПП "О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года" (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 сентября 2018 г. N 1036-ПП),
Согласно данному документу:
п.2.1 «Город Москва - столица России - является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей - русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения…»
п. 2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.
п. 2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.
По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.
2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы…»
2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра "маятниковой" миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.
2.11. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве: ….
2.11.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обусловливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.»
Имеет большое значение «Нарастание миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке, социально-политического кризиса на территории Украины. (п. 2.13.1.)
Стратегией отмечено что «возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики в городе Москве», в их числе «Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов)». (п.2.13.3.), а также «Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения, создает предпосылки для нарушения сложившейся традиционной историко-культурной среды проживания, что требует учета данного фактора и принятия дополнительных профилактических мер» (п. 2.13.6.).
Среди целей национальной политики города Москвы в Стратегии указаны.
3.1.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств при соблюдении их прав вне зависимости от численности и религиозной принадлежности, что создает более прочную основу для многонационального единения.
3.1.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.
3.1.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.
3.1.6. Социальная и культурная адаптация мигрантов и интеграция иммигрантов в городское сообщество.
Среди основные направлений и задач национальной политики города Москвы указана и «Реализация национальной политики в сфере миграции, содействие адаптации мигрантов и интеграции иммигрантов в городское сообщество при уважении интересов и традиций москвичей» (4.6):
Для чего происходит:
4.6.3. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области миграции и национальных отношений.
4.6.4. Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.
4.6.5. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах. …
4.6.6. Вовлечение общественных объединений, национально-культурных автономий в процесс социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, противодействие их нелегальному трудоустройству на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.
4.6.7. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.
Важным представляется, что в Стратегии указаны следующие положения:
- Развитие практики заключения соглашений между органами исполнительной власти города Москвы и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной, межрегиональной политики и миграции (п. 4.9.1.).
- Осуществление взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и Московской области в сфере координации национальной и миграционной политики регионов, противодействия идеологии и проявлениям экстремизма и терроризма в целях обеспечения сбалансированного, комплексного и системного развития, обеспечения безопасности и многонационального единства московской агломерации в целом, в том числе с учетом Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона (п. 4.9.2.)…
- Проведение скоординированной национально-культурной и миграционной политики в городе Москве и Московской области (пр. 7.1.5.).
Таким образом, Стратегия уделяет большое внимание теме внутренней, в том числе, маятниковой миграции, взаимодействию с регионами России.
Это и не удивительно. Москва (в её нынешних границах), выросла численно с 1897 года примерно в 10 раз, в основном за счет приезжающих в неё из близлежащих регионов России. Лишь недавно, впервые за столетия более половины проживающих в столице москвичей тут и родились.
Таким образом, если смотреть по принятой научной классификации на одного мигранта «внешнего» приходится минимум 7 «внутренних».
Однако даже эти люди нуждались и нуждаются в адаптации и интеграции к мегаполису, в скорейшем преодолении «миграционного стресса» как такового.
В то же время в Москву приезжали и приезжают жители и более отдаленных регионов страны, причем разных национальностей, религий и культур, что имеет значение для самоощущения «старожильческого населения».
И хотя темпы миграции в Москву по сравнению с периодом до 1991 года значительно снизились, но, тем не менее, абсолютные цифры приезда в столицу громадны, чему способствует как экономическая ситуация, так и демография в регионах со значительным сельским населением, где традиционно рождаемость выше, чем в городах. А это, прежде всего, юг России и ряд территорий Поволжья.
И приезжающей оттуда молодежи, детям и подросткам требуется уделять повышенное внимание, чтобы они знали, что являются полноправными жителями Города, предоставляющему им права и возможности в соответствии со своими традициями, законами и Конституцией страны.
Приложение 1
Перепись населения 2002 и 2010 г., национальный состав РФ (ряд национальностей)
Национальность |
2002 г.
|
2010 |
Азербайджанцы |
621 840 |
603 070 |
Армяне |
1 130 491 |
1 182 388 |
Башкиры |
1 673 389 |
1 584 554 |
Белорусы |
807 970 |
521 443 |
Вьетнамцы |
26 206 |
13 954 |
Гагаузы |
12 210 |
13 690 |
Грузины |
197 934 |
157 803 |
Евреи |
229 938 |
156 801 |
Ингуши |
413 016 |
444 833 |
Киргизы |
31 808 |
103 422 |
Китайцы |
34 577 |
28 943 |
Корейцы |
148 556 |
153 156 |
Молдаване |
172 330 |
156 400 |
Немцы |
597 212 |
394 138 |
Русские |
115 889 107 |
111 016 896 |
Казаки |
140 028 |
67 573 |
Поморы |
6 571 |
3 113 |
Сибиряки |
10 |
1466 |
Таджики |
120 136 |
200 303 |
Татары |
5 554 601 |
5 310 649 |
Турки |
92 415 |
105 058 |
Туркмены |
33 053 |
36 885 |
Узбеки |
122 916 |
289 862 |
Украинцы |
2 942 961 |
1 927 988 |
Цыгане |
182 766 |
204 958 |
Черкесы |
60 517 |
73 184 |
Чеченцы |
1 360 253 |
1 431 360 |
Чуваши |
1 637 094 |
1 435 872 |
Якуты |
443 852 |
478 085 |
Казахи |
653 962 |
647 735 |
Калмыки |
173 996 |
183 372 |
Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников |
1,5 млн |
1,8 млн + 3,6 млн. переписанных по домовым книгам Итого 5,4 млн. |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobrososedstvo.info)
Перепись населения 2002, Московский регион, Национальный состав
Национальность
|
Москва 2002 |
Московская область 2002 |
Всего |
всего
|
10 382 754 |
6 618 538 |
17 001 292 |
Русские |
8 808 009 |
6 022 763 |
14 830 772 |
казаки |
548 |
559 |
1007 |
Поморы |
10 |
9 |
19 |
Азербайджанцы |
95 563 |
14 651 |
110 214 |
Армяне |
124 425 |
39 660 |
164 085 |
Белорусы |
59 353 |
42 212 |
101 565 |
Вьетнамцы |
15 616 |
220 |
15 836 |
Грузины |
54 387 |
9 888 |
64 275 |
Евреи |
79 359 |
9 899 |
89 258 |
Казахи |
7 997 |
2 493 |
10 490 |
Корейцы |
8 630 |
3 232 |
11 862 |
Киргизы |
4 102 |
592 |
4694 |
Китайцы |
12 801 |
Нет данных |
|
Молдаване |
36 570 |
10 418 |
46 988 |
Мордва |
23 387 |
21 856 |
45 243 |
Немцы |
5 271 |
4607 |
9877 |
Осетины |
10 561 |
2389 |
12 950 |
Таджики |
35 385 |
3 404 |
38 789 |
Татары |
166 083 |
52 851 |
218 934 |
Турки |
2 358 |
341 |
2 699 |
Узбеки |
24 312 |
4 183 |
28 495 |
Украинцы |
253 644 |
147 808 |
401 452 |
Цыгане |
974 |
1511 |
2 485 |
Чеченцы |
14 465 |
1 941 |
16 406 |
Чуваши |
16 011 |
12 530 |
28 541 |
Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников 417 126 |
172 090 |
589 216 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobrososedstvo.info)
Перепись населения 2010 и 2002 гг., Московский регион, национальный состав
Национальность
|
Москва (2010) |
Московская область (2010) |
Всего в Московском регионе в 2010 |
Всего в Московском регионе в 2002
|
всего
|
11 503 501 |
7 095 120 |
18 598 621 |
17 001 292 |
Русские
|
9 930 410 (91,6%) |
6 202 672 (92,9%) |
16 133 082 |
14 830 772 |
Украинцы
|
154 104 (1,4%) |
119 474 (1,8%) |
273 578 |
401 452 |
Татары
|
149 043 (1,4%) |
56 202 (1,1%) |
205 245 |
218 934 |
Армяне
|
106 466 (1%) |
63 306 (1%) |
169 772 |
164 085 |
Азербайджанцы
|
57 123 |
19 611 |
76 734 |
110 214 |
Узбеки
|
35 595 |
25 773 |
61 368 |
28 495 |
Евреи
|
53 145 |
7 164 |
60 309 |
89 258 |
Белорусы
|
39 225 |
31 665 |
70 890 |
101 565 |
Грузины
|
38 934 |
10 556 |
49 493 |
64 275 |
Молдаване
|
21 699 |
19 611 |
41 310 |
46 988 |
Таджики
|
27 280 |
12 466 |
39 746 |
38 789 |
Мордва
|
17 095 |
19 061 |
36 156 |
45 243 |
Киргизы |
18 736 |
4 913 |
23 649
|
4 694 |
Чуваши
|
14 313 |
7 164 |
21 477 |
28 541 |
Чеченцы
|
14 524 |
2 286 |
16 910 |
16 406 |
Корейцы
|
9 783 |
5 537 |
15 320 |
11 862 |
Осетины
|
11 311 |
3 427 |
14 738 |
12 950 |
Казахи
|
9 393 |
3 507 |
12 900 |
10 490 |
Немцы |
4 817 |
4 061 |
8 878 |
9877 |
Башкиры
|
6 609 |
3975 |
10 584 |
|
Вьетнамцы
|
2 970 |
220 |
3 190 |
15 836 |
Китайцы
|
3 222 |
нет данных |
|
|
Не указавшие национальную принадлежность + сведения о коих получены из административных источников 668 409 |
109 595 |
778 004 |
589 216 |
|
Другие национальности
|
|
109 595 |
|
|
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата
Гражданство по переписи населения в 2002 г.
Страны СНГ
|
906 314 |
Афганистан
|
8 221 |
Азербайджан
|
154 911 |
Вьетнам
|
22 545 |
Армения
|
136 841 |
Израиль
|
1 016 |
Белоруссия
|
40 330 |
Китай
|
30 598 |
Грузия
|
52 918 |
Турция
|
4 991 |
Казахстан
|
69 472 |
Туркмения |
6 417 |
Киргизия
|
28 843 |
Узбекистан
|
70 871 |
Молдавия
|
50 988 |
Украина
|
230 558 |
Таджикистан
|
64 165 |
Без гражданства
|
429 891 |
|
|
Гражданство не указано |
1 269 023 |
Население по гражданству
(по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов )
|
Тыс. человек |
В % к указавшим гражданство |
||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
|
Все население в том числе: |
145167 |
142857 |
|
|
указавшие гражданство |
143898 |
138722 |
100,0 |
100,0 |
из них |
|
|
|
|
граждане России |
142443 |
137857 |
98,99 |
99,38 |
из них имеющие два гражданства |
44 |
79 |
0,03 |
0,06 |
иностранные граждане |
1025 |
687 |
0,71 |
0,49 |
из них имеющие гражданство: |
|
|
|
|
государств-участников СНГ |
853 |
579 |
0,59 |
0,42 |
в том числе: |
|
|
|
|
Азербайджана |
155 |
68 |
0,10 |
0,05 |
Армении |
137 |
59 |
0,10 |
0,04 |
Беларуси |
40 |
28 |
0,03 |
0,02 |
Казахстана |
69 |
28 |
0,05 |
0,02 |
Киргизии |
29 |
45 |
0,02 |
0,03 |
Молдавии |
51 |
34 |
0,04 |
0,02 |
Таджикистана |
64 |
87 |
0,04 |
0,07 |
Туркмении |
6 |
6 |
0,00 |
0,00 |
Узбекистана |
71 |
131 |
0,05 |
0,10 |
Украины
|
231 |
93 |
0,16 |
0,07 |
других государств
|
172 |
108 |
0,12 |
0,07 |
без гражданства
|
430 |
178 |
0,30 |
0,13 |
не указавшие гражданство
|
1269 |
4135 (Включая тех, сведения о ком получены из административных источников) |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Московский Юрий Викторович ((Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, http://www.dobro-sosedstvo.ru
[1] По переписи 1989 г. славян в СССР было свыше 201 миллиона.
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться