"Внутренняя миграция: тенденции развития Московского региона"

В  Московском доме национальностей в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России» состоялся семинар «Внутренняя миграция: тенденция развития Московского региона»

Основным докладчиком и ведущим на нём выступит директор проектов Фонда развития международных связей "Добрососедство" Московский Юрий Викторович, возглавляющий Комиссию по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.

Мы публикуем тезисы его выступления на нашем портале «Добрососедство».

_____________________________________________________________________

Тезисы к семинару

"Внутренняя миграция: тенденции развития Московского региона". 

Проект «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России».

Московский Юрий Викторович, председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор Информационно-аналитического центра «Прогноз» и проектов Фонда «Добрососедство», член Совета Всемирного Русского Народного Собора

Московский дом национальностей, Зал 4.

21 апреля, 16:00

 

*******

Миграция в Москву и Московский регион  всегда была преимущественно с территорий, ныне относящихся к Центральному Федеральному округу, а также из регионов, примыкающих к нему. То есть это была миграция «внутренняя»,  однако следует отметить, что общественное внимание в первую склонно обсуждать миграцию, «внешнюю», иностранную и трудовую, мало уделяя внимания приезжающим из регионов собственно Российской Федерации.

Именно иностранцев, причем из Средней Азии, зачастую подразумевают, когда говорят о миграционных процессах, в том числе об адаптации и интеграции приезжих в столичный социум.

Однако главные миграционные потоки в столицу России всегда шли не с территорий условно сопредельных государств, причём это было и в то время, когда многие из них входили в состав единой страны – в Российскую империю, в Союз Советских Социалистических Республик.

Таким образом, на состояние межнациональных отношений, да и на общую ситуацию в столице, значительное влияние оказывала и оказывает миграция внутренняя.

О том, насколько внутренняя миграция преобладает над внешней, видно и из данных переписей населения, 2002 и 2010 гг. (см. Приложение №1). Причем ведь люди национальностей, получившие свои «государства», зачастую проживали на территории как Российской Федерации (РСФСР), так и Москвы и до 1992 года, а многие получили российское гражданство по различным основания после 1992 года, став относится к мигрантам «внутренним».

Власти столицы всегда уделяли значительное внимание этому вопросу, понимая существо проблемы и зачастую не разделяя по некоторым параметрам миграцию внутреннюю и внешнюю.

С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 12 миллионов человек).

А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 148 миллионов. Прирост Москвы обеспечивался в первую очередь за счет миграции в основном из близлежащих регионов современного Центрального Федерального округа.

Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились.

По переписи  1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2010 года русскими в Москве себя назвали 92 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были тогда немцы (около 18 тыс), поляки (9 тыс), евреи (около 5 тыс), татары (4,3 тыс). Причем немцы как правило были не из числа подданных Германии, а потомками родившихся в Империи.

Особенно следует отметить то, что в Москву на протяжении прошлого века шло, по сути, в основном крестьянское переселение. Что, естественно, сказалось как на его характере, так и на городских традициях.

За период с 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 млн. в 1897 года до 11514,3 млн., т.е. в 11 раз, население Московского региона выросло с 2,4 млн. до 18,607 млн., то есть почти в 8 раз, а численность проживающих на территории современной Российской Федерации за тот же период удвоилась.

За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской – более чем в полтора раза и т.д

Численность населения Москвы в различные годы (тыс. чел.)

1810 

1835

1860 

1863 

1885 

1897 

1910

1914

1920

260 

340

360

463

800

1 040

1 500

2 119

1 027

 

1926

1933

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

2 025

3 663

4 542

2 139

6 942

7 831

8 769

10 383

11 514

Численность населения города по данным Росстата (на апрель 2022 г.) составляет 12 632 409 чел.

Согласно сообщениям СМИ (от  8.04.2022г. РИА Новости, https://ria.ru/20220408/naselenie-1782563776.html ) "По предварительным оценкам, в Москве проживает примерно 13 миллионов человек, по итогам предыдущей переписи - 11,7 миллиона. В Московской области - порядка 9 миллионов (было 7,7 миллиона человек)", - сказал представитель Росстата

По переписи 2010 г. (данные округлены и приведены в тысячах) следующими за русскими по численности были украинцы (1,4% - 154) , татары (149),  армяне (106), азербайджанцы (53), евреи (53), белорусы и грузины по 39, узбеки (36), таджики (27), молдаване (22), киргизы (19), мордва (17), чеченцы (15), чуваши (14), осетины (13), корейцы (10).

К сожалению, в связи с тем, что участие в переписи не обязательно, в неё не попали очень многие приехавшие в Москву, причем как российские граждане, так и иностранцы. Численность последних оценивалась в Москве на тот период примерно в 1 миллион чел., что составляло от 1/3 до ¼ всех находящихся в России иностранцев.

Новые подробности выяснила прошедшая прошлой осенью Всероссийская перепись населения, данные которой мы вскоре получим.

Адаптация и интеграция, всех приезжих, в Московский социум является важнейшей задачей. Но следует отметить, что проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран. Причем это относится как к мигрантам внутренним, так и к внешним.

Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства»

 

Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»

В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.

Миграция, приём безотносительно гражданства приезжающих, упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.

Адаптация (социализация) -  процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.

Интеграция (социальная интеграция) это:

  • процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
  • формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
  • процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.

Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя  принятие индивида другими членами группы.

Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.

Об адаптации и интеграции «внутренних мигрантов» прямо или косвенно говорят следующие документы

  • Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
  • Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
  • Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации

В Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:

….недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.

Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»

Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»

Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.

В их числе касающейся:

регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;

признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов

Следует вспомнить, что массовый приезд в Москву в прошлом веке крестьян (внутренняя миграция) сопровождался множеством бытовых и даже цивилизационных конфликтов.

Крестьянская миграция в Москву начала иссякать лишь в 70- годы, и только к середине 80-х годов крупные российские города её в основном переварили. Но, не смотря на то, что приток русского населения из сельской местности в столицу продолжался, его процентное отношение к старожилам было меньшим, к тому же культурная революция, происшедшая в 30-60-е гг. стерла многие культурные отличия, существовавшие между городом и деревней.

В 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств. И, хотя в основном это были славяне[1], но среди них было немало «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии. Конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было.

После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, на смену ей пришла волна другого национального, профессионального и психологического состава – жаждущие найти работу люди из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В плане социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации отстали от мегаполисов лет на 30-40. А начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительное количество рабочих на низкоквалифицированные и относительно невысокооплачиваемые места. И российский рынок труда стали осваивать не российские крестьяне, а жители среднеазиатской сельской местности, обладающие практически тем же менталитетом, что и русские крестьяне XIX - начала XX веков. В результате вновь вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложнённые тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличается от местного населения, к тому же имеет склонность к замкнутости и консолидации. Крестьян сменили дехкане.

Причём ситуация с приездом наших бывших сограждан из экс.СССР, ставших в одночасье иностранцами, возникла не только из-за нехватки собственно российских работников. Внутренняя мобильность у нас, по сравнению с 1990 годом, не смотря на колоссальную безработицу, снизилась вдвое. И это объяснимо. Жилье дорого, зарплата везде, кроме разве Москвы и других мегаполисов, примерно одинакова, ВУЗы открыли свои многочисленные филиалы в регионах, что вдвое увеличило число студентов, при этом призыв в армию солдат-срочников сократился в разы, стройки крупных хозяйственных объектов были свёрнуты. Поэтому строительство, торговля, сфера ЖКХ не только столицы, но и других крупных городов стали принимать приезжих из Центральной Азии, готовых вроде бы работать за более низкую зарплату, чем наши сограждане. К тому же это решало глобальную внешнеполитическую проблему, оттягивая недовольных из постсоветских государств, что давало время на проведение там реформ и стабилизацию.

Любопытно, что во времена крестьянского переселения в города русского населения на первом этапе был типичен приезд сначала молодых мужчин, и только потом начался приезд женщин и девушек на учёбу и работу (вспомните хотя бы фильм «Москва слезам не верит»)

В XIX и начале XX века в Москве преобладали мужчины. А вот в сельской местности столичного региона была обратная картина - преобладали женщины. Это было обусловлено тогдашним положением деревни Центральной России: скудные подзолистые почвы не могли обеспечить растущее сельское население. Чтобы выжить, большая часть селян занималась различными промыслами. Другим способом получить дополнительный доход было отходничество на заработки в город.

Часто крестьянин уходил на работу в город осенью, закончив сельскохозяйственные работы, а весной снова возвращался в деревню. Потом он мог переехать в город ненадолго, но все еще возвращался ежегодно на сельскохозяйственные работы. Наконец он переезжал в город и перевозил туда свою семью.

Как это напоминает современную миграцию из Средней Азии и республик Юга России - Северного Кавказа…

Относительное снижение миграционных потоков (при всей их абсолютной многочисленности), большая укоренёность жителей (порой формально разных национальностей) сказалось весьма положительно на социальной обстановке в городе. Меньший миграционный стресс, в совокупности с колоссальной работой, проводимой городскими и федеральными властями, привели к тому, что, например, за последние 10 лет значительно снизилась преступность в городе, он стал действительно безопасным и добрым.

И значительная заслуга в этом в проведенных комплексах мероприятий, важная составляющая которых приходится на Департамент национальной политики и региональных связей Правительства Москвы и на Московский дом национальностей.

Президент России В.В. Путин, выступая на заседании Совета по межнациональным отношениям в ноябре 2020 года в Нальчике сказал: "Для всех регионов актуальны и темы миграции, в целом миграционной политики. Нужны продуманные эффективные меры по социальной адаптации мигрантов". На этой встрече подчеркивалось, что «доля детей мигрантов в российских школах должна быть такой, чтобы можно было адаптировать их к языковой и культурной среде».

Причём это относится не только к внешней миграции.

В Москве принята СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА

МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Она  неотделима от федеральной Стратегии. Её суть в сбережении и развитии города и той уникальной общности людей, которая сложилась в Москве за столетия. Как сказано в этом документе наш город «стал центром формирования российского государства, объединяя многие народы, языки, культуры и религии на основе общих духовно-нравственных ценностей, идей патриотизма. Город Москва, став столицей, сохраняя связь времен и поколений, единый культурный цивилизационный код, основанный на русской культуре и русском языке, а также историко-культурном наследии всех народов России, создал великое, исторически успешное многонациональное государство».

Правительство Москвы уделяет большое значение теме межнациональных отношений, большое влияние на которые оказывают миграционные процессы.

Согласно его ПОСТАНОВЛЕНИЮ от 17 декабря 2019 года N 1712-ПП  «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 312-ПП» были внесены  изменения в постановление Правительства Москвы от 6 июня 2016 г. N 312-ПП "О Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года" (в редакции постановления Правительства Москвы от 4 сентября 2018 г. N 1036-ПП),

Согласно данному документу:

п.2.1 «Город Москва - столица России - является субъектом Российской Федерации с многонациональной структурой населения, на территории которого проживает более 12 млн. человек, представляющих свыше 160 этнических общностей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья. Абсолютное национальное большинство москвичей - русские. Значительную долю городского населения составляют украинцы, белорусы, татары, армяне, азербайджанцы и евреи. Остальные национальные группы составляют менее 0,5 процента населения…»

п. 2.2. В столице Российской Федерации зарегистрированы и осуществляют свою деятельность более 100 национальных общественных объединений и более 80 национально-культурных автономий.

п. 2.3. За период реализации настоящей Стратегии с 2016 по 2019 годы достигнуты существенные результаты в обеспечении межнационального мира и согласия в городе Москве, как и в Российской Федерации в целом.

По итогам социологических опросов большинство жителей города Москвы настроены на сотрудничество с людьми других национальностей и оценивают межнациональные отношения как стабильные и спокойные.

2.4. В столице создан и на системной основе работает механизм реализации Стратегии, который охватывает практически все сферы жизнедеятельности города Москвы и включает, наряду с органами государственной власти города Москвы, национально-культурные автономии, общественные объединения, научно-исследовательские центры, образовательные организации и средства массовой информации. Общую координацию разработки и осуществления национальной политики города Москвы осуществляет Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, который является функциональным органом исполнительной власти города Москвы…»

2.10. Все большее влияние на состояние и развитие национальной политики города Москвы и страны в целом оказывает фактор повышения роли крупнейших городских агломераций, к числу которых относится город Москва, а сама национальная политика становится объектом пространственного, регионального, демографического, культурного и других сфер развития. Эти факторы требуют в большей степени учитывать специфику межнациональных отношений в городе Москве как региона с высокой миграционной активностью, в том числе центра "маятниковой" миграции, со сложным этническим и религиозным составом населения. Особую роль при этом играет Соглашение между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона от 15 февраля 2018 г.

2.11. Особенности города Москвы, влияющие на характер межнациональных отношений и содержание национальной политики, заключаются в том, что город Москва выступает в качестве: ….
2.11.2. Экономического и финансового центра Российской Федерации, наиболее сильного в экономическом плане субъекта Российской Федерации, что обусловливает высокую степень межнационального и межрелигиозного взаимодействия, интенсивность межрегиональной и международной миграции, прежде всего трудовой.»

Имеет большое значение «Нарастание миграции в город Москву из субъектов Российской Федерации и других государств, а также последствия миграционного кризиса в Европе и на Ближнем Востоке, социально-политического кризиса на территории Украины. (п. 2.13.1.)

Стратегией отмечено что «возник ряд новых факторов, непосредственно влияющих на цели, задачи и направления реализации национальной политики в городе Москве», в их числе «Трудности в социокультурной и языковой адаптации мигрантов к московской и общероссийской среде в целом, сохраняющиеся риски к формированию обособленных языковых и культурных сообществ (этнических анклавов)». (п.2.13.3.), а также «Увеличение территории города Москвы в 2,5 раза в 2012 году за счет присоединения обширных, слабо урбанизированных территорий с иным типом расселения жителей, численность которых быстро растет, в том числе за счет внутренней и внешней миграции населения, создает предпосылки для нарушения сложившейся традиционной историко-культурной среды проживания, что требует учета данного фактора и принятия дополнительных профилактических мер» (п. 2.13.6.).

Среди целей национальной политики города Москвы в Стратегии указаны.

3.1.3. Гармонизация отношений национального большинства и национальных меньшинств при соблюдении их прав вне зависимости от численности и религиозной принадлежности, что создает более прочную основу для многонационального единения.
3.1.4. Сохранение, соразмерное развитие и поддержка сложившейся национальной структуры городского сообщества путем рациональной демографической и миграционной политики.
3.1.5. Обеспечение высокого уровня региональной безопасности города Москвы и качества государственного управления в сфере национальной политики.
3.1.6. Социальная и культурная адаптация мигрантов и интеграция иммигрантов в городское сообщество.

Среди основные направлений и задач национальной политики города Москвы указана и «Реализация национальной политики в сфере миграции, содействие адаптации мигрантов и интеграции иммигрантов в городское сообщество при уважении интересов и традиций москвичей» (4.6):

Для чего происходит:

4.6.3. Осуществление взаимодействия между органами исполнительной власти города Москвы, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере миграции, и институтами гражданского общества в области миграции и национальных отношений.
4.6.4. Создание условий для социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, изучения русского языка, приобщения мигрантов к ценностям, культуре и традициям москвичей.

4.6.5. Формирование условий, препятствующих созданию в городе Москве различного рода национальных территориальных образований (этнических анклавов), изменению сложившегося национального состава на местах. …

4.6.6. Вовлечение общественных объединений, национально-культурных автономий в процесс социальной и культурной адаптации мигрантов, интеграции иммигрантов в городское сообщество, противодействие их нелегальному трудоустройству на основе использования инфраструктуры многофункциональных миграционных, культурных, просветительских и образовательных организаций.

4.6.7. Анализ, прогнозирование и предупреждение негативных влияний национальных, миграционных и цивилизационных процессов в мире на этнодемографическую ситуацию в городе Москве.

Важным представляется, что в Стратегии указаны следующие положения:

- Развитие практики заключения соглашений между органами исполнительной власти города Москвы и субъектами Российской Федерации о совместной деятельности в области национальной, межрегиональной политики и миграции (п. 4.9.1.).
- Осуществление взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и Московской области в сфере координации национальной и миграционной политики регионов, противодействия идеологии и проявлениям экстремизма и терроризма в целях обеспечения сбалансированного, комплексного и системного развития, обеспечения безопасности и многонационального единства московской агломерации в целом, в том числе с учетом Соглашения между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона (п. 4.9.2.)…
- Проведение скоординированной национально-культурной и миграционной политики в городе Москве и Московской области (пр. 7.1.5.).

Таким образом, Стратегия уделяет большое внимание теме внутренней, в том числе, маятниковой  миграции, взаимодействию с регионами России.

Это и не удивительно. Москва (в её нынешних границах), выросла численно с 1897 года примерно в 10 раз, в основном за счет приезжающих в неё из близлежащих регионов России. Лишь недавно, впервые за столетия более половины проживающих в столице москвичей тут и родились. 

Таким образом, если смотреть по принятой научной классификации на одного мигранта «внешнего» приходится минимум 7 «внутренних».

Однако даже эти люди нуждались и нуждаются  в адаптации и интеграции к мегаполису, в скорейшем преодолении  «миграционного стресса» как такового.

В то же время в Москву приезжали и приезжают жители и более отдаленных регионов страны, причем разных национальностей, религий и культур, что имеет значение для самоощущения «старожильческого населения».

И хотя темпы миграции в Москву по сравнению с периодом до 1991 года значительно снизились, но, тем не менее, абсолютные цифры приезда в столицу громадны, чему способствует как экономическая ситуация, так и демография в регионах со значительным сельским населением, где традиционно рождаемость выше, чем в городах. А это, прежде всего, юг России и ряд территорий Поволжья.

И приезжающей оттуда молодежи, детям и подросткам требуется уделять повышенное внимание, чтобы они знали, что являются полноправными жителями Города, предоставляющему им права и возможности в соответствии со своими традициями, законами и Конституцией страны.

Приложение 1

Перепись населения 2002 и 2010 г., национальный состав РФ (ряд национальностей)

Национальность

2002 г.

 

2010

Азербайджанцы

621 840

603 070

Армяне

1 130 491

1 182 388

Башкиры

1 673 389

1 584 554

Белорусы

807 970

521 443

Вьетнамцы

26 206

13 954

Гагаузы

12 210

13 690

Грузины

197 934

157 803

Евреи

229 938

156 801

Ингуши

413 016

444 833

Киргизы

31 808

103 422

Китайцы

34 577

28 943

Корейцы

148 556

153 156

Молдаване

172 330

156 400

Немцы

597 212

394 138

Русские

115 889 107

111 016 896

Казаки

140 028

67 573

Поморы

6 571

3 113

Сибиряки

10

1466

Таджики

120 136

200 303

Татары

5 554 601

5 310 649

Турки

92 415

105 058

Туркмены

33 053

36 885

Узбеки

122 916

289 862

Украинцы

2 942 961

1 927 988

Цыгане

182 766

204 958

Черкесы

60 517

73 184

Чеченцы

1 360 253

1 431 360

Чуваши

1 637 094

1 435 872

Якуты

443 852

478 085

Казахи

653 962

647 735

Калмыки

173 996

183 372

Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников

1,5 млн

1,8 млн + 3,6 млн. переписанных по домовым книгам

Итого 5,4 млн.

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobrososedstvo.info)

Перепись населения 2002, Московский регион, Национальный состав

Национальность

 

Москва

2002 

Московская область

2002 

Всего 

всего

 

10 382 754

6 618 538

17 001 292

Русские

8 808 009

6 022 763

14 830 772

казаки

548

559

1007

Поморы

10

9

19

Азербайджанцы

95 563

14 651

110 214

Армяне

124 425

39 660

164 085

Белорусы

59 353

42 212

101 565

Вьетнамцы

15 616

220

15 836

Грузины

54 387

9 888

64 275

Евреи

79 359

9 899

89 258

Казахи

7 997

2 493

10 490

Корейцы

8 630

3 232

11 862

Киргизы

4 102

592

4694

Китайцы

12 801

Нет данных

 

Молдаване

36 570

10 418

46 988

Мордва

23 387

21 856

45 243

Немцы

5 271

4607

9877

Осетины

10 561

2389

12 950

Таджики

35 385

3 404

38 789

Татары

166 083

52 851

218 934

Турки

2 358

341

2 699

Узбеки

24 312

4 183

28 495

Украинцы

253 644

147 808

401 452

Цыгане

974

1511

2 485

Чеченцы

14 465

1 941

16 406

Чуваши

16 011

12 530

28 541

Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников

417 126

172 090

589 216

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobrososedstvo.info)


Перепись населения 2010 и 2002 гг., Московский регион, национальный состав

Национальность

 

Москва

(2010) 

Московская область

(2010) 

Всего

в Московском регионе в 2010

Всего

в Московском регионе в 2002

 

всего

 

11 503 501

7 095 120

18 598 621

17 001 292

Русские

 

9 930 410 (91,6%)

6 202 672 (92,9%)

16 133 082

14 830 772

Украинцы

 

154 104 (1,4%)

119 474 (1,8%)

273 578

401 452

Татары

 

149 043 (1,4%)

56 202 (1,1%)

205 245

218 934

Армяне

 

106 466 (1%)

63 306 (1%)

169 772

164 085

Азербайджанцы

 

57 123

19 611

76 734

110 214

Узбеки

 

35 595

25 773

61 368

28 495

Евреи

 

53 145

7 164

60 309

89 258

Белорусы

 

39 225

31 665

70 890

101 565

Грузины

 

38 934

10 556

49 493

64 275

Молдаване

 

21 699

19 611

41 310

46 988

Таджики

 

27 280

12 466

39 746

38 789

Мордва

 

17 095

19 061

36 156

45 243

Киргизы

18 736

4 913 

23 649

 

4 694

Чуваши

 

14 313

7 164

21 477

28 541

Чеченцы

 

14 524

2 286

16 910

16 406

Корейцы

 

9 783

5 537

15 320

11 862

Осетины

 

11 311

3 427

14 738

12 950

Казахи

 

9 393

3 507

12 900

10 490

Немцы

4 817

4 061

8 878

9877

Башкиры

 

6 609

3975

10 584

 

Вьетнамцы

 

2 970

220 

3 190

15 836

Китайцы

 

3 222

нет данных

 

 

Не указавшие национальную принадлежность + сведения о коих получены из административных источников                                668 409

109 595

778 004

589 216

Другие национальности

 

 

109 595

 

 

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский (Московский Ю.В.) по материалам Росстата


 

Гражданство по переписи населения в 2002 г.

Страны СНГ

 

906 314

Афганистан

 

8 221

Азербайджан

 

154 911

Вьетнам

 

22 545

Армения

 

136 841

Израиль

 

1 016

Белоруссия

 

40 330

Китай

 

30 598

Грузия

 

52 918

Турция

 

4 991

Казахстан

 

69 472

Туркмения

6 417

Киргизия

 

28 843

Узбекистан

 

70 871

Молдавия

 

50 988

Украина

 

230 558

Таджикистан

 

64 165

Без гражданства

 

429 891

 

 

 

Гражданство не указано

1 269 023

 

Население по гражданству

(по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов )

 

Тыс. человек

В % к указавшим

гражданство

2002 г.

2010 г.

2002 г.

2010 г.

Все население

         в том числе:

145167

142857

 

 

 указавшие гражданство

143898

138722

100,0

100,0

      из них

 

 

 

 

   граждане России

142443

137857

98,99

99,38

       из них имеющие два гражданства

44

79

0,03

0,06

   иностранные граждане          

1025

687

0,71

0,49

        из них имеющие гражданство:

 

 

 

 

    государств-участников СНГ

853

579

0,59

0,42

           в том числе:

 

 

 

 

        Азербайджана

155

68

0,10

0,05

        Армении

137

59

0,10

0,04

        Беларуси

40

28

0,03

0,02

        Казахстана

69

28

0,05

0,02

        Киргизии

29

45

0,02

0,03

        Молдавии

51

34

0,04

0,02

        Таджикистана

64

87

0,04

0,07

        Туркмении

6

6

0,00

0,00

        Узбекистана

71

131

0,05

0,10

        Украины

 

231

93

0,16

0,07

    других государств

 

172

108

0,12

0,07

  без гражданства

 

430

178

0,30

0,13

не указавшие гражданство

 

 

1269

4135  (Включая тех,  сведения о ком получены из административных источников)

Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Московский Юрий Викторович ((Московский Ю.В.) по материалам Росстата (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, http://www.dobro-sosedstvo.ru

 

[1] По переписи 1989 г. славян в СССР было свыше 201 миллиона. 

Вернуться назад Версия для печати