В Московском доме национальностей (и на онлайн-площадке Webinar) состоялся семинар «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции», проводившийся в рамках проекта «Миграционная политика и вопросы адаптации и интеграции иностранных граждан в современной России». В его работе приняли участие члены Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Общественного совета при ГБУ «МДН», эксперты в области миграционной и национальной политики, преподаватели вузов, приглашенные гости, представители СМИ.
Модератором мероприятия выступил председатель Комиссии по вопросам миграции Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», преподаватель Московского педагогического государственного университета Московский Юрий Викторович
Среди участников семинара доктор социологических наук, руководитель Отдела этнодемографичеких, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Леденёва Виктория Юрьевна, председатели комиссий Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Бердников Александр Федорович и возглавляющий Ассоциацию национальных журналистов Садыхбеков Джамиль Рафикович, советник аппарата Государственной Думы России Филимонов Алексей Павлович и эксперт по вопросам миграции Государственной Думы Российской Федерации Тютин Максим Александрович, сотрудник МИДа Трухин Александр Сергеевич, генеральный директор Международного Фонда «Гуманизм, Прогресс и Правопорядок» и ответственный секретарь Российско-китайской межпарламентской парламентской комиссии Государственной Думы и ответственный секретарь депутатской группы по связям с Китаем Нагерняк Юрий Иванович, адвокат, специалист по миграционным темам Митрюк Юрий Васильевич, директор по развитию Объединенных сервисно-визовых центров Михайлов Виктор Михайлович, профессор РАНХ и ГС при Президенте РФ Плотников Алексей Юрьевич, президент компании «Интерполитекс», заместитель председателя Организационного комитета Международного форума по вопросам безопасности «InterSecurityForum» Севалкин Игорь Алексеевич, руководитель проекта «Все мы братья» Пахомов Дмитрий Вячеславович, ответственный секретарь Московского регионального отделения Ассамблеи Народов России и член правления Центра межнациональных программ «Вместе» Скрыпник Наталья Степановна, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям и Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Шабанов Исмаил Мусарзаевич, генеральный директор информационно-аналитического портала "KGinfo.ru" Эгембердиев Асилбек Калматович, советник по международным вопросам журнала «Совет национальностей» Хамдани Йштеак Сайед Хусейн, директор по коммуникациям Национальной ассоциации заслуженных врачей и наставников Российской Федерации Дунаева Елена Сергеевна и другие эксперты, общественные и государственные деятели.
Юрий Московский, поприветствовав участников и огласив повестку дня, рассказал об истории расширения города Москвы и привел статистические данные численности населения столицы. Лектор отметил, что по результатам переписей населения были определены показатели естественного и миграционного прироста численности населения, а также отмечен его рост в результате расширения границ города. В своем выступлении Ю.В. Московский подчеркнул, что по этим данным внутренняя миграция преобладает над внешней.
Далее слово было предоставлено доктору социологических наук, руководителю Отдела этнодемографичеких, религиозных и интеграционных процессов Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Виктории Юрьевне Леденёвой. Она рассказала о динамике миграционных процессов в стране, а также представила данные статистики о численности трудоспособного и безработного населения в России.
В ходе семинара участники задали интересующие вопросы докладчикам и проанализировали миграционную обстановку в столице и в целом по России.
Подводя итоги мероприятия, Ю.В. Московский еще раз напомнил каждому участнику мероприятия о необходимости системной работы в сфере миграционных процессов.
Материалы к семинару, представленные участникам Ю.В. Московским, мы предлагаем вниманию читателей нашего портала «Добрососедство» в рамках нашего проекта «Реальная миграция».
Фото с семинара размещены на сайте Московского дома национальностей https://mdn.ru/report/seminar-rynok-truda-v-stolitse-na-sovremennom-etape-osobennosti-vneshnej-i-vnutrennej-migratsii-v-ramkah-proekta-migratsionnaya-politika-i-voprosy-adaptatsii-i-integratsii-inostrannyh-grazhdan-v-sovre
Материалы семинара «Рынок труда в столице на современном этапе: особенности внешней и внутренней миграции» Московского Ю.В.
Москва столица России.
Исторически она имеет опережающее экономическое развитие, являясь локомотивом экономики всей страны.
Удобное местоположение, помноженное на статус и трудовые ресурсы, позволило ей стать крупнейшим транспортным узлом.
Со второй половину XIX века начался стремительный рост населения города, который из города купцов и дворянских усадеб превращался в крупный промышленный центр и научный.
Столичный статус, восстановленный в 1918 году, позволил сосредоточить в городе ещё более значимый административный ресурс, что положительно повлияло на его развитие..
Миграция в Москву и Московский регион всегда была преимущественно из регионов, ныне относящихся к Центральному Федеральному округу, а также из регионов, примыкающих к нему. То есть это была миграция «внутренняя», однако следует отметить, что общественное внимание в первую склонно обсуждать миграцию, «внешнюю», иностранную и трудовую, а не учебную, мало уделяя внимания приезжающим из регионов собственно Российской Федерации.
Именно её зачастую подразумевают, когда говорят о миграционных процессах, в том числе об адаптации и интеграции приезжих в столичный социум.
То есть обсуждается то, что кажется проблемным.
Иностранцы и их потомки всегда присутствовали в Москве, составляя некоторую часть её населения, её трудовых ресурсов. Как и те, кого в 19 веке и в начале 20 века называли «инородцами». Но основным населением столицы были русские, православные – 95% в начале прошлого века. Ныне порядок цифр сохраняется.
Однако всё же главные миграционные потоки – трудовые ресурсы в Москву всегда шли не с территорий сопредельных государств и окраин. Следует заметить, что это было и в то время, когда многие из них входили в состав единой страны – Российскую империю, Союз Советских Социалистических Республик.
Таким образом, на трудовые ресурсы и межнациональные отношений, общую ситуацию в столице решающее влияние оказывала миграция внутренняя. - основной поток приезжих в столицу - жители Центрального федерального округа, что, кстати, приводит к нехватке рабочей силы уже в регионах.
Однако реальная ситуация в Российской Федерации в области межнациональных отношений и связанных с ними миграционных процессов, влияющих на рынок труда, сильно отличается от представления о них как у «экспертного сообщества», так и общественности.
О том, насколько внутренняя миграция преобладает над внешней, видно и из данных переписей населения, 2002, 2010 и 2021 гг. (см. Приложение №1). Причем ведь люди национальностей, получившие свои «государства», зачастую проживали на территории как Российской Федерации (РСФСР), так и Москвы и до 1992 года, а многие получили российское гражданство по различным основания после 1991 года, став относиться к мигрантам «внутренним».
Власти столицы всегда уделяли значительное внимание этому вопросу, понимая существо проблемы и зачастую не разделяя по некоторым параметрам миграцию внутреннюю и внешнюю.
С 1900 года население Москвы (в современных границах) увеличилось с 1,5 миллиона до 13,5 миллионов человек.
А население на территории современной Российской Федерации выросло с 62 миллионов до примерно 147 миллионов (по переписи 2021 г.).
Интересен тот факт, что ныне впервые за 200 лет более половины из тех, кто проживает в Москве в ней же и родились. По данным соцопросов ныне таковых – 55%. Что сказалось на общем психологическом фоне и криминогенной обстановке – гораздо меньше стало «миграционного стресса».
По переписи 1897 года у 95 % жителей Москвы родным языком был русский, ныне по переписи 2021 года русскими в Москве себя назвали 91 процентов из тех, у кого указана национальная принадлежность. В области, кстати, таковых было 93%. Любопытно, что в 1812 году в городе было 92 % православных и 8% «иноверцев». Наиболее заметными этнодиаспорными группами в 1897 году были тогда немцы (около 18 тыс.), поляки (9 тыс.), евреи (около 5 тыс.), татары (4,3 тыс.). Причем немцы, как правило были не из числа подданных Германии, а потомками родившихся в Империи.
Для качественного использования пребывающих в Москву рабочих, осуществления проекта «Город без конфликтов» необходима их адаптация и интеграция, причем это относится не только к иностранцам, но и к гражданам России.
Адаптация и интеграция, всех приезжих, в Московский социум является важнейшей задачей. Но следует отметить, что проблемы адаптации и интеграции приезжих не стоят в Российской Федерации так остро, как в ряде Европейских стран. Причем это относится как к мигрантам внутренним, так и к внешним.
Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает, что «Для нашей страны, которая исторически стала общим домом для сотен народов и этносов, межнациональное согласие является безусловным приоритетом и важнейшим условием существования государства»
Мэр Москвы С.С. Собянин подчеркивает, что «В Москве исторически сложилось московское сообщество, члены которого, несмотря на различие национальностей, составляют единую культурно-историческую общность "москвичи"»
В Москве преобладает вовсе не внешняя трудовая иностранная миграция, а внутренняя, когда на заработки в столицу едут люди из разных регионов России. Ещё есть миграция образовательная, семейная, медицинская, туристическая, маятниковая – когда жители Московской области ежедневно ездят на работу в Москву.
Миграция, приём безотносительно гражданства приезжающих, упомянута в Соглашении между Правительством Москвы и Правительством Московской области о стратегическом развитии Московского региона.
Адаптация (социализация) - процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ей успешно функционировать в обществе. Она особенно важна для тех, кто приехал в Москву лишь на заработки.
Интеграция (социальная интеграция) это:
- процесс установления оптимальных связей между относительно самостоятельными малосвязанными между собой социальными объектами (индивидуумами, группами, социальными классами, государствами) и дальнейшее их превращение в единую, целостную систему, в которой согласованы и взаимозависимы её части на основе общих целей, интересов.
- формы поддержания социальной системой устойчивости и равновесия общественных отношений.
- процесс, при котором ответственность за интеграцию иностранных граждан в общество другой страны лежит не только на одной конкретной группе, а скорее на нескольких сторонах: самих иммигрантах, правительстве, организациях и населении принимающей страны.
Интеграция подразумевает под собой степень, в которой индивидуум испытывает чувство принадлежности к социальной группе или коллективу на основании разделяемых норм, ценностей, убеждений и т.д. Она включает в себя принятие индивида другими членами группы.
Интеграция особенно необходима тем, кто приехал в Москву, рассчитывая остаться здесь навсегда, пустить здесь корни и обрести вторую, новую Родину.
Об адаптации и интеграции «внутренних мигрантов» прямо или косвенно говорят следующие документы
- Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственном языке Российской Федерации
В Стратегии государственной национальной политики сказано, что «На развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений также влияют следующие негативные факторы:
…. недостаточная урегулированность миграционных процессов, вопросов социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, не позволяющая в должной мере обеспечить текущие и будущие потребности экономического, социального и демографического развития страны, интересы работодателей и российского общества в целом.
Среди целей Стратегии государственной национальной политики: «успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов»
Среди принципов: «создание условий для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов»
Среди задач: совершенствование законодательства Российской Федерации.
В их числе касающейся:
- регулирования вопросов, связанных с созданием условий для укрепления государственного единства, формирования общероссийского гражданского самосознания, этнокультурного развития народов России, гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений, развития межнационального (межэтнического) и межрелигиозного диалога и предупреждения конфликтов, для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов;
- признания социально ориентированными российских некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере межнационального (межэтнического) сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языка и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнологического мониторинга и предупреждения конфликтов
Россия сейчас не находится в стадии межнациональных конфликтов, как предсказывали ряд политики и учёных. У нас продолжается процесс урбанизации, неизбежно сопровождающийся противоречиями между городской и сельской культурой – коренными горожанами и теми, кто прибыл в мегаполис из провинции. Распавшийся СССР продолжает существовать. С окраин евразийского пространства люди едут туда, где лучше. А лучше сейчас в Москве и в других российских мегаполисах.
Причём происходящие ныне противоречия старожильческого населения с недавно приехавшими из Центральной Азии и с Юга России весьма напоминают конфликты с «лимитчиками» в советский период. Этот факт так бросался в глаза, что некоторые публицисты одно время называли иностранных рабочих «гопниками». Напомню, что так называли в 20-30-е годы жителей «государственных общежитий пролетариата», приехавших в города из деревень.
Никто у нас «на кухнях» не ведёт религиозных споров, на улицах Москвы царит полный «одёжный плюрализм» - ходи хоть в парандже, хоть в бикини (на пляже), можешь в кепке, тюрбане, фуражке, папахе, тюбетейке или вовсе лысым или с длинным хаером или ирокезом. Вопрос не в этом, а в том, вписывается человек в современную культуру мегаполиса или нет.
Крестьянское переселение в Москву.
На протяжении столетия в основном первоначально крестьянское население Центрального экономического района и всей Центральной России концентрировалось в Московском регионе.
За период с 1897 по 2010 год население Москвы увеличилось с 1,04 млн. в 1897 года до 11 514,3 млн., т.е. в 11 раз, население Московского региона выросло с 2,4 млн. до 18,607 млн., то есть почти в 8 раз, а численность проживающих на территории современной Российской Федерации за тот же период удвоилась.
За 1926-1989 годы население Москвы увеличилось в 4,5 раза, а население, например, Смоленской области уменьшилось почти вдвое, Тверской – более чем в полтора раза и т.д.
Численность населения Москвы в различные годы (тыс. чел.)
1810 |
1835 |
1860 |
1863 |
1885 |
1897 |
1910 |
1914 |
1920 |
260 |
340 |
360 |
463 |
800 |
1 040 |
1 500 |
2 119 |
1 027 |
1926 |
1933 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2002 |
2010 |
2 025 |
3 663 |
4 542 |
6 133 |
6 942 |
7 831 |
8 769 |
10 383 |
11 514 |
В 2021 году в Москве (вместе с «Новой Москвой»), согласно переписи, находилось 13 010 112 человек
А в Московском регионе (не изменившим границ) динамике роста численности (согласно переписям) была следующая:
2002 17 001 292 |
2010 18 598 621 |
2021 21 534 777 |
Так как рождаемость в городах ниже, чем в сельской местности, а катаклизмы XX века дважды приводили к стремительному сокращению числа москвичей (в 1918-1921 гг. и в 1941-1945 гг.), то рост населения столичных городов происходил не только за счёт рождаемости, улучшения качества жизни и расширения административно подчинённой территории, а в основном благодаря переезду жителей из более мелких городов и сельской местности, причём преимущественно русских по национальности.
Та же картина была и в целом с городским населением страны.
Численность городского населения России (в %).
1811 |
1838 |
1863 |
1885 |
1914 |
1922 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
2010 |
6,6 |
9 |
10 |
12 |
15 |
15 |
35 |
53 |
64 |
70 |
74 |
74 |
В 2021 году городское население РФ составило почти 75%. Россия одна из самых урбанизированных стран мира.
Процесс ускоренной урбанизации в XX веке в России сопровождался множеством бытовых, «цивилизационных» конфликтов. Ныне их масштабы гораздо меньше.
Крестьянская миграция в Москву начала иссякать лишь в 70- годы, и только к середине 90-х годов крупные российские города её в основном «переварили». Но, не смотря на то, что приток русского населения из сельской местности в столицу продолжается, его процентное отношение к старожилам меньше, к тому же изменения, прошедшие в 30-60-е гг. стерли многие культурные отличия, существовавшие между городом и деревней. Сословность была преодолена.
В 90-е годы и в начале 2000-х в Москву и другие города России массово переселялись русские и люди европейской культуры из образовавшихся после распада СССР государств, без труда вливаясь в столичный рынок труда, способствуя выходу из кризиса Москвы и всей Российской Федерации. И, хотя в основном это были славяне[1], но среди них было немало «азиатских европейцев», прекрасно вписавшихся в российские реалии. Конфликтов между россиянами, переселенцами и приехавшими в РФ на заработки в тот период практически не было.
После того, как первая массовая волна «русской» и, что очень важно, городской миграции из государств, образовавшихся после распада СССР спала, а экономика после краха 90-х стала восстанавливаться, требуя новые рабочие руки, на смену ей пришла волна другого национального, профессионального и психологического состава – жаждущие найти работу люди и средства к существованию люди из сельской местности и маленьких городов государств Центральной Азии. В социальной модернизации эти регионы, как и северокавказские республики Российской Федерации, отстали от мегаполисов лет на 30-40. А начавшийся с 2001 года экономический подъем в России потребовал значительное количество рабочих на низкоквалифицированные и относительно невысокооплачиваемые места. И российский рынок труда стали осваивать не российские крестьяне, а жители среднеазиатской сельской местности, обладающие практически тем же менталитетом, что и русские крестьяне XIX - начала XX веков. В результате вспыхнули затухшие было конфликты между «приезжими» и «коренными», осложнённые тем, что эта новая волна не очень хорошо говорит по-русски, внешним обликом сильно отличается от местного населения, к тому же имеет склонность к замкнутости и консолидации. Крестьян сменили дехкане.
Причём ситуация с приездом наших бывших сограждан из экс.СССР, ставших в одночасье иностранцами, возникла не только из-за нехватки собственно российских работников. Внутренняя мобильность у нас, по сравнению с 1990 годом, не смотря на колоссальную безработицу, снизилась вдвое. И это объяснимо. Жилье дорого, зарплата везде, кроме Москвы и других мегаполисов, примерно одинакова, ВУЗы открыли свои многочисленные филиалы в регионах, что вдвое увеличило число студентов, при этом призыв в армию солдат-срочников сократился в разы, стройки крупных хозяйственных объектов были свёрнуты. Поэтому строительство, торговля, сфера ЖКХ не только столицы, но и других крупных городов стали принимать приезжих из Центральной Азии, готовых работать за более низкую зарплату, чем наши сограждане. К тому же это решало глобальную внешнеполитическую проблему, оттягивая недовольных из постсоветских государств, что давало время на проведение там реформ и стабилизацию.
Ныне ситуация изменилась. Заработки иностранцев сравнялись с заработками граждан РФ, а в целом многие них получают даже больше на соответствующих работах.
Что не удивительно – люди приехали на заработки, «на шабашку»
Любопытно, что во времена крестьянского переселения в города русского населения на первом этапе был типичен приезд сначала молодых мужчин, и только потом начался приезд женщин и девушек на учёбу и работу (вспомните хотя бы фильм «Москва слезам не верит»)
В XIX и начале XX века в Москве преобладали мужчины. А вот в сельской местности столичного региона была обратная картина - преобладали женщины. Это было обусловлено тогдашним положением деревни Центральной России: скудные подзолистые почвы не могли обеспечить растущее сельское население. Чтобы выжить, большая часть селян занималась различными промыслами. Другим способом получить дополнительный доход было отходничество на заработки в город.
Часто крестьянин уходил на работу в город осенью, закончив сельскохозяйственные работы, а весной снова возвращался в деревню. Потом он мог переехать в город ненадолго, но все еще возвращался ежегодно на сельскохозяйственные работы. Наконец он переезжал в город и перевозил туда свою семью.
Как это напоминает современную миграцию из Средней Азии и Юга России - Северного Кавказа…
По ряду данных на одного «внешнего» «мигранта» (более корректно называть этих людей приезжими из-за рубежа) в столице приходится 7 «внутренних»
На территории Российской Федерации ныне находится примерно 2,5 миллиона иностранных граждан, из них 800 тысяч в Москве. Численность их меняется в зависимости от сезонных колебаний и экономической ситуацией.
Переписи населения оценивает их число в России следующим образом: 2002 году в 1 025 тыс., в 2010 г. - 687 тыс., в 2021 г. в 459 152 чел.
Это абсолютно соответствует Концепции миграционной политики, в которой сказано, что в России «среднесрочно» находятся до 4 миллионов иностранцев, из них до 3 миллионов с целью работы. Не смотря на пандемию, в ходе которой часть иностранцев покинули Россию, их численность в настоящее время примерна та же, что и была до её начала – люди вернулись. Как видим, несмотря на значительное число иностранных граждан, их у нас отнюдь не десятки миллионов. Тем не менее, они сосредоточены в определенных отраслях и работах, и уменьшение их численности оказывает крайне негативное влияние на все «производственные цепочки». Число «нелегалов» (если не считать таковыми не полностью декларирующих свои заработки иностранцев) у нас также не так значительно, как принято считать
Всего же в миграционных процессах в России, по ряду оценок, задействовано до 5 миллионов приезжих из различных стран, зачастую работающих вахтовым метом.
Что же касается кажущихся «небольших» цифр в 2,5 миллиона постоянно находящихся не территории РФ иностранцев, то напомню, что речь идёт о людях самых трудоспособных возрастов (20-50 лет), причём в основном мужчинах. И если смотреть именно по этой категории, то выходит, что у нас примерно каждый 20-й работающий в стране мужчина иностранец, а в Москве, соответственно, каждый восьмой.
Вообще-то таких цифр и следовало ожидать, ведь численность населения всех стран бывшего СССР до сих пор, не смотря на значительный прирост в ряде стран Центральной Азии в совокупной численности не намного превосходит населений СССР на момент распада - 290 миллионов.
В Российской Федерации ныне по переписи 2021г. - 147 миллиона человек + воссоединённые территории, а в остальных странах постсоветского пространства примерно столько.
В том числе:
на Украине - примерно 30 миллионов (экспертные оценки, по официальным данным 41 миллион, до 1991 года было 52 миллиона);
в Узбекистане - 36 миллиона (до 1991 г. 17 миллионов);
в Казахстане – около 20 миллионов (до 1921 г. около 17 миллионов);
в Белоруссии – около 9,3 миллиона (до 1992 г. около 10,2 миллионов);
в Азербайджане – свыше 10 миллионов (до 1992 г. около 7 миллионов);
в Таджикистане – свыше 10 миллионов (до 1991 г. более 5 миллионов);
в Туркмении – более 5,6 миллионов (до 1992 г. более 3,5 миллионов);
в Грузии – менее 4 миллионов (до 1992 г. около 5,5 миллионов);
в Армении – около 3 миллионов (до 1992 г. - 3,4 миллионов);
в Киргизия – более 6,7 миллиона (до 1992 г. - 4,4 миллионов )
В Молдавии – около 2,6 миллионов (по официальным данным, вместе с Приднестровской народной республикой, до 1992 г. - 4,4 миллионов )
Итого, по официальным данным (без Прибалтики) ныне 295,5 млн.
Нужно изыскивать внутренние резервы для роста населения, улучшая качество трудовых ресурсов, и их распределение по территории страны. И отдавать эти серьезнейшие стратегические вопросы на волю стихии нельзя. Нужно мощнейшее государственное вмешательство.
Только рост собственного населения и его внутренняя миграция – а лучше сказать внутренняя мобильность, которая включает в себя не только перемещение, но и социальные лифты, могут стать серьезным резервом для экономического роста, и самое главное, для укрепление безопасности и роста благосостояния нашего народа.
О национальном составе трудовых ресурсов и миграции.
В составе населения всех стран бывшего СССР, за исключением Российской Федерации, выросла доля «титульной» нации. И уменьшилась общая численность русских и других европейских народов. Так за 20 лет реформ русское население Центральной Азии уменьшилось почти наполовину: с 9450 тысяч до 5 200 тысяч (в 2010 г.). Массово уезжали также другие люди «европейской культуры» немцы, украинцы, татары, евреи, но отъезд «азиатских европейцев» из числа «коренных» народов также принял массовый характер.
Схожая картина и в государствах Закавказья.
А вот доля русского населения в Москве, согласно официальным данным, выросла.
Так что именно эти выехавшие, наряду с приезжими из Украины и Молдавии и составили большинство прибывших в Российскую Федерацию из государств, возникших после распада СССР на постоянное место жительства. Что, кстати сказать, в значительной мере ослабило последствия демографического спада.
Но это известно. А то, что большинство из приехавших переселенцев в Российскую Федерацию русские, не афишируется. Даже в таком серьезном труде как «Демографические перспективы России», опубликованном в 2008 году под ред. академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. делается упор на иностранную миграцию в Россию, но не говорится о её национальном составе. И, говоря о том, что «на начало XXI века Россия по численности иностранного населения переместилась на второе место в мире (после США), а по притоку иммигрантов за 1992-2004 гг. оказалась на третьем месте в мире (после США и Германии)»[2], но без упоминания национального состава иммигрантов не очень корректно.
Впрочем, авторов многочисленных подобных исследований извиняет то, что у нас просто отсутствует официальный учет иностранных граждан по их национальному составу. Подобная практика привела к тому, что МВД не ведёт учета национального состава преступников, ни зарубежных, ни отечественных.
А откуда же берутся безумные «экспертные оценки» численности «нерусских» мигрантов и приверженцев религиозных конфессий, которые провоцируют ксенофобские настроения?
Зачастую их приводят некомпетентные «эксперты», опирающиеся на заявления представителей диаспор, национальных и религиозных общин. Отвечая на вопросы о собственном количестве, они стремятся "добавить себе веса", а потом эти слова пресса распространяет без каких-либо комментариев и уточнений. Так, основываясь на данных, которые приводили о своей численности сами национальные общины, один из идеологов запрещённого ныне в России «Движения», утверждал во время выборов 2003 года, что в Москве осталось всего около 3,5 миллионов русских, т.е. чуть более 30%. Естественно, обыватель пугался и отдавал свои голоса тем, кто ратовал за ужесточение законодательства по отношению к иммигрантам из других стран.
В распространении «ужасов» о «засилье иностранцев», во многом лежат чисто коммерческие цели бюрократических аппаратов, требующих для себя всё нового финансирования. А реальная проблема интеграции городской, провинциальной и сельской культуры решалась естественным, порой болезненным путём.
Неверно поставленный диагноз приводит к неправильному лечению.
Не стоит недооценивать роль иностранной рабочей силы в развития российской экономики, но и впадать в другую крайность, преувеличивая её, тоже не следует. Да, она вносят некоторый вклад в экономику России, и в рост благосостояния её граждан. Да, есть отрасли, где её в силу различных обстоятельств, особенно в Москве непропорционально много – строительство, ЖКХ, сфера обслуживания.
Граждан России ныне более 150 миллионов, и несколько миллионов иностранцев, значительная часть из которых занята неквалифицированным, низкооплачиваемым трудом не смогут решающим образом повлиять на экономику страны. Хотя, почему-то о ней много говорится.
Можно без иностранных рабочих обходиться? Можно. И примеры этому есть. СССР, например, обходился, но уже в 80-х на работу к нам из-за нехватки рабочих на промышленных предприятиях по межправительственному соглашению поехали десятки тысяч вьетнамцев (Именно они или их дети в основном сейчас и живут в России). Да и миграция в мегаполисы Союза шла с тех же территорий, что и ныне, просто она стала называться иностранной.
В Японии одно время почти не принимали иностранцев на работу. Но сейчас там постоянно трудится более миллиона иммигрантов и сезонных рабочих. И это при гораздо большей производительности труда, что и у нас.
Можно привести и другой аргумент. Индустриализация в 30-х проходила при гораздо меньшей численности населения, при другом его образовательном уровне и совершенно других технологиях. Тем не менее, РСФСР была донором окраин, именно из Великороссии направлялись специалисты на подъем Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока. Та же ситуация была и в последующие годы продолжающейся индустриализации.
В некоторых местностях и отраслях рабочих рук не хватает по определенным специальностям. На них нанимают иммигрантов. Это общемировая практика. Ну, и зачем по этому поводу паниковать? Если наши граждане не хотят работать на низкоквалифицированных, нетворческих, низкооплачиваемых работах, а находят другие области приложения своих талантов, что в этом плохого? Другое дело, если люди готовы работать, а места уже заняты. Ведь работу, которую может выполнять россиянин, должен делать россиянин.
Кстати, значительная часть иностранцев занята вполне квалифицированным, высокооплачиваемым трудом. Например, в Москве до кризиса постоянно работало до 10 тысяч американских граждан и они не улицы мели. Также в России было много иностранцев из Франции, Италии, Германии, ныне появилось много менеджеров из Китая. Мы как-то больше внимания обращаем на иностранных рабочих, мелькающих на улицах, а тех, кто ездит на иномарках не видим. А между тем таких в России очень много, что подтверждает, не смотря на все недостатки и недоработки, довольно высокое экономическое развитие страны, и вполне приемлемый уровень комфорта и безопасности.
Другой вопрос, что в любом случае иностранный гражданин не должен иметь преимущества перед российским, как и приехавший куда-либо россиянин перед старожильческим населением тоже.
Иначе конфликты неизбежны.
Как отметил ученый секретарь научно-экспертного совета Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве, заведующий лаборатории изучения общественного мнения МГУ Александр Гаспаришвили, нам необходимо знать общую картину с миграцией в стране, причём не только внешней, но и в гораздо большей даже степени, внутренней. Для этого необходимы серьезные научные исследования. Ведь по меньшей мере странно, что ситуацию, сложившуюся на просторах канувшего в лету СССР, гораздо лучше знают исследователи из дальнего зарубежья, чем их российские коллеги.
А ведь именно нам надо знать Россию и сопредельные государства, оперировать реальными, а не выдуманными фактами. Только тогда мы сможем правильно распределять ресурсы и планировать стабильное будущее.
В современном мире идёт борьба за людские ресурсы и Москва, как и Россия в целом, несмотря на все сложности, остаются весьма привлекательными для иммигрантов. Летом 2011 года Фонд развития международных связей «Добрососедство» провел социологическое исследование «Миграционная ситуация в Москве и Московской области: реальность против мифологем», использовав при реализации проекта средства государственной поддержки, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации. Ответы иностранных рабочих из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии на вопрос «Если бы к Вам обратился молодой человек и спросил Вас, стоит ли ему уезжать за границу на заработки, посоветовали бы Вы ему ехать в Россию» распределились следующим образом:
|
18-34 лет |
35-49 лет |
50 лет и старше |
В целом |
Да |
79,4 |
61,6 |
65,0 |
72,9 |
Нет |
8,7 |
10,1 |
2,5 |
8,6 |
Затрудняюсь ответить |
11,8 |
26,8 |
32,5 |
18,1 |
Отказ |
|
1,4 |
|
1,4 |
Большинство поддерживают и выбор в пользу Москвы: 77,2%, не порекомендуют столицу 9,9% респондентов. При этом больше всего негативных оценок Москва получает в ответах мигрантов из Узбекистана (18,6% не рекомендуют сюда приезжать, тогда как для Кыргызстана и Таджикистана этот показатель составил 4,6% и 6,4% соответственно). Более всего число недовольных в строительном секторе, по сравнению с другими (16,8% не посоветуют приезжать на заработки в Москву).
Ныне ситуация в этом плане не сильно поменялась.
Можно констатировать, что не смотря на миграционные потоки, активную враждебную пропаганду и использующих имеющиеся проблемы «политиков» Правительству столицы вместе с федеральными структурами удается постоянно улучшать положение в городе, в полной мере используя имеющиеся трудовые ресурсы и привлекая новых людей различных специальностей и квалификации, необходимых для экономики столицы и комфортной жизни горожан.
Страны и регионы, откуда пребывают внешние и внутренние приезжие имеют весьма неоднородные структуры – национальные, территориальные, региональные, зачастую пережили и переживают конфликты по политическим и иным мотивам и это надо учитывать при расчете на трудовые ресурсы оттуда.
Значительное влияние на трудовые ресурсы оказывает внешний фактор, ситуация в странах прибытия и в российских регионах.
Российское гражданское общество, частью которых являются диаспоральные и земляческие объединения, слабо по сравнению с государством, тем не менее, оно оказывает на него влияние и сотрудничать с ним необходимо.
Руководители общественных объединений представляют таким образом не «диаспоры» и регионы, а только свои организации, что, кстати, соответствует законодательству. Попытки искусственно создать из них «представителей» или даже изображать их – вредны для государственного строительства.
Нельзя впадать в крайности, как переоценивая роль национальных, диаспоральных и земляческих формальных и неформальных объединений, так и недооценивая их.
Что нужно делать для более качественного использования трудовых ресурсов в столице и их пополнения.
- Не стоит пытаться перекладывать на общественные объединения функции государственного контроля и ответственность за своих участников, а также основную работу по адаптации и интеграции. Это противоречит как российскому законодательству, так и здравому смыслу.
- Хотелось бы надеяться, что миграционное законодательство всё более будет избавляться от «раздвоенности» и межведомственной рассогласованности. В частности, ситуация, согласно которой, за два любых административных правонарушения (вне зависимости от их тяжести) иностранный гражданин выдворяется из России, будет пересмотрена. Всего со времени действия этого положения из страны было осуществлено не менее 3,5 миллиона выдворений, причем людей в основном интегрированных и адаптированных, что нанесло колоссальный ущерб как экономике страны, так и её престижу. В результате российское руководство вынуждено было несколько раз проводить «миграционные амнистии».
- В полной мере должно заработать положение об ускоренном приёме в российское гражданство «носителей русского языка», для чего допуск к экзамену не должен зависеть от имеющихся документов о территории происхождения предков соискателя.
- По примеру многих стран, стоит ввести норму об ускоренном приеме в гражданство потомков, проживавших на территории Российской Федерации в её современных конституционных границах. Сроки «ускорения» надо законодательно прописывать, чтоб это не оставалось декларацией.
Нельзя не отметить тот факт, что значительное число беженцев и вынужденных переселенцев с Украины и воссоединенных территорий прибыло в Москву и область, без труда влившись в общий рынок труда.
Можно констатировать, что комплекс мер и государственная политика в целом, направленная на контролируемое развитие гражданского общества, приносит свои плоды в виде стабильности и укрепления межнационального мира в Российской Федерации, использования трудовых ресурсов.
Перепись населения 2002, 2010 и 2021 гг., национальный состав РФ (ряд национальностей)
Год Всего, Национальность (самоиндефикация) |
2002 145 166 731 |
2010 143436145 |
2021 147 182 123 |
Указавшие национальную принадлежность |
137 227 107 |
130 587 364 |
|
Русские |
115 889 107 |
111 016 896 |
105 579 179 |
Поморы |
6 571 |
3 113 |
2 232 |
Сибиряки |
10 |
1466 |
Нет данных |
Казаки |
140 028 |
67 573 |
50 490 |
Азербайджанцы |
621 840 |
603 070 |
474 576 |
Арабы |
10 630 |
9 583 |
16 329 |
Армяне |
1 130 491 |
1 182 388 |
946 172 |
Башкиры |
1 673 389 |
1 584 554 |
1 571 879 |
Белорусы |
807 970 |
521 443 |
208 046 |
Буряты |
445175 |
461389 |
460 053 |
Вьетнамцы |
26 206 |
13 954 |
7 918 |
Гагаузы |
12 210 |
13 690 |
9 272 |
Грузины |
197 934 |
157 803 |
112 765 |
Евреи |
229 938 |
156 801 |
82 644 |
Ингуши |
413 016 |
444 833 |
517 186 |
Казахи |
653 962 |
647 735 |
591 970 |
Калмыки |
173 996 |
183 372 |
179 547 |
Киргизы |
31 808 |
103 422 |
137 780 |
Китайцы |
34 577 |
28 943 |
19 644 |
Корейцы |
148 556 |
153 156 |
87 819 |
Молдаване |
172 330 |
156 400 |
77 509 |
Немцы |
597 212 |
394 138 |
195 256 |
Таджики |
120 136 |
200 303 |
350 236 |
Татары |
5 554 601 |
5 310 649 |
4 713 669 |
Крымские татары |
4 131 |
2 449 |
257 592 |
Турки |
92 415 |
105 058 |
116 705 |
Туркмены |
33 053 |
36 885 |
41 338 |
Узбеки |
122 916 |
289 862 |
323 278 |
Украинцы |
2 942 961 |
1 927 988 |
884 007 |
Удмурты |
636 906 |
552 299 |
386 465 |
Цыгане |
182 766 |
204 958 |
173 412 |
Черкесы |
60 517 |
73 184 |
114 697 |
Чеченцы |
1 360 253 |
1 431 360 |
1 674 854 |
Чуваши |
1 637 094 |
1 435 872 |
1 067 139 |
Якуты |
443 852 |
478 085 |
478 409 |
Не указали нац. в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников |
«Лица, не указавшие национальность в переписном листе» 1 460 751 |
1,8 млн + 3,6 млн. переписанных по домовым книгам «Лица, в переписных листах которых не указана национальная принадлежность»» 5 629 429 |
16 594 759 Отказавшиеся отвечать на вопрос о национальной принадлежности 7 004 052 Сказали, что нет национальной принадлежности 542 201 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Всероссийская перепись населения 2002 г., Московский регион, национальный состав
Национальность |
Москва |
Московская область |
Всего |
всего
|
10 382 754 |
6 618 538 |
17 001 292 |
Русские |
8 808 009 |
6 022 763 |
14 830 772 |
казаки |
548 |
559 |
1 107 |
поморы |
10 |
9 |
19 |
Азербайджанцы |
95 563 |
14 651 |
110 214 |
Армяне |
124 425 |
39 660 |
164 085 |
Белорусы |
59 353 |
42 212 |
101 565 |
Вьетнамцы |
15 616 |
220 |
15 836 |
Грузины |
54 387 |
9 888 |
64 275 |
Евреи |
79 359 |
9 899 |
89 258 |
Казахи |
7 997 |
2 493 |
10 490 |
Корейцы |
8 630 |
3 232 |
11 862 |
Киргизы |
4 102 |
592 |
4 694 |
Китайцы |
12 801 |
180 |
12 989 |
Молдаване |
36 570 |
10 418 |
46 988 |
Мордва |
23 387 |
21 856 |
45 243 |
Немцы |
5 271 |
4 607 |
9 878 |
Поляки |
4 456 |
2 764 |
7 220 |
Таджики |
35 385 |
3 404 |
38 789 |
Татары |
166 083 |
52 851 |
218 934 |
Турки |
2 358 |
341 |
2 699 |
Туркмены |
3 526 |
833 |
4 359 |
Чеченцы |
14 465 |
1 941 |
16 406 |
Черкесы |
520 |
142 |
662 |
Узбеки |
24 312 |
4 183 |
28 495 |
Украинцы |
253 644 |
147 808 |
401 452 |
Башкиры |
5 941 |
3 565 |
9 506 |
Якуты |
1 448 |
242 |
1 690 |
Ингуши |
4 050 |
572 |
4 622 |
Цыгане |
974 |
1511 |
2 485 |
Не указали национальность в переписном листе, а также сведения о ком получены из административных источников |
417 126 |
172 090 |
589 216 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Перепись населения 2010 и 2002 гг. в Московском регионе (некоторые данные по национальному составу)
Национальность
|
Москва 2010 |
Московская область 2010 |
Всего в Московском регионе в 2010 |
Всего в Московском регионе в 2002 |
Всего |
11 503 501 |
7 095 120 |
18 598 621 |
17 001 292 |
Русские |
9 930 410 (91,6%) |
6 202 672 (92,9%) |
16 133 082 |
14 830 772 |
казаки |
1157 |
691 |
1 848 |
1 107 |
поморы |
54 |
25 |
79 |
19 |
Украинцы |
154 104 (1,4%) |
119 474 (1,8%) |
119 474 |
401 452 |
Татары |
149 043 (1,4%) |
56 202 (1,1%) |
205 245 |
218 934 |
Армяне |
106 466 (1%) |
63 306 (1%) |
169 772 |
164 085 |
Азербайджанцы |
57 123 |
19 611 |
76 734 |
110 214 |
Башкиры |
6 609 |
3975 |
10 584 |
9 506 |
Белорусы |
39 225 |
31 665 |
70 890 |
101 565 |
Вьетнамцы |
2 970 |
1110 |
4 080 |
15836 |
Грузины |
38 934 |
1055 |
49 490 |
64 275 |
Евреи |
53 145 |
7 164 |
60 309 |
89 258 |
Немцы |
4 817 |
4 061 |
8 878 |
9 878 |
Поляки |
3 122 |
1 987 |
5 109 |
7 220 |
Казахи |
9 393 |
3507 |
12 900 |
10 490 |
Киргизы |
18 736 |
4 913 |
23 649 |
4 694 |
Китайцы |
3 222 |
325 |
3 545 |
12 989 |
Корейцы |
9 783 |
5537 |
15 320 |
14167 |
Молдаване |
21 699 |
19 611 |
41 310 |
46 988 |
Мордва |
17 095 |
19 061 |
36 156 |
45 243 |
Чуваши |
14 313 |
7 164 |
21 477 |
28 541 |
Осетины |
11 311 |
3 427 |
14 738 |
12950 |
Узбеки |
35 595 |
25 773 |
61 368 |
28795 |
Таджики |
27 280 |
12 466 |
39 746 |
38 789 |
Чеченцы |
14 524 |
2 286 |
16 810 |
1941 |
Ингуши |
4 354 |
1 085 |
5 439 |
4 622 |
Турки |
1 811 |
682 |
2 493 |
2 699 |
Туркмены |
2 946 |
1448 |
4 394 |
4 359 |
Черкесы |
1 101 |
301 |
1 402 |
662 |
Цыгане |
861 |
1 724 |
2 530 |
2 485 |
Якуты |
1 508 |
306 |
1 814 |
1 690 |
Не указавшие нац. принадлежность + сведения получены из административных источников |
668 409 |
Лица в переписных листах которых не указана нац принадлежность 419 677 |
1 088 086
|
589 216 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Перепись населения 2002, 2010, 2021 гг., Московский регион, некоторые данные по национальному составу
Всё население Национальность
|
Москва 2021 13 010 112 |
Моск обл 2010 8 524 665 |
МосРегион 2021 21 534 777 |
МосРегион 2010 18 598 621 |
МосРегион 2002 17 001 292
|
Русские |
9 074 375 |
6 873 903 (92% из указавших нац) |
15 948 278 (91% из указавших нац.) |
16 133 082 |
14 830 772 |
Казаки |
1 229 |
954 |
2 183 |
1 848 |
1 107 |
Поморы |
75 |
56 |
131 |
79 |
19 |
Украинцы |
58 788 |
54 224 |
112 012 |
119 474 |
401 452 |
Татары |
84 373 |
46 066 |
130 439 |
205 245 |
218 934 |
Армяне |
68 018 |
70 199 |
138 217 |
169 772 |
164 085 |
Азербайджанцы |
37 259 |
21 258 |
58 517 |
76 734 |
110 214 |
Башкиры |
5 715 |
4 258 |
9 973 |
10 584 |
9 506 |
Белорусы |
17 632 |
15 673 |
33 305 |
70 890 |
101 565 |
Поляки |
1 747 |
1 014 |
2 761 |
5 109 |
7 220 |
Вьетнамцы |
1 718 |
671 |
2 396 |
4 080 |
15 836 |
Грузины |
26 222 |
9 298 |
35 520 |
49 490 |
64 275 |
Евреи |
28 014 |
5 090 |
33 104 |
60 309 |
89 258 |
Казахи |
9 864 |
6 206 |
16 070 |
12 900 |
10 490 |
Киргизы |
16 858 |
14 986 |
31 571 |
23 649 |
4 694 |
Китайцы |
1 224 |
395 |
1 619 |
3 545 |
12 989 |
Корейцы |
4 529 |
3 943 |
8 474 |
15 320 |
14167 |
Молдаване |
8 122 |
12 811 |
20 933 |
41 310 |
46 988 |
Мордва |
6 992 |
9 500 |
16 492 |
36 156 |
45 243 |
Немцы |
3 583 |
2 811 |
6 394 |
8 878 |
9 878 |
Осетины |
6 797 |
2 985 |
9 608 |
14 738 |
12950 |
Узбеки |
29 526 |
39 656 |
69 182 |
61 368 |
28795 |
Таджики |
22 783 |
37 741 |
60 524 |
39 746 |
38 789 |
Туркмены |
2 015 |
1 621 |
3 636 |
4 394 |
4 359 |
Турки |
1 547 |
900 |
2 447 |
2 493 |
2 699 |
Черкесы |
1 405 |
615 |
2 020 |
1 402 |
662 |
Чеченцы |
11 492 |
3 309 |
14 801 |
16 810 |
1941 |
Ингуши |
2 850 |
843 |
3 693 |
5 439 |
4 622 |
Чуваши |
8 278 |
9 415 |
17 693 |
21 477 |
28 541 |
Цыгане |
435 |
1 029 |
1 464 |
2 530 |
2 485 |
Якуты |
1 088 |
439 |
1 527 |
1 814 |
1 690 |
Указавшие нац принадлежность |
10 059 391 |
7 460 475 |
17 519 866 |
|
|
Нац. в переписных листах не указана |
2 950 721 |
1 064 190 |
4 014 911 |
|
|
Отказавшиеся отвечать на вопрос о нац. принадлежности |
2 377 357 |
717 206 |
3 094 563 |
|
|
Не указавшие нац. принадлежность + сведения получены из административных источников |
105 258 Нет нац принадлежности |
|
|
778 004 |
589 216 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Гражданство по переписи населения в 2002 г.
|
|
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Население по гражданству
(по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов )
|
Тыс. человек |
В % к указавшим гражданство |
||
2002 г. |
2010 г. |
2002 г. |
2010 г. |
|
Все население в том числе: |
145167 |
142857 |
|
|
указавшие гражданство
|
143898 |
138722 |
100,0 |
100,0 |
из них |
|
|
|
|
граждане России |
142 443 |
137 857 |
98,99 |
99,38 |
из них имеющие два гражданства |
44 |
79 |
0,03 |
0,06 |
иностранные граждане |
1025 |
687 |
0,71 |
0,49 |
из них имеющие гражданство: |
|
|
|
|
государств-участников СНГ |
853 |
579 |
0,59 |
0,42 |
в том числе: |
|
|
|
|
Азербайджана |
155 |
68 |
0,10 |
0,05 |
Армении |
137 |
59 |
0,10 |
0,04 |
Беларуси |
40 |
28 |
0,03 |
0,02 |
Казахстана |
69 |
28 |
0,05 |
0,02 |
Киргизии |
29 |
45 |
0,02 |
0,03 |
Молдавии |
51 |
34 |
0,04 |
0,02 |
Таджикистана |
64 |
87 |
0,04 |
0,07 |
Туркмении |
6 |
6 |
0,00 |
0,00 |
Узбекистана |
71 |
131 |
0,05 |
0,10 |
Украины
|
231 |
93 |
0,16 |
0,07 |
других государств
|
172 |
108 |
0,12 |
0,07 |
без гражданства
|
430 |
178 |
0,30 |
0,13 |
не указавшие гражданство
|
1 269 |
4 135 (Включая тех, сведения о ком получены из административных источников) |
|
|
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом |
489 357
|
239 018
|
|
|
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации, но постоянно проживающие за рубежом или иностранные граждане (столбец.3)
|
2002 г. |
2010 г. |
2021 г. |
Лица, временно находившиеся на территории Российской Федерации… |
489 357 |
239 018 |
- |
Иностранные граждане |
1 025 тыс. |
687 тыс. |
459 152 |
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
Население по гражданству
(по данным Всероссийской переписи населения 2021 годов )
Мужчины и женщины |
147 182 123 |
Гражданство ряда стран в РФ по переписи населения 2021 г
Составил Директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Московский Юрий Викторович по материалам РОССТАТА (8-916-119-83-94, ksovet@gmail.com, www.dobro-sosedstvo.ru )
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не указавшие гражданство (гражданство не указано в переписном листе) |
12 751 085 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указавшие гражданство |
134 431 038 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе: |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
граждане России |
133 876 693 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них имеющие два гражданства |
133 301 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
иностранные граждане |
459 152 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
из них имеющие гражданство: страны СНГ |
290 241 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Азербайджан |
16 087 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Армения |
23 517 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Беларусь |
14 103 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Казахстан |
27 234 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Киргизия |
32 511 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Молдова |
6 300 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таджикистан |
61 248 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Туркменистан |
9 083 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Узбекистан |
67 696 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Украина |
32 462 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
другие страны мира |
50 200 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Без гражданства |
95 193 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
страна не указана |
118 711 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Абхазия |
644 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вьетнам |
3 155 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
898 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Израиль |
402 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индия |
5 149 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Грузия |
3 045 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Египет |
2 907 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Афганистан |
805 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сирийская Арабская Республика |
1 068 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соединенное Королевство |
220 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Соединенные Штаты Америки |
496 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Китай |
10 256 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Турция |
3 124 |
[1] По переписи 1989 г. славян в СССР было свыше 201 миллиона.
[2] «Демографические перспективы России»/ под ред. академика Осипова Г.В. и проф. Рязанцева С.В. – М.: Экон-Информ, 2008. – с. 117.
Мнения
Юрий Московский 13.04.2023 в 16:24
Владимир Путин назвал ключевую тему на ПМЭФ-2023 Россия Рынок труда в РФ станет одной из основных тем Петербургского международного экономического форума. Президент России Владимир Путин заявил, что на мероприятии нужно будет презентовать предложения по этому направлению. «Прошу коллег внимательно проработать актуальные вопросы в этой сфере», – отметил Путин. Президент добавил, что важно презентовать все предложения касаемо рынка труда, чтобы все в стране, кто заинтересован, услышали об этом. Владимир Путин отметил, что зарубежные партнеры тоже должны узнать о планах России, пишет РИА Новости. ПМЭФ-2023 пройдет с 14 по 17 июня в Санкт-Петербурге. Впервые официальным автомобилем форума станет китайский внедорожник EXEED VX, писал «ФедералПресс».
Написать комментарий
Все комментарии (1)
Вернуться