Общественно-политический портал «Добрососедство» (http://www.dobro-sosedstvo.ru) в рамках проекта «Законодательство для Добрососедства» продолжает публикацию соответствующих материалов.
Очередную статью проекта наш постоянный автор – профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина, член Научно-экспертного совета при УФМС России по г.Москве профессор Павел Морозов посвятил теме взаимодействия Евразийского экономического союза и Вьетнама в сфере миграции.
Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»
Евразийский экономический союз и Вьетнам
В последнее время наметилась позитивная тенденция укрепления интеграционных связей между ЕАЭС и Вьетнамом.
Ее наличие позволяет прогнозировать в ближайшем будущем дальнейшее сближение государств ЕАЭС и Вьетнама в сфере миграции.
Отметим, что за последние несколько лет Россия, Казахстан и Беларусь заключили Соглашения о временной трудовой деятельности с Вьетнамом, которые были ратифицированы соответствующими государственными органами- Федеральный закон Российской Федерации от 2 ноября 2013 г. N 290-ФЗ«О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации»;Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2009 года № 1327 «О подписании Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Республики Казахстан в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Республике Казахстан»;Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 414-З « О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временном трудоустройстве граждан Республики Беларусь в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Республике Беларусь».
Таким образом, создана правовая основа сближения миграционного законодательства стран ЕАЭС и Вьетнама. Ввиду чего на следующем этапе развития тенденции укрепления интеграционных связей можно предположить возможность разработки единого миграционного Соглашения ЕАЭС и Вьетнама.
Вместе с тем, есть основания для того, чтобы констатировать наличие вопроса в сфере интеграционных процессов.
В Соглашениях стран ЕАЭС о миграции с Вьетнамом используются разные правовые термины и концепции, в результате чего может возникнуть некоторое недопонимание в сфере практики правоприменения.
Ответ на этот вопрос состоит в совершенствовании международно-правового регулирования миграционных отношений посредством унификации правовой терминологии и правовых подходов.
Действительно, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации отмечается, что действие настоящего Соглашения распространяется на граждан Российской Федерации и граждан Социалистической Республики Вьетнам, постоянно проживающих соответственно на территории Российской Федерации или Социалистической Республики Вьетнам (далее именуется - государство постоянного проживания), которые на законном основании осуществляют временную трудовую деятельность на территории государства другой Стороны (далее именуется - принимающее государство). В целях настоящего Соглашения эти лица именуются иностранными работниками. Иностранные работники осуществляют временную трудовую деятельность в соответствии:
а) с договорами на выполнение работ или оказание услуг (далее именуются - договоры на выполнение работ), заключенными юридическими или физическими лицами принимающего государства (далее именуются - заказчики) и юридическими лицами государства постоянного проживания, с которыми иностранный работник находится в трудовых отношениях;б) с трудовыми договорами, заключенными иностранными работниками с работодателями принимающего государства.( ст.1).
В свою очередь, в Соглашении между Правительством Республики Казахстан и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Республики Казахстан в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Республике Казахстан определяются « основные понятия и термины, используемые в настоящем Соглашении: Сторона выезда - государство, на территории которого трудящиеся-мигранты проживают постоянно и выезжают в Сторону трудоустройства для временного занятия оплачиваемой трудовой деятельностью; Сторона трудоустройства - государство, на территории которого трудящиеся-мигранты, прибывшие из Стороны выезда, временно осуществляют оплачиваемую трудовую деятельность на условиях трудового договора (контракта); уполномоченные органы - органы государств Сторон, на которые возлагается реализация настоящего Соглашения; работодатель - юридическое или физическое лицо, которое предоставляет работу на условиях трудового договора в Стороне трудоустройства; трудовой договор - письменное соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять определенную работу (трудовую функцию), соблюдать правила трудового распорядка, а работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные национальным законодательством Стороны трудоустройства, коллективным договором, актами работодателя, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату; трудящийся-мигрант - физическое лицо, постоянно проживающее на территории Стороны выезда, которое на законном основании временно занимается оплачиваемой трудовой деятельностью на территории Стороны трудоустройства;
разрешение на привлечение трудящихся-мигрантов - документ установленной Стороной трудоустройства формы, подтверждающий право трудящегося-мигранта на временное осуществление трудовой деятельности на территории Стороны трудоустройства; условия труда - условия оплаты, нормирования труда, режима рабочего времени и времени отдыха, порядок совмещения профессий (должностей), расширения зон обслуживания, выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, безопасности и охраны труда, технические, производственно-бытовые условия, а также иные условия труда в соответствии с законодательством Стороны трудоустройства.»( статья 1).
В Соглашении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временном трудоустройстве граждан Республики Беларусь в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Республике Беларусь указывается, что для целей настоящего Соглашения нижеуказанные термины означают следующее:"Трудящийся-мигрант" - лицо, являющееся гражданином государства одной Договаривающейся Стороны, которое на законном основании находится и занимается временной трудовой деятельностью на территории государства другой Договаривающейся Стороны, в котором постоянно не проживает;"Член семьи" - лицо, состоящее в браке с трудящимся-мигрантом, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с национальным законодательством Стороны трудоустройства;"Сторона трудоустройства" - государство одной из Договаривающихся Сторон, в котором трудящийся-мигрант осуществляет оплачиваемую временную трудовую деятельность;"Сторона выезда" - государство одной из Договаривающихся Сторон, в котором постоянно проживает трудящийся-мигрант и из которого он выезжает в Сторону трудоустройства для занятия оплачиваемой временной трудовой деятельностью;"Наниматель (работодатель)" - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с национальным законодательством Стороны трудоустройства имеет право заключения и прекращения трудового договора.( статья 2).
Морозов Павел Евгеньевич, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина, член Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г.Москве
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться