Общественно-политический портал «Добрососедство» в рамках проекта «Реальная миграция» продолжает публикацию соответствующих эксклюзивных материалов.
В этот раз СМИ «Добрососедство» предоставляет читателям материал, представленный Департаментом образования Правительства Москвы к прошедшему недавно заседанию Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве (председатель Николай Алисов)на котором обсуждалась тема «Об учебе иностранных граждан в школах г.Москвы».
Также «Добрососедство» повторно публикует данные о количестве обучающихся, являющихся иностранными гражданами, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. И эти сведения были предоставлены Департаментом образования города Москвы к заседанию ОКС при УФМС России по г. Москве.
Соответствующий доклад на заседании ОКС сделала представитель Департамента образования города Москвы Белоусова Дарья Викторовна.
Выражаем нашу признательность специалистам Департамента образования города Москвы, подготовившим эти материалы, и лично его руководителю, министру Правительства Москвы Калине Исааку Иосифовичу.
Надеемся, что эти материалы, предоставленный для широкого круга пользователей на страницах официального, зарегистрированного СМИ «Добрососедство» будет полезны как исследователям миграционных процессов, так и тем, кто интересуется темой миграции.
Среди предыдущих материалов, опубликованных в рамках проекта Добрососедства «Реальная миграция» был ряд документов, представляющий несомненный интерес для тех, кто интересуется действительным положением дел в области миграционных процессов.
В их числе:
- Сведения о служебно-оперативной деятельности УФМС России по г. Москве, в том числе и предоставляемые участникам заседаний Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель Алисов Н.А.) и Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве (председатель Блажеев В.В., сопредседатель Делягин М.Г., учёный секретарь Гаспаришвили А.Т.) и озвученные на его заседаниях;
- Справки о Деятельности Управления Федеральной миграционной службы по г.Москве (начальник УФМС России по г. Москве Кириллова О.Е.);
- Справки о работе Московской городской народной дружины по линии (начальник МГШ НД генерал-лейтенантСемерда В.И., руководитель «миграционной дружины» Вовк Г.Г.);
- Справки по организации взаимодействия Опорных пунктов охраны порядка (ОПОП) города Москвы в сфере предупреждения и пресечения нарушений по результатам (начальник ОПОП г. Москвы Косаревич Т.Л.);
- Сведения о количестве граждан Республики Молдова, поставленных на миграционный учет по месту пребывания в г. Москве в период с 2005 по 2014 гг.
- и другие документы, дающие представление о той работе, которая проводится Федеральной миграционной службой России, а также иными российскими структурами, оказывающими влияние на миграционную обстановку или изучающие миграционную ситуацию.
Надеемся, что все опубликованные «Добрососедством» данные помогут в аналитической работе тем, кто интересуется темой миграции.
Юрий Московский,
директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»,
Ответственный секретарь ОКС при УФМС России по г. Москве
Информация об обучении иностранных граждан в образовательных организациях города Москвы.
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч. 3 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ).
Прием граждан в образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, на территории Российской Федерации, в том числе и города Москвы, регламентируется Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.01.2014 г. № 32.
Зачисление детей в образовательной организации города Москвы осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), зарегистрированного в автоматизированной информационной системе с использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (www.pgu.mos.ru) при предъявлении в образовательную организацию документов, определённых вышеуказанным Порядком и подтверждающих сведения, указанные в электронном заявлении. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
В городе Москве выстроена особая, этнокультурная подсистема образования в условиях многонационального города. Изучение родного (национального) языка и ряда других предметов или курсов этнокультурного компонента образования в основном происходить во второй половине дня, в рамках дополнительного образования детей по желанию обучающихся и с учётом мнения их родителей (законных представителей). Весь процесс обучения и воспитания в учреждениях с этнокультурным компонентом образования ведется на русском языке, по российским программам и в соответствии с едиными требованиями, предъявляемыми ко всем московским школьникам.
В настоящее время в городе Москве ведётся работа по развитию поликультурного образования, которое, как показывает практика, наиболее эффективно способствует пониманию обучающимися своей культуры, пониманию и принятию других культур и культурных различий, роли диалога культур в становлении гражданского общества, умению противостоять негативным стереотипам и этническим предубеждениям.
Для детей мигрантов, совсем не владеющих или слабо владеющих русским языком, на базе общеобразовательных школ функционируют «Школы русского языка» (ШРЯ) - специальные структурные подразделения, реализующие годичные программы интенсивного обучения русскому языку и социокультурной адаптации детей международных мигрантов.
Всем участникам образовательного процесса (детям, учителям, родителям) оказывают психолого-педагогическую помощь (работают психологи, логопеды, дефектологи).
В 2014-2015 учебном году в 18-ти группах 7(семи) образовательных организаций прошли обучение 262 человека.
При зачислении в ШРЯ ребенок проходит «входное» тестирование. В течение учебного года качество знаний контролируется дважды: на промежуточном и итоговом тестировании по всем видам речевой деятельности. Тестовые материалы готовят специалисты кафедры ЮНЕСКО МИОО.
По итогам годичного обучения обучающиеся справляются с итоговым тестированием и могут продолжать обучение в образовательных учреждениях Москвы.
Для обучения детей мигрантов, в целях преодоления языковых барьеров, для социально-психологической, языковой и социокультурной адаптации и успешной реализации ими учебных программ в городе Москве, созданы языковые курсы русского языка как иностранного (РКИ). Обучение ведется по специальным программам при научно-методическом содействии кафедры ЮНЕСКО МИОО. Все занятия бесплатны для детей (за бюджетный счет).
В 2014-2015 учебном году на базе трёх образовательных организаций, в которых структурным подразделением является «Школа русского языка» были организованы РКИ. Курсы были организованы во второй половине дня. Работало 24 группы, в которых проучились 327 чел.
В 2014-2015 учебном году Департаментом образования города Москвы подготовлены и проведены следующие мероприятия:
- Международный фестиваль знатоков русского языка «О России по-русски» (олимпиады по русскому языку для детей-иностранцев) с номинациями по российской истории, культуре и литературе.
- Две выездные школьные этнографические экспедиции в Республику Башкортостан и в Республику Алтай.
- Городская молодежная конференция «Сила России – в многообразии культур», посвященная вопросам профилактики ксенофобии и экстремизма.
- V-й открытый московский городской конкурс проектно-исследовательских работ учащихся «Изучение истории и культуры религий мира» и II-й московский конкурс «Лучший учитель православной культуры», межвузовская педагогическая конференция «Методологические проблемы преподавания религиоведческих дисциплин».
- Театральный фестиваль общеобразовательных учреждений города Москвы «Такие разные, и такие похожие» и цикл семинаров «Новые музейно-педагогические технологии и другие проблемы поликультурного образования».
- Семейный конкурс творческих работ «Москва – единство в многообразии».
- Этнокультурный фестиваль ученической молодежи «С любовью к России», приуроченного к Дню народного единства.
- Семинар «Новые музейно-педагогические технологии и другие проблемы поликультурного образования» и др.
Количество обучающихся, являющихся иностранными гражданами, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы
Гражданство |
Итого |
АБХАЗИЯ; Республика Абхазия |
37 |
АВСТРАЛИЯ |
3 |
АВСТРИЯ; Австрийская Республика |
2 |
АЗЕРБАЙДЖАН; Республика Азербайджан |
2 912 |
АНГОЛА; Республика Ангола |
8 |
АРГЕНТИНА; Аргентинская Республика |
4 |
АРМЕНИЯ; Республика Армения |
2 451 |
АФГАНИСТАН; Переходное Исламское Государство Афганистан |
157 |
БАНГЛАДЕШ; Народная Республика Бангладеш |
4 |
БЕЛАРУСЬ; Республика Беларусь |
896 |
БЕЛЬГИЯ; Королевство Бельгии |
3 |
БОЛГАРИЯ; Республика Болгария |
33 |
БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА |
3 |
БРАЗИЛИЯ; Федеративная Республика Бразилия |
5 |
ВЕНГРИЯ; Венгрия |
6 |
ВЕНЕСУЭЛА, БОЛИВАРИАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА; Боливарианская Республика Венесуэла |
12 |
ВИРГИНСКИЕ ОСТРОВА, США; Виргинские острова Соединенных Штатов |
8 |
ВЬЕТНАМ; Социалистическая Республика Вьетнам |
689 |
ГЕРМАНИЯ; Федеративная Республика Германия |
32 |
ГОНКОНГ; Специальный административный регион Китая Гонконг |
3 |
ГРЕЦИЯ; Греческая Республика |
13 |
ГРУЗИЯ |
727 |
ДАНИЯ; Королевство Дания |
1 |
ЕГИПЕТ; Арабская Республика Египет |
10 |
ИЗРАИЛЬ; Государство Израиль |
151 |
ИНДИЯ; Республика Индия |
12 |
ИНДОНЕЗИЯ; Республика Индонезия |
1 |
ИОРДАНИЯ; Иорданское Хашимитское Королевство |
5 |
ИРАК; Республика Ирак |
1 |
ИРАН, ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА; Исламская Республика Иран |
11 |
ИРЛАНДИЯ |
3 |
ИСЛАНДИЯ; Республика Исландия |
1 |
ИСПАНИЯ; Королевство Испания |
10 |
ИТАЛИЯ; Итальянская Республика |
14 |
КАЗАХСТАН; Республика Казахстан |
481 |
КАМЕРУН; Республика Камерун |
2 |
КАНАДА |
1 |
КЕНИЯ; Республика Кения |
1 |
КИПР; Республика Кипр |
1 |
КИРГИЗИЯ; Киргизская Республика |
3 128 |
КИТАЙ; Китайская Народная Республика |
70 |
КОЛУМБИЯ; Республика Колумбия |
6 |
КОНГО, ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА; Демократическая Республика Конго |
6 |
КОНГО; Республика Конго |
1 |
КОРЕЯ, НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА; Корейская Народно-Демократическая Республика |
26 |
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА; Республика Корея |
53 |
КУБА; Республика Куба |
22 |
ЛАОССКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
3 |
ЛАТВИЯ; Латвийская Республика |
58 |
ЛИВАН; Ливанская Республика |
3 |
ЛИВИЯ; Ливия |
2 |
ЛИТВА; Литовская Республика |
50 |
МАДАГАСКАР; Республика Мадагаскар |
4 |
МАРОККО; Королевство Марокко |
1 |
МЕКСИКА; Мексиканские Соединенные Штаты |
4 |
МОЗАМБИК; Республика Мозамбик |
1 |
МОЛДОВА, РЕСПУБЛИКА; Республика Молдова |
2 739 |
МОНГОЛИЯ |
24 |
МЬЯНМА; Республика Союза Мьянма |
1 |
НЕПАЛ; Федеративная Демократическая Республика Непал |
1 |
НИДЕРЛАНДЫ; Королевство Нидерландов |
1 |
НИКАРАГУА; Республика Никарагуа |
2 |
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ |
1 |
ПАКИСТАН; Исламская Республика Пакистан |
1 |
ПАРАГВАЙ; Республика Парагвай |
1 |
ПЕРУ; Республика Перу |
1 |
ПОЛЬША; Республика Польша |
25 |
РУМЫНИЯ |
9 |
СЕРБИЯ; Республика Сербия |
83 |
СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
75 |
СЛОВАКИЯ; Словацкая Республика |
1 |
СЛОВЕНИЯ; Республика Словения |
27 |
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии |
5 |
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ; Соединенные Штаты Америки |
40 |
ТАДЖИКИСТАН; Республика Таджикистан |
2 769 |
ТАИЛАНД; Королевство Таиланд |
3 |
ТУРКМЕНИЯ; Туркменистан |
114 |
ТУРЦИЯ; Турецкая Республика |
54 |
УЗБЕКИСТАН; Республика Узбекистан |
2 186 |
УКРАИНА |
4 907 |
ФИЛИППИНЫ; Республика Филиппины |
8 |
ФИНЛЯНДИЯ; Финляндская Республика |
3 |
ФРАНЦИЯ; Французская Республика |
33 |
ХОРВАТИЯ; Республика Хорватия |
3 |
ЦЕНТРАЛЬНО-АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
1 |
ЧАД; Республика Чад |
3 |
ЧЕРНОГОРИЯ |
13 |
ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
21 |
ШВЕЙЦАРИЯ; Швейцарская Конфедерация |
2 |
ШРИ-ЛАНКА; Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка |
1 |
ЭКВАДОР; Республика Эквадор |
4 |
ЭЛЬ-САЛЬВАДОР; Республика Эль-Сальвадор |
1 |
ЭСТОНИЯ; Эстонская Республика |
23 |
ЮЖНАЯ АФРИКА; Южно-Африканская Республика |
4 |
ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ; Республика Южная Осетия |
6 |
ЯПОНИЯ |
9 |
Общий итог |
25 357 |
Данные предоставлены Департаментом образования города Москвы к заседанию Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве (Председатель Алисов Н.А.).
Аппарат ОКС при УФМС России по г. Москве: Московский Ю.В. Ответственный секретарь ОКС: ksovet@gmail.com, 8-916-119-83-94
Материалы о работе ОКС, Научно-экспертного совета ОКС и иные материалы о миграции читайте на портале СМИ «Добрососедство» (http://dobro-sosedstvo.ru). Деятельности портала «Добрососедство» содействует Фонд развития международных связей «Добрососедство» (http://dobrososedstvo.com)
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться