16 марта 2016 в Российской Академии Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ (RANEPA) состоялась VI Международная социологическая Грушинская конференция, организованная РАНХиГС совместно со Всероссийским центром изучения общественного мнения и Фондом ВЦИОМ. Её участники обсуждали тему «Жизнь исследования после исследования: Как сделать результаты понятными и полезными?».
В работе конференции принимали участие и представители Фонда развития международных связей «Добрососедство», ведь совсем недавно при участии Фонда в свет вышла книга «Трудовая миграция в Москве: факты, мнения, перспективы», основанная на материалах социологических исследований, проведённых «Добрососедством» на средства Президентских грантов.
На конференции были оглашены итоги VI конкурса студенческих исследовательских работ на премию (стипендию) ВЦИОМ «Россия для себя и для мира: стратегия выживания или стратегия роста» и председатель Программного комитета Конференции, Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров поздравил победителей.
Среди них была и студентка высшей школы экономики Анна Сулейманова, проведшая исследования "Кто останется: связь миграционных намерений с личностными и социально-демографическими характеристиками студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах".
В рамках проекта «Реальная миграция» мы публикуем эту примечательную работу на «Добрососедстве».
Юрий Московский,
директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»,
http://www.dobro-sosedstvo.ru
***
Среди предыдущих, опубликованных в рамках проекта «Реальная миграция», осуществляемого СМИ «Добрососедство», был ряд документов, представляющий несомненный интерес для тех, кто интересуется действительным положением дел в области миграционных процессов.
В их числе:
- Сведения о миграционной обстановке в России в целом, в том числе и в половозрастном составе, например, статистические сведения в отношении иностранных граждан из ряда государств, находящихся на территории Российской Федерации в половозрастном разрезе (в порядке численности, по состоянию на 27 августа 2015г., составил: директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский http://www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/54891/
- Ежемесячные Сведения о служебно-оперативной деятельности УФМС России по г. Москве, в том числе и предоставляемые участникам заседаний Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Москве (председатель Алисов Н.А.) и Научно-экспертного совета ОКС при УФМС России по г. Москве (председатель Блажеев В.В., сопредседатель Делягин М.Г., учёный секретарь Гаспаришвили А.Т.) и озвученные на его заседаниях. (Например, сведения о служебно-оперативной деятельности УФМС России по г. Москве за 10 месяца 2015 г. и 2014 г. (январь – октябрь 2015 и 2014 гг.) http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_51936 и .т.п. материалы).
- Количество обучающихся, являющихся иностранными гражданами, в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы. (Данные были предоставлены Департаментом образования города Москвы к заседанию Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве http://www.dobro-sosedstvo.ru/dobro/ru/etc/o_49093 )
- Справки о работе Московской городской народной дружины по линии УФМС России по г.Москве (начальник МГШ НД генерал-лейтенант Семерда В.И., руководитель «миграционной дружины» Вовк Г.Г.);
- Справки по организации взаимодействия Опорных пунктов охраны порядка (ОПОП) города Москвы в сфере предупреждения и пресечения нарушений по результатам (начальник ОПОП г. Москвы Косаревич Т.Л.);
- Данные по разным периодам о гражданах иных государств в Российской Федерации и в Москве, в их числе «Сведения о количестве граждан Республики Молдова, поставленных на миграционный учет по месту пребывания в г. Москве в период с 2005 по 2014 гг.», а также аналогичные данные по Таджикистану;
- Данные РОССТАТА о численности и составе населения России и Московского региона, в том числе национальный состав г.Москвы и Московской области;
- Данные о работе Многофункционального миграционного центра в Сахарово.
- Материалы социологических опросов, в том числе проводимых специалистами Фонда развития международных связей «Добрососедство» на средства Президентских грантов.
А также другие документы, дающие представление о той работе, которая проводится Федеральной миграционной службой России, а также иными российскими структурами, оказывающими влияние на миграционную обстановку или изучающие миграционную ситуацию. Эти сведения были использованы в работе участников заседаний ОКС при УФМС России по городу Москве и НЭС ОКС.
На прошедших в 2015 году заседаниях ОКС при УФМС Москвы и НЭС ОКС при УФМС Москвы участниками были рассмотрены следующие вопросы:
На заседаниях ОКС и его Научно-экспертного совета рассматривались следующие вопросы:
- Об изменениях в миграционном законодательстве России, в частности, специально заседание НЭС ОКС было посвящено вопросу «О практике и перспективах работы органов ФМС и уполномоченных организаций в городе Москве в связи с принятыми изменениями в российском миграционном законодательстве, предусматривающими переход на патентную систему при трудоустройстве иностранных граждан»;
- О работе Специализированной Народной Дружиной по соблюдению миграционного законодательства РФ Городского штаба Народной дружины города Москвы;
- О женщинах – иностранцах в г. Москве:
- Иностранная женская миграция в Российскую Федерацию: проблемы и перспективы;
- Об оказании государственных услуг УФМС России по г.Москве жителям Москвы:
- О работе УФМС России по г. Москве с обучающимися в столице иностранными гражданами;
- Об учебе иностранных граждан в школах г.Москвы;
- О пребывании иностранных туристов в г.Москве;
- О микропереписи населения Российской Федерации в 2015 г.;
- Об опыте Москвы в практике применения российского законодательства с участием представителей Управления миграционной политики Департамента экономической политики и развития города Москвы и Государственного бюджетного учреждение города Москвы "Многофункциональный миграционный центр".
На заседаниях Научно-экспертного совета ОКС рассматривались следующие темы:
- О работе Общественно-консультативного совета при УФМС России по г.Москве;
- О работе Научно-экспертного совета при УФМС России по г. Москве:
- Информация о миграционной ситуации в г.Москве;
- «О практике и перспективах работы органов ФМС и уполномоченных организаций в городе Москве в связи с принятыми изменениями в российском миграционном законодательстве, предусматривающими переход на патентную систему при трудоустройстве иностранных граждан»;
- Микроперепись населения Российской Федерации в 2015 г.;
- Иностранная женская миграция в Российскую Федерацию: проблемы и перспективы.
Мы выражаем нашу благодарность ФМС России и УФМС России по г. Москве, другим службам и структурам, оперативно предоставлявших нам актуальные сведения о миграции в России и её столице.
Уверены, что данные, опубликованные СМИ «Добрососедство» (Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. №ФС77-31540 от 19 марта 2008 г.) помогают экспертам и просто гражданам России иметь более полное представление о реалиях миграционной ситуации в нашей стране и в её столице - Москве.
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет социальных наук
Департамент социологии
Направление подготовки 39.03.01 «Социология»
Кто останется: связь миграционных намерений с личностными и социально-демографическими характеристиками студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
Сулейманова Анна Наильевна
+79099226845
Научный руководитель:
Зангиева Ирина Казбековна
Москва, 2016
Оглавление
Введение. 3
Методология исследования. 6
Основные понятия исследования. 7
Социально-демографический портрет студента из СНГ, обучающегося в московском вузе. 10
Различия в ценностных ориентациях студентов с разными миграционными намерениями студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах. 14
Социально-демографические характеристики и миграционные намерения студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах. 16
Заключение. 19
Список использованной литературы.. 21
Введение
Одним из основных направлений развития российской высшей школы в настоящее время является расширение приема иностранных граждан в российские вузы[1]. Официальная формулировка цели проекта «Прием иностранных граждан в рамках квоты» гласит, что прием иностранных студентов на места, финансируемые правительством РФ, призван «популяризовать российское высшее образование в мировом образовательном пространстве»[2]. Однако прием иностранных студентов в высшие учебные заведения России позволяет преследовать и более утилитарные цели: во-первых, увеличение числа иностранных студентов – это одно из требований, которые необходимо выполнить для запланированного «Стратегией 2020» вхождения пяти российских вузов в сотню лучших университетов мира[3]; во-вторых, иностранные студенты, получившие высшее образование в России и решившие здесь остаться, являются сравнительно недорогим (так как школьное образование они получили без затрат со стороны страны-реципиента[4]) и надежным (ведь за годы обучения студент был глубоко интегрирован в российское сообщество) источником человеческого капитала; в третьих, недавние выпускники российского вуза, претендующие на российское гражданство, способны внести не только экономический, но и демографический вклад, что особенно актуально в условиях «демографической ямы» – резкого снижения численности населения России с 2010 по 2050 год, предсказанное агентством Standard&Poor’s[5].
Еще одним немаловажным аргументом в пользу набора иностранных студентов в российские вузы является серьезный дисбаланс возрастных когорт, являющийся актуальной проблемой в современной России. На диаграмме 1 приведена динамика количества российских выпускников 11 классов с 2005 по 2010 год в сравнении с числом студентов из стран СНГ, поступающих в российские вузы, которая наглядно демонстрирует, как за счет увеличения квоты на прием иностранных студентов частично компенсируется недобор, обусловленный снижением рождаемости, произошедшим 15-20 лет назад. Таким образом удастся избежать упразднения и перепрофилирования невостребованных вузов, которое к 2035 году привело бы к дефициту мест в вузах [10, с. 8].
Диаграмма 1. Динамика количества российских выпускников 11 классов в сравнении с динамикой числа студентов из стран СНГ, обучающихся в российских вузах, 2005-2010
Источник: Росстат, Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012.
Наиболее заинтересованными в получении высшего образования в России являются жители Средней Азии и Закавказья, а общая доля тех, кто предпочел бы российский вуз вузу родной страны, в странах СНГ превышает 60% [10, с. 41]. При этом, несмотря на хорошие перспективы трудоустройства в родной стране, многие студенты изъявляют желание остаться в России после окончания вуза [10, с. 177]. В данном исследовании мы сосредоточимся на стратегии поиска среди абитуриентов из стран СНГ, желающих получить образование в России, именно таких молодых людей: будущих специалистов с российским дипломом о высшем образовании, получивших начальное и среднее образование за счет страны-донора, а значит с минимальными издержками для принимающей стороны, глубоко интегрированных в российское сообщество за 4-6 лет обучения в вузе, и, как самый главный фактор, в будущем – граждан Российской Федерации. Наше предположение заключается в том, что существует набор характеристик, способствующих возникновению намерения иностранных студентов остаться в России.
Предыдущими исследованиями, посвященными миграционному поведению иностранных студентов, была выявлена зависимость между склонностью оставаться в стране-реципиенте и национальностью студентов [см. 3]. Мы, в свою очередь, предположили, что идентификация иностранного студента с россиянами (вследствие распространенного в странах СНГ феномена «российских соотечественников за рубежом») связана с его решением об окончательной миграции в Россию после получения образования в местном вузе. Схожее качественное исследование Альбертса и Хейзен, к примеру, выявило связь между опытом миграции и желанием вернуться в родную страну после окончания обучения среди иностранных студентов американских вузов: чем менее удовлетворительным был этот опыт по сравнению с жизнью в родной стране, тем сильнее было желание покинуть США после получения ученой степени. [1, с. 142]. Кроме того, мы предположили, что обнаружится зависимость между достатком семьи студента и его миграционными планами: чем тяжелее материальная ситуация в семье, тем меньше стимулов вернуться в родную страну.
В качестве индикатора личностных характеристик мы использовали концепт ценностных ориентаций. Ценностные ориентации, как иерархически упорядоченная система ценностей, являются одним из факторов, определяющим мотивацию и цель человека, в соответствии с которым он строит свои жизненные планы [см. 4, 5]. Ценности – одна из центральных составляющих личности, в соответствии с которой принимаются как повседневные, так и определяющие всю дальнейшую жизнь индивида решения. Одно из таких решений – выбор среды, наиболее успешно отвечающей потребностям индивида в соответствии с его системой ценностей. В частности, подтверждение связи между миграционными предпочтениями и ценностными ориентациями было обнаружено Дж. Кристенсоном на примере потенциальных мигрантов из Северной Каролины [см. 2].
Исследовательский вопрос, на который мы попытались ответить, заключается в следующем: какими личностными и социально-демографическими характеристиками должен обладать студент из СНГ, который вероятнее всего примет решение остаться в России после получения высшего образования в российском вузе? Мы предполагаем, что данное исследование может помочь в модернизации системы отбора абитуриентов и тем самым повысить итоговый эффект на российскую экономику и демографию от государственной квоты на иностранных студентов.
Методология исследования
Цель исследования состояла в том, чтобы установить наличие или отсутствие различий в личностных и социально-демографических характеристиках студентов из стран СНГ, планирующих остаться в России после окончания обучения, от студентов, планирующих вернуться в родную страну или эмигрировать в любую другую страну мира.
Предметом исследования выступает связь между социально-демографическими и личностными характеристиками студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, и их миграционными намерениями.
Эмпирическим объектом нашего исследования стали студенты из стран СНГ, обучающиеся на бакалаврских или магистерских программах московских вузов. Решение ограничиться только студентами из Москвы было принято по двум причинам: во-первых, Москва, как столица и город с наиболее широким выбором высших учебных заведений по самым разным направлениям и самыми обширными карьерными перспективами, несомненно, привлекает больше всего студентов (из-за границы в том числе); во-вторых, выбор эмпирического объекта был обусловлен доступностью для исследователей. Мы сосредоточились именно на нынешних студентах, а не выпускниках: выйти на связь с теми выпускниками, кто, к примеру, уже вернулся в родную страну, практически невозможно в условиях несовершенства учета иностранных студентов в России. Таким образом, мы не претендуем на репрезентативность в общероссийском масштабе, однако полученные результаты несомненно представляют интерес в контексте исследовательского вопроса. Способом сбора данных стал онлайн-опрос с формализованной анкетой, состоящей из двух частей: общих вопросов, касающихся социально-демографических характеристик, и ценностного опросника Шварца.
Отбор респондентов производился на основе невероятностной целевой модели выборки при помощи метода «снежного кома» в социальных сетях «Вконтакте» и «Facebook». Рассчитать объем генеральной совокупности не представлялось возможным ввиду несовершенства системы учета иностранных студентов в России [10, с. 25], поэтому для определения размера выборки мы воспользовались формулой Рукавишникова на основании единственного критерия – страны, из которой прибыл студент, то есть заполнить было необходимо десять групп, однако нами было принято решение не включать в выборку студентов из Туркменистана и Кыргызстана ввиду их объективной недоступности, обнаруженной нами на полевом этапе. Таким образом, мы берем в расчет восемь стран. Согласно формуле Рукавишникова, из каждой страны нам необходимо было опросить не менее 30 человек. Минимальный объем выборки, таким образом, составляет 240 человек.
Мы ставили перед собой две основные задачи:
1. Выявить связь между ценностными ориентациями и миграционными планами студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах.
Мы предположили, что существует связь между ценностными ориентациями как индикаторами личностных характеристик студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, и их миграционными планами, иными словами, что структуры ценностей у студентов с разными миграционными намерениями будут также различными.
2. Выявить связь между социально-демографическими характеристиками (пол, образование родителей, материальное положение семьи, национальная самоидентификация) и миграционными намерениями студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах.
Мы предположили, что, во-первых, юноши менее склонны к возвращению в родную страну, чем девушки, так как девушки в силу гендерной социализации больше привязаны к семье и родным, чем юноши. Во-вторых, студенты, у которых оба родителя имеют высшее образование, скорее будут склонны к миграции в какую-либо другу страну, а студенты, у которых только один родитель имеет высшее образование – к окончательной миграции в Россию. В-третьих, студенты из семей с достатком выше среднего скорее примут решение о миграции в какую-либо другую страну, а с достатком ниже среднего – об окончательной миграции в Россию. В-четвертых, окончательная миграция в Россию является основным миграционным намерением среди студентов, причисляющих себя к российским соотечественникам, проживающим за рубежом, а возвращение в родную страну – среди причисляющих себя к коренным национальностям стран-доноров в силу того, что первые комфортнее ощущают себя в России, а вторые, напротив, в родной стране.
Основные понятия исследования
В ходе исследования нами использовались такие понятия, как миграционные намерения, ценностные ориентации и национальная самоидентификация. Рассмотрим отдельно каждое из них, а также способы, которыми мы измеряли основные социально-демографические показатели.
Под миграционными намерениями студента мы будем иметь в виду его миграционные намерения после окончания московского вуза на момент проведения полевого этапа исследования. Мы рассматривали четыре возможных варианта развития событий: окончательная миграция в Россию, возвращение в родную страну, миграция в любую другую страну мира и отсутствие какого-либо решения. Студенты к моменту полевого этапа успели провести в России не менее полугода, а значит составили определенное мнение об этой стране и собственных возможностях в ней, и оценивают свои миграционные намерения более здраво, чем абитуриенты.
Ценностные ориентации, как индикатор личностных характеристик студентов, мы оценивали при помощи методики измерения ценностей Шварца [см. 8], которая включает в себя 10 ценностей, формирующих круговой мотивационный континуум и одинаково распознаваемых представителями разных культур, что было подтверждено эмпирическими исследованиями автора методики [см. 6], что и стало основной причиной выбора именно этой методики с учетом высокой культурной гетерогенности эмпирического объекта нашего исследования.
Шалом Шварц связал каждую ценность с целью, которую она выражает, указав к каждой ценности из списка ее составляющие, включая инструменты для ее измерения, а также множество вкладываемых в нее смыслов. Адаптированный для России список ценностей по Шварцу включает в себя:
- Самостоятельность (изначально - Self-Direction; независимость в мышлении и действиях)
- Стимуляцию (Stimulation; стремление поддержать оптимальный уровень активации)
- Гедонизм (Hedonism; получение наслаждения и чувственных удовольствий)
- Достижение (Achievement; самоуважение и общественное признание)
- Власть (Power; социальный статус, престиж и доминирование над людьми и ресурсами)
- Безопасность (Security; гармония и стабильность общества, отношений и собственного я)
- Конформность (Conformity; преданность и ответственность)
- Традиция (Tradition; уважение, обязательства, принятие обычаев и идей, предусмотренных культурой или религией)
- Благожелательность (Benevolence; чувство принадлежности и значимости, духовная жизнь)
- Универсализм (Universalism; понимание, приятие, толерантность и защита благополучия всех людей и природы).
В зависимости от условий жизни человека, некоторые ценности преследуются или выражаются им легче, чем другие. Обычно происходит приспособление жизненных ценностей к обстоятельствам существования. Люди склонны завышать значимость для легко достижимых ценностей и занижать для тех, стремление к которым невозможно. Однако с ценностями, относящимися к материальному благополучию, происходит прямо противоположное: легко достижимые утрачивают свою значимость, а заблокированные, напротив, становятся приоритетнее. [5, с. 15].
Расчет производился следующим образом: каждый респондент оценивал значимость каждого из 57 качеств и установок для себя лично по шкале от -1 до 7, где -1 – «совершенно не имеет значения», а 7 – «имеет исключительное значение». Далее, согласно ключу, приведенному в Приложении 3, 57 пунктов были распределены по 10 группам, измеряющим ту или иную ценность, и для каждой группы было вычислено среднее значение. Таким образом, для каждого респондента мы получили десять ценностных индексов, позволяющих оценить выраженность той или иной ценности. При решении этой и прочих задач с участием этих переменных мы будем считать их интервальными, так как изначальная шкала оценки значимости ценности для респондента имеет восемь градаций (такой оценки как «0» методика не предполагает) и с некоторыми допущениями может считаться интервальной, так как мы рассчитываем среднее значение признаков, выражающих ту или иную ценность.
Для выявления различий в миграционных намерениях в зависимости от национальности, нами был разработан концепт национальной самоидентификации. Национальная самоидентификация может быть определена как этнический «ярлык», выбираемый индивидом для самого себя, или как «причисление личностью себя к членам группы, приобретение им характерных особенностей, присущих данной группе»[6]. В контексте исследования нас в первую очередь интересовало, насколько респондент ассоциирует свои традиции, привычки и нормы поведения с российской культурой, поэтому концепт измерялся при помощи четырех открытых вопросов, ответы на которые были перекодированы нами в дихотомические:
- «Какой язык вы считаете родным?» (перекодировано в русский/другой);
- «Укажите национальность вашей матери (если их несколько, укажите все)» (русская (если хотя бы одна из указанных национальностей - русская)/другое);
- «Укажите национальность вашего отца (если их несколько, укажите все)» (русский (если хотя бы одна из указанных национальностей - русский)/другое);
- «Как вы обычно отвечаете на вопрос о своей национальности?» (русский (если хотя бы одна из указанных национальностей - русский)/другое);
Соответственно, национальная самоидентификация респондента будет определяться нами в терминах ощущения принадлежности к русскому народу.
Материальное положение семей студентов измерялся нами по традиционной шкале покупок, которые может себе позволить семья, от «денег не хватает даже на питание» до «материальных затруднений не испытываем». Образование родителей студента измерялось отдельно для каждого из родителей, а потом было сведено к трем возможным вариантам: «высшее образование не имеет ни один из родителей», «высшее образование один из родителей» и «высшее образование имеют оба родителя». Их опыт обучения за рубежом также сводился к трем возможным вариантам: «хотя бы один родитель обучался в России», «хотя бы один родитель обучался в какой-либо другой стране» и «оба родителя обучались на родине».
Описав методологию исследования и определив основные понятия, мы можем перейти непосредственно к его результатам.
Социально-демографический портрет студента из СНГ, обучающегося в московском вузе
В первую очередь обратимся к портрету респондента и попытаемся ответить на вопрос: кто едет учиться в Россию из стран СНГ?
Распределение студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, по полу оказалось неравномерным: юноши составляют только около трети всех студентов. Статистики относительно гендерного распределения студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, нам найти не удалось, поэтому мы не можем достоверно сказать, является ли такой результат смещением или отражает реальную ситуацию, так что мы примем его как данность.
Диаграмма 2. Распределение студентов по странам в зависимости от пола
Преобладающее большинство студентов (от 39 до 52% на уровне доверительной вероятности 95%) относятся к группе со средним достатком: их семья может позволить себе крупную бытовую технику, но не машину. Достаточно большая доля (10-19%) не испытывает никаких финансовых затруднений, в тяжелом материальном положении же находится только около 1% студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах. Такая специфика выборки, на наш взгляд, обусловлена более высокими ценами в России по сравнению с родными странами студентов, а также в целом высокой стоимости поддержки молодого человека, не имеющего возможности работать (пока еще существуют достаточно серьезные барьеры для поиска работы студентами-иностранцами) и живущего отдельно от родителей.
Диаграмма 3. Материальное положение семей студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
Более чем у половины студентов (от 60 до 70%) ни один из родителей не имеет высшего образования, и только у 7-15% высшее образование имеют оба родителя.
Для выделения групп, различающихся относительно национальной самоидентификации, мы воспользовались кластерным анализом с применением алгоритма классификации k-means. Учитывая, что центры кластеров, выделенных при анализе на дихотомических переменных, выражают долю респондентов, которые относятся к этому кластеру и имеют код «1» («русский») мы можем определить кластеры следующим образом, используя те переменные, для которых обнаружились различия в средних значениях.
В группу «идентифицирующих себя как российских соотечественников, проживающих за рубежом» были выделены респонденты, из которых:
- абсолютно все считают русский язык своим родным;
- 88% указали принадлежность своего отца к русской национальности;
- 93% указали принадлежность своей матери к русской национальности;
- абсолютно все на вопрос о национальности отвечают «русский».
В группу, обозначенную нами как «идентифицирующие себя с представителями коренной национальности своей страны или какой-либо другой национальности» были выделены респонденты, из которых:
- 63% считают родным языком русский;
- 3% указали русскую национальность своего отца;
- 8% указали русскую национальность своей матери;
- 8% на вопрос о национальности отвечают «русский».
Достаточно высокую распространенность русского языка как родного среди них можно объяснить тем, что наша генеральная совокупность представляет собой жителей постсоветского пространства, родители которых в большинстве своем всю жизнь говорили по-русски, а также тем, что обучение в России, очевидно, требует от иностранцев высоких навыков общения на русском языке, что производит своеобразный отсев тех, для кого русский – второй язык. На 95% уровне доверительной вероятности, только от 29 до 40% студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, считают себя российскими соотечественниками. Такой результат кажется скорее ожидаемым в свете уже упомянутого нами кризиса национального образования во многих странах СНГ, толкающего молодых людей к решению обучаться на неродном языке в чужой стране.
Диаграмма 4. Распределение студентов по странам в зависимости от их национальной самоидентификации
Среди опрошенных нами студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, наиболее выраженными оказались ценности Самостоятельности, Достижения и Безопасности (выборочные средние равны соответственно 4,92, 4,65 и 4,6 балла) наименее выраженными – Власть, Традиция и Стимуляция (выборочные средние равны соответственно 3,71, 3,79 и 3,96 балла). Средней выраженностью на выборочной совокупности обладают ценности Конформности, Благожелательности, Гедонизма и Универсализма. Перенося результаты на генеральную совокупность, мы построили доверительные интервалы, чтобы установить, существуют ли статистически значимые различия между истинными средними значениями ценностей и выделить среди них преобладающие, если различия существуют.
Диаграмма 5. Ценностные ориентации студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
Разместив все доверительные интервалы на одной числовой прямой, ценности условно можно разбить на три группы. В первую группу включаются Самостоятельность, Безопасность и Достижение – эти ценности в среднем наиболее высоко оцениваются студентами из стран СНГ, обучающимися в московских вузах. Вторая группа включает в себя Традицию, Власть, Стимуляцию и Конформность – эти ценности студенты оценили ниже остальных. Наконец, третья группа включает Гедонизм, Универсализм и Благожелательность и занимает пограничную позицию между первыми двумя. Такая система ценностей указывает на высокое стремление изучаемой группы к независимости, общественному признанию и общественной стабильности.
Относительно миграционных намерений студенты распределились следующим образом:
Диаграмма 6. Миграционные планы студентов из стран СНГ, обучающихся
в московских вузах
Мы можем утверждать, что на 95% уровне доверительной вероятности от 35 до 47% студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, планируют окончательную миграцию после завершения обучения, и только 2-7% собираются вернуться в родную страну. Более трети студентов еще не успели принять окончательное решение, а 10-19% намерены уехать куда-либо еще.
Итак, на обучение в вузах Москвы из стран СНГ приезжает в два раза больше девушек, чем юношей, и около половины из этих молодых людей – выходцы из семей со средним достатком, а треть – с достатком выше среднего. Более чем у половины из них ни один родитель не имеет высшего образования. Большинство из них относят себя к коренным национальностям стран-доноров, но возвращение в родную страну после окончания университета является намерением только одного из двадцати студентов. Намерение же остаться в России выражают от трети до половины студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах.
Рассмотрев портрет студента из СНГ, обучающегося в московском вузе, мы можем перейти к решению первой задачи исследования – установлению различий в ценностных ориентациях студентов с разными миграционными намерениями.
Различия в ценностных ориентациях студентов с разными миграционными намерениями студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
Для переноса выборочных оценок средних значений ценностных индексов мы построили доверительные интервалы, чтобы установить, существуют ли статистически значимые различия между истинными средними значениями ценностей и выделить среди них преобладающие, если различия действительно существуют. Разместив все доверительные интервалы на одной числовой прямой для каждой из групп студентов, выделенных по признаку миграционных намерений, мы установили для них преобладающие ценности.
Диаграмма 7. Ценностные ориентации студентов, планирующих окончательную миграцию в Россию
Диаграмма 8. Ценностные ориентации студентов, планирующих переезд в какую-либо другую страну мира
У студентов из стран СНГ, планирующих остаться в России, мы можем выделить Благожелательность, Достижение и Самостоятельность в качестве преобладающих ценностей. Слабее всего у таких студентов выражены ценности Традиции, Конформности, Власти, Универсализма и Стимуляции. Соответственно, они характеризуются стремлением к принадлежности к группе, независимости и признанию и не заинтересованы в престиже, социальном статусе, поддержании традиций.
Студентов, планирующих возвращение в родную страну, как мы помним, набралось около 5% от всей выборки, в результате чего доверительные интервалы не дали нам никакой существенной информации относительно личностных характеристик этой группы ввиду слишком больших стандартных ошибок.
Студенты, планирующие переезд в какую-либо другую страну, в свою очередь, продемонстрировали в качестве преобладающих ценности Самостоятельности и Безопасности, и характеризуются независимостью и стремлением к гармонии и стабильности.
Различия в личностных характеристиках между студентами с разными миграционными намерениями, таким образом, действительно существуют. Студенты из стран СНГ, обучающиеся в московских вузах и планирующие остаться в России после завершения обучения отличаются высоким стремлением к принадлежности и признанию, а студенты, планирующие миграцию в какую-либо другую страну, скорее стремятся к безопасности для себя и близких.
Социально-демографические характеристики и миграционные намерения студентов из стран СНГ, обучающихся
в московских вузах
Нам удалось обнаружить статистически значимую связь между национальной самоидентификацией и миграционными планами студентов: статистика хи-квадрат для этих показателей составила 17,798, p=0,000. Рассмотрим таблицу сопряженности, чтобы понять, для каких групп студентов эта связь оказалась статистически значимой (красным цветом выделены ячейки, в которых наблюдаемые частоты оказались статистически значимо выше ожидаемых, а синим – статистически значимо ниже:
Таблица 1
Миграционные намерения и национальная самоидентификация студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
|
Национальная самоидентификация |
Итого |
|
Российские соотечественники |
Коренные национальности |
||
Планирую остаться жить в России |
46,6% |
53,4% |
100% |
Планирую вернуться в родную страну |
16,7% |
83,3% |
100% |
Планирую уехать в какую-либо другую страну |
10,5% |
89,5% |
100% |
Итого |
35,3% |
64,7% |
100% |
Российские соотечественники и коренные национальности, соответственно, показали зеркально противоположные результаты относительно намерений вернуться в родную страну и окончательно мигрировать в Россию: как мы и ожидали, представители коренных национальностей скорее склонны к возвращению в родную страну и менее – к окончательной миграции, а российские соотечественники – наоборот.
Значимая связь обнаружилась и для пары миграционные намерения – образование родителей: хи-квадрат Пирсона составил 38,037, p=0,000. Рассмотрим таблицу сопряженности:
Таблица 2
Миграционные намерения и образование родителей студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
|
Образование родителей |
Итого |
||
Высшее у обоих |
Высшее у одного |
Нет высшего образования |
||
Планирую остаться жить в России |
14,0% |
17,0% |
69,0% |
100,0% |
Планирую вернуться в родную страну |
58,3% |
33,3% |
8,3% |
100,0% |
Планирую уехать в какую-либо другую страну |
8,6% |
54,3% |
37,1% |
100,0% |
Итого |
16,3% |
27,2% |
56,5% |
100,0% |
Результаты полностью опровергают нашу гипотезу: студенты, у которых оба родителя имеют высшее образование, скорее вернутся в родную страну, а студенты, у которых только один родитель имеет высшее образование – менее склонны к решению оставаться в России и более – к переезду в какую-либо другую страну. При этом студенты, чьи родители не имеют высшего образования, менее склонны к желанию вернуться в родную страну. Вероятно, такой результат обусловлен больше достатком семьи (который является прямым следствием уровня образования родителей студента), чем непосредственным культурным капиталом, унаследованным от родителей. Проверим это предположение.
Связь между материальным положением семьи студента и его миграционными намерениями оказалась значимой (хи-квадрат Пирсона составил 54,824, p=0,000).
Таблица 3
Миграционные намерения и материальное положение семьи студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах
|
Материальное положение семьи |
Итого |
|||
Хватает на одежду и обувь |
Хватает на бытовую технику |
Хватает на новую машину |
Никаких материальных затруднений |
||
Планирую остаться жить в России |
35,3% |
46,1% |
16,7% |
2,0% |
100,0% |
Планирую вернуться в родную страну |
16,7% |
41,7% |
8,3% |
33,3% |
100,0% |
Планирую уехать в какую-либо другую страну |
18,9% |
18,9% |
8,1% |
54,1% |
100,0% |
Итого |
29,8% |
39,1% |
13,9% |
17,2% |
100,0% |
Статистически значимые различия на 95% уровне доверительной вероятности существуют для группы студентов, чья семья не испытывает финансовых затруднений. Такие студенты не склонны к решению окончательно мигрировать в Россию, но с высокой вероятностью планируют уехать в какую-либо другую страну мира. Это частично подтверждает нашу гипотезу относительно связи между высоким материальным достатком семьи и планирования миграции в какую-либо другую страну мира. Студенты из семей со средним достатком («хватает на крупную бытовую технику») не склонны выбирать миграцию в какую-либо другую страну мира после окончания университета.
По признаку пола нами не было обнаружено статистически значимых различий в миграционных планах студентов.
Таким образом, нам удалось установить следующее:
- Среди студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, возвращение в родную страну является наименее популярной стратегией.
- Студенты, идентифицирующие себя с российскими соотечественниками, вероятнее примут решение об окончательной миграции в Россию, чем студенты, причисляющие себя к коренным национальностям стран СНГ, то есть наша изначальная гипотеза полностью подтвердилась.
- Студенты, планирующие окончательный переезд в Россию, характеризуются высоким стремлением к независимости, общественному признанию и чувству принадлежности, и низким стремлением к власти, преданности и принятию обычаев и идей, предусмотренных традицией.
- Строгую тенденцию к отказу от миграции в Россию и решению переехать в какую-либо другую страну имеют те студенты, чьи семьи не испытывают никаких финансовых затруднений.
- Студенты, чьи родители не имеют высшего образования, с высокой вероятностью не собираются возвращаться в родную страну, а студенты, у которых только один родитель имеет высшее образование – оставаться в России, что опровергает выдвинутую нами гипотезу.
Обобщив вышесказанное, мы наконец можем дать определенный ответ на поставленный нами исследовательский вопрос. Студент из одной из стран СНГ, который вероятнее всего в будущем примет решение об окончательной миграции в Россию, во-первых, идентифицирует свою национальность как «российский соотечественник, проживающий за рубежом» (то есть, его родным языком является русский, на вопрос о собственной национальности он отвечает «русский» и один – а гораздо чаще оба его родителя – русские); во-вторых, такой абитуриент высоко ценит общественное признание, независимость и чувство принадлежности к группе, но низко оценивает важность традиций, преданности и власти, и, наконец, в-третьих, не относится к группе выходцев из очень обеспеченных семей. На наш взгляд, эффективная стратегия привлечения подходящих абитуриентов должна включать в себя, во-первых, предпочтение в получении бюджетного тем из них, для кого русский является родным языком; во-вторых, введение психосоциального тестирования абитуриентов либо обязательное собеседование с каждым из них; и, наконец, в третьих, привлечение абитуриентов из семей со средним достатком за счет введения дополнительных стипендий, которые позволят семьям со средним достатком с меньшими трудностями поддерживать студента во время его проживания в России. Альтернативным вариантом может быть введение упрощенной системы получения разрешения на работу в России для иностранных студентов российских вузов.
Заключение
В свете непростой демографической ситуации, установившейся в современной России, набор студентов из стран СНГ в российские вузы позволяет решить сразу несколько задач: обеспечить соответствие высших учебных заведений России стандартам, необходимым для вхождение в сотню лучших университетов мира к 2020 году; избежать упразднения или перепрофилирования вузов, которое может потребоваться из-за спада рождаемости, произошедшего в России 15-20 лет назад и, наконец, обеспечить приток человеческого капитала на российский рынок труда. Повысить эффективность программы приема иностранных студентов на места, обеспеченные государственным финансированием, на наш взгляд, можно при помощи введения дополнительных фильтров для абитуриентов, нацеленных на отбор тех из них, кто в дальнейшем примет решение окончательно мигрировать в Россию.
Проведенное нами исследование преследовало очень узкую практическую цель: понять, можно ли на основании личностных и социально-демографических характеристик студентов из стран СНГ, желающих учиться в российских вузах, выделить среди них тех, кто вероятнее всего станет будущим образованным и интегрированным жителем России?
Как показало исследование, на учебу вы вузах России прибывает в два раза больше девушек, чем юношей; основная часть этих молодых людей происходит из семей с со средним достатком и выше; только треть студентов из стран СНГ, обучающихся в московских вузах, причисляют себя к российским соотечественникам, проживающим за рубежом и, наконец, больше чем у половины из них ни один из родителей не имеет высшего образования. По результатам исследования мы также можем утверждать, что подходящие характеристики для отбора абитуриентов, которые в будущем примут решение об окончательной миграции в Россию, действительно существуют: сконструированный нами концепт национальной самоидентификации, основанный на самоопределенной национальности студента, национальности его родителей и значимости русского языка для студента, напрямую связан с его миграционными планами после окончания вуза. Идентификация с русским народом статистически значимо снижает вероятность того, что после окончания вуза студент вернется в родную страну и повышает вероятность намерения остаться в России, в то время как причисление себя к любой другой национальности оказывает диаметрально противоположный эффект на намерения студента. Высокая обеспеченность семьи студента указывает на то, что «идеальным мигрантом» он станет для какой-либо другой страны, так же, как и высшее образование у одного из родителей.
Структура ценностей студентов, которые наиболее вероятно останутся в России после окончания обучения, также имеет вполне определенную специфику: такие молодые люди склонны высоко ценить независимость во мнениях и действиях, общественное признание и самоуважение, а также к чувству принадлежности, и при этом низко оценивать значимость власти, традициям и преданности.
Дальнейшего исследования (в частности, качественного), на наш взгляд, требует характер связи культурного капитала студентов из стран СНГ и их миграционных планов: наше исследование показало достаточно противоречивые результаты в отношении связи миграционных намерений студентов и уровня образования их родителей. Кроме того, серьезной разработки требует система учета иностранных студентов, обучающихся в российских учебных заведениях, так как в свете актуальности данной проблемы для миграционной политики России имеющиеся данные нельзя считать достаточными.
Список использованной литературы
- Alberts, H. C., & Hazen, H. D. “There are always two voices...”: International students' intentions to stay in the United States or return to their home countries // International Migration, 43(3), 2005. pp.131–152.
- 2. Christenson, James A. Value Orientations of Potential Migrants and Nonmigrants // Rural Sociology. Vol. 44 Issue 2. 1979. pp. 331-344.
- Finn, M.G Stay rates of foreign doctoral recipients from US universities. 2003. Online source, URL: http://www.orau.gov/orise/pubs/stayrate03.pdf. [24.10.15]
- Schwartz, S. H. An Overview of the Schwartz Theory of Basic Values // Online Readings in Psychology and Culture, 2(1). 2012. Online source, URL: http://dx.doi.org/10.9707/2307-0919.1116 [24.10.15]
- Schwartz, S. Basic Human Values: Theory, Measurement and Applications / Jerusalem: The Hebrew University of Jerusalem, 2006.
- Schwartz, S. H.; Cieciuch, J., Vecchione, M., Davidov, E., Fischer, R., Beierlein, C., Ramos, A., Verkasalo, M., Lönnqvist, J., Demirutku, K., Dirilen-Gumus, O., Konty, M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 103(4). 2012. pp. 663-688.
- Выхованец О. Д. Образовательная миграция как часть миграционной политики России // Креативная экономика. № 7 (55). 2011. С. 105-113.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. СПб: Речь, 2004.
- Карачурина Л. Б. Вводная статья. Миграция в постсоветских странах // В кн.: Миграция в России. 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах / Сост.: Н. В. Мкртчян, Е. В. Тюрюканова; отв. ред.: Ж. А. Зайончковская. Т. 1. Ч. 1. М. : Спецкнига, 2013. С. 451-468.
10. Учебная миграция из стран СНГ и Балтии: потенциал и перспективы для России / Под ред. К.А.Гаврилова, Е.Б.Яценко. М.: Фонд «Наследие Евразии», 2012.
[1] Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Электронный источник. URL: минобрнауки.рф/документы/2474/файл/901/госпрограмма_развитие_образования_(проект).pdf. Дата обращения: 24.10.15.
[2] Сайт Министерства образования и науки Российской федерации, проект «Прием иностранных граждан в рамках квоты», электронный источник. URL: минобрнауки.рф/проекты/прием-иностранных-граждан. Дата обращения: 24.10.15.
[3] См. проект Министерства образования РФ «Повышение конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров (5-100)». Электронный источник. URL: минобрнауки.рф/проекты/5-100. Дата обращения: 24.10.2015
[4] Страной-реципиентом в нашем исследовании выступает Россия, как сторона, принимающая студента на обучение в вузе. Страной-донором, соответственно, является родная страна студента.
[5] См.: Старение населения — 2010: Российская Федерация: доклад РА Standard & Poor's. Электронный источник. URL: http://www.standardandpoors.com/ratings/articles/ru/ru/?articleType=HTML&assetID=1245318586827. Дата обращения: 24.10.15
[6] Arriagada, Paula. In search of an identity: ethnic self-identification among children of immigrants. Columbus: ProQuest, 2007
Мнения
Аноним 22.05.2016 в 09:31
That kind of thinnikg shows you're an expert http://ctjujyj.com [url=http://jnivvi.com]jnivvi[/url] [link=http://ryqyvfk.com]ryqyvfk[/link]
Аноним 22.05.2016 в 05:50
Deep thinking - adds a new <a href="http://pztkdwjy.com">diosenimn</a> to it all.
Аноним 21.05.2016 в 11:44
Good to find an expert who knows what he's tainlkg about! http://ugkqnkvezh.com [url=http://brbabrb.com]brbabrb[/url] [link=http://uazgwmzus.com]uazgwmzus[/link]
Аноним 20.05.2016 в 05:45
At last, soonmee who comes to the heart of it all
Написать комментарий
Все комментарии (4)
Вернуться