О разграничении полномочий в сфере миграции

В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» мы продолжаем публиковать соответствующие материалы.

Они пользуются популярностью среди юристов и тех общественных активистов, кто интересуется данной проблематикой.

Наши читатели знают, что работа по развитию качественных добрососедских отношений ведётся в нашей стране и в правовой сфере. И в этом есть заслуга СМИ «Добрососедство» и всего нашего направления.

Вниманию читателей предлагаем материал нашего постоянного автора профессора, доктора юридических наук Морозова Павла Евгеньевича о разграничении полномочий в миграционной сфере.

 Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство»

 

Павел Морозов: О разграничении полномочий

В связи с разработкой МВД России Концепции миграционной политики Российской Федерации на первый план вновь вышли вопросы, связанные с разграничением полномочий в сфере миграции между МВД России(Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации), Федеральным агентством по делам национальностей России и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Полагаем, что возникновение этих вопросов связано, прежде всего, с недостаточно четким и полным  отражением в нормативных правовых актах о функциях данных государственных органов положений  Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Так, Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" устанавливает в качестве основной задачи этой политики

обеспечение потребностей российской экономики и рынка труда, интересов сбалансированного развития регионов, решения задач демографической политики путем активного воздействия на миграционные процессы, включая меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах.

В Положении о Федеральном агентстве по делам национальностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2015 г. № 368, определяется, что основной функцией данного органа  является выработка и реализация государственной национальной политики.

Кроме того, ФАДН России оказывает поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере развития межнационального сотрудничества, сохранения и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, а также ведение реестра социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки в установленной сфере.

Вместе с тем, если обратиться к  Приказу МВД России от 15.04.2016 N 192 "Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, то можно отметить, что Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.

Анализ данного положения позволяет заключить, что часть полномочий ФАДН России фактически включается в компетенцию ГУВМ МВД России (например, меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах, а также адаптация мигрантов), что, на наш взгляд, не в полной мере соответствует Указу Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" формулирует, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в  сфере трудовой миграции.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что Минтруд РФ определяет основные направления в сфере трудовой миграции, в том числе и меры стимулирования для привлечения мигрантов в трудонедостаточные регионы и создания рабочих мест в трудоизбыточных регионах, однако, это положение не в полной мере соответствует Указу Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года".

 

Павел Морозов.

Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),

доктор юридических наук, Московская Государственная Юридическая Академия (МГЮА) имени О.Е. Кутафина,

 

Опубликовал общественно-политический портал "#Добрососедство".

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки. Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com) 

Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"

Вернуться назад Версия для печати