В рамках Проекта «Законодательство для добрососедства» и готовящегося проекта «От науки к практике» на портале #Добрососедство продолжаем публиковать материалы, направленные на развитию добрососедских отношений, которая ведётся у нас, в России и в правовой сфере.
Вниманию наших читателей мы предлагаем очередной материал нашего постоянного автора профессора, доктора юридических наук Морозова Павла Евгеньевича о современных тенденциях регулирования трудовой миграции-протекционизма (ужесточения) и либерализации.
Юрий Московский,
директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», председатель Комиссии по нормативно-правовым инициативам Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы
О двух тенденциях
П.Е.Морозов,
профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О..Е.Кутафина
В последнее время в Москве вновь исключительную актуальность приобрела проблема сочетания двух тенденций регулирования трудовой миграции-протекционизма (ужесточения) и либерализации.
Протекционизм находит свое выражение в предложениях об отказе от адаптации и интеграции мигрантов, увеличении стоимости патентов, ужесточения законодательства о труде граждан ЕАЭС (например, Кыргызской Республики).
Либерализация реализуется, в частности, в форме Стратегии национальной политики города Москвы на период до 2025 года, в которой указывается, что одной из целей национальной политики города Москвы является социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское сообщество (п.3.2.6).
Кроме того, «оптимизация привлечения иностранной рабочей силы и создание экономических условий для снижения зависимости экономики города Москвы от иностранной рабочей силы за счет обеспечения права трудоустройства граждан Российской Федерации, российских соотечественников, проживающих за рубежом, а также граждан стран участников Союзного государства Белоруссии и России, Евразийского экономического союза» (п.4.6.1. Стратегии). Отметим, что в Евразийский экономический союз входит и Кыргызская Республика.
В свою очередь, в Договоре о ЕАЭС формулируется, что работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.
Отметим, что государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания (статья 97 Договора о ЕАЭС)
Таким образом, проблема существует и ее решение нам видится в плоскости нахождения оптимального сочетания интересов работников – граждан РФ и иностранных граждан в сфере труда.
Павел Морозов.
Морозов Павел Евгеньевич (Морозов П.Е.),
доктор юридических наук, Московская Государственная Юридическая Академия (МГЮА) имени О.Е. Кутафина,
Морозов Павел Евгеньевич для СМИ "Добрососедство"
Опубликовал общественно-политический портал "#Добрососедство".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции, автор отвечает за точность приведенных фактов и оценки.
Деятельность эл. СМИ "Добрососедство" поддерживает Фонд развития международных связей "Добрососедство" (www.dobrososedstvo.com)
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться