Содержание учебников истории, по которым учатся в гимназиях и лицеях, - это катастрофа. Вот учебник «История румын и всеобщая история» для 9 класса. Авторы - Игор Шаров, Игор Кашу, Майя Добзеу, Павел Чербушкэ.
Больше трети украинцев умерло от голода?
В главе «Голодомор 1932–1933 гг. на Украине как проявление геноцида» читаем: «Слово голодомор в русском и украинском языках означает убийство через голодание. В результате последних исследований историки констатировали, что голод 1932–1933 гг. в Украинской ССР был вызван политикой тоталитарного коммунистического режима, направленной против украинского народа, вследствие которой погибло от 3 до 10 млн украинцев. Историки настаивают на необходимости международного осуждения трагедии».
Откуда взяли цифру в 10 миллионов жертв голода?
По данным двух независимых статистических исследований численность украинцев на украинской этнографической территории в 1914 году составляла около 30 миллионов человек. Один автор - деятель УНР в эмиграции, социолог Никита Шаповал, другой - известный московский демограф Владимир Кабузан. К 30-м годам население уменьшилось в результате Первой мировой и гражданской войн. Получается, что больше трети украинцев умерло от голода?
Меньшинства сами напрашивались на депортацию на Мадагаскар
Книгу сопровождают цитаты под рубрикой «Документ». Вот одна из них: «Хотя в лагере находилось 24 тысячи человек, не было элементарного лазарета. Не было ни одеял, ни повязок, ни белья, ни воды. Все страдали от мучительной жажды, но никто не мог найти воду, чтобы утолить ее». Очевидец об условиях жизни в ГУЛАГе».
Кто этот очевидец? Что это за документ? Откуда взят? Почему никак не обозначен? Эту цитату авторы просто сочинили?
О Мюнхенском сговоре и разделе Чехословакии в книге говорится неопределенно и обтекаемо, о пакте Молотова-Риббентропа – ожидаемо негативно. Но это цветочки. Ягодки - в главе «Национальные меньшинства в Румынии».
Читаем: «До 1918 г. румыны составляли абсолютное большинство населения Королевства Румыния (около 88,5%). Наиболее значительным меньшинством были евреи, которые проживали в основном в городах и местечках Молдовы… После Великого Объединения удельный вес меньшинств значительно возрос… Подобно другим странам Юго-Восточной Европы, в Румынии центральные власти столкнулись с трудностями в деле интеграции меньшинств. Это объясняется… ревизионистскими тенденциями элит некоторых этнических групп из этих провинций. Конфликтные ситуации подпитывались и напряженными отношениями с соседними государствами, особенно с Советским Союзом».
Вот как! То есть меньшинства сами по указке Москвы напрашивались на ущемление прав, депортации на Мадагаскар по программе Октавиана Гоги и перемещение в гетто?
И не было в 20-х годах в Румынии манифестов «интеллектуалов» с требованием «очищения нации», которые поддерживало большинство населения. А Никифор Крайник, идеолог «очистки» нации от евреев, цыган, венгров, славян, в учебнике представлен как великий интеллектуал, внесший огромный вклад в развитие румынской культуры.
Румыния времен Антонеску - образец терпимости к евреям, цыганам и славянам?
В главе о положении этнических меньшинств в Бессарабии в 1918-1940 годах читаем (с 35): «По итогам переписи 1930 г., в Бессарабии проживало около 2 млн 850 тыс. человек, из них более 1 млн 600 тыс. румын. В городах, особенно в центре и на севере Бессарабии, имелась значительная еврейская популяция. Здесь, как и на всей румынской территории, в годы, предшествующие Второй мировой войне, и во время её евреи подвергались политической дискриминации… В Румынии существовали многочисленные положительные явления, касающиеся законодательства, духа терпимости и сотрудничества между румынами и представителями национальных меньшинств. В то же время имели место и недостатки в функционировании демократического режима. Они подпитывали политический экстремизм и вносили напряженность в межэтнические отношения… На всем протяжении межвоенного периода румынское государство пыталось ликвидировать последствия русификации румынского населения в царское время. Некоторые из принятых мер расценивались этническими меньшинствами как дискриминационные, например, введение в школах румынского языка. В Бессарабии в межвоенный период нашли убежище многие советские граждане, бежавшие с территорий, управляемых коммунистами. Здесь меньшинства издавали прессу на своих языках (немецкий, русский, идиш), создавали свои культурные и профессиональные организации».
Итак, Бухарест устраивал гетто и концлагеря, проводил массовые расстрелы и конфискации, чтобы «преодолеть последствия русификации»?
К этому опусу прилагается статистика этнического состава населения Бессарабии за 1930 год (в процентах): румыны – 56, русские – 12, украинцы – 11, евреи – 6, болгары – 5,7, гагаузы – 3,5, немцы – 2,8, другие – 2. Как видим, молдаван в Бессарабии не было. И даже по сомнительной переписи 1930 года евреев было 7,5 процента, а в Кишиневе - около 50 процентов. Откуда эти данные?
МАССР и молдавский язык как объект ненависти
Особую ненависть авторов учебника вызывает феномен Молдавской АССР, с которой началось восстановление государственности молдаван.
Приводится цитата из аналитического доклада комиссии по изучению и оценке тоталитарного коммунистического режима в РМ (?) от 2010 года: «В стремлении большевистской диктатуры основать новый мир, построенный на классовых критериях и классовой ненависти, бывшей Молдавской АССР отводилась особая роль. …Хотя и представленная в качестве автономного государства, МАССР была, в реальности, плацдармом для осуществления советских экспансионистских планов, пройдя эволюцию с 1924 по 1940 год от жесткого урезания собственных характеристик мнимой государственности, до статуса обычной области Советской Украины». (С.39, ошибки пунктуации – авторские).
С еще большей ненавистью пишут авторы учебника о молдавском языке. В главе «Проблема языка в Молдавской АССР» читаем: «Лидеры МАССР проводили политику создания нового «молдавского» языка, отличавшегося от румынского, с целью «защитить молдаван республики от румынского культурного влияния». Так возникла теория о «молдавском» языке, претендовавшая на то, что молдаване и румыны являются различными нациями. Эта теория впоследствии стала официальной идеологией, проводимой Коммунистической партией Молдавской ССР» (с. 41).
Под сенью «камня Гимпу»
А вот что мы узнаем из главы «Бессарабская проблема в румынско-советских отношениях в 1924 г.»: «Не примирившись с потерей Бессарабии, советское правительство предпринимало враждебные действия в отношении Румынии и стремилось дестабилизировать положение в Бессарабии. По инициативе Коминтерна из Москвы был организован ряд восстаний, в том числе Татарбунарское в сентябре 1924 г. Эта грубая акция была подготовлена не территории СССР и затем «экспортирована» в Южную Бессарабию. Восстание вспыхнуло в том регионе, где вследствие колонизаторской политики царизма произошли серьезные демографические изменения, и румын насчитывалось меньше, чем представителей иных национальностей. В октябре 1924 г. советские власти создали на левобережье Днестра Молдавскую АССР, преследуя этим цель ускорить возврат Бессарабии. Впоследствии советские геополитические интересы в регионе, а также революционно-разрушительный характер большевистской пропаганды превратили довольно быстро бессарабскую проблему из внутреннего вопроса румынского государства в узел международных противоречий». (С.43).
А что, до 1812 года на юге Бессарабии жили румыны?
Иллюстрирует всю эту галиматью пресловутый «камень Гимпу» (с. 48).
«Мы постараемся расчистить развалины прошлого рабства»
В учебнике есть удивительная глава «Румынская культура в 1918–1940 гг.». Цитируем: «После Великого Объединения в Румынии создались благоприятные условия для развития всех областей культуры. Образование и наука, литература и искусство достигли небывалого расцвета. На новоприсоединенных территориях – в Бессарабии, Буковине и Трансильвании – были устранены политико-государственные барьеры и обеспечен широкий доступ к достижениям румынской культуры».
Никаких примеров расцвета культуры при румынской оккупации авторы привести не смогли.
А вот что узнаем из главы «Развитие образования в Бессарабии»: «После 1918 г. произошли заметные изменения в системе общественного образования Бессарабии, был ликвидирован ее колониальный русификаторский характер. Помимо существовавших русских, еврейских, немецких школ, были открыты и национальные румынские. Каждому ученику была предоставлена возможность обучаться на родном языке. Программа развития образования предусматривала улучшение образования в селах для большинства населения Бессарабии, ликвидацию неграмотности, открытие школ в каждом селе, обеспечение каждой школы учителями…. Сотни тысяч детей окончили румынские школы, включившись в духовную жизнь всей Румынии».
В книге есть и другие перлы. Стоит отметить ее стилистику. Например, фраза «ревизионистские тенденции элит» - про борьбу этнических меньшинств за свои права. Это точно подходящая форма подачи информации для детей, не говоря уже о содержании?
А вот приведенная авторами цитата из программы журнала «Жизнь Бессарабии»: «Мы постараемся расчистить развалины прошлого рабства, в котором жила наша Бессарабия, по крайней мере, в век русского владычества; … мы постараемся представить душу бессарабских румын во мгле прошедших веков и в лучезарном свете нынешнего румынизма; мы будем исследовать землю Бессарабии с точки зрения геологии, истории, этнографии, экономики и др..». (С. 56).
И где же эти исследования, обещанные по выходу из «мглы»?
Красная армия не была готова к войне, но почему-то ее выиграла
Великая Отечественная война в учебнике истории для 9 класса освещается в главе «Германское вторжение в СССР». Из нее мы узнаем, что «Красная Армия не была достаточно подготовлена к войне», но почему-то ее выиграла.
«Уже в ноябре 1941 г. германские войска находились на подступах к Москве. Советские войска понесли огромные людские потери – несколько миллионов солдат попали в плен… Отразив германские наступления под Москвой (декабрь 1941 г.) и Сталинградом (ноябрь 1942 – февраль 1943 г.), Красная Армия перехватила стратегическую инициативу и перешла в наступление. Другая важнейшая битва произошла в июле 1943 г. под Курском. Это было крупнейшее в истории танковое сражение, закончившееся победой советских войск. В марте 1944 г. они достигли западной границы СССР и продвигались к Берлину, преодолевая ожесточенное сопротивление германской армии, которая капитулировала лишь 8 мая 1945 г.».
Полстраницы про войну и четверть страницы – про преступления фашизма
Представьте себе, что это все про войну. Меньше половины 61-й страницы! И еще менее половины той же страницы – глава «Преступления против человечества», где половина - про Катынь. Про зверства немецких и румынских фашистов, политику Антонеску и голод в Бессарабии, про расстрелы военнопленных, концлагеря и гетто Транснистрии – ни слова. Ничего этого как бы и не было.
Советским людям война обошлась очень дешево
А вот еще перл: «Наибольшие человеческие и материальные потери понес СССР из-за отсутствия необходимых средств ведения войны, а также из-за пренебрежения со стороны Сталина ценой человеческих жизней. Затраты на войну исчислялись в 1500 млрд долларов США и распределялись так: США – 21%, Великобритания – 20%, Германия – 18%, СССР – 13%» (с. 63).
«Брежнев считал, что люди должны лучше работать, и все проблемы разрешатся»
Очень своеобразно описывают авторы учебника достижения советской эпохи.
На с. 80-81 читаем: «Леонид Брежнев, следующий руководитель КПСС (1964–1982), был более консервативен и стремился избегать внутриполитической конфронтации. Он отказался от реформаторских идей. По его мнению, люди должны лучше работать, и все проблемы разрешатся сами собой. Тех, кто оказывал сопротивление режиму, называли «диссидентами», а не «врагами народа». Их не отправляли в Сибирь и не казнили, а «госпитализировали» в психиатрические больницы на неопределенный срок… Руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий не всегда могли выполнять установленные планы производства и были вынуждены фальсифицировать статистические данные. Период правления Брежнева получил название эпохи застоя».
И это все о том периоде, когда население Молдавии было на пике - 4 миллиона! Людям было плохо, всех подряд закрывали в сумасшедший дом, - но люди при этом почему-то не боялись рожать детей и твердо знали, что их дети будут учиться, лечиться бесплатно, а потом будут обеспечены работой!
Главное достижение Советской Молдавии – деятельность Шолтояну и Гимпу
О содержании главы «МССР: экономика и общество (1944–1991) годы» можно судить по названиям разделов: «Голод», «Насильственная коллективизация», «Массовые депортации», «Национальное движение» (с. 85).
И как же без сопротивления всему этому кошмару!
«Героической страницей национального сопротивления явилась деятельность Национально-патриотического Фронта, - читаем в учебнике. - Лидеры этой организации в своих письмах выдвигали требования соблюдения прав местного населения и воссоединения Бессарабии с Румынией. Члены организации – Александру Усатюк, Георге Гимпу, Валерий Граур и Александру Шолтояну – были обвинены в антисоветской пропаганде и приговорены к различным срокам заключения» (с.87).
Интересно, что лидер этой группы Шолтояну почему-то не захотел жить в Республике Молдова после обретения ею независимости, а остался в Москве. С чего бы?
«Культура и наука в МССР были в глубоком кризисе и застое»
80-е годы описываются как провал освоения целины, дефицит, очереди, Чернобыль. Культура и наука в МССР – в глубоком кризисе и застое. При этом «несмотря на введенные тоталитарным режимом многочисленные запреты, в области литературы отмечались существенные достижения».
Забавно: о культуре МССР авторы наваляли аж две страницы, привели множество известных имен. О культуре РМ за 30 лет – один абзац и ни одного имени: «В культурной сфере усилия были направлены на возвращение к национальным культурным ценностям, на стабилизацию сотрудничества с культурными центрами Румынии. В системе образования была предпринята серия реформ, связанных, в первую очередь, с созданием и утверждением лицеев. Творческая интеллигенция явилась инициатором эффективной интеграции в общем контексте развития румынской культуры. Открытость к Западу стала реальностью сегодняшней жизни. В культурной жизни появилось новое поколение писателей, артистов, музыкантов. Развитию румынской литературы Республики Молдова способствовали журналы "Basarabia”, "Contrafort”, "Literatura și arta”, "Limba română” и др. Различные кружки, форумы, воспоминания известных личностей румынской культуры являются важным фактором в консолидации национального самосознания».
Не странно ли, что интеграция в советское пространство привела к возникновению целой плеяды громких имен, а вот интеграция в румынскую культуру не дала ничего?
В МССР существовала «всеобщая мобилизация»?
Описывая реалии 80-х годов в МССР, авторы приводят цитату из книги В.Бенюка «Тоталитаризм как реальность»: «Основные функции идеологии – пропаганда среди населения Молдовы марксистско-ленинского учения; всеобщий контроль над наукой и культурой; антирумынизм; всеобщая мобилизация; борьба против религии, которая, в свою очередь, подпитывалась официальной идеологией. За полвека существования советской власти на територии Молдовы коммунистический режим провел свои идеологические эксперименты на трех поколениях жителей этого региона. Если первое из этих поколений, у которого существовали сомнения в новой власти, подверглось террору и насильственному изменению убеждений, следущие два стали полигоном для испытаний в создании нового советского человека – "Homo sovieticus”. Это направление политической и экономической системы МССР всецело поддерживалось союзными органами власти» (грамматические ошибки - авторские).
«Одноклассник моей дочери заявляет, что он фанат Гитлера»
Можете скачать этот учебник и узнать, что вдалбливают в умы ваших детей сеятели «разумного, доброго, вечного». Мало кто из родителей вникает в содержание учебников. Но те, кто их читает, приходят в ужас.
Вот что пишут по поводу приведенных цитат наши читатели на странице «МВ» в Facebook
«У моей дочери, 11 класс, одноклассник, представьте себе, открыто заявляет, что он фанат Гитлера, восхищается им. Этот ребенок - отличник, вот что такое промывка мозгов. Когда мои дети учились в школе, у них был внутренний конфликт. Я им говорю одно, мы ходим на акции «Бессмертного полка», рассказываю им про их прадеда, который дошел до Берлина… А в учебниках обратное. Я им объясняла: то, что вы учите в школе, - для оценок, но правды там нет. Родителям нужно быть очень внимательным к тому, чему учат в школе».
«Пока сын учился в школе - перечитывала учебник истории каждый год. К последнему году слов больше не осталось. Просто взрыв мозга. И еще кто-то кого-то обвиняет в переписывании истории».
«Я считаю, что историю в школе надо запретить, так как это один из путей разрушения сознания наших детей. И тогда появляются "шаровы "и "чернолевы" с фашистским самосознанием и славянскими фамилиями. Да, Антонеску и Гога поработали со славянским меньшинством в Бессарабии, с их дедами, искоренив напрочь их идентичность и сделав самыми преданными янычарами».
Олег Волков
Мнения
Ваш комментарий будет первым
Написать комментарий
Все комментарии (0)
Вернуться