СНГ: явственная нацеленность на экономическое и политическое партнерство

Заседания Совета глав государств – участников СНГ и совета министров иностранных дел стран Содружества (СМИД), состоявшиеся в Москве, подтвердили растущую заинтересованность стран Содружества в дальнейшем укреплении их политико-экономических взаимосвязей.

Саммит Совета глав государств СНГ предварило заседание СМИД, где были приняты заявления-декларации «О принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии» и «О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер». Комментируя эти документы, глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе пресс-конференции отметил, что «справляться с санкциями и в целом с вызовами удаётся хорошо. Методы, используемые Западом, вызывают отторжение у всех остальных государств, включая государства постсоветского пространства». При этом министр акцентировал внимание на том, что «незаконные меры, которые носят название вторичных, третичных санкций, ничего общего с международным правом не имеют».

Характерно в этой связи, что, по оценкам ВТО и Постоянной конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), санкционные меры Запада в отношении РФ, Белоруссии, Ирана, Мьянмы, Кубы, КНДР, Сирии, Судана и некоторых других стран ежегодно замедляют на 5-10% рост общемирового ВВП, примерно на столько же – рост международной торговли, и не менее чем на 5-6% замедляется рост международных инвестиций.

Но в этих структурах, особенно в ВТО, пока доминирует влияние коллективного Запада. Поэтому США, ЕС, другие страны Запада и их структуры игнорируют рекомендации ВТО-ЮНКТАД об ущербности для мирохозяйственных взаимосвязей санкционной внешнеэкономической политики.

В означенном контексте С. Лавров подчеркнул, что в рамках СНГ принимаются меры по «наращиванию взаимных торгово-экономических связей: это в полной мере вписывается в нормы международного права, предусматривающие честную конкуренцию, рыночные механизмы, неприкосновенность собственности, равноправие в торговле». С такими оценками согласились главы МИД других стран Содружества.

Примечательно в этой связи, что, по оценкам российских и белорусских экспертов, к настоящему времени минимизировано влияние западных, притом усиливающихся санкций против РФ и Белоруссии. В том числе и благодаря тому, что Москвой и Минском, как и странами-партнерами Союзного государства, активно используются различные торговые и финансовые схемы, позволяющие «обходить» санкции и другие ограничения со стороны Запада.

Весьма характерно, что именно 8 октября российское ПАО «Промсвязьбанк» анонсировало новую инфраструктуру для расчетов по зарубежным торговым контрактам российского бизнеса, устраняющую санкционные риски для российских и иностранных партнеров. Для этого создана автономная банковская структура. Подробности пока не сообщаются, но, по информации замглавы «Промсвязьбанка» Михаила Дорофеева, «обеспечивая бесперебойность трансграничных операций российских импортеров и экспортеров, разработанный механизм станет важнейшей частью развития внешней торговли и, соответственно, стимулирования промышленности и потребительского рынка России».

В заявлении СМИД СНГ «О принципах сотрудничества в обеспечении безопасности в Евразии» содержится призыв к консолидации мирового сообщества для «коллективных ответов на глобальные и региональные вызовы и угрозы безопасности». В основе таких ответов, как считают руководители дипломатических ведомств, «должны быть политико-дипломатические меры по снижению конфликтного потенциала путем устранения фундаментальных причин межгосударственных противоречий». Подтверждена в документе значимость сопряжения деятельности СНГ, ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Диалога по сотрудничеству в Азии, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и других объединений, в том числе в транспортно-логистической, торговой, финансовой и других сферах на евразийском пространстве.

Остается лишь с сожалением констатировать, что по одной ей известным причинам Армения не поддержала два заявления: «О принципах обеспечения евразийской безопасности» и «О недопустимости использования в международных отношениях односторонних ограничительных мер».

* * *

Нацеленность на экономическое и политическое партнерство продемонстрировали также участники саммита глав государств Содружества. В нем, наряду с председателем форума Владимиром Путиным, участвовали президенты Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана – Ильхам Алиев, Александр Лукашенко, Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров, Эмомали Рахмон, Сердар Бердымухамедов, Шавкат Мирзиёев и премьер-министр Армении Никол Пашинян.

В своем выступлении В. Путин выделил несколько взаимосвязанных акцентов в политике РФ в отношении стран Содружества: «Взаимодействие в рамках СНГ, – отметил он, – является одним из главных приоритетов внешней политики России. Для нас страны Содружества – самые близкие соседи, друзья, стратегические партнёры. Мы, естественно, настроены на всемерное укрепление нашего сотрудничества». Подчеркнуто, что на данную стратегическую задачу «нацелена концепция российского председательства в СНГ 2024 году» (с 2025-го председательство переходит к Таджикистану).

Глава РФ пояснил, что, «уделяя большое внимание экономической тематике Содружества, уверен, что есть все возможности дал запуска новых, крупных, взаимовыгодных проектов в промышленности, сельском хозяйстве, финансах, инфраструктуре». Схожее мнение высказали другие участники заседания.

Отмечалось, что за первое полугодие товарооборот России с другими странами СНГ увеличился на 6,7% (в сравнении с тем же периодом 2023 г.). Сейчас в общем товарообороте РФ доля торговли с государствами – членами СНГ составляет 16% против 14% в прошлом году. При этом торговля стран Содружества друг с другом развивается быстрее: в 2023 г. она в целом выросла на 30%. Эти тенденции сохраняются в текущем году.

А. Лукашенко призвал страны СНГ коллективно противодействовать западным санкциям, выработав меры комплексного реагирования на санкции против отдельных стран-партнеров по Содружеству, ибо политика Запада нацелена не только подорвать отдельные страны, но и политически и экономически расколоть СНГ в целом. Такая позиция была четко поддержана российской стороной. Судя по тональности других выступлений на заседании, дискуссия по этой тематике продолжится.

На саммите не могли не затронуть и взаимоотношения между двумя членами СНГ – Арменией и Азербайджаном. Н. Пашинян заявил, что «Армения уже в этом месяце готова подписать мирный договор с Азербайджаном: это наша официальная позиция». По оценке обеих сторон, как пояснил Н. Пашинян, документ «уже готов на 80%». А решение других вопросов после подписания соглашения «будет намного легче, поскольку обстановка в регионе будет другой». Показательно, что И. Алиев в принципе согласился с этим мнением, хотя не уточнил, когда конкретно будет подписан договор.

Как представляется, российская сторона, инициировав соответствующие переговоры с начала 2020-х и выступая с выверенными предложениями, добилась стратегического прорыва во взаимоотношениях Баку и Еревана, конфликтных с конца 1980-х. Так что нынешний тренд в этой сфере существенно снижает реализуемость ЕС-НАТОвских схем «посредничества» в армяно-азербайджанских отношениях.

В докладе белорусской стороны, посвященном предстоящему 80-летию Победы над фашизмом, подчеркивается необходимость сохранения странами Содружества памяти о войне и подвиге народов СССР, которые внесли беспрецедентный вклад в Великую Победу. Отмечена также востребованность совместных действий – межгосударственных и общественных – в борьбе с героизацией нацизма и его пособников, а также в деле сохранения действующих и создания новых мемориалов в честь героев Великой Отечественной войны.

На основе доклада было принято коллективное Обращение стран СНГ в связи с предстоящей знаменательной датой. Его текст вскоре будет распространен в ООН, ШОС, БРИКС, других международных организациях.

В ближайшие месяцы намечается согласовать совместные мероприятия стран Содружества в преддверии упомянутой даты. Решено также учредить Почетное звание СНГ – «Город трудовой славы: 1941-1945» с присвоением его городам стран Содружества, внесшим особый вклад в Великую Победу.

Среди документов, подписанных в ходе саммита, – «Программа сотрудничества в области дерадикализации на 2025-2027 годы», инициированная Узбекистаном. Она нацелена на укрепление комплексного взаимодействия стран СНГ в предотвращении терроризма, антигосударственного радикализма и других противоправных действий. Приняты также протокол «О деятельности Межпарламентской ассамблеи СНГ по укреплению интеграционного сотрудничества» (документ ориентирует эту структуру на дальнейшую активизацию ее работы в интеграционной сфере); заявление «О развитии сотрудничества в области искусственного интеллекта гражданского назначения».

Также главы государств определили культурные столицы Содружества на ближайшие годы: в 2025 году это будет азербайджанский город Лачин (невдалеке от границы с Арменией), в 2026 году – южноармянский Мегри (на границе с Ираном), а в 2027-м – белорусский Молодечно (западнее Минска). Здесь будут проводиться разнообразные мероприятия стран СНГ в сфере культуры и искусства.

Кроме того, по предложению совета министров юстиции стран СНГ 2027 год объявлен Годом правового просвещения в Содружестве. Принят также ряд кадровых решений в структурах СНГ.

https:

Вернуться назад Версия для печати