Иностранцев позовут в Россию лечиться от рака и делать пластику

Клиники заработают на своих услугах, а туроператоры — на доставке пациентов из-за рубежа, считают в Госдуме

Поток иностранных туристов в Россию должен утроиться в ближайшие пять лет, такая цель зафиксирована во вступившем в действие нацпроекте. Достигнуть этого может помочь в том числе развитие медицинского туризма, считает глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. В России отличные врачи и современные технологии, а цены ниже, чем у конкурентов. В интервью «Парламентской газете» депутат также рассказал, как обезопасить себя, отправляясь в отпуск, и назвал главные задачи, стоящие сейчас перед отраслью.

- Сангаджи Андреевич, когда туризм в России станет полноценной отраслью экономики и что для этого делает государство?

- Перед нами стоит задача масштабировать отрасль: доля туризма в ВВП составляет сейчас 2,5-2,6 процента, к 2030 году она должна вырасти до 5 процентов. При этом обратной стороной высокого интереса к поездкам по России стали нехватка средств размещения, проблемы с логистикой и качеством оказываемых услуг, растущие цены. Исправить это только за счет государства невозможно. Я глубоко убежден, что туризм — это направление, которое нужно развивать сообща с бизнесом. Нам нужно шире открыть двери для малых и средних предпринимателей, готовых инвестировать в развитие туризма в своих регионах.

Основная политика государства сейчас направлена на то, чтобы работать с предложением. Спрос и так высок, поэтому нужно его сбалансировать, тем самым приведя в порядок ценообразование. На это направлен очередной этап нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

- Каковы перспективы въездного туризма из-за рубежа?

- Здесь долгое время главной проблемой оставалось получение визы для въезда в нашу страну. Сейчас она постепенно решается, с рядом стран мы отменили или существенно упростили процесс получения виз, около 50 стран вошли в проект электронной визы. Объективные факторы продолжают оказывать влияние, но тем не менее сейчас в Россию приезжает около 5 миллионов иностранных туристов. Цель нацпроекта — увеличить эту цифру до 16 миллионов, но мы понимаем, что перспектива въездного туризма кратно больше.

Я считаю, что мы должны давать иностранцам не только возможность увидеть нашу природу, удивиться уровню технического прогресса и доступной среде, но и развивать другие аспекты, которые пока остаются в тени. Например, медицинский туризм. Существует ряд направлений, где Россия находится в конкурентном поле: онкология, детская травматология, косметология, гинекология, стоматология, пластическая хирургия. Качество здесь очень высокое, а цены ниже, чем у потенциальных конкурентов. Нужно добавить к этому нормальную деятельность туроператоров с точки зрения доставки к нам туристов. И это лишь один из примеров новых практик.

- Одна из частей нацпроекта касается кадров. Что планируется сделать?

- К сожалению, могу констатировать, что почти 80 процентов студентов, которые учатся на туристических направлениях, свою профессиональную жизнь с туризмом не связывают. Стоит задача сделать профессию более привлекательной, пока же зарплаты в нашей отрасли невысоки. К 2030 году ожидается дефицит кадров на уровне 400 тысяч вакансий, из которых процентов 20 — это руководящий, менеджерский состав.

У нас открыты федеральные центры переподготовки кадров, они действуют в Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге. Там работники повышают квалификацию через общение с бизнесом и знакомство с лучшими практиками. Во взаимодействии с бизнесом, то есть с реальным сектором отрасли, видим будущее. Плюс свои образовательные модули внедряют уже успешно работающие большие корпорации, то есть они готовят кадры внутри себя и для себя.

- Насколько быстро туристические маркетплейсы занимают рынок?

- Очень быстро. Внутренний рынок принадлежит маркетплейсам уже процентов на 70. Выездной туризм пока еще работает по старому формату, поскольку считается, что рисков там больше. Тем не менее процесс завоевания рынка идет, и наша задача обезопасить людей от рисков и сделать работу операторов прозрачной и удобной. Маркетплейсы должны предоставлять финансовые гарантии клиентам при продаже турпродуктов и наравне с туроператором нести ответственность при совершении сделки и оказании услуг.

Так называемый цифровой контур, который мы создаем, призван повысить безопасность, поскольку часть туристической отрасли пока еще остается в серой зоне: до недавнего времени мы не знали, сколько точно у нас совершается поездок, сколько и какие у нас имеются средства размещения, кто работает гидами и так далее. Сегодня, когда созданы реестры туроператоров и турагентов, когда запущен проект электронных путевок, человек, приобретая тур, видит, сколько, кому и за что платит, может контролировать этот процесс, а в случае непредвиденной ситуации — максимально оперативно получить необходимую помощь.

- Какие из рассмотренных Комитетом Госдумы по туризму в 2024 году законопроектов вы считаете наиболее значимыми для отрасли?

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что восходящий тренд на развитие внутреннего туризма продолжается: если в 2023 году наши граждане совершили 74 миллиона поездок по стране, то по итогам 2024-го этот показатель составил уже 92 миллиона поездок.

Важной вехой для нас стали принятые законы о работе инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и экскурсоводов. В России появился реестр этих специалистов, в который попадают люди, обладающие соответствующим образованием и компетенциями. Кроме того, мы возвращаемся к хорошей практике категорирования маршрутов по уровню сложности и, соответственно, потенциальной опасности.

Еще один знаковый законопроект связан с классификацией гостиниц. Здесь будут действовать строгие правила, отели будут внесены в реестр коллективных средств размещения. Те, кто в него не попадут, не смогут размещать информацию о себе в публичном поле, предлагать услуги через сайты агрегаторов.

Начали работу над законодательным оформлением инклюзивного туризма и формирования доступной среды: в основу инфраструктурных объектов будет закладываться возможность их посещения людьми с ограниченными возможностями. Что касается семейного туризма: несмотря на то что отдельного законопроекта пока не выработано, большое значение имела проведенная депутатами и председателем Госдумы работа на данном направлении, в частности организованные Комитетом по туризму парламентские слушания минувшей осенью. Одним из практических результатов этой работы стало появление у авиакомпаний скидок и специальных тарифов на перелеты для пассажиров с детьми.

- Насколько революционным стало введение турналога?

- Этот вопрос остается дискуссионным, поэтому сейчас мы занимаемся парламентским контролем, как исполняется закон. В свое время неплохо себя зарекомендовал курортный сбор: поступающие деньги оставались в муниципалитете и шли только на развитие туристической инфраструктуры. В случае с турналогом механика более размытая, поэтому мы хотим хотя бы в течение года посмотреть, как эта норма будет работать в разных регионах, и затем, имея фактуру, обсуждать ее эффективность или даже думать о возможных поправках.

 

Иностранцев позовут в Россию лечиться от рака и делать пластику

Клиники заработают на своих услугах, а туроператоры — на доставке пациентов из-за рубежа, считают в Госдуме

Поток иностранных туристов в Россию должен утроиться в ближайшие пять лет, такая цель зафиксирована во вступившем в действие нацпроекте. Достигнуть этого может помочь в том числе развитие медицинского туризма, считает глава Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. В России отличные врачи и современные технологии, а цены ниже, чем у конкурентов. В интервью «Парламентской газете» депутат также рассказал, как обезопасить себя, отправляясь в отпуск, и назвал главные задачи, стоящие сейчас перед отраслью.

- Сангаджи Андреевич, когда туризм в России станет полноценной отраслью экономики и что для этого делает государство?

- Перед нами стоит задача масштабировать отрасль: доля туризма в ВВП составляет сейчас 2,5-2,6 процента, к 2030 году она должна вырасти до 5 процентов. При этом обратной стороной высокого интереса к поездкам по России стали нехватка средств размещения, проблемы с логистикой и качеством оказываемых услуг, растущие цены. Исправить это только за счет государства невозможно. Я глубоко убежден, что туризм — это направление, которое нужно развивать сообща с бизнесом. Нам нужно шире открыть двери для малых и средних предпринимателей, готовых инвестировать в развитие туризма в своих регионах.

Основная политика государства сейчас направлена на то, чтобы работать с предложением. Спрос и так высок, поэтому нужно его сбалансировать, тем самым приведя в порядок ценообразование. На это направлен очередной этап нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».

- Каковы перспективы въездного туризма из-за рубежа?

- Здесь долгое время главной проблемой оставалось получение визы для въезда в нашу страну. Сейчас она постепенно решается, с рядом стран мы отменили или существенно упростили процесс получения виз, около 50 стран вошли в проект электронной визы. Объективные факторы продолжают оказывать влияние, но тем не менее сейчас в Россию приезжает около 5 миллионов иностранных туристов. Цель нацпроекта — увеличить эту цифру до 16 миллионов, но мы понимаем, что перспектива въездного туризма кратно больше.

Я считаю, что мы должны давать иностранцам не только возможность увидеть нашу природу, удивиться уровню технического прогресса и доступной среде, но и развивать другие аспекты, которые пока остаются в тени. Например, медицинский туризм. Существует ряд направлений, где Россия находится в конкурентном поле: онкология, детская травматология, косметология, гинекология, стоматология, пластическая хирургия. Качество здесь очень высокое, а цены ниже, чем у потенциальных конкурентов. Нужно добавить к этому нормальную деятельность туроператоров с точки зрения доставки к нам туристов. И это лишь один из примеров новых практик.

- Одна из частей нацпроекта касается кадров. Что планируется сделать?

- К сожалению, могу констатировать, что почти 80 процентов студентов, которые учатся на туристических направлениях, свою профессиональную жизнь с туризмом не связывают. Стоит задача сделать профессию более привлекательной, пока же зарплаты в нашей отрасли невысоки. К 2030 году ожидается дефицит кадров на уровне 400 тысяч вакансий, из которых процентов 20 — это руководящий, менеджерский состав.

У нас открыты федеральные центры переподготовки кадров, они действуют в Татарстане, Москве и Санкт-Петербурге. Там работники повышают квалификацию через общение с бизнесом и знакомство с лучшими практиками. Во взаимодействии с бизнесом, то есть с реальным сектором отрасли, видим будущее. Плюс свои образовательные модули внедряют уже успешно работающие большие корпорации, то есть они готовят кадры внутри себя и для себя.

- Насколько быстро туристические маркетплейсы занимают рынок?

- Очень быстро. Внутренний рынок принадлежит маркетплейсам уже процентов на 70. Выездной туризм пока еще работает по старому формату, поскольку считается, что рисков там больше. Тем не менее процесс завоевания рынка идет, и наша задача обезопасить людей от рисков и сделать работу операторов прозрачной и удобной. Маркетплейсы должны предоставлять финансовые гарантии клиентам при продаже турпродуктов и наравне с туроператором нести ответственность при совершении сделки и оказании услуг.

Так называемый цифровой контур, который мы создаем, призван повысить безопасность, поскольку часть туристической отрасли пока еще остается в серой зоне: до недавнего времени мы не знали, сколько точно у нас совершается поездок, сколько и какие у нас имеются средства размещения, кто работает гидами и так далее. Сегодня, когда созданы реестры туроператоров и турагентов, когда запущен проект электронных путевок, человек, приобретая тур, видит, сколько, кому и за что платит, может контролировать этот процесс, а в случае непредвиденной ситуации — максимально оперативно получить необходимую помощь.

- Какие из рассмотренных Комитетом Госдумы по туризму в 2024 году законопроектов вы считаете наиболее значимыми для отрасли?

- Прежде всего, я хотел бы сказать, что восходящий тренд на развитие внутреннего туризма продолжается: если в 2023 году наши граждане совершили 74 миллиона поездок по стране, то по итогам 2024-го этот показатель составил уже 92 миллиона поездок.

Важной вехой для нас стали принятые законы о работе инструкторов-проводников, гидов-переводчиков и экскурсоводов. В России появился реестр этих специалистов, в который попадают люди, обладающие соответствующим образованием и компетенциями. Кроме того, мы возвращаемся к хорошей практике категорирования маршрутов по уровню сложности и, соответственно, потенциальной опасности.

Еще один знаковый законопроект связан с классификацией гостиниц. Здесь будут действовать строгие правила, отели будут внесены в реестр коллективных средств размещения. Те, кто в него не попадут, не смогут размещать информацию о себе в публичном поле, предлагать услуги через сайты агрегаторов.

Начали работу над законодательным оформлением инклюзивного туризма и формирования доступной среды: в основу инфраструктурных объектов будет закладываться возможность их посещения людьми с ограниченными возможностями. Что касается семейного туризма: несмотря на то что отдельного законопроекта пока не выработано, большое значение имела проведенная депутатами и председателем Госдумы работа на данном направлении, в частности организованные Комитетом по туризму парламентские слушания минувшей осенью. Одним из практических результатов этой работы стало появление у авиакомпаний скидок и специальных тарифов на перелеты для пассажиров с детьми.

- Насколько революционным стало введение турналога?

- Этот вопрос остается дискуссионным, поэтому сейчас мы занимаемся парламентским контролем, как исполняется закон. В свое время неплохо себя зарекомендовал курортный сбор: поступающие деньги оставались в муниципалитете и шли только на развитие туристической инфраструктуры. В случае с турналогом механика более размытая, поэтому мы хотим хотя бы в течение года посмотреть, как эта норма будет работать в разных регионах, и затем, имея фактуру, обсуждать ее эффективность или даже думать о возможных поправках.

https:

Вернуться назад Версия для печати