Завершившаяся сегодня в германском Фрайзинге конференция по укреплению доверия между Молдовой и Приднестровьем показала, что даже сами меры доверия стороны понимают по-разному. Курирующий реинтеграцию молдавский вице-премьер Еуджен Карпов говорил о «сближении двух берегов Днестра», в то время как глава МИД ПМР Нина Штански настаивала на выстраивании добрососедских отношений. В итоге договориться сторонам не удалось ни по одному из обсуждаемых блоков вопросов.
Руководители сторон — молдавский премьер Юрие Лянкэ и приднестровский лидер Евгений Шевчук, в отличие от прошлых лет, на конференцию не приехали. И это уже продемонстрировало, что уровень доверия между сторонами оставляет желать лучшего. Делегации Кишинева и Тирасполя возглавляли политические представители. Молдавский вице-премьер Еуджен Карпов сказал, что меры по укреплению доверия — «базовый элемент процесса урегулирования». О насущной необходимости «нарастить доверие» между сторонами заявила и политический представитель Приднестровья Нина Штански.
Правда, тут же выяснилось, что понимают Кишинев и Тирасполь под выстраиванием доверия разные вещи. Господин Карпов говорил о необходимости «сближения берегов Днестра» при условии соблюдения законодательства и международных обязательств Молдовы. Госпожа Штански такому подходу воспротивилась: «Не думаю, что берега реки Днестр нужно сближать. Это широкая, красивая река. И пусть берега будут там, где они есть. Но пусть на берегах этой реки живут люди, которые будут добрыми соседями, будут сотрудничать друг с другом. Пусть они строят мосты и свободно передвигаются, но не думаю, что нужно менять ландшафт». А искать компромиссы приднестровская сторона готова исключительно на основе равноправия сторон и взаимных шагов навстречу.
Вынесенные на повестку вопросы были поделены на секции: экономика (включая торговлю, свободу передвижения и инфраструктуру), образование и экология. Полноценный диалог в итоге сложился лишь в секциях по экологии и образованию. Подступиться же к решению наиболее острых проблем по взаимодействию в сфере экономики и свободы передвижения сторонам не удалось.
Большую часть времени представители Кишинева и Тирасполя потратили на политико-лингвистические споры о том, существует ли блокада Приднестровья. Не удалось продвинуться и в согласовании протокольного решения «О некоторых первоочередных мерах по обеспечению свободы передвижения населения и Республики Молдова». Работа над ним ведется уже два с половиной года. На каком-то этапе стороны были близки к компромиссу и даже согласовали нейтральные регистрационные номера для приднестровских грузоперевозчиков. Однако в последний момент переговоры споткнулись о вопрос, касающийся места регистрации соответствующих транспортных средств. Молдавская сторона настаивает, что они должны регистрироваться в Кишиневе, Тирасполь не согласен. В итоге диалог зашел в тупик, из-за чего не решается целый комплекс взаимоувязанных транспортных проблем, включая открытие моста через Днестр у сел Гура Быкулуй и Бычок. Несмотря на отсутствие практических результатов и договоренностей, как организаторы, так и стороны состоявшейся дискуссии оказались в целом довольны.
По словам Нины Штански, стороны «договорились договариваться», что «вселяет большую надежду на дальнейшее конструктивное развитие диалога». А спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по процессу приднестровского урегулирования Радойко Богоевич назвал хорошим знаком сам факт того, что «все участники переговорного формата, несмотря на напряженную политическую ситуацию в регионе, полны решимости обсуждать в конструктивном русле ежедневные проблемы людей на обоих берегах реки Днестр». Господин Богоевич также призвал главных переговорщиков чаще встречаться в период, предшествующий следующему раунду переговоров в формате «5+2», который предварительно намечен на 17-18 июля.
Ирина Ивашкина

