Экономика Таджикистана испытывает большие сложности. Денежные переводы трудовых мигрантов снизились почти вдвое, значительно упал внешнеторговый оборот страны.
ОБНАРОДОВАННЫЕ недавно данные о динамике денежных переводов некоторые эксперты назвали катастрофичными. По информации таджикского Нацбанка, в первом квартале нынешнего года приток средств из-за рубежа составил всего 364 миллиона долларов — на 284 миллиона меньше, чем за аналогичный период 2014 года. За всю историю ведения статистики это наибольшее падение. Даже в период мирового финансового кризиса 2008—2009 годов переводы трудовых мигрантов снизились примерно на 15 процентов.
Главная причина заключается в экономических трудностях, переживаемых Россией. Падение курса рубля и сокращение рабочих мест сильно ударили по иностранным работникам. Численность граждан Таджикистана в России снизилась на 200 тысяч человек — до одного миллиона. Ещё большим оказался экономический урон. Если год назад за счёт денежных переводов на родину формировалась треть республиканского ВВП, то теперь это соотношение упало до 19 процентов.
Значительное снижение пережил и внешнеторговый оборот страны. По итогам первого полугодия он сократился почти на 22 процента — с 2,5 до 1,9 миллиарда долларов. Значительная доля падения приходится на импорт. По словам начальника таможенной службы Таджикистана Абдуфатоха Гоиба, предпринимательская среда в настоящее время переживает процесс нестабильности. «На внешнеэкономическую деятельность и в целом экономику республики повлияли западные санкции, которые отразились на экономике России, — заявил он. — Кроме того, нестабильность курса национальной валюты также оказала негативное влияние на торговый оборот». По сравнению с прошлым годом Таджикистан стал гораздо меньше ввозить нефтепродуктов, автомобилей, цемента, древесины, муки и т.д. Сокращение импорта повлекло за собой уменьшение объёмов таможенных сборов. По этой причине бюджет республики недосчитался более 304 миллионов сомони (почти 3 миллиарда рублей).
Обрушившиеся на Таджикистан трудности в очередной раз доказали уязвимость и порочность его экономической системы. Огромная зависимость от трудовой миграции рано или поздно должна была ударить по стране. Единственным спасением является развитие реального сектора экономики. На первый взгляд, определённые сдвиги есть. Выступая в январе перед парламентом с традиционным посланием, президент Эмомали Рахмон заявил о создании 200 тысяч новых рабочих мест до конца этого года. Среди конкретных примеров выполнения плана — возобновление работы одного из крупнейших текстильных предприятий «Каабоол Тоджик Текстайлз», расположенного в городе Худжанд (бывший Ленинабад). Когда-то здесь работали более 2300 человек, однако семь лет назад выпускавшая хлопковое волокно и ткани фабрика закрылась. В августе предприятие должно возобновить работу.
Осторожный оптимизм вызывает и положение дел на алюминиевом заводе в городе Турсунзаде (на снимке). В течение нескольких лет он снижал объёмы производства. По итогам первого полугодия текущего года Таджикистан экспортировал 62 тысячи тонн металла — почти на 2 тысячи тонн больше, чем год назад.
Устойчивой тенденцией эти отдельные сдвиги к лучшему пока не назовёшь. Однако иного выбора, кроме развития отечественного производства, у властей республики нет.
Сергей Кожемякин